Файл: Теория социального взаимодействия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «История, философия и социальные коммуникации»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

РЕФЕРАТ

по дисциплине
«СОЦИОЛОГИЯ»

на тему: «Теория социального взаимодействия»

Студента(ки) Борозненко Марии Николаевны

Группы ЗГМУ-201

Факультета гуманитарного образования

Направление подготовки бакалавров: 38.03.04 «Государственное муниципальное управление»

Работу проверил:

Плотникова Юлия Сергеевна., канд.соц.наук.

______________________________

(подпись, дата

Содержание


Введение……………………………………………………………………..

1 Понятие и сущность социального взаимодействия…………………….

2 Теория обмена как одна из основных теорий социального взаимодействия……………………………………………………………….

3 Символический интеракционизм…………………………………………

4 Характеристика теории управления впечатлениями……………………

Заключение……………………………………………………………………..

Список используемой литературы…………………………………………..

3

4
8

11

13

17

19


Введение
Тема данного реферата, на сегодняшний день, является весьма актуальной, поскольку каждый человек ежедневно сталкивается с социальным взаимодействием. Также можно отметить, что социальное взаимодействие является одним из основных объектов исследования социологии. Оно возникает при непосредственном контакте между людьми. Это процесс, в ходе которого человек влияет на действия и поступки других людей. Социальные взаимодействия происходят в социальных институтах, и любой контакт индивида, в каком бы смысле он ни понимался, является социальным, поскольку результаты контактов небезразличны для общества и его состояния. Взаимодействие - это определенная система действий одной стороны по отношению к другой и наоборот.

Цель исследования – изучить основные теории социального взаимодействия.

Задачи исследования:

1) изучить понятие и сущность социального взаимодействия;

2) рассмотреть теорию обмена как одну из основных теорий социального взаимодействия;

3) изучить особенности символического интеракционизма;

4) дать характеристику теории управления впечатлениями.


Объект исследования – социальное взаимодействие.

Предмет исследования – основные теоретические концепции социального взаимодействия.

В качестве теоретической базы исследования выступили труды таких учёных, как: А.В. Каменец, О.Н. Козлова, П.А. Сорокин и другие.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.

Структура реферата состоит из: введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
1 Понятие и сущность социального взаимодействия
Исследование вопросов социального взаимодействия тесно связано с именами М. Вебера, М. Сорокина, Дж. Хоманса, Дж. Г. Мида, Т. Парсонса и мн. др.

А.В. Каменец рассматривает различия в их подходах к пониманию социального взаимодействия [1, С.42].

По мнению П. Сорокина, социальное взаимодействие основано на "взаимном обмене коллективным опытом, знаниями и концепциями, конечным результатом которого является возникновение "культуры" [6, С.93].

Дж. Хоманс определяет характеристики социального взаимодействия в рамках разработанной им теории социального обмена. По его мнению, социальное взаимодействие обусловлено желанием сторон достичь максимально возможного вознаграждения при минимально возможных затратах.

Противоположной точки зрения придерживался Дж. Г. Мид, который рассматривал социальное взаимодействие с позиции символического интеракционизма. Он говорит о важности не самого действия в социальном взаимодействии, а его интерпретации, поскольку реакция человека на действие не является автоматической, но он пытается разгадать его смысл и интерпретировать его [5, С.114].

Т. Парсонс считает, что социальное взаимодействие на уровне социальных систем происходит благодаря "зонам взаимопроникновения" и осуществляется в процессе взаимного обмена. Социальные системы представляются как "открытые", находящиеся в состоянии постоянного обмена [5, С.83].

Таким образом, социальное взаимодействие - это любое поведение индивида или группы индивидов, которое имеет значение для других индивидов и групп индивидов или для общества в целом. Категория "взаимодействие" выражает характер и содержание отношений между индивидами и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности и различающихся по социальным позициям (статусу) и ролям (функциям). Независимо от сферы общества (экологической, экономической, духовной, политической и т.д.) взаимодействие всегда имеет социальный характер, так как выражает отношения между индивидами и группами индивидов.



Социальное взаимодействие имеет как объективные, так и субъективные аспекты. Объективная сторона взаимодействия - это связи, которые не зависят от индивидов, но которые опосредуют и контролируют содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия - это осознанное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных выражениях (ожиданиях) соответствующего поведения. Это межличностные (или, шире, социально-психологические) отношения, которые представляют собой прямые связи и отношения между людьми, возникающие в конкретных условиях места и времени [2, С.282].

Механизм социального взаимодействия" включает: индивидов, которые совершают определенные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; и, наконец, обратную связь от индивидов, на которых было оказано влияние. Наиболее важным аспектом социального взаимодействия является содержательная сторона, которая раскрывается через характер и способ социального взаимодействия. Они также обусловлены индивидуальными свойствами и качествами взаимодействующих сторон. Они зависят в основном от ценностных ориентаций людей, существующих социальных норм и общего опыта [6, С.59].

