ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 216
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к Компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» впервые разграничивает собрания и сходы граждан. Подробно правовой статус сходов граждан регулируется уставами муниципальных образований, решениями представительных органов местного самоуправления.
Сход граждандля решения вопросов местного значения может проводиться в поселении с численностью жителей не более 100 человек.
Он правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.
Сход осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования. Он вправе решать вопросы, отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. На сходе председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.
Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Оно подлежит официальному опубликованию и обязательному исполнению на территории поселения.
Исполнение решения схода граждан обеспечивают органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.
В случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, сход граждан может проводиться в целях выдвижения инициативы населения, проживающего в населенном пункте, расположенном на межселенных территориях, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления. Такой сход граждан правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта, расположенного на межселенных территориях. Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.
Правотворческая (законодательная) инициатива.Правотворческая (законодательная) инициатива делает возможным реализацию правотворческой инициативы граждан независимо от наличия указания на нее в уставе муниципального образования и отсутствия муниципального правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан. Сфера применения правотворческой инициативы граждан распространена на все муниципальные образования Российской Федерации.
На уровне субъекта РФ этот институт непосредственной демократии называется, как правило, «законодательная инициатива», поскольку ее предметом является законопроект. Законодательная инициатива граждан предусмотрена не менее чем в 20 субъектах РФ.
Правотворческая инициатива имеет целью принятие, изменение или отмену нормативного правового акта. Вносимый проект нормативного правового акта должен касаться только вопросов, находящихся в компетенции органа, которому он адресован.
Право па реализацию правотворческой инициативы принадлежит жителям соответствующею субъекта РФ, муниципального образования, являющимся гражданами Российской Федерации. Количество жителей, имеющих данное право, регулируется по-разному в различных субъектах РФ.
Адресатом правотворческой инициативы являются органы государственной власти и органы местного самоуправления. Для осуществления правотворческой инициативы на собраниях, сходах образуется инициативная группа граждан, которая официально регистрирует инициативу. Затем эта группа собирает определенное количество подписей по установленной законом форме в ее поддержку. Затем инициируемый документ и подписи направляются в орган государственной власти или орган местного самоуправления, который рассматривает инициативу и принимает по ней решение.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления может принять решение об отказе в регистрации правотворческой инициативы:
· при обнаружении в представленных инициативной группой подписных листах установленного законом числа недействительных и (или) недостоверных подписей;
· если количество действительных и (или) достоверных
· подписей оказывается менее требуемого законом;
· если нарушены сроки сбора подписей, указанные в регистрационном свидетельстве инициативной группы;
· если подписной лист не соответствует форме, установленной законом.
Отказ в регистрации гражданской законодательной инициативы может быть обжалован в судебном порядке.
Проект, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы, подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
Право граждан на обращение является важным институтом непосредственной демократии, составной частью народовластия. Этим объясняется его закрепление в ст. 33 Конституции РФ, детально регламентированной Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также законами субъектов РФ.
Согласно ст. 33 Конституции РФ право на обращение принадлежит только гражданам России. На практике иностранные граждане и лица без гражданства реализуют это право, что отвечает смыслу и содержанию ст. 17 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».
Видами обращений являются: предложения, заявления, жалобы. Принятые в последние 15 лет законы субъектов РФ о порядке рассмотрения обращений граждан кроме вышеперечисленных видов обращений называют такие разновидности обращений, как ходатайства, коллективное обращение, повторное обращение.
По кругу субъектов обращения бывают индивидуальные и коллективные, по форме обращения -письменные и устные. Письменное обращение должно содержать данные обратившегося гражданина. Анонимное обращение рассмотрению не подлежит. Устные обращения излагаются на приеме у депутатов и должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.
В качестве адресатов обращений граждан Федеральный закон от 02.03.2006 № 59-ФЗ называет только государственные органы и органы местного самоуправления. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Петиции. Важным институтом непосредственной демократии являются петиции. Петиции, будучи разновидностью коллективных обращений граждан Российской Федерации, вместе с тем отличаются от других коллективных обращений граждан по своему предмету и процедуре оформления. Предмет обращений граждан (предложений, заявлений, жалоб) практически неограничен. К нему относятся любые вопросы, волнующие граждан. Предметом петиций являются проблемы, имеющие значение для всего или части населения муниципального образования, региона. Обращения могут иметь как письменную, так и устную форму. Для петиций обязательна только письменная форма.
Институт петиций имеет много общих черт и с правотворческой инициативой, но не тождественен ей. Различие между петициями и правотворческой инициативой можно провести по предмету. Предметом правотворческой инициативы является предложение о принятии правового акта органом государственной власти или органом местного самоуправления, отмене или изменении ранее принятого правового акта, под которым подписалось установленное законом число граждан и обязательное для рассмотрения соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления. Предмет петиции намного шире. В него могут входить следующие вопросы:
· внесение в законодательный (представительный) орган государственной власти, высшему должностному лицу субъекта РФ, органы местного самоуправления предложений о рассмотрении и разрешении вопросов, имеющих значение для всего или части населения субъекта РФ, муниципального образования и относящихся к их ведению;
· сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, влекущем нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц;
· сообщение о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, влекущих нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц;
· сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов государственными, муниципальными организациями и (или) их должностными лицами, влекущем нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц;