Файл: Перечень вопросов государственного экзамена.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


· просьба граждан о восстановлении или защите их на­рушенных прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Петиция рассматривается в особом порядке. Для рас­смотрения петиции руководитель соответствующего органа создает комиссию из должностных лиц органа. Для работы в комиссии могут быть привлечены эксперты, специали­сты, должностные лица иных органов, профессиональные познания которых необходимы для надлежащего рассмо­трения петиции.

Срок рассмотрения петиции не должен превышать срок, установленный Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ для рассмотрения иных обращений граждан.

При рассмотрении петиции комиссией может быть при­глашен представитель граждан, подписавших петицию, а в случае необходимости могут быть приглашены иные граждане, подписавшие ее.

По результатам рассмотрения петиции комиссия (траве принять одно из следующих решений:

· о возможности решения поставленных в петиции во­просов по существу и подготовки ответа. В данном случае представителю, указанному в петиции, направляется ответ о принятых мерах, подписанный руководителем органа, в адрес которого направлена петиция;

· о необоснованности вопросов, поставленных в пети­ции. В данном случае представителю, указанному в пети­ции, направляется мотивированный отказ в удовлетворе­нии требований и (или) решении вопросов, поставленных в петиции, подписанный руководителем органа, в адрес ко­торого направлена петиция;

· о необходимости рассмотрения петиции на сессии за­конодательного (представительного) органа государствен­ной власти субъекта РФ или соответствующего предста­вительного органа муниципального образования в целях определения мер по решению вопросов, поставленных в пе­тиции. Данное решение может быть принято в случае, если проблемы, изложенные в петиции, подлежат комплексному правовому, финансовому и (или) организационному регу­лированию. Уведомление о принятом решении направляет­ся представителю, указанному в петиции, в течение 30 дней со дня ее регистрации.

Вопрос о петиции па рассмотрение сессии законодатель­ного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ вносит глава администрации субъекта Феде­рации, если петиция была направлена в адрес главы адми­нистрации не позднее чем в двухмесячный срок с момента направления уведомления.


Если петиция была направлена в адрес органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправ­ления, вопрос о петиции на рассмотрение сессии предста­вительного органа муниципального образования вносится в соответствии с уставом муниципального образования.

Постановление, принятое на сессии законодательного (представительного) органа государственной власти субъ­екта РФ, либо решение, принятое на сессии представи­тельного органа муниципального образования, подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в уста­новленном порядке.

Публичные мероприятия. Свобода собраний и публичных мероприятий закреплена в ст. 31 Конституции РФ и детализирована Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Эти институты непосредственной демократии дают гражданам возможность принять участие в обсуждении проблем, касающихся политики, решений органов государ­ственной власти и местного самоуправления, или протеста против них, сделать свою позицию по тому или иному во­просу достоянием общественности, принудить органы государственной власти, местного самоуправления и их долж­ностных лиц к принятию или отмене каких-либо решений.

Организаторами публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации, а так­же политические партии, другие общественные объедине­ния, их региональные отделения и иные структурные под­разделения.

Организатор публичного мероприятия не вправе прово­дить его, если уведомление о проведении публичного ме­роприятия не было подано в срок либо если с органом ис­полнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мо­тивированному предложению места и (или) времени про­ведения публичного мероприятия.

Участниками публичного мероприятия признаются граж­дане, члены политических партий и общественных объеди­нений, добровольно участвующие в нем. Они имеют право: участвовать в обсуждении и принятии решений, иных кол­лективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия; использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства пу­бличного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные зако­нодательством РФ; принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государ­ственной власти и органы местного самоуправления, обще­ственные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.



Во время проведения публичного мероприятия его участ­ники обязаны: выполнять все законные требования органи­затора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного ме­роприятия.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в слу­чае, если его проведение не создает угрозы обрушения зда­ний и сооружений или иной угрозы безопасности участни­ков данного публичного мероприятия.

К местам, в которых проведение публичного мероприя­тия запрещается, относятся:

· территории, непосредственно прилегающие к опас­ным производственным объектам и к иным объектам, экс­плуатация которых требует соблюдения специальных пра­вил техники безопасности;

· путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

· территории, непосредственно прилегающие к рези­денциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих нака­зание в виде лишения свободы;

· пограничная зона, если отсутствует специальное раз­решение уполномоченных на то пограничных органов.

Порядок проведения публичного мероприятия на тер­риториях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ с учетом особенностей та­ких объектов.

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.

