Файл: Монография бестселлер видных американских исследователей Л.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 309

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бандуры. Более того, мы стремились сделать