Файл: 3 Разнообразие форм организации досуговой деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Методика организации досуговых мероприятий

Практическое занятие 3


Выполнил:

Обучающийся Гиниятуллина Анжела Рустамовна

Преподаватель:

Седунова Людмила Михайловна

Пермь - 2022
Задание по теме 3.1. Разнообразие форм организации досуговой деятельности

Цель занятия: формирование умений использовать различные форм организации досуговой деятельности.

Задание 1. Разработайте фрагмент досугового занятия для детей подросткового возраста, связанного с профилактикой вредных привычек и девиантного поведения в подростковой среде. Аргументируйте потенциал выбранной формы его проведения. Спрогнозируйте возможные результаты его проведения. Осуществите оценку методов решения профессиональных задач и эффективности их качества. Охарактеризуйте информационные технологии, которые Вы использовали при подготовке данного фрагмента.
«Подросток против вредных привычек»

Цель: Формирование у подростков отрицательного отношения к употреблению вредных привычек и бережного отношения к жизни

Задачи:

✔Повышение уровня информированности подростков о вреде употребления табака, алкоголя, наркотиков для человека;

✔Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни;

✔Воспитание активной жизненной позиции, чувства собственного достоинства, уверенности в себе;

✔Побуждение к сопротивлению вредным привычкам и создание условий для самореализации подростков;

✔Формирование навыков коммуникативной культуры;

✔Развитие сплоченности в коллективе.
Форма проведения: акция (групповое).
Возрастная группа: 12-15 лет.
Продолжительность занятия: 60 минут.

Методические советы: мероприятие состоит из двух частей: теоретическая часть включает в себя сообщение информации о видах вредных привычек
, вреде их употребления, о статистических данных ВОЗ; Игра «Полет в будущее»

Оформление: надпись «Подросток против вредных привычек», выставка рисунков «Вредные привычки», столы для команд, поднос с яблоками.

Музыкальное оформление: музыка о спорте, здоровом образе жизни, минусы «Я, ты, он, она…», «Новое поколение».

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация «Подросток против вредных привычек», карточки с заданиями,ватман.

Предварительная подготовка: акции предшествовал конкурс детского рисунка «Вредные привычки», изготовление карточек с заданиями.
Ожидаемые результаты:

✔Расширение знаний о вреде употребления вредных привычек;

✔Содействие формированию собственной позиции по отношению к употреблению табака, алкоголя, наркотиков;

✔Усиление потребности у подрастающего поколения в здоровом образе жизни;

✔Повышение навыков коммуникативной культуры, коллективного взаимодействия среди подростков.

Ход занятия.

Педагог: Здравствуйте, дорогие друзья! Здравствуйте, уважаемые гости! Именно так мы приветствуем друг друга при встрече. А вы знаете, что означает это слово?

(ответы)

Правильно в этом слове заложен большой смысл. Мы желаем человеку здоровья. Здоровье для человека дороже всего на свете. Его не купишь ни за какие деньги. Поэтому я предлагаю девиз нашей сегодняшней встречи: «Здоровым будешь – все добудешь!». Наша сегодняшняя акция называется: «Подросток против вредных привычек!», и мы рады видеть тех, кому не безразлично свое здоровье.

Игра «Полет в будущее»

-Вы попали в будушее. В обществе, котором вы оказались, существует угроза жизни. Вот три слова: «соблазн, зависимость, вредные привычки». Перед нами стоят две задачи:

✔выжить
✔определить характер и методы борьбы с опасностью, чтобы, предупредить человечество о грозящей беде.

Вопросы для обсуждения:
Что означают слова «соблазн», «вредные привычки»,«зависимость»?
Все ли они одинаково опасны?
Когда возникает соблазн, а когда зависимость? Какие бывают зависимости?
Что в них общее, а что отличное? И т. д.
На ватмане фиксируется список зависимостей:
Химические зависимости : алкоголь, чай, кофе, сладкое, наркотики, курение и т. д.

Эмоциональные зависимости : (убегание от неприятностей, так как потом испытываешь чувство вины, бессилия, презрения к себе)


постоянно включенный телевизор

стремление к риску, азарт

откладывать все на потом

компьютерные игры

постоянное желание разговаривать по телефону

постоянное желание спать и т. д.

-Когда мы выяснили. Чего нам следует опасаться, мы запишем это в «Большой книге идей»

Каждая команда в течении 5 минут придумает такую ситуацию, когда с помощью дружеского расположении или группового давления постарается соблазнить одного из членов другой команды выпить, закурить, уколоться,а члены другой команды должны бесконфликтно, но твердо противостоять им (план может составить вся команда, а выступать один). Затем команды меняются местами.

Рефлексия:

•Как себя чувствовали в этой роли?
•Когда распознали соблазн?
•Какие трудности испытывали при противостоянии?
•Что помогло успешно справиться с ситуацией?

Игра «Продолжите фразу…»

1. Наркоман – это….

2. Жертвой наркотика может стать…

3. Употребление наркотиков приводит…

4. Наркомания неизлечима, потому что….

5. Ради дозы наркоман….

6. После первого употребления наркотика жить наркоману остается…..

7. Смысл жизни наркомана - …..

