Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика физических качеств.
1.1 Особенности развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Методика развития физических качеств
2.2 Гибкость и факторы влияющие на ее развитие
2.3 Развитие ловкости посредствам спортивных и подвижных игр
3.3 Условия отбора содержания и планирования подвижных и спортивных игр
Сам термин "гибкость" обычно используется для интегральной оценки подвижности частей тела. Если оценивается диапазон движений в отдельных суставах, то принято говорить о подвижности в них.
В теории и методологии физической культуры гибкость рассматривается как многофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движения единиц тела. Существует две формы его проявления: активная, характеризующаяся размером диапазона движений при самостоятельном выполнении упражнений за счет своих мышечных усилий; пассивная, характеризующаяся максимальным размером диапазона движений, достигаемым действием внешних сил (с помощью партнера или веса).
В пассивных упражнениях на гибкость достигается более высокий диапазон движений, чем в активных упражнениях. Разница между активными и пассивными показателями гибкости называется запасом растяжения или запасом гибкости.
Существует как общая гибкость, так и особая гибкость. Общая гибкость характеризуется подвижностью во всех суставах тела и позволяет выполнять различные движения большой амплитуды. Особая гибкость - это максимальная подвижность в отдельных суставах, которая определяет эффективность профессионально применяемого вида спорта или деятельности.
Они развивают гибкость с помощью упражнений на растяжку мышц и связок. В целом, их можно классифицировать не только по активной и пассивной концентрации, но и по характеру мышечной работы. Различают динамические, статические и смешанные статодинамические упражнения на растяжку.
Особая гибкость приобретается при выполнении определенных упражнений на растяжку опорно-двигательного аппарата.
Гибкость зависит от многих факторов и, в первую очередь, от строения суставов, эластичных свойств связок и мышц, а также нервной регуляции мышечного тонуса. Это также зависит от пола, возраста, времени суток (гибкость снижается утром).
Дети более гибки, чем взрослые. Это качество лучше всего развивается в возрасте 11-14 лет. Обычно у девочек и юношей это качество выражено на 20-25% сильнее, чем у мальчиков и юношей. Гибкость увеличивается с возрастом примерно до 17-20 лет, после чего диапазон движений человека уменьшается из-за возрастных изменений. Женщины обладают на 20-30% большей гибкостью
, чем мужчины. Подвижность суставов у людей с астеническим типом меньше, чем у людей с мышечно-мускульным типом. Эмоциональный подъем с волнением способствует повышению гибкости. Под влиянием локальной усталости показатели активной гибкости снижаются на 11,6%, а пассивной – увеличиваются на 9,5%. Самые высокие показатели гибкости регистрируются с 12 до 17 часов дня и в условиях высокой температуры окружающей среды. Перед массажем горячий душ, умеренная стимуляция растягивающихся мышц также способствуют увеличению гибкости более чем на 15%.
Чем больше взаимное соответствие суставных поверхностей (т.е.
Шаровые шарниры имеют три, яйцевидные и седловые шарниры - два, а блочные и цилиндрические шарниры имеют только одну ось вращения. В плоских прокладках, не имеющих оси вращения, возможно лишь ограниченное скольжение одной поверхности прокладки по другой.
Они ограничивают подвижность и анатомические особенности суставов, такие как костные выступы, расположенные на пути движения суставных поверхностей.
Ограничение гибкости связано и со связочным аппаратом: чем толще связки и суставная капсула и чем больше натяжение суставной капсулы, тем больше ограничена подвижность сочленяющихся сегментов тела. Кроме того, размах движений может быть лимитирован напряжением мышц-антагонистов. Поэтому проявление гибкости зависит не только от эластических свойств мышц, связок, формы и особенностей сочленяющихся суставных поверхностей, но и от способности сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение, т.е. от совершенства мышечной координации. Чем выше способность мышц-антагонистов к растяжению, тем меньшее сопротивление они оказывают при выполнении движений, и тем “легче” выполняются эти движения. Недостаточная подвижность в суставах, связанная с несогласованной работой мышц, вызывает “закрепощение” движений, резко замедляет их выполнение, затрудняет процесс освоения двигательных навыков. В ряде случаев узловые компоненты техники сложно координированных движений вообще не могут быть выполнены из-за ограниченной подвижности работающих звеньев тела.
