ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 215
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8. Охарактеризуйте правовое регулирование и проблемы реализации демократического государства как основы конституционного строя.
Конституция России провозглашает РФ демократическим государством с Республиканской формой правления. Это означает, что единственным источником государственной власти в РФ является весь народ государства, который принимает реальное участие в управлении государственными делами. Принцип народовластия является важнейшей составной частью основ конституционного строя России. Отсюда следует, что высшие органы государственной власти (Президент и Парламент) формируются путем свободных, демократических выборов. Однако народовластие в правовом государстве неразрывно связано с гражданским обществом. Поэтому Конституция РФ провозглашает одной из важнейших целей народа — формирование гражданского общества. Государство в гражданском обществе обязано всемерно поддерживать и развивать инициативу граждан. Оно должно всемерно способствовать единению власти и граждан, оберегать покой и безопасность личности.
В науке отсутствует единое или хотя бы достаточно общее представление о демократии. В переводе с древнегреческого слово «демократия» дословно переводится как «народовластие» (власть, воля народа). Это наиболее распространенное понимание демократии. Для рассмотрения содержания категории «демократия» нужно выяснить содержание понятий «народ» и «власть».
В современной российской юридической литературе распространено определение категории «народ» как совокупности граждан определенного государства. При этом можно выделить широкое и узкое понимание этой категории. В широком смысле понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане». В узком смысле в понятие «народ» входит только избирательный корпус, т.е. граждане, обладающие избирательным правом2.
Более верным представляется широкое толкование понятия «народ», ибо было бы несправедливо исключать из его состава такие категории граждан, как дети, недееспособные граждане, лишенные избирательных прав решением суда, граждане, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в силу обвинительному приговору суда. Не пользуясь рядом политических прав, предусмотренных законом, они не перестают быть частью народа.
В конституционной теории западных стран категория «народ» фактически отождествляется с категорией «нация». Основания для такого отождествления возможны только в однонациональном государстве.
Категорию «народ» следует отличать от понятия «население», которое включает в себя не только граждан определенного государства, но и других лиц, проживающих на его территории (иностранцев, лиц без гражданства).
Понятия «народ», «население» довольно часто используются в сочетании с понятием «общество». Общество представляет совокупность людей и их объединений, соединенных между собой взаимодействием, обменом и властью. Понятие общества совпадает с населением государства.
Элементами демократии как народовластия являются гражданское общество и власть.
Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации индивидов и их групп, защиту их прав и свобод. Гражданское общество охватывает социально-экономические отношения и институты (формы собственности, принципы управления экономикой, организацию и деятельность общественных объединений, сферу образования, науку, культуру, семью). Некоторые сферы отношений гражданского общества закрыты для властного вмешательства государства и ие подлежат правовому регулированию.
Становление гражданского общества, развитие его элементов происходят не до, а после начала процесса демократизации. Гражданское общество и демократия находятся в тесном единстве, обусловленном прежде всего тем, что реальная демократия невозможна без гражданского общества, а гражданское общество возможно при наличии демократии. Гражданское общество обеспечивает получение государством достоверной информации о стремлениях и желаниях граждан, защищает их законные права и интересы от произвола властей, прививает своим членам гражданские нормы поведения. Результатом такого взаимодействия является консолидация институтов демократии.
Вторым составным элементом демократии как народовластия является власть. Именно власть способствует организации индивидов в народ, общество. Власть - волевое общественное отношение, в котором имеется два субъекта, обладающие неравными по объему правами и обязанностями. Обязательный признак властных отношений -превалирование одной воли. Обладатель превалирующей воли побуждает второй, пассивный субъект к совершению определенных действий. Следовательно, властные отношения всегда имеют субординационный характер. Вместе с тем обладатель превалирующей воли должен считаться с теми, кто является объектом власти. Поэтому во властных отношениях, несмотря на их субординационный характер, должны учитываться интересы всех субъектов властеотношений: и тех, кто принимает решение, и тех, кто им подчиняется.
Это общая характеристика власти распространяется на все ее разновидности.
Власть народа в Российской Федерации реализуется посредством трех основных форм: государственной, общественной и местного самоуправления.
Государственную власть от имени народа осуществляют суверенное Российское государство через систему федеральных органов государственной власти, а также субъекты РФ через систему органов государственной власти. Методами осуществления государственной власти являются метод убеждения и метод государственного принуждения.
Общественная власть народа реализуется через общественные объединения и группы граждан как средство их самоорганизации. Основным методом реализации общественной власти является метод убеждения и добровольного подчинения предписаниям общественных объединений.
