Файл: Перечень вопросов государственного экзамена.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Субъективная сторона административного правонарушения — психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно выражается в форме умысла или неосторожности.

Вина — психическое отношение лица к совершаемому им противоправному действию или бездействию и возможным последствиям. Вина проявляется в форме умысла или по неосторожности. В отношении вины юридического лица подразумевается неиспользованная возможность соблюдения нормы или правила, т.е. не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 ст. 2.1).

Признаки административного правонарушения необходимо отличать от юридического состава административного правонарушения. Понимание такого различия важно больше практически, чем теоретически. При наличии всех признаков административного правонарушения могут отсутствовать признаки состава административного правонарушения, что исключает возможность привлечение лица, его совершившего, к административной ответственности.

Правильная юридическая квалификация состава административного правонарушения
86. Назовите виды административных наказаний, дайте характеристику каждого из них.

Согласно КоАП РФ за совершение административные правонарушения устанавливаются и применяются следующие административные наказания:

1. предупреждение;

2. административный штраф;

3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6. административный арест;

7. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8. дисквалификация;

9. административное приостановление деятельности.[4]

Теперь охарактеризуем виды административных наказаний, раскрывая сущность каждого из видов административного наказания подробнее.

Самое распространённое административное наказание – предупреждение. Это вид наказания указано в КоАП РФ первым пунктом и содержит, согласно Кодексу, 70 норм различных санкции т.е. предусматривает 70 видов наказания.

Предупреждение направленная мера морально-правового воздействия.

В «иерархии» административных наказаний предупреждение занимает первую ступеньку как самое легкое по карательному воздействию. Отсюда и моральный характер данного административного наказания.


Предупреждение - это официальное предостережение конкретного лица о недопустимости противоправного поведения. У данного вида административного наказания есть и другая особенность: основное самостоятельное наказание. Применяется за не значительные правонарушения в частности это могут быть: не соблюдение дорожного движения, к несовершеннолетним в возрасте до восемнадцати лет, а также к лицам, которые впервые совершили противоправное деяние. Предупреждение, как административное наказание применяется лишь в том случае, если это предусмотрено в санкции соответствующей, конкретной статьи об административных правонарушениях.

Другая особенность данного административного наказания – это письменная форма. Только письменная форма предупреждения рассматривается как наказание. Если письменная форма административного наказания не соответствует должному оформлению, то и такое письменное предупреждение не является наказанием. Не смотря на то что, предупреждение является самым незначительным административным наказанием, согласно Кодексу, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Оно заключается в том что лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года (ст. 4.6 КоАП) со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание.

Предупреждение как мера административного наказания может применяться как к физическим, так и юридическим лицам.[5]

Следующим административным наказанием, соответственно Кодексу является административный штраф и носит имущественный характер.

Административный штраф – это взыскивание определенных денежных средств с физических и юридических лиц, оказывая влияние не только на сознание, но и на имущественное положение наказуемого. В ином эквиваленте административный штраф не применим. Административный штраф выплачивается национальной валютой, рублем, согласно ст.75 Конституции РФ денежной единицей является рубль. Сумма административного штрафа, взыскиваемого за административное правонарушение, исчисляется в рублях по официальному курсу Банка России.

Данное административное наказание, как административный штраф, наиболее часто применяется в борьбе с административными правонарушениями.


Административный штраф предусмотрен в санкциях всех статей части Кодекса (за исключением ч.2 ст.20.25), а также в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административный штраф устанавливается и применяется как основное административное наказание согласно со ст.3.3 Кодекса РФ. При назначений административного штрафа усматривается и назначение другого административного наказания как предупреждение. И очень редко с другими административными наказаниями.

