Файл: Перечень вопросов государственного экзамена.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. Охарактеризуйте правовое регулирование и проблемы реализации демократического государства как основы конституционного строя.

Конституция России провозглашает РФ демократическим государством с Республиканской формой правления. Это означает, что единственным источником государственной власти в РФ является весь народ государства, который принимает реальное участие в управлении государственными делами. Принцип народовластия является важнейшей составной частью основ конституционного строя России. Отсюда следует, что высшие органы государственной власти (Президент и Парламент) формируются путем свободных, демократических выборов. Однако народовластие в правовом государстве неразрывно связано с гражданским обществом. Поэтому Конституция РФ провозглашает одной из важнейших целей народа — формирование гражданского общества. Государство в гражданском обществе обязано всемерно поддерживать и развивать инициативу граждан. Оно должно всемерно способствовать единению власти и граждан, оберегать покой и безопасность личности.

В науке отсутствует единое или хотя бы достаточно общее представление о демократии. В переводе с древне­греческого слово «демократия» дословно переводится как «народовластие» (власть, воля народа). Это наиболее рас­пространенное понимание демократии. Для рассмотрения содержания категории «демократия» нужно выяснить со­держание понятий «народ» и «власть».

В современной российской юридической литературе распространено определение категории «народ» как со­вокупности граждан определенного государства. При этом можно выделить широкое и узкое понимание этой катего­рии. В широком смысле понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане». В узком смысле в понятие «народ» входит только избирательный корпус, т.е. граждане, обла­дающие избирательным правом2.

Более верным представляется широкое толкование по­нятия «народ», ибо было бы несправедливо исключать из его состава такие категории граждан, как дети, недееспо­собные граждане, лишенные избирательных прав решени­ем суда, граждане, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в силу обвинительному приговору суда. Не пользуясь рядом политических прав, предусмотренных законом, они не перестают быть частью народа.


В конституционной теории западных стран категория «народ» фактически отождествляется с категорией «на­ция». Основания для такого отождествления возможны только в однонацио­нальном государстве.

Категорию «народ» следует отличать от понятия «насе­ление», которое включает в себя не только граждан опреде­ленного государства, но и других лиц, проживающих на его территории (иностранцев, лиц без гражданства).

Понятия «народ», «население» довольно часто исполь­зуются в сочетании с понятием «общество». Общество представляет совокупность людей и их объеди­нений, соединенных между собой взаимодействием, обме­ном и властью. Понятие общества совпадает с населением государства.

Элементами демократии как народовластия являются гражданское общество и власть.

Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации индивидов и их групп, защиту их прав и свобод. Гражданское общество охватывает социально-экономические отношения и институты (формы собствен­ности, принципы управления экономикой, организацию и деятельность общественных объединений, сферу обра­зования, науку, культуру, семью). Некоторые сферы от­ношений гражданского общества закрыты для властного вмешательства государства и ие подлежат правовому регу­лированию.

Становление гражданского общества, развитие его эле­ментов происходят не до, а после начала процесса демокра­тизации. Гражданское общество и демократия находятся в тесном единстве, обусловленном прежде всего тем, что реальная демократия невозможна без гражданского обще­ства, а гражданское общество возможно при наличии де­мократии. Гражданское общество обеспечивает получение государством достоверной информации о стремлениях и желаниях граждан, защищает их законные права и инте­ресы от произвола властей, прививает своим членам граж­данские нормы поведения. Результатом такого взаимодей­ствия является консолидация институтов демократии.

Вторым составным элементом демократии как народов­ластия является власть. Именно власть способствует орга­низации индивидов в народ, общество. Власть - волевое общественное отношение, в котором имеется два субъекта, обладающие неравными по объему правами и обязанностя­ми. Обязательный признак властных отношений -прева­лирование одной воли. Обладатель превалирующей воли побуждает второй, пассивный субъект к совершению опре­деленных действий. Следовательно, властные отношения всегда имеют субординационный характер. Вместе с тем обладатель превалирующей воли должен считаться с теми, кто является объектом власти. Поэтому во властных отно­шениях, несмотря на их субординационный характер, долж­ны учитываться интересы всех субъектов властеотношений: и тех, кто принимает решение, и тех, кто им подчиняется.


Это общая характеристика власти распространяется на все ее разновидности.

Власть народа в Российской Федерации реализуется посредством трех основных форм: государственной, обще­ственной и местного самоуправления.

Государственную власть от имени народа осуществляют суверенное Российское государство через систему федераль­ных органов государственной власти, а также субъекты РФ через систему органов государственной власти. Методами осуществления государственной власти являются метод убеждения и метод государственного принуждения.

Общественная власть народа реализуется через обще­ственные объединения и группы граждан как средство их самоорганизации. Основным методом реализации обще­ственной власти является метод убеждения и добровольно­го подчинения предписаниям общественных объединений.

