Файл: 3 Разнообразие форм организации досуговой деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)
Дисциплина: Методика организации досуговых мероприятий
Практическое занятие 3
Выполнил:
Обучающийся Гиниятуллина Анжела Рустамовна
Преподаватель:
Седунова Людмила Михайловна
Пермь - 2022
Задание по теме 3.1. Разнообразие форм организации досуговой деятельности
Цель занятия: формирование умений использовать различные форм организации досуговой деятельности.
Задание 1. Разработайте фрагмент досугового занятия для детей подросткового возраста, связанного с профилактикой вредных привычек и девиантного поведения в подростковой среде. Аргументируйте потенциал выбранной формы его проведения. Спрогнозируйте возможные результаты его проведения. Осуществите оценку методов решения профессиональных задач и эффективности их качества. Охарактеризуйте информационные технологии, которые Вы использовали при подготовке данного фрагмента.
«Подросток против вредных привычек»
Цель: Формирование у подростков отрицательного отношения к употреблению вредных привычек и бережного отношения к жизни
Задачи:
✔Повышение уровня информированности подростков о вреде употребления табака, алкоголя, наркотиков для человека;
✔Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни;
✔Воспитание активной жизненной позиции, чувства собственного достоинства, уверенности в себе;
✔Побуждение к сопротивлению вредным привычкам и создание условий для самореализации подростков;
✔Формирование навыков коммуникативной культуры;
✔Развитие сплоченности в коллективе.
Форма проведения: акция (групповое).
Возрастная группа: 12-15 лет.
Продолжительность занятия: 60 минут.
Методические советы: мероприятие состоит из двух частей: теоретическая часть включает в себя сообщение информации о видах вредных привычек
, вреде их употребления, о статистических данных ВОЗ; Игра «Полет в будущее»
Оформление: надпись «Подросток против вредных привычек», выставка рисунков «Вредные привычки», столы для команд, поднос с яблоками.
Музыкальное оформление: музыка о спорте, здоровом образе жизни, минусы «Я, ты, он, она…», «Новое поколение».
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация «Подросток против вредных привычек», карточки с заданиями,ватман.
Предварительная подготовка: акции предшествовал конкурс детского рисунка «Вредные привычки», изготовление карточек с заданиями.
Ожидаемые результаты:
✔Расширение знаний о вреде употребления вредных привычек;
✔Содействие формированию собственной позиции по отношению к употреблению табака, алкоголя, наркотиков;
✔Усиление потребности у подрастающего поколения в здоровом образе жизни;
✔Повышение навыков коммуникативной культуры, коллективного взаимодействия среди подростков.
Ход занятия.
Педагог: Здравствуйте, дорогие друзья! Здравствуйте, уважаемые гости! Именно так мы приветствуем друг друга при встрече. А вы знаете, что означает это слово?
(ответы)
Правильно в этом слове заложен большой смысл. Мы желаем человеку здоровья. Здоровье для человека дороже всего на свете. Его не купишь ни за какие деньги. Поэтому я предлагаю девиз нашей сегодняшней встречи: «Здоровым будешь – все добудешь!». Наша сегодняшняя акция называется: «Подросток против вредных привычек!», и мы рады видеть тех, кому не безразлично свое здоровье.
Игра «Полет в будущее»
-Вы попали в будушее. В обществе, котором вы оказались, существует угроза жизни. Вот три слова: «соблазн, зависимость, вредные привычки». Перед нами стоят две задачи:
✔выжить
✔определить характер и методы борьбы с опасностью, чтобы, предупредить человечество о грозящей беде.
Вопросы для обсуждения:
Что означают слова «соблазн», «вредные привычки»,«зависимость»?
Все ли они одинаково опасны?
Когда возникает соблазн, а когда зависимость? Какие бывают зависимости?
Что в них общее, а что отличное? И т. д.
На ватмане фиксируется список зависимостей:
Химические зависимости : алкоголь, чай, кофе, сладкое, наркотики, курение и т. д.
Эмоциональные зависимости : (убегание от неприятностей, так как потом испытываешь чувство вины, бессилия, презрения к себе)
постоянно включенный телевизор
стремление к риску, азарт
откладывать все на потом
компьютерные игры
постоянное желание разговаривать по телефону
постоянное желание спать и т. д.
-Когда мы выяснили. Чего нам следует опасаться, мы запишем это в «Большой книге идей»
Каждая команда в течении 5 минут придумает такую ситуацию, когда с помощью дружеского расположении или группового давления постарается соблазнить одного из членов другой команды выпить, закурить, уколоться,а члены другой команды должны бесконфликтно, но твердо противостоять им (план может составить вся команда, а выступать один). Затем команды меняются местами.
Рефлексия:
•Как себя чувствовали в этой роли?
•Когда распознали соблазн?
•Какие трудности испытывали при противостоянии?
•Что помогло успешно справиться с ситуацией?
Игра «Продолжите фразу…»
1. Наркоман – это….
2. Жертвой наркотика может стать…
3. Употребление наркотиков приводит…
4. Наркомания неизлечима, потому что….
5. Ради дозы наркоман….
6. После первого употребления наркотика жить наркоману остается…..
