Файл: 3 Разнообразие форм организации досуговой деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.

Индивидуализация обучения – принципиальная характеристика дополнительного образования детей. В силу используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации разнообразные личностно-ориентированные практики стали его родовой особенностью.

В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны педагога, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.

В соответствии с обозначенными положениями в учреждении дополнительного образования детей может применяться несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:

Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.

Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.

Профильное обучение, начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций педагогов и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности.

Создание персонифицированных программ по направлениям.


Групповые технологии

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Выделяют следующие разновидности групповых технологий:

• групповой опрос;

• общественный смотр знаний;

• учебная встреча;

• дискуссия;

• диспут;

• нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике.
Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:


• одновременная работа со всей группой;

• работа в парах;

• групповая работа на принципах дифференциации.

Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучающихся самостоятельность и коммуникативность.

Игровые технологии

обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Цели образования игровых технологий обширны:

• дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

• воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

• развивающие: развитие качеств и структур личности;

• социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Основные принципы игровых технологий:

• природо – и культуросообразность;

• умение моделировать, драматизировать;

• свобода деятельности;



• эмоциональная приподнятость;

• равноправие.

Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.

В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом.

Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:

Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения.

Учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.

Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Принципы проблемного обучения:

• самостоятельность обучающихся;

• развивающий характер обучения;

• интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;

• использование дидактических алгоритмизированных задач.
Технология проблемного диалога

Дети не получают знания в готовом виде, а «добывают» их в процессе собственной познавательной деятельности. Мероприятия, проводимые в такой форме, активизируют детей, проходят более эмоционально, сильнее затрагивают чувства, а значит, более эффективны в воспитательном плане.

Воспитательная цель технологии: самостоятельный выход детей на понимание и осознание тех или иных норм, правил и ценностей.

Суть: обучающиеся не пассивно воспринимают «правильные» слова взрослого, а совместно с педагогом обнаруживают проблемную ситуацию, через проблемную ситуацию вырабатывают образцы нравственной и духовной культуры. Если же решение уже найдено, оно обсуждается, взвешивается его правильность.

Алгоритм деятельности:

Мотивация детей.

Актуализация имеющихся знаний, пониманий

Выход на проблемную ситуацию, формулирование проблемы.


Решение проблемы, открытие новых знаний

Выражение решения проблемы

Выполнение продуктивных заданий по теме

Итог мероприятия. Рефлексия.
При такой организации мероприятия дети включены в деятельность по открытию новых знаний и пониманий. Использование педагогом проблемной ситуации повышает интерес обучающихся к мероприятию. В ходе диалога дети учатся аргументировано защищать собственную точку зрения, самостоятельно выходят на формулирование вывода по теме, создают конечный продукт мероприятия.

Основная позиция ребенка при этом – активно-деятельностная, субъектная (самостоятельный поиск, принятие решений, оценочная деятельность);

Основная позиция педагога – руководитель и партнер.

Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение, которое вызывает реакцию удивления и затруднения.

Приемы создания проблемной ситуации:

столкновение различных точек зрения на ту или иную ситуацию, поступок

- Задание было одно, а мнения оказались разными. Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема мероприятия?

осознание неточности своих представлений

- Вы можете выполнить это задание?

- В чем затруднение?

- Почему не получается выполнить?

- О чем будем сегодня рассуждать?

«яркое пятно» - информация на удивление (сказка, легенда, пословица, афоризм, интересный факт и т.д.)

- Что вас удивляет?

- Какова же будет тема мероприятия?

Задание по теме 4.8. Технологии организации празднования Нового года

Цель: формирование умения определять сущность и специфику технологий организации празднования Нового года.

Задание 6. Выявите особенности игровых досуговых программ по празднованию Нового года для каждого возрастного периода участников данного праздника. Охарактеризуйте данные особенности.

Предложите и охарактеризуйте приемы и способы решения задач предпроектного этапа технологии организации празднования Нового года (возраст участников, форма проведения праздника на выбор обучающегося). Опишите особенности организации совместной с детьми подготовки новогодних мероприятий.

Выявите требования детей к проведению Нового года и предложите разнообразные варианты их решения при подготовке и проведении данного праздника (не менее 3).


Праздники в жизни ребенка имеют огромное значение: они дают мощный положительный заряд, позволяют отвлечься от проблем, эмоционально расслабиться, осознать себя частичкой общества. Новогодний праздник - особое мероприятие, его ждут все дети и взрослые.

Формы обучения:

- сюжетно - ролевая игра - это сценарий праздника;

- представление в кругу - ритуальное развлечение вокруг какого-либо предмета;

- ситуативно - ролевая игра - организованное соревнование среди участников в условиях вымышленной ситуации;

- танцевальная программа – дискотека с конкурсами, призами;

- продуктивная (инновационная) игра – совместная деятельность по созданию информационного продукта, предлагающего обмен мнениями.

Используемые методы обучения: рассказ, объяснение, упражнения по образцу, решение проблемных ситуаций, танец, песня, выполнение заданий программного характера, загадки.

Используемые средства обучения: наглядные, звуковые.

Способы, приемы, которые использовались для активации познавательного процесса:

►аплодисменты

►лично направленная похвала

►использование игрушек

►откровение с детьми

►театрализация

►нашептывание

►проблемные ситуации, устная связь с аудиторией.

Формы контроля, используемые для контроля знаний, умений и навыков: устный опрос, наблюдение, собеседование, анализ учебного процесса и результата по данной теме.

Рекомендации и методические советы по организации новогоднего утренника

Прежде всего, ознакомьтесь со сценарием праздника, затем разработайте план подготовки, обозначьте список необходимого реквизита. Игры, конкурсы, массовые песни и танцы составляются учитывая индивидуальные и возрастные способности. Праздник всегда предусматривает запись фонограмм, поэтому рекомендуется записать фонограммы на отдельные носители, подписать и пронумеровать порядок исполнения фонограмм. Еще существуют основные правила, которых желательно придерживаться при проведении новогодних праздников:

►не пытайтесь охватить максимальное количество детей, многие сценарии рассчитаны на 50 - 70 детей максимум (как показывает практика лучше провести два утренника с меньшим охватом детей, чем один с большим количеством);

►не устанавливайте елку в центре зала, так как