Файл: Программа первоначальной подготовки спасателей мчс россии к ведению поисковоспасательных работ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 222
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
263
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОПЕРАТОРОВ УПРАВЛЕНИЯ
РОБОТОТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ
(наименование программы)
1. Учебный план
Цель: совершенствование знаний и практических навыков, а также обеспечение современного профессионального уровня персонала, эксплуатирующего робототехнические средства для проведения аварийно- спасательных работ и пожаротушения (далее – РТС АСР и П)
Категория слушателей: командир отделения, старший механик
(работник)
Срок обучения: 72 часа, 3 нед., (час., нед.)
Режим занятий: не более 4 часов в день.
Форма обучения: заочная с использованием дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения.
№ п/п
Наименование дисциплин
(разделов)
Всего часов
Количество часов по видам занятий
Форма промежуточной и итоговой аттестации лекции практические занятия зачет экзамен
1.
Охрана труда.
2 2
2.
Основные положения концепции развития, оснащения и применения РТС в РСЧС.
22 10 12 3.
Устройство и эксплуатация
14 4
10
264
2. Тематический план
РТС, предназначенных для решения задач МЧС России.
4.
Получение первоначальных навыков управления наземных
РТС, имеющихся на оснащении подразделений
МЧС России.
12 12 5.
Практическая отработка навыков дистанционного управления РТС и выполнения аварийно-спасательных работ с их применением .
16 16 6.
Итоговая аттестация
(экзамен).
6 6
Итого:
72
16
50
6
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Количество часов по видам занятий
Форма промежуточной и итоговой аттестации лекции практические занятия зачет экзамен
1.
Охрана труда.
1.1. Вводный инструктаж. Правила безопасности при работе на РТС.
2 2
Итого:
2
2
2.
Основные положения концепции развития, оснащения и применения РТС в
РСЧС.
2.1. Проблемность и перспективность применения РТС для ликвидации последствий ЧС в условиях особого риска
2 2
2.2. Современные взгляды на развитие и применение РТС в ЧС при опасных для жизни человека условиях
2 2
2.3. Концептуальные положения внедрения
РТС в практику ликвидации ЧС
2 2
2.4. Изучение наземных
РТС, находящихся на оснащении подразделений МЧС России
4 4
2.5. Изучение системы управления наземных и воздушных РТС, на имеющихся на оснащении
4 4
265
Введение.
Настоящая программа разработана в соответствии с приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013
№ 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», предназначена для проведения профессиональной подготовки по специальности: «Оператор управления робототехническими средствами для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения».
На обучение направляются лица, годные по состоянию здоровья к работе, имеющие стаж практической работы в должностях рядового и младшего начальствующего состава в системе МЧС России не менее 2 лет, базовые знания в областях пожарной безопасности и проведения аварийно- спасательных работ, а также средне-специальное или высшее образование.
Слушатели за время обучения получают объем знаний, умений и навыков, подразделений МЧС России
2.6. Виды технического обслуживания и правила хранения штатных РТС
6 2
4 2.7. Нормативно-правовая основа разработки и применения РТС
2 2
Итого:
22
10
12
3.
Устройство и эксплуатация РТС, предназначенных для решения задач МЧС
России.
3.1. Устройство и эксплуатация наземных РТС
4 2
2 3.2. Устройство и эксплуатация воздушных РТС
4 2
2 3.3. Практическая демонстрация управления БПЛА
6 6
Итого:
14
4
10
4.
Получение первоначальных навыков управления наземных РТС, имеющихся
на оснащении подразделений МЧС России.
4.1. Изучение универсального тренажёрного комплекса
6 6
4.2. Практическая работа на универсальном тренажёрном комплексе
6 6
Итого:
12
12
5.
Практическая отработка навыков дистанционного управления РТС и
выполнения аварийно-спасательных работ с их применением.
5.1. Отработка навыков управления
РТС всех видов находящихся на вооружении в подразделениях
МЧС России
16 16
Итого:
16
16
6.
Итоговая аттестация (экзамен).
6
6
ИТОГО:
72
16
50
6
266 необходимых для управления РТС АСРиП в любых условиях при выполнении оперативных заданий и служебных обязанностей при несении караульной службы.
При организации и проведении занятий необходимо руководствоваться методическими рекомендациями, изложенными в Программе подготовки личного состава ГПС МЧС России, в методических указаниях «Организация и проведение занятий с личным составом».
Цель:
- изучение передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, полученных при освоение программы повышения квалификации;
- приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей;
- формирование у слушателей степени профессиональной подготовленности, соответствующей современным требованиям и нормам;
- укрепление законности и дисциплины, личной ответственности за выполнение служебного долга, бережного отношения к технике и имуществу.
В результате обучения слушатели должны:
Знать:
- требования безопасности при несении караульной службы, тушении пожаров и проведении связанных с ними первоочередных аварийно- спасательных работ;
- возможности, устройство, правила эксплуатации РТС АСРиП;
- порядок допуска операторов к работе на РТС АСРиП;
- требования основных нормативно-правовых актов в области охраны труда, руководства по технической эксплуатации РТС АСРиП, материально- технического обеспечения, предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий техногенного, природного и военного характера (аварий, катастроф).
Уметь:
- применять полученные знания в служебной деятельности по принятию закрепленных РТС АСРиП;
- управлять РТС АСРиП в любых условиях при выполнение оперативных задач.
Профессиональная подготовка проводится образовательным учреждением по заочной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения. Занятия проводятся в соответствии с календарных графиком прохождения дисциплин, составленным из расчёта не более 4 часов в день без отрыва (с частичным отрывом) от основной деятельности,
один академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
Отработка практических навыков при работе на РТС, осуществляется на практических занятиях, которые проводятся на базе подразделений МЧС
России.
267
При проведении практических занятий учебная группа может быть поделена на две подгруппы.
Для закрепления и углубления полученных знаний программного материала во внеурочное время рекомендуется проводить разборы крупных пожаров и аварийно-спасательных работ, семинары по обмену опытом, круглые столы, демонстрировать учебные фильмы, организовывать встречи и выступления практических работников территориальных органов и подразделений ФПС ГПС МЧС России.
Освоение дополнительной профессиональной программы завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме экзамена по специально разработанным билетам.
Лицам, успешно освоившим учебную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации.
Раздел 1. Охрана труда.
1 ... 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Тема 1.1 Вводный инструктаж. Правила безопасности при работе на РТС.
Правила пожарной безопасности. Требования безопасности при работе в аварийных ситуациях в соответствии с требованиями «Правил по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России», утвержденными приказом МЧС России от 31.12.2002 № 630. Меры безопасности при техническом обслуживании и ремонте
РТС в соответствии с требованиями, изложенными в эксплуатационной документации.
Рекомендуемая литература:
основная [1]; дополнительная [1-3, 5-10].
Раздел 2. Специальная подготовка
Тема 2.1. Основные положения концепции развития,
оснащения и применения РТС в РСЧС.
2.1.1. Проблемность и перспективность применения РТС
для ликвидации последствий ЧС в условиях особого риска
Значение робототехники в областях связанных с риском для жизни человека. Робототехнические технологии в военной сфере и спасательных технологиях.
Опыт применения экстремальной робототехники в системе МЧС России.
Основные взгляды на применение роботов в аварийно-спасательных операциях.
За более чем 15-летнею историю применения экстремальной робототехники в России сложились определенные «школы» разработок современных и перспективных изделий.
Рекомендуемая литература:
основная [2, 4]; дополнительная [8, 10].
Правила пожарной безопасности. Требования безопасности при работе в аварийных ситуациях в соответствии с требованиями «Правил по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России», утвержденными приказом МЧС России от 31.12.2002 № 630. Меры безопасности при техническом обслуживании и ремонте
РТС в соответствии с требованиями, изложенными в эксплуатационной документации.
Рекомендуемая литература:
основная [1]; дополнительная [1-3, 5-10].
Раздел 2. Специальная подготовка
Тема 2.1. Основные положения концепции развития,
оснащения и применения РТС в РСЧС.
2.1.1. Проблемность и перспективность применения РТС
для ликвидации последствий ЧС в условиях особого риска
Значение робототехники в областях связанных с риском для жизни человека. Робототехнические технологии в военной сфере и спасательных технологиях.
Опыт применения экстремальной робототехники в системе МЧС России.
Основные взгляды на применение роботов в аварийно-спасательных операциях.
За более чем 15-летнею историю применения экстремальной робототехники в России сложились определенные «школы» разработок современных и перспективных изделий.
Рекомендуемая литература:
основная [2, 4]; дополнительная [8, 10].
268
2.1.2. Современные взгляды на развитие и
применение РТС в ЧС при опасных для жизни человека условиях.
Проводиться анализ развития современных технологий пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ. Акцент делается на безопасность проведения такого рода работ и эффективность, где основным критерием является использование «безлюдных технологий», основанных на базе робототехники.
Приводятся примеры применения робототехнических технологий на основе документальных отчетов успешно проведенных в системе МЧС России пожарно-спасательных операций и научно-исследовательских учений.
Рекомендуемая литература:
основная [2, 4, 5, 19]; дополнительная [8, 11].
2.1.3. Концептуальные положения внедрения
РТС в практику ликвидации ЧС.
В настоящее время робототехнике уделяется все большее значение, особенно в областях связанных с риском для человека. Наиболее востребованы робототехнические технологии в военной сфере и спасательных технология.
В системе МЧС России накоплен серьезный опыт применения экстремальной робототехники. Основные взгляды на применение роботов в аварийно-спасательных операций
Рекомендуемая литература:
основная [2, 4, 5]; дополнительная [1-10].
2.1.4. Изучение наземных РТС, находящихся на вооружении
подразделений МЧС России
Программа создания и внедрения робототехнических средств для решения задач МЧС России.
Приказ МЧС России от 23.01.2006 № 31 о возложении на ФГУ ВНИИПО
МЧС России задач по разработке и применению робототехнических средств в системе МЧС России.
Роботизированные средства разведки сверхлегкого класса.
Аварийно-спасательные наземные робототехнические комплексы среднего класса.
Аварийно-спасательные роботизированные комплексы тяжелого класса.
Роботизированная группировка пожаротушения.
Роботизированный комплекс легкого класса.
Мобильный роботизированный комплекс среднего класса.
Мобильный роботизированный комплекс тяжелого класса.
Перспективные пожарно-спасательные наземные робототехнические комплексы.
Рекомендуемая литература:
269 основная [2-5, 20]; дополнительная [8, 10].
2.1.5. Изучение системы управления наземных и воздушных РТС, на
имеющихся на оснащении подразделений МЧС России.
Приводятся, в качестве примера, классические варианты построения структурных схем известных систем управления, применяемые в наземных и воздушных РТС.
Проводится детальный разбор функционирования конкретных наземных и воздушных РТС под управлением штатных систем управления. Их особенности функционирования в различных погодных условиях, климатических зонах, в условиях городской инфраструктуры, условиях развития ЧС.
Рекомендуемая литература:
основная [2, 3, 27, 28]; дополнительная [2].
2.1.6. Виды технического обслуживания и
правила хранения штатных РТС.
Объём выполняемых работ потехническому обслуживанию (ТО)РТС, проводится с установленной периодичностью и различается трудоёмкостью, перечнем операций и местом проведения.
Видами ТО РТС: ежедневное, на пожаре(пожарно-тактическом учении), по возвращении подразделенияс пожара (учения), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2), сезонное обслуживание (СО).
Под хранением понимается содержание исправных РТС в местах хранения с применением существующей системы технического обслуживания и контроля, а также установленных ЭД и руководствами средств и методов защиты от воздействия окружающей среды.
Под местами хранения понимаются все виды хранилищ (складов), навесы, открытые площадки, оборудованные для размещения поставленных на хранение РТС.
РТС ставят на хранение: межсезонное — перерыв в использовании до 10 дней; кратковременное — от 10 дней до двух месяцев; длительное — более двух месяцев.
В осенне-зимний период РТС хранится в закрытом помещении или под навесом.
Допускается хранить РТС на открытых специально оборудованных площадках при обязательном выполнении работ по консервации, герметизации и снятию составных частей, требующих складского хранения.
270
Рекомендуемая литература:
основная [27, 28]; дополнительная [1, 16].
2.1.7. Нормативно-правовая основа разработки и применения РТС.
Основы научно-технической политики МЧС России, порядок разработки технического обеспечения в интересах Министерства.
Определение ЧС, ее классификация и основание для создания МЧС
России. Структура оперативного регионального управления Министерства.
Назначение, структура и задачи РСЧС. Силы и средства, привлекаемые к ликвидации ЧС в соответствии с РСЧС, порядок их взаимодействия. Роль МЧС
России в РСЧС, необходимость создания специального технического обеспечения, в том числе РТС.
Используемые нормативные документы
Единой системы конструкторской документации (Госты, Правила, Нормативы и т.д.).
Рекомендуемая литература:
основная [2, 4, 20]; дополнительная [1, 2].
Тема 2.2. Устройство и эксплуатация РТС,
предназначенных для решения задач МЧС России.
2.2.1.Устройство и эксплуатация наземных РТС
Передовой опыт научно-исследовательского центра робототехники (НИЦ
Р) ФГБУ ВНИИПО МЧС России в области разработки наземных противопожарных РТС.
Предпосылки создания в МЧС России НИЦ Р. Структура и задачи учебно-испытательной базы РТС.
Порядок разработки РТС. Используемые нормативные документы.
Межведомственная концепция создания РТС, перспективы развития на период до 2025 года.
Рекомендуемая литература:
основная [2, 4]; дополнительная [1, 2].
2.2.2. Устройство и эксплуатация воздушных РТС.
Необходимость использования БЛА для решения задач МЧС России.
Беспилотные летательные аппараты – летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов.
В России в области создания комплексов с БЛА работает более пятидесяти крупных и небольших фирм. Нормативно-правовая база.
Классификация систем БЛА основанная на взлетной массе и/или дальности действия. Самолетная и вертолетная (мультикоптерная) схемы, преимущества,