7. Смысл жизни наркомана - …..
Ответы….
Викторина «Наркотики и ответственность»
Какое бы наказание вы вынесли:
1. За приобретение и хранение наркотиков?
2. За сбыт наркотика или попытку сбыта (продажи, дарения)?
3. За склонение к употреблению наркотиков несовершеннолетних?
4. За вовлечение в наркоманию с применением угроз или насильственных действий?
5. Если вовлеченный наркопреступником человек умер от передозировки или наступили тяжкие последствия его здоровья?
Ответы…
Вопросы для закрепления.
1. Физическое, умственное и нравственное благополучие человека.
2. Вредные вещества, оказывающие действие на нервную систему и весь организм человека.
3. Важный орган человека, обеспечивающий его жизнедеятельность.
4. Выделяется при курении, сжигании чего-либо.
5 и 12. Вредные вещества, содержащиеся в сигаретах.
6. Возбудители инфекционных заболеваний.
7. Орган дыхания, отравляемый курильщиком.
8. Поступление пищи в организм.
9. Распорядок жизни.
10. Болезнь, вызванная пьянством.
11. Вещества, помогающие укреплять организм (А, В, С...).
13. Система медицинских действий, направленная на оздоровление организма.
14. Занятия, способствующие сохранению и поддержанию здоровья.
15. Одна из наиболее распространенных вредных привычек.
Ответы: Здоровье. 2. Наркотики. 3. Сердце. 4. Дым. 5. Никотин. 6. Микробы. 7. Легкие. 8. Питание. 9. Режим. 10. Алкоголизм. 11. Витамины. 12. Смолы. 13. Лечение. 14. Физкультура. 15. Курение.
Задание по теме 3.2. Диагностика и проектирование досуговой деятельности обучающихся
Цель: формирование умений диагностировать и проектировать досуговую деятельность обучающихся.
Задание 2. Разработайте требования к диагностике и проектированию досуговой деятельности обучающихся в зависимости от их возраста. Определите особенности своего участия в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.
Современная социокультурная ситуация усилила потребность в специалистах, способных анализировать происходящие и предвидеть новые процессы и явления. Для выявления реального состояния социокультурных процессов в сфере организации досуговой деятельности школьников необходимо овладеть методикой поиска, анализа, диагностики и проектирования досуговых ситуаций.
Значение диагностики и проектирования досуговой деятельности школьников состоит в том, что это позволяет не только уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и упорядочить процессы обучения и воспитания учащихся, предвидеть развитие воспитательного процесса и его результативность.
Основной целью диагностики досуга является выявление структурно-содержательных элементов досуга в соответствии с той или иной моделью деятельности и определение факторов, влияющих на них.
Однако для этого познавательно-развивающих возможностей досуговой деятельности не достаточно фрагментарного описания различных видов и форм ее проведения. Нужен четкий анализ досуговой деятельности, где необходимо исходить из триединства рационального, эмоционального и творческого аспектов. Лишь при этом условии полученная информация позволит распознать значимость различных форм организации досуговой деятельности. Для оценки эффективности досуговой деятельности нами была разработана анкета, изучающая следующие направления: Целесообразность организации данного вида деятельности.
Соответствие результата целям.
Соответствие формы содержанию.
Организованность учащихся.
Активность учащихся.
Атмосфера проведенного мероприятия.
Степень взаимодействия учащихся класса, умение общаться друг с другом.
Сила эмоционального воздействия досуговой деятельности на учащихся.
Значимость данного вида деятельности для всей системы воспитательной работы.
В заключение диагностики можно провести опрос среди самих учащихся и попросить их оценить участие и свое и своих товарищей в данном мероприятии. Можно попросить коллег и родителей составить мнение о проведенном мероприятии.
Основное назначение проектирования состоит в обеспечении научного фундамента намечаемых на перспективу действий и мероприятий.
Прогнозное проектирование досуга заключается в целостном рассмотрении различных сторон досуговой деятельности, в осмыслении влияния позитивных и негативных факторов, выработке способов корректировки и разрешения тех или иных противоречий. Оно дает реальную возможность выработки более выверенных ориентиров для прогнозного проектирования досуговой деятельности.
Работа над проектом начинается с обоснования значимости проблемы, на решение которой направлен проект. Здесь необходимо рассмотреть вопросы: Какую проблему решает проект? В чем состоит уникальность проекта? На какую группу рассчитан проект?
Важное место в разработке проекта занимает формулировка цели и задач проекта. Цель проекта — субъективное представление о том, что изменится в результате реализации проекта. Цель должна быть реалистичной и достижимой в рамках данного проекта. Задачи проекта — это конкретные шаги, которые надо предпринять для решения описанной проблемы и достижения поставленной цели. При формулировке задач рекомендуется оценивать их по следующим критериям: количество, качество, время.
Рабочий план реализации проекта — это намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и ответственных за планируемые мероприятия. Хорошо продуманный план позволяет целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы досуговой деятельности, а также прогнозировать результаты деятельности.
Для планирования досуговой деятельности педагогу необходимо изучить:
—с государственные документы, определяющие задачи воспитательной работы на современном этапе;
— документы в школе, регламентирующие организацию воспитательной работы