Специфика власти местного самоуправления заключает­ся в ее дуалистичности, государственно-общественном ха­рактере ее политико-правовой природы. Важнейшими при­знаками государственной власти, свойственными местному самоуправлению, являются: право принятия нормативных актов, исполнение которых на территории муниципально­го образования обеспечивается возможностью применения государственного принуждения; право самостоятельного формирования бюджета и сбора местных налогов; нали­чие особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением; наличие территории, изменение границ кото­рой возможно с учетом мнения населения соответствующей территории.

Общественный характер местного самоуправления ха­рактеризует то, что структура органов местного самоуправ­ления и разделение полномочий между ними определяется местным сообществом самостоятельно; значительная часть вопросов местного значения решается посредством институ­тов непосредственной демократии; важной организационно-правовой формой осуществления местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление; в ситуациях, предусмотренных уставом муниципально­го образования, функции представительного органа мест­ного самоуправления может выполнять собрание (сход) граждан.

Содержанием демократии как народовластия является совокупность нравственных, политических, правовых ценностей. Ценности, разделяемые обществом, представляют со­бой убеждения людей относительно целей, к которым они должны стремиться, и основных средств их достижения. К числу таких ценностей следует отнести; принятие реше­ний большинством при уважении прав меньшинства; сво­боду и политические права личности; равенство индивидов; сочетание прав человека с интересами государства и обще­ства. Эти европейские по происхождению ценности имеют цивилизованное начало. В них воплощены нравственные представления людей о характере взаимоотношений в де­мократическом государстве и обществе. Они являются основой демократического политического мировоззрения, политического процесса, политического режима и состав­ляют политическую ценность. Эти нравственные и полити­ческие ценности воплощены в конституциях современных демократических государств, в том числе и России, и по­лучили международное признание.


Составляющие содержание демократии нравственные, политические, правовые ценности реализуются через опре­деленный механизм управления, который представляет со­бой совокупность институтов, процедур, направленных на агрегацию большинством народа предпочтений индиви­дов в групповое решение. Демократия как система ценно­стей реализуется посредством таких основ конституционно­го строя, как плюрализм, выборность, верховенство закона, и прежде всего Конституции, разделение властей. Перечень данных институтов позволяет охарактеризовать их как не­бюрократические, ненасильственные, не давящие на челове­ка, обращенные «лицом» к человеку.

Демократия как народовластие имеет две формы реали­зации: непосредственную и представительную.

Демократия называется прямой, или непосредствен­ной, если граждане непосредственно участвуют в управле­нии делами государства, общества, местного сообщества.

Концепция непосредственной демократии предполагает, что воля народа и государственная власть, власть местного сообщества должны быть идентичны, что сам народ должен непосредственно участвовать в осуществлении власти как государственной (в рамках всего государства или субъекта Федерации), так и общественной (в рамках общественного объединения) и местном самоуправлении. Представитель­ные органы должны быть подконтрольны гражданам.

По мнению сторонников непосредственной демократии, ее преимущества состоят в том, что она: дает больше воз­можностей по сравнению с представительной демократи­ей для выражения воли и интересов народа, обеспечивает прочную легитимацию власти, преодоление политическо­го отчуждения граждан; расширяет за счет участия многих людей интеллектуальный потенциал политических реше­ний; развивает общественную активность населения; спо­собствует свободной самореализации и самоутверждению личности, ее развитию в целом; обеспечивает эффектив­ный контроль за политическими институтами и должност­ными лицами; предотвращает злоупотребления властью, отрыв правящей элиты от народа, бюрократизацию чинов­ничества.

Вместе с тем сторонники представительной демократии отмечают слабые стороны непосредственной демократии: низкую эффективность принимаемых решений вследствие недостаточной компетентности, неконтролируемости и без­ответственности населения; повышение опасности возник­новения тоталитаризма и авторитаризма, поскольку массы подвержены идеологическим влияниям и склонны к урав­нительности; нежелание населения участвовать в решении вопросов государственного и местного значения.


Осуществление власти только при помощи непосред­ственной демократии в современном мире нереально. Во-первых, прямое народовластие в обширных по терри­тории государствах невозможно. В современных государ­ствах народ представляет многомиллионную массу, кото­рая не в состоянии совершать юридические действия без помощи других органов. Во-вторых, народ в своей массе совершенно лишен возможности подготовлять и обсуждать законы. Для этого требуется напряженная работа, законодательный опыт и подготовка, в силу чего только специ­ально выбранные представители могут с успехом осилить возложенную на них громадную работу.

К числу институтов непосредственной демократии отно­сятся:

· референдум;

· выборы;

· опросы;

· публичные слушания;

· наказы избирателей;

· отчеты депутатов перед избирателями;

· досрочный отзыв депутата избирателями;

· сходы;

· собрания граждан по месту жительства;

· обращения граждан в госу­дарственные органы и органы местного самоуправления;

· правотворческая (законодательная) инициатива;

· петиции;

· собрания;

· публичные мероприятия.