Специфика власти местного самоуправления заключается в ее дуалистичности, государственно-общественном характере ее политико-правовой природы. Важнейшими признаками государственной власти, свойственными местному самоуправлению, являются: право принятия нормативных актов, исполнение которых на территории муниципального образования обеспечивается возможностью применения государственного принуждения; право самостоятельного формирования бюджета и сбора местных налогов; наличие особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением; наличие территории, изменение границ которой возможно с учетом мнения населения соответствующей территории.
Общественный характер местного самоуправления характеризует то, что структура органов местного самоуправления и разделение полномочий между ними определяется местным сообществом самостоятельно; значительная часть вопросов местного значения решается посредством институтов непосредственной демократии; важной организационно-правовой формой осуществления местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление; в ситуациях, предусмотренных уставом муниципального образования, функции представительного органа местного самоуправления может выполнять собрание (сход) граждан.
Содержанием демократии как народовластия является совокупность нравственных, политических, правовых ценностей. Ценности, разделяемые обществом, представляют собой убеждения людей относительно целей, к которым они должны стремиться, и основных средств их достижения. К числу таких ценностей следует отнести; принятие решений большинством при уважении прав меньшинства; свободу и политические права личности; равенство индивидов; сочетание прав человека с интересами государства и общества. Эти европейские по происхождению ценности имеют цивилизованное начало. В них воплощены нравственные представления людей о характере взаимоотношений в демократическом государстве и обществе. Они являются основой демократического политического мировоззрения, политического процесса, политического режима и составляют политическую ценность. Эти нравственные и политические ценности воплощены в конституциях современных демократических государств, в том числе и России, и получили международное признание.
Составляющие содержание демократии нравственные, политические, правовые ценности реализуются через определенный механизм управления, который представляет собой совокупность институтов, процедур, направленных на агрегацию большинством народа предпочтений индивидов в групповое решение. Демократия как система ценностей реализуется посредством таких основ конституционного строя, как плюрализм, выборность, верховенство закона, и прежде всего Конституции, разделение властей. Перечень данных институтов позволяет охарактеризовать их как небюрократические, ненасильственные, не давящие на человека, обращенные «лицом» к человеку.
Демократия как народовластие имеет две формы реализации: непосредственную и представительную.
Демократия называется прямой, или непосредственной, если граждане непосредственно участвуют в управлении делами государства, общества, местного сообщества.
Концепция непосредственной демократии предполагает, что воля народа и государственная власть, власть местного сообщества должны быть идентичны, что сам народ должен непосредственно участвовать в осуществлении власти как государственной (в рамках всего государства или субъекта Федерации), так и общественной (в рамках общественного объединения) и местном самоуправлении. Представительные органы должны быть подконтрольны гражданам.
По мнению сторонников непосредственной демократии, ее преимущества состоят в том, что она: дает больше возможностей по сравнению с представительной демократией для выражения воли и интересов народа, обеспечивает прочную легитимацию власти, преодоление политического отчуждения граждан; расширяет за счет участия многих людей интеллектуальный потенциал политических решений; развивает общественную активность населения; способствует свободной самореализации и самоутверждению личности, ее развитию в целом; обеспечивает эффективный контроль за политическими институтами и должностными лицами; предотвращает злоупотребления властью, отрыв правящей элиты от народа, бюрократизацию чиновничества.
Вместе с тем сторонники представительной демократии отмечают слабые стороны непосредственной демократии: низкую эффективность принимаемых решений вследствие недостаточной компетентности, неконтролируемости и безответственности населения; повышение опасности возникновения тоталитаризма и авторитаризма, поскольку массы подвержены идеологическим влияниям и склонны к уравнительности; нежелание населения участвовать в решении вопросов государственного и местного значения.
Осуществление власти только при помощи непосредственной демократии в современном мире нереально. Во-первых, прямое народовластие в обширных по территории государствах невозможно. В современных государствах народ представляет многомиллионную массу, которая не в состоянии совершать юридические действия без помощи других органов. Во-вторых, народ в своей массе совершенно лишен возможности подготовлять и обсуждать законы. Для этого требуется напряженная работа, законодательный опыт и подготовка, в силу чего только специально выбранные представители могут с успехом осилить возложенную на них громадную работу.
К числу институтов непосредственной демократии относятся:
· референдум;
· выборы;
· опросы;
· публичные слушания;
· наказы избирателей;
· отчеты депутатов перед избирателями;
· досрочный отзыв депутата избирателями;
· сходы;
· собрания граждан по месту жительства;
· обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления;
· правотворческая (законодательная) инициатива;
· петиции;
· собрания;
· публичные мероприятия.