Файл: Перечень вопросов государственного экзамена.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части. 

Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией РФ (статья 65, часть 2), международными (межгосударственными) договорами РФ, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", а также федеральными конституционными законами о принятии в РФ нового субъекта.

Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе с соблюдением государственных интересов и принципов федеративного устройства РФ.

В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, если в международном договоре не предусмотрен другой статус.

В случае принятия в РФ в качестве нового субъекта части иностранного государства, этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа в соответствии с международным договором.

Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении международного договора является данное иностранное государство.

После поступления предложения о принятии в РФ, президент России уведомляет о нем Совет Федерации Федерального Собрания (СФ ФС) РФ, Государственную думу, правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

Рассмотрение предложения и принятие решений, касающихся заключения международного договора, осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 года.

Международным договором могут быть урегулированы: наименование и статус нового субъекта, порядок приобретения гражданства РФ, правопреемство в отношении членства в международных организациях, функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории нового субъекта, действие законодательства РФ на территории нового субъекта.


Международным договором может устанавливаться переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ, а также в систему органов государственной власти РФ.

После подписания международного договора президент РФ обращается в Конституционный суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного договора. В случае если Конституционный суд признает международный договор соответствующим Конституции РФ, указанный международный договор вносится в Госдуму на ратификацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".

Одновременно с международным договором в Госдуму вносится проект федерального конституционного закона о принятии в РФ нового субъекта.
Федеральный закон о ратификации международного договора принимается палатами ФС РФ в порядке, предусмотренном статьями 105, 106, 107 и 108 Конституции РФ.

Федеральный конституционный закон о принятии в РФ нового субъекта принимается палатами ФС РФ в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции РФ.

Федеральный конституционный закон о принятии в РФ нового субъекта вступает в силу не ранее вступления в силу для РФ и для иностранного государства международного договора.
13. Раскройте порядок пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок. Дайте характеристику внесенных в нее поправок.

Конституция РФ является жесткой, что означает усложненную, по сравнению с иными законами, процедуру изменения ее положения. Данный вопрос регулируется главой 9 Конституции – «Конституционные поправки и пересмотр Конституции», где выделено три самостоятельных способа изменения конституционных положений, имеющих отношения к разным главам и статьям Конституции: изменения ч.1 ст.65 Конституции; пересмотр 1,2 и 9 глав Конституции; внесение поправок в 3-8 главы Конституции.

1. Порядок внесения поправок в гл. 3-8 регулируется ст.136 Конституции и ФЗ от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Этапы внесения поправок:

1) Внесение предложения о поправке. Предложение о поправке в главы с 3 по 8 Конституции Российской Федерации вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации субъектом права инициативы такого предложения, установленным статьей 134 Конституции Российской Федерации: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.



2) Предложение о поправке вносится в виде проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, предполагающего исключение, дополнение, новую редакцию какого-либо из положений глав 3 - 8 Конституции Российской Федерации в Государственную Думу. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации осуществляется в трех чтениях. Проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

3) Одобренный Государственной Думой проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в течение пяти дней со дня одобрения направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Одобренный Государственной Думой проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации.

4) Председатель Совета Федерации в течение пяти дней должен опубликовать уведомление о принятии поправки к Конституции РФ для всеобщего сведения, включающее закон о поправке, который рассылается субъектам Федерации для одобрения.

5) Закон о поправке вступает в силу, если он будет одобрен органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов РФ. Процесс рассмотрения закона о поправке в субъектах РФ должен завершиться в течение одного года после принятия закона федеральным парламентом. Результаты рассмотрения устанавливает СФ. Его постановление может быть обжаловано в Верховный Суд РФ.

6) Принятая поправка к Конституции Российской Федерации подлежит внесению Президентом Российской Федерации в текст Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации осуществляет официальное опубликование Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.

Примеры поправок, внесенных в Конституцию РФ на 2015 год:


1) Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»;

2) Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации»;

3) Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»;

4) Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

2. Главы 1,2 и 9 Конституции РФ могут быть изменены только в порядке общего пересмотра Конституции.

Этапы пересмотра:

1. Предложения о пересмотре могут вносить те же субъекты конституционной законодательной инициативы, что и имеющие право на внесение предложений о поправках, указанные выше. Но (!!!) только если такое предложение поддержало 3/5 общего числа голосов членов Совета Федерации и депутатов ГД (ч.2 ст.135 Конституции).

2. В этом случае созывается в соответствии с ФКЗ Конституционное Собрание (данный ФКЗ, определяющий порядок его созыва, пока не принят).

3. Конституционное Собрание может принять одно из двух решений:

1) подтвердить неизменность Конституции (на этом его полномочия прекращаются, вся процедура пересмотра прекращается);

2) разработать проект новой Конституции РФ и либо принять ее большинством голосов в 2/3 общего числа своих членов, либо вынести проект на референдум (ч.3 ст. 135 Конституции).

Примеров пересмотраКонституции РФ нет в виду отсутствия ФКЗ о Конституционном Собрании.

3. Изменение ч.1 ст. 65 (где содержится перечень субъектов РФ)регулируется Конституцией РФ иФедеральным конституционным законом от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" и 
возможно в двух ситуациях:

1) включение в ст.65 названия нового субъекта РФ в результате:

а) принятия в РФ нового субъекта. Это связано с предварительным заключением международного договора о добровольном территориальном присоединении другого государства либо его части с ратификацией такого договора и последующим внесением Президентов РФ в ГД проекта ФКЗ «о принятии в состав России нового субъекта».

Пример: Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;

б) образования в составе РФ нового субъектав результате объединения двух и более граничащих друг с другом субъектов РФ с предварительным проведением референдума в объединяющихся субъектах РФ. Президент РФ вносит в ГД проект ФКЗ «Об образовании в составе РФ нового субъекта». Название нового субъекта вносится в Конституцию (в ч.1 ст.65) на основе выше указанного ФКЗ.

Примеры:

2004 год - объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (образован Пермский край)

2005 год – объединение Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов (Красноярский край включил в свой состав автономные округа)

2006 год – объединение Камчатской области и Корякского автономного округа (образован Камчатский край)

2006 год – объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (Иркутская область включила в свой состав автономный округ)

2007 год – объединение Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (образован Забайкальский край).

2) изменение названия уже существующего субъекта относится к его собственной компетенции. В соответствии с ч.2 ст.137 новое название подлежит включению в Конституцию РФ без каких-либо дополнительных законодательных процедур. Право включать новое название субъекта в Конституцию РФ предоставил Президенту РФ Конституционный Суд РФ (Постановление от 28 ноября 1995 г.). Согласно данному Постановлению изменения наименования субъекта РФ включаются в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке.

Примеры смены названия субъекта: