Файл: Перечень вопросов государственного экзамена.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обя­зательному рассмотрению органами местного самоуправ­ления и должностными лицами местного самоуправления, к Компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного от­вета.

Итоги собрания граждан подлежат официальному опу­бликованию.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» впер­вые разграничивает собрания и сходы граждан. Подробно правовой статус сходов граждан регулируется уставами муниципальных образований, решениями представитель­ных органов местного самоуправления.

Сход граждандля решения вопросов местного значения может проводиться в поселении с численностью жителей не более 100 человек.

Он правомочен при участии в нем более половины жите­лей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход осуществляет полномочия представительного ор­гана муниципального образования. Он вправе решать во­просы, отнесенные к исключительной компетенции пред­ставительного органа муниципального образования. Сход граждан может созываться главой муниципального образо­вания самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной админи­страции. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. На сходе предсе­дательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Оно подлежит официальному опубликованию и обязатель­ному исполнению на территории поселения.

Исполнение решения схода граждан обеспечивают орга­ны местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления в соответствии с разграничением полномо­чий между ними, определенным уставом поселения.

В случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, сход граждан может проводиться в целях выдви­жения инициативы населения, проживающего в населенном пункте, расположенном на межселенных территориях, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления. Такой сход граждан правомочен при участии в нем более половины обладающих избира­тельным правом жителей населенного пункта, расположен­ного на межселенных территориях. Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.


Правотворческая (законодательная) инициатива.Правотворческая (законодательная) инициатива делает возможным реализацию правотворческой инициативы граждан независимо от наличия указания на нее в уставе муниципального образования и отсутствия муниципального правового акта представительного орга­на муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан. Сфера применения правотворческой инициативы граждан распространена на все муниципальные образования Рос­сийской Федерации.

На уровне субъекта РФ этот институт непосредствен­ной демократии называется, как правило, «законодательная инициатива», поскольку ее предметом является законопро­ект. Законодательная инициатива граждан предусмотрена не менее чем в 20 субъектах РФ.

Правотворческая инициатива имеет целью принятие, изменение или отмену нормативного правового акта. Вно­симый проект нормативного правового акта должен касать­ся только вопросов, находящихся в компетенции органа, которому он адресован.

Право па реализацию правотворческой инициативы принадлежит жителям соответствующею субъекта РФ, муниципального образования, являющимся гражданами Российской Федерации. Количество жителей, имеющих данное право, регулируется по-разному в различных субъ­ектах РФ.

Адресатом правотворческой инициативы являются органы государственной власти и органы местного само­управления. Для осуществления правотворческой инициа­тивы на собраниях, сходах образуется инициативная груп­па граждан, которая официально регистрирует инициативу. Затем эта группа собирает определенное количество под­писей по установленной законом форме в ее поддержку. Затем инициируемый документ и подписи направляются в орган государственной власти или орган местного само­управления, который рассматривает инициативу и прини­мает по ней решение.

Орган государственной власти или орган местного само­управления может принять решение об отказе в регистра­ции правотворческой инициативы:

· при обнаружении в представленных инициативной группой подписных листах установленного законом числа недействительных и (или) недостоверных под­писей;

· если количество действительных и (или) достоверных

· подписей оказывается менее требуемого законом;

· если нарушены сроки сбора подписей, указанные в регистрационном свидетельстве инициативной группы;


· если подписной лист не соответствует форме, установленной законом.

Отказ в регистрации гражданской законодательной ини­циативы может быть обжалован в судебном порядке.

Проект, внесенный в порядке реализации правотворче­ской инициативы, подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность из­ложения своей позиции при рассмотрении указанного про­екта. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть офи­циально в письменной форме доведено до сведения внес­шей его инициативной группы граждан.

Право граждан на обращение является важным институ­том непосредственной демократии, составной частью наро­довластия. Этим объясняется его закрепление в ст. 33 Кон­ституции РФ, детально регламентированной Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также зако­нами субъектов РФ.

Согласно ст. 33 Конституции РФ право на обращение принадлежит только гражданам России. На практике иностранные граждане и лица без гражданства реализуют это право, что отвечает смыслу и содержанию ст. 17 Кон­ституции РФ: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам между­народного права и в соответствии с настоящей Консти­туцией».

Видами обращений являются: предложения, заявления, жалобы. Принятые в последние 15 лет законы субъек­тов РФ о порядке рассмотрения обращений граждан кро­ме вышеперечисленных видов обращений называют такие разновидности обращений, как ходатайства, коллективное обращение, повторное обращение.

По кругу субъектов обращения бывают индивидуальные и коллективные, по форме обращения -письменные и уст­ные. Письменное обращение должно содержать данные обратившегося гражданина. Анонимное обращение рас­смотрению не подлежит. Устные обращения излагаются на приеме у депутатов и должностных лиц государствен­ных органов и органов местного самоуправления.

В качестве адресатов обращений граждан Федераль­ный закон от 02.03.2006 № 59-ФЗ называет только госу­дарственные органы и органы местного самоуправления. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соот­ветствии с их компетенцией, подлежит обязательному рас­смотрению.


Ответ на обращение подписывается руководителем госу­дарственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.


Петиции. Важным институтом непосредственной демократии яв­ляются петиции. Петиции, будучи разновидностью кол­лективных обращений граждан Российской Федерации, вместе с тем отличаются от других коллективных обраще­ний граждан по своему предмету и процедуре оформления. Предмет обращений граждан (предложений, заявлений, жалоб) практически неограничен. К нему относятся любые вопросы, волнующие граждан. Предметом петиций являют­ся проблемы, имеющие значение для всего или части на­селения муниципального образования, региона. Обращения могут иметь как письменную, так и устную форму. Для пе­тиций обязательна только письменная форма.

Институт петиций имеет много общих черт и с право­творческой инициативой, но не тождественен ей. Различие между петициями и правотворческой инициативой можно провести по предмету. Предметом правотворческой ини­циативы является предложение о принятии правового акта органом государственной власти или органом местного самоуправления, отмене или изменении ранее принятого правового акта, под которым подписалось установленное законом число граждан и обязательное для рассмотрения соответствующим органом государственной власти или ор­ганом местного самоуправления. Предмет петиции намно­го шире. В него могут входить следующие вопросы:

· внесение в законодательный (представительный) ор­ган государственной власти, высшему должностному лицу субъекта РФ, органы местного самоуправления предложе­ний о рассмотрении и разрешении вопросов, имеющих зна­чение для всего или части населения субъекта РФ, муници­пального образования и относящихся к их ведению;

· сообщение о нарушении законов и иных норматив­ных правовых актов государственными органами, органа­ми местного самоуправления и их должностными лицами, влекущем нарушение прав и законных интересов неопреде­ленного круга лиц;

· сообщение о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, влекущих нарушение прав и законных интересов нео­пределенного круга лиц;

· сообщение о нарушении законов и иных норматив­ных правовых актов государственными, муниципальными организациями и (или) их должностными лицами, влеку­щем нарушение прав и законных интересов неопределен­ного круга лиц;