Социальное взаимодействие приводит к установлению социальных отношений. Социальные отношения - это относительно устойчивые связи между индивидами (институционализирующие их в социальные группы) и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающихся по социальному статусу и ролям в социальных структурах. Социальные отношения - это относительно самостоятельный и специфический вид общественных отношений, выражающий активность социальных субъектов в отношении их неравного положения в обществе и их роли в социальной жизни. Социальные отношения всегда выражают положение людей и их сообществ в обществе, потому что это всегда отношения равенства - неравенства, справедливости - несправедливости, господства – подчинения [6, С.68].

Социальное взаимодействие состоит из множества видов деятельности человека, направленных на других людей. Но не всякое взаимодействие с другими людьми можно считать социальным. Социальное взаимодействие является социальным только тогда, когда оно затрагивает интересы больших групп людей, т.е. является социально значимым. Социальное - это результат совместной деятельности и взаимодействия индивидов, возникающий в общении между людьми.


Взаимодействие также будет социальным, во-первых, если оно является целевым, то есть ориентированным на другого человека; во-вторых, если оно является ценностно-ориентированным.

Социальное взаимодействие основано на деятельности, связанной с удовлетворением жизненно важных и необходимых потребностей. Благодаря этой деятельности человеческие (социальные) отношения не только поддерживаются и сохраняются, но и воспроизводятся заново.

Следующие группы потребностей называются базовыми [3, С.47]:

1) физиологические (естественные) потребности: еда, питье и т.д;

2) экзистенциальные потребности: выживание и самосохранение;

3) социальные потребности: престиж, образование, работа и т.д;

4) духовные потребности: равенство, справедливость, любовь и т.д.

Сущность социального взаимодействия раскрывается в особенностях взаимодействия между людьми.

Чтобы понять природу социального взаимодействия, необходимо рассмотреть анализ простейших социальных отношений.

Во-первых, следует отметить, что в этих отношениях всегда присутствуют две стороны, которые представляют собой тесное единство. Они не существуют друг без друга. Например, мужчина может быть мужчиной только во взаимодействии с женщиной. Поэтому каждый человек, взаимодействующий с другим человеком, занимает определенную позицию. Эта позиция или положение называется социальным статусом. У каждого человека есть множество статусов: мужчина, учитель, актер, врач, художник и так далее. Вне этого взаимодействия они не имеют такого статуса, поскольку являются просто автономными и независимыми акторами. Субъектами взаимодействия являются как отдельные люди, так и социальные группы.

Во-вторых, в этом взаимодействии стороны (субъекты взаимодействия) играют неравные роли. Только одна сторона выражает его социальную сущность, а другая является неизменной формой, отражающей ее. Одна сторона активна, другая пассивна, выступая в роли зеркала, отражающего эту социальную сущность и представляющего лишь материал (природное бытие) для ее выражения.

В-третьих, в социальном взаимодействии участвуют люди с социальными потребностями [4, С.94].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальное взаимодействие - это систематическое выполнение каких – либо действий со стороны индивидов, которое подразумевает наличие обязательной обратной связи и общих интересов. Социальное взаимодействие связано, во-первых, с большими группами людей, во-вторых, с деятельностью, в-третьих, в основе взаимодействия лежат потребности.


2 Теория обмена как одна из основных теорий социального взаимодействия
Поскольку понятие социального взаимодействия является центральным для социологии, в процессе его изучения возникло множество социологических теорий, касающихся проблем его развития и функционирования.

Наиболее известной и распространенной концепцией, описывающей социальное взаимодействие, является теория обмена. Основная идея этой концепции заключается в том, что она базируется на утверждении, что в человеческом поведении всегда есть рациональная основа, которая побуждает людей просчитывать свои действия и искать выгоду в различных ее формах: товары, деньги, услуги, уважение, любовь и т.д. В начале 1960-х годов американский социолог Джордж Хоманс выдвинул идею о том, что в процессе социального взаимодействия индивиды стараются максимизировать свою выгоду, но приложение усилий для этого минимально [6, С.72].

Социальное действие, по Хомансу, - это непосредственный контакт между индивидами, в котором происходит обмен ценностями, построенный на принципе рациональности, то есть люди взаимодействуют на основе определенного интереса. Они всегда стремятся получить высокую прибыль при минимальных затратах. Объектом обмена является то, что имеет социальную ценность. Ценность личности состоит из качеств, которые обмениваются. Но на самом деле равных обменов не бывает, что приводит к социальному неравенству.

По мнению Дж. Хоманса, поведение человека обусловлено вознаграждением, которое он получил за свои действия в прошлом. Таким образом, социолог определил принципы вознаграждения:

1) частота повторения поведения зависит от частоты получения вознаграждения. Другими словами, чем чаще поведение вознаграждается, тем чаще оно будет повторяться;

2) когда вознаграждение дается за определенное поведение в определенных условиях, человек пытается воссоздать эти условия;

3) чем больше вознаграждение, тем больше усилий человек готов приложить для его получения;

4) если потребности человека близки к насыщению, он будет прилагать гораздо меньше усилий для их удовлетворения.

Таким образом, исходя из этих диспозиций, Хоманс объясняет функционирование всех социальных процессов. Обмен вознаграждениями и наказаниями является основой социального действия, и человеческое поведение имеет функцию вознаграждения. Теория Хоманса подверглась критике, поскольку представленная теория не может объяснить функционирование социальных объектов на макроуровне.