Представительная демократия означает осуществление власти народом через демократически избранные предста­вительные органы. В основе представительной демокра­тии лежат отношения представительства. Объектом от­ношений народного представительства является не воля, а власть. Народное представительство - одна из форм передачи права на власть. Источником власти остается народ. Представители - лишь «инструмент» в руках на­рода, при помощи которого он осуществляет принадлежа­щую ему власть. К представительным органам относятся только коллегиальные выборные органы государственной власти. Признаками представительных органов являются: выборность народом (населением), коллегиальность со­става и порядка выработки и принятия решений. Предста­вительными органами в Российской Федерации являются: Федеральное Собрание Российской Федерации, законода­тельные (представительные) органы государственной вла­сти субъектов РФ, представительные органы муниципаль­ных образований.


Характер взаимоотношений между депутатами и изби­рателями регулируется законодательством неодинаково. Исходя из современного законодательства, регулирующего отношения представительства, можно выделить три разно­видности представительной демократии, в основе которых лежат различные варианты взаимоотношений депутатов с избирателями.

Первый вариант -источником власти признается на­род. Депутат рассматривается только как уполномоченный своих избирателей, т.е. как обладатель императивного ман­дата. Импера­тивный мандат был конституционным принципом совет­ской представительной системы. Содержанием императив­ного мандата является обязательность наказов избирателей депутатам представительного органа. Именно наказы, т.е. обязательные поручения, определяют линию поведения, основные направления деятельности депутата как в пред­ставительном органе, так и в избирательном округе. Га­рантиями выполнения наказов избирателей является обязательность периодических отчетов депутатов перед избирателями, а также возможность досрочного отзыва де­путатов избирателями в установленных законодательством случаях.

Второй вариант представительной демократии, предпо­лагая формальным источником власти народ, предусматри­вает передачу права на ее осуществление на ограниченный конституцией срок представительному органу, члены кото­рого действуют независимо от избирателей, т.е. обладают свободным мандатом. Для свободного мандата характерно, что каждый де­путат представляет не избирателей своего округа, а народ в целом; депутат не связан обязательствами, которые он мог принять на себя во время предвыборной кампании; депутат не подлежит отзыву.

Третий, промежуточный, вариант представительной де­мократии имеет место, когда народ, оставаясь источником власти, передает право на ее осуществление представитель­ному органу частично на определенный конституцией срок, сохраняя за собой контроль за деятельностью своих пред­ставителей. Основой таких взаимоотношений депутатов и избирателей является полусвободный мандат.

Признаками, характеризующими полусвободный ман­дат, являются:

· отсутствие наказов, роль которых выполняет предвы­борная программа кандидата в депутаты, составленная им лично с учетом программы политической партии или общественного объединения, членом которого он является, а также с учетом специфики избирательно­го округа и местных проблем;


· наличие тесной связи депутатов с избирателями, вы­ражающейся в регулярных встречах и прежде всего отчетах;

· возможность избирателей досрочно отозвать депута­та, не оправдавшего доверия избирателей.

Конституция РФ не регулирует характер взаимоот­ношений депутатов с избирателями. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Го­сударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» не определяет характер депутатского мандата. Учитывая, что этот Закон не содержит положений о нака­зах избирателей, отчетах депутатов перед ними и возмож­ности досрочного отзыва депутата избирателями, можно сделать вывод о свободном мандате депутата Государ­ственной Думы.

Иначе решается этот вопрос на региональном (респу­бликанском) и местном уровнях в Российской Федерации. В 17 субъектах РФ имеются законы о наказах избирате­лей, а также нормы об отче­тах и отзыве избирателей. Тем самым в этих субъектах РФ сохраняется императивный мандат депутатов.

Другие субъекты РФ, регулируя правовой статус депутата законодательного (представительного) органа государствен­ной власти субъекта РФ, члена выборного органа местного самоуправления, не упоминая наказы, закрепляют обязан­ность депутатов отчитываться перед избирателями и воз­можность досрочного их отзыва. Таким образом, в этих субъектах РФ имеет место полусвободный мандат.

Стремление регионального (республиканского) законо­дателя сохранить отчетность и ответственность депутатов перед избирателями можно объяснить субъективными факторами, а именно сложившимся за десятилетия советской формы правления в России пониманием демократии как тесной связи представителей и представляемых, возможности избирателей влиять на деятельность представительных органов и в случае необходимости - сменить их.

Сохранение отчетов и досрочного отзыва депутатов можно объяснить и объективными факторами, например наличием среди депутатов людей, которые по своим нрав­ственным, профессиональным и деловым качествам недо­стойны и не способны выполнять функцию представителя воли и интересов избирателей. Избиратели должны иметь право и возможность исправить допущенную ими ошибку на выборах.

Критики представительной демократии указывают на превращение современного парламента в неэффектив­ный институт, ставший средоточием фракционных интриг и местом проявления амбиций политиков. Перечисленные недостатки представительной демокра­тии определяют необходимость существования в любом де­мократическом обществе непосредственного участия граж­дан в управлении как государственными, так и местными делами.