Сумма административного штрафа зафиксирована статьей 3.5 КоАП РФ,определяя размеры административного штрафа как минимального так и максимального размеров. Также, кроме фиксированных штрафов, законодатель предусматривает установление размера штрафа по другим критериям, в частности: административный штраф может выражаться в величине, кратной:

- стоимости предмета административного правонарушения, но его размер не может превышать трехкратного размера стоимости соответствующего предмета на момент окончания или пресечения административного правонарушения, за исключением случая, предусмотренного ст. 7.27 КоАП РФ (мелкое хищение), когда сумма административного штрафа не может превышать пятикратного размера стоимости похищенного имущества;

- сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа. Максимум для рассматриваемого вида административного штрафа не может превышать трехкратного размера стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости. Данный вариант исчисления размера административного штрафа связан с определенными видами административных правонарушений: нарушение валютного законодательства (ст. 15.25 КоАП РФ), незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 16.1 КоАП РФ) и др. Суммы административного штрафа в таких случаях исчисляются исходя их соответствующих налоговых обязанностей субъектов, обязанностей по уплате сборов, штрафов либо суммы незаконной операции. При определении этих исходных для исчисления административного штрафа сумм необходимо обращаться к действующим ставкам налогов применительно к конкретному налогоплательщику (гражданину, предпринимателю, коммерческой организации), нормативам валютных операций, размерам таможенных пошлин и др.;


- сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но размер штрафа не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение, либо за предшествующую дате выявления правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работ, услуг) в предшествующем календарном году. Этот вариант исчисления размера административного штрафа связан с определенными видами административных правонарушений: злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31 КоАП РФ), заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий (ст. 14.32 КоАП РФ), недобросовестная конкуренция (ст. 14.33 КоАП РФ) и др. Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения гл. 14 КоАП РФ, согласно примечанию к ст. 14.31, понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со ст. 248 и 249 Налогового кодекса РФ.

Об административном штрафе выносится постановление судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении. В случаях, предусмотренных ст. 28.6 Кодекса, административный штраф налагается и взимается на месте совершения физическим лицом административного правонарушения.

Особенностью исполнения постановления о наложении административного штрафа является то, что в течение установленного срока он может быть уплачен самим лицом, привлеченным к ответственности. Этот срок составляет 30 дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Если постановление о наложении административного штрафа вынесено в отношении несовершеннолетнего, у которого отсутствует самостоятельный заработок, то выносится решение о взыскании штрафа с его родителей или иных законных представителей. Помимо родителей законными представителями физического лица являются усыновители, опекуны или попечители.

Следующим административным наказанием является возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения.Особенность состоит в том, что изъять можно, только то, что является собственностью. Изъятию не может подлежать предметы и орудия, которые не являются собственностью правонарушителя. Данное административное наказание при осуществлении выполняет три взаимосвязанных между собой действия это:


1. принудительное изъятие предмета у нарушителя,

2. реализация орудий и предметов,

3. передача вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятых орудий или предметов.

Принудительно изъятые предметы носят возмездный характер и назначают как в качестве основного, так и дополнительного вида административного наказания. Имеются ограничения в применении возмездного изъятия орудий или предметов административного правонарушения, которые устанавливает законодатель. Но есть предметы, которые не предусмотренных к изъятию. Это те предметы , которые являются основным законным источником средств к существованию. Данное право предусмотрено Конституцией РФ, согласно которому никто не может быть своего имущества, только по решению суда. Данное административное наказание назначаться только судьей.

Следующим административным наказанием указанным в КоАП РФ является конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Данная мера административного наказания предусматривает в принудительном безвозмездном обращении орудия совершения или предмета административного правонарушения в федеральную собственность или собственность субъекта РФ.

Конфискацию предметов и орудий, которые применялись при административном правонарушении, устанавливают как основное административное наказание, так и как дополнительное административное наказание. Конфискация предметов производиться уже не зависимо от того являются ли предметы и орудия правонарушения собственностью нарушителя.

Конфискация как мера административного наказания назначается исключительно судьей [6]

Согласно Кодексу возврат и сохранность предметов процессе дела гарантируется, но не конфискованных при окончательном избрании меры наказания (ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ).

Такими полномочиями обладают судебные приставы-исполнители согласно ст. 32.4 КоАП РФ. Также не предусматривается ,выплата стоимости вещи нарушителя, которая подлежит обращению в собственность государства. Предметы и вещи которые являются основным законным источником средств к существованию не может быть конфисковано (ст.3.7 КоАП РФ).

Следующее административное наказание лишение специального права.