Ответы….
Викторина «Наркотики и ответственность»
Какое бы наказание вы вынесли:

1. За приобретение и хранение наркотиков?

2. За сбыт наркотика или попытку сбыта (продажи, дарения)?

3. За склонение к употреблению наркотиков несовершеннолетних?

4. За вовлечение в наркоманию с применением угроз или насильственных действий?

5. Если вовлеченный наркопреступником человек умер от передозировки или наступили тяжкие последствия его здоровья?
Ответы…

Вопросы для закрепления.

1. Физическое, умственное и нравственное благополучие человека.

2. Вредные вещества, оказывающие действие на нервную систему и весь организм человека.

3. Важный орган человека, обеспечивающий его жизнедеятельность.

4. Выделяется при курении, сжигании чего-либо.

5 и 12. Вредные вещества, содержащиеся в сигаретах.

6. Возбудители инфекционных заболеваний.

7. Орган дыхания, отравляемый курильщиком.

8. Поступление пищи в организм.

9. Распорядок жизни.

10. Болезнь, вызванная пьянством.

11. Вещества, помогающие укреплять организм (А, В, С...).


13. Система медицинских действий, направленная на оздоровление организма.

14. Занятия, способствующие сохранению и поддержанию здоровья.

15. Одна из наиболее распространенных вредных привычек.

Ответы: Здоровье. 2. Наркотики. 3. Сердце. 4. Дым. 5. Никотин. 6. Микробы. 7. Легкие. 8. Питание. 9. Режим. 10. Алкоголизм. 11. Витамины. 12. Смолы. 13. Лечение. 14. Физкультура. 15. Курение.

Задание по теме 3.2. Диагностика и проектирование досуговой деятельности обучающихся

Цель: формирование умений диагностировать и проектировать досуговую деятельность обучающихся.

Задание 2. Разработайте требования к диагностике и проектированию досуговой деятельности обучающихся в зависимости от их возраста. Определите особенности своего участия в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.


Современная социокультурная ситуация усилила потребность в специалистах, способных анализировать происходящие и предвидеть новые процессы и явления. Для выявления реального состояния социокультурных процессов в сфере организации досуговой деятельности школьников необходимо овладеть методикой поиска, анализа, диагностики и проектирования досуговых ситуаций.

Значение диагностики и проектирования досуговой деятельности школьников состоит в том, что это позволяет не только уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и упорядочить процессы обучения и воспитания учащихся, предвидеть развитие воспитательного процесса и его результативность.

Основной целью диагностики досуга является выявление структурно-содержательных элементов досуга в соответствии с той или иной моделью деятельности и определение факторов, влияющих на них.

Однако для этого познавательно-развивающих возможностей досуговой деятельности не достаточно фрагментарного описания различных видов и форм ее проведения. Нужен четкий анализ досуговой деятельности, где необходимо исходить из триединства рационального, эмоционального и творческого аспектов. Лишь при этом условии полученная информация позволит распознать значимость различных форм организации досуговой деятельности. Для оценки эффективности досуговой деятельности нами была разработана анкета, изучающая следующие направления: Целесообразность организации данного вида деятельности.


Соответствие результата целям.
Соответствие формы содержанию.
Организованность учащихся.
Активность учащихся.
Атмосфера проведенного мероприятия.
Степень взаимодействия учащихся класса, умение общаться друг с другом.
Сила эмоционального воздействия досуговой деятельности на учащихся.
Значимость данного вида деятельности для всей системы воспитательной работы.
В заключение диагностики можно провести опрос среди самих учащихся и попросить их оценить участие и свое и своих товарищей в данном мероприятии. Можно попросить коллег и родителей составить мнение о проведенном мероприятии.

Основное назначение проектирования состоит в обеспечении научного фундамента намечаемых на перспективу действий и мероприятий.

Прогнозное проектирование досуга заключается в целостном рассмотрении различных сторон досуговой деятельности, в осмыслении влияния позитивных и негативных факторов, выработке способов корректировки и разрешения тех или иных противоречий. Оно дает реальную возможность выработки более выверенных ориентиров для прогнозного проектирования досуговой деятельности.

Работа над проектом начинается с обоснования значимости проблемы, на решение которой направлен проект. Здесь необходимо рассмотреть вопросы: Какую проблему решает проект? В чем состоит уникальность проекта? На какую группу рассчитан проект?

Важное место в разработке проекта занимает формулировка цели и задач проекта. Цель проекта — субъективное представление о том, что изменится в результате реализации проекта. Цель должна быть реалистичной и достижимой в рамках данного проекта. Задачи проекта — это конкретные шаги, которые надо предпринять для решения описанной проблемы и достижения поставленной цели. При формулировке задач рекомендуется оценивать их по следующим критериям: количество, качество, время.

Рабочий план реализации проекта — это намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и ответственных за планируемые мероприятия. Хорошо продуманный план позволяет целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы досуговой деятельности, а также прогнозировать результаты деятельности.

Для планирования досуговой деятельности педагогу необходимо изучить:

—с государственные документы, определяющие задачи воспитательной работы на современном этапе;

— документы в школе, регламентирующие организацию воспитательной работы