К снижению гибкости может привести и систематическое или концентрированной на отдельных этапах подготовки применение силовых упражнений, если при этом в тренировочные программы не включаются упражнения на растягивание.
2.3 Развитие ловкости посредствам спортивных и подвижных игр
Период обучения в подростковом и отроческом возрасте совпадает с формированием духовных и физических характеристик личности, с подготовкой к выполнению социальных функций в условиях демократического общества. Физическое воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса и не может рассматриваться как второстепенный компонент. Успех системы физического воспитания не исключает необходимости дальнейшего развития и совершенствования. Развитие ловкости и точности движений - одно из основных условий решения этой задачи.
Проблема рационализации двигательной активности учащихся имеет существенное гигиеническое значение, поскольку в последнее время среди молодежи наблюдается прогрессирующая гиподинамия, обусловленная большим объемом преподавания не только в классах, но и дома.
Соответственно, среди школьников и студенток есть большой процент с неудовлетворительным состоянием здоровья, избыточным весом, предрасположенностью к частым заболеваниям.
Для поддержания здоровья и высокого уровня физических качеств учащимся необходим двигательный режим, который должен включать не только физические упражнения и специальную гигиену и питание, но и спортивные и подвижные игры, развивающие ловкость.
Недостаточная двигательная активность негативно влияет на многие функции растущего организма и является патогенетическим фактором возникновения ряда заболеваний. Негативное влияние дефицита двигательного режима у подростков усугубляет феномен акселерации, присущий этому возрасту.
Неадекватность стандартов физического воспитания для роста и развития организма заключается либо в стимуляции этих процессов, либо в их угнетении в зависимости от величины нагрузки.
Нормализованная двигательная активность учащихся общеобразовательных школ была разработана профессором А. Т. Сухаревым (1972). Было установлено, что произвольная двигательная активность - это не столько биологическая потребность в движении (кинезофилия), сколько физкультура, но и местные климатические условия.
Программа физического воспитания для высших учебных заведений предлагает студентам изучение не только теоретических, но и практических вопросов; овладейте ими с помощью ряда практических физических упражнений из различных видов спорта и игр.
Основное содержание программы физического воспитания включает в себя жизненно важные двигательные, общеразвивающие и прикладные упражнения. Программа физического воспитания также включает спортивные игры - баскетбол, волейбол, гандбол, которые пользуются большой популярностью у студентов, а также индивидуальные подвижные игры.
Все эти игры направлены на физическое совершенствование подростка, развитие двигательной системы, адаптацию к меняющимся обстоятельствам жизни, закаливание не только физическое, но и психологическое. С одной стороны, они физически развивают человека через жизненные состояния человеческого тела, а с другой стороны, они раскрывают и проявляют определенные черты характера, личностные особенности и способности.
Идеи общего гармоничного развития человека, воспитания его личности всегда волновали передовые слои человечества. Некоторые ученые (Коробейников А. Н., Михеев А. А., Николенко И. Т.) наглядно продемонстрировали невозможность полноценного развития человека только с помощью физических упражнений. Для развития таких качеств, как ум, смекалка, точная координация движений, ловкость, скорость – необходимы специальные спортивные и развивающие игры.
Принцип сознательного и сенсорного мышления и контроля во время игры основан на правильной связи движения и психики человека, в частности, на зависимости успеха двигательной активности человека от способности контролировать движение во время игры. В процессе выполнения определенных условий возможно сознательно управлять их структурой только по отношению к исходным подсистемам. Основную функцию управления берет на себя сама двигательная система. Таким образом, можно овладеть двигательными действиями, развить двигательные навыки (особенно ловкость), развивая способность контролировать соответствие своих движений решаемым задачам, правилам игры и развитию ситуации и изменять их с помощью сознательного и сенсорного контроля.
На уроках физкультуры необходимо попеременно менять академическую форму упражнения с игрой.