Файл: Теория социального взаимодействия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эти идеи были развиты в работе другого современного американского социолога, Питера Блау, который утверждал, что все отношения между людьми строятся по схеме "давать и брать".

Главное отличие теории Блау от теории Хоманса заключается в том, что у Блау отношения обмена сразу же институционализируются [6, С.54].

П. Блау определяет законы обмена следующим образом:

1) чем большее количество вознаграждений ожидает человек, тем выше вероятность того, что определенная деятельность будет выполнена;

2) чем больше количество вознаграждений, которыми обмениваются люди, тем больше вероятность того, что произойдет больше актов обмена;

3) чем чаще в обмене нарушаются взаимные обязательства, тем меньше роль негативных санкций (наказаний);

4) по мере приближения времени вознаграждения ценность деятельности снижается, и вероятность того, что она будет выполнена, значительно уменьшается;

5) чем чаще возникают отношения обмена, тем больше вероятность того, что обмен будет регулироваться правилами "справедливого обмена".

Блау экстраполировал законы обмена на взаимодействие между организациями и другими социальными структурами. В их отношениях обмен происходит косвенно и, следовательно, опосредованно. В него активно "вмешиваются" факторы нормативности и контроля. Эта интерпретация дала Блау возможность перенести рассмотрение обмена с микро на мезоуровень.

П. Блау выделил следующие виды вознаграждений: деньги, социальное одобрение, уважение и уступки.

Наибольшее вознаграждение получают те, кто обладает властью. Именно поэтому социальные группы структурированы по принципам иерархии власти, престижа, одобрения и т.д.

Отношения власти формируют в группе две силы: с одной стороны, стремление к интеграции, с другой - склонность к оппозиции и конфликтам. Основным источником конфликта является дисбаланс в отношениях обмена, возникающий из-за неравного отношения различных ассоциаций к обладанию ресурсами.

Конфликт, по мнению П. Блау, является источником изменений, которые проясняют нормативность и ценности.

Социальные структуры интерпретировались социологом как многомерное пространство, состоящее из линий дифференциации. Он описал их как серию последовательных уровней, один за другим, на постоянно увеличивающейся шкале. Вот пример. Структура работников имеет непосредственное социальное окружение: условия организационной единицы, в которой они работают. В структуре фирмы таким непосредственным социальным окружением были бы условия рынка [2, С.286].


Блау попытался интегрировать теорию обмена и социальную структуру в контексте социального взаимодействия. Сама по себе теория обмена не может объяснить сложные социальные структуры. Точно так же теория социальной структуры сама по себе не может объяснить многие отношения и процессы в обществе, поскольку ей не хватает аналитических возможностей для характеристики человеческого поведения.

П. Блау выделил две "картины" социального анализа:

1) первая картина является результатом использования теории обмена для анализа микропроцессов, которые связаны с межличностным взаимодействием;

2) вторая картина - активное применение теории социальной структуры для характеристики макропроцессов общества. Здесь основной проблемой является глубина и плотность связи между названными уровнями анализа.

Подводя итог, важно отметить, что теоретический и практический ресурс теории социального обмена на сегодняшний день полностью не исчерпан. Социальный обмен пронизывает повседневную социальную жизнь людей. Социальный обмен определяет различные уровни социального взаимодействия, выступает в качестве реальных и идеальных моделей поведения.
3 Символический интеракционизм
Другой значимой теорией социального взаимодействия является символический интеракционизм.

Теория символического интеракционизма разрабатывалась американскими социологами Джорджем Мидом (1863-1931 годы жизни) и Чарлзом Кули (1864-1929 годы жизни), заложивших исходные основания данного социологического направления. Само понятие «символический интеракционизм» было введено в научный оборот в 1937 году учеником Джорджа Мида Гербертом Блумером (1900- 1987 годы жизни).

Изучая общество, эти социологи сосредоточились на социальном взаимодействии, рассматривая его прежде всего, как обмен всевозможными символами. В этом случае символ понимается как нечто значимое для человека, то, что создано человеком и может быть передано другим людям как несущее определенный смысл. В своем учении Мид утверждал, что мир человека (т.е. социальная реальность) представляет собой совокупность различных ситуаций. Именно в них человек существует, живет и действует. Его или ее социальное "я" находится в постоянном взаимодействии с "обобщенным Другим" [5, С.41].

Мид использовала термины "я" и "мне", где первый выражает то, что составляет бессознательное, внутреннее, а второй - то, что возникает под влиянием социальной среды.


Согласно Миду, человек устроен таким образом, что он может контролировать себя полностью сознательно. Общество также контролирует его, и многие из его норм становятся элементами самоконтроля. Выявилась корреляция: чем больше человек связан с другими людьми, чем шире и разнообразнее его взаимодействие с ними, тем богаче его реакции и их символическое содержание. Развитая личность отражает сложность социальных процессов, и на ее формирование большое влияние оказывает язык.

Мид и другие представители символического интеракционизма считали слова основным инструментом объективизации субъективного опыта человека.

Если бы не было слов, не было бы и систематического социального взаимодействия. Это вполне объяснимо, поскольку язык в целом является основным способом донести до других то, чего человек хочет. Конечно, существуют жесты, мимика, движения тела и различные действия, передающие информацию, но настоящее человеческое общение все же основано на языке. Без слов нельзя объяснить человеку свои мысли, нельзя поделиться своими мыслями.

Конечно, слова могут быть произнесены или написаны. В любом случае, это символы.

Сторонники символического интеракционизма считают, что социология должна изучать общество в первую очередь, включая в него изучаемые ею социальные процессы. Словом, не со стороны, а участвуя в событиях. Этот метод называется наблюдением участника. Только так, по его мнению, можно получить адекватное знание о поведении людей и понять практику их повседневной жизни. Таким образом, можно нарисовать что-то вроде портретов отдельных социальных миров.

Например, есть мир различных профессий: врачей, ученых, рабочих и так далее. Каждый из этих миров имеет свои символические структуры, включая идеологии, интерпретации, объяснения.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что данное направление фокусируется на анализе процесса социального взаимодействия в основном на его символическом содержании. Представители этой теории утверждают, что все действия человека являются проявлением социального поведения, которое основано на коммуникации, и что коммуникация становится возможной благодаря тому, что индивиды, вступающие в контакт друг с другом для обмена информацией, придают одинаковое значение одному и тому же символу. Взаимодействие здесь рассматривается как диалог между людьми, которые понимают намерения друг друга и реагируют на них соответствующим образом.

4 Характеристика теории управления впечатлениями
Если Кули и Мид занимались исследованиями «зеркального Я» и изучением «обобщенного другого» в рамках социологии и социальной психологии, то другой известный исследователь – Ирвинг Гоффман (1922-1982 гг.) дополнил их исследованиями, а заодно и наши представления о самих себе как о участниках социальных процессов.

Так, Кули и Мид актуализировали вопрос о том, каким образом формируются представления человека о самом себе в процессе социального взаимодействия с другими участниками общественного процесса. Также они исследовали то, как человек может научиться заранее планировать свои действия, причем на основании тех данных как о самих себе, так и о своем поведении, которые он черпает у других людей. Гоффман, развивая эту мысль, делает акцент на еще одной, немаловажной проблеме. Он отмечает, что только путем воздействия на представление других людей о самом себе человек способен контролировать свою жизнь, а также те благоприятные (и неблагоприятные) ситуации, в которых он может оказаться [1, С.87].

Каждый из нас заинтересован в том, чтобы предстать перед другими членами общества в более выгодном свете, чтобы у них сложилось благоприятное впечатление. Большую роль играет и то самое «первое впечатление», по которому в дальнейшем могут судить человека. Оно может быть, как благоприятным, так и неблагоприятным, и изменить его в дальнейшем представляется довольно сложной задачей.

Этот процесс Гоффман назвал «управлением впечатлениями». В данном случае, мы скрываем некоторые черты, которые могут испортить о нас впечатление, но при этом намеренно демонстрируем те, которые, как нам кажется, проявляют нас в более лучшем свете.

Безусловно, теория очень интересна, и с психологической, и с социологической точки зрения. единственное, на чем делает акцент автор – на том, что многие люди начинают попросту играть, специально принимая на себя такие роли, чтобы казаться более милыми, доброжелательными, снисходительными, хотя в обычной жизни они могут быть вовсе не такими. По этой причине, Гоффман рассматривает театральные постановки в качестве аналитической аналогии и средства отображения и, соответственно, понимания общественной жизни.

Этот аспект называется "драматургическим подходом". Жизнь в обществе, согласно этому подходу, - это этап, на котором люди взаимодействуют друг с другом. В зависимости от ситуации они принимают на себя различные роли [2, С.293].


Люди также могут одновременно выполнять две ключевые роли:

1) роль актера - человек, который играет роль, чтобы оказаться в более выгодном положении;

2) роль зрителя - человека, для которого другие играют роли, чтобы получить их одобрение и положительную обратную связь.

Как отмечалось выше, управление впечатлением - это процесс, который может контролироваться субъектом. Это означает, что человек может намеренно строить свое поведение таким образом, чтобы достичь желаемого результата.

Люди часто испытывают потребность контролировать то, как их воспринимают другие. Эта мотивация, и особенно ее степень, будет напрямую зависеть от таких факторов, как важность производимого впечатления по отношению к выполняемым задачам, а также ценность этих задач и несоответствие между желаемым впечатлением и впечатлением других людей.

Формирование впечатления - еще один важный процесс. Она определяет впечатление, которое люди хотят произвести на других, и средства, которые они для этого используют. Некоторые люди просто добродушны, другим приходится прилагать для этого большие усилия. Это особенно верно для людей, которые изначально вели совсем другой образ жизни, а теперь им нужно "вписаться" и быть принятыми в новой группе.

Формирование впечатления - это более широкий подход к пониманию концепции "управления впечатлением", и авторы выделяют несколько факторов, которые более тесно связаны с типами впечатлений, которые люди стремятся сформировать для достижения своих целей [5, С.58]:

1) самоидентификация;

2) желательные и нежелательные образы;

3) ролевые ограничения;

4) предельные значения;

5) уже существующий социальный образ, сформированный в других ситуациях.

Конечно, управление впечатлением - это очень сложный процесс, поэтому разработчики выделяют две ключевые стратегии управления. С одной стороны, если человек пытается взять на себя минимальную ответственность за возможное (или уже совершенное) негативное событие, или просто хочет не попасть в неприятности, то он может применить стратегию, позволяющую избежать ухудшения своего социального статуса. Но есть и вторая стратегия: если люди просто хотят, чтобы их как можно больше ассоциировали с положительным результатом, или вообще хотят казаться лучше (даже лучше, чем они есть на самом деле), то они используют стратегию увеличения своих шансов на продвижение по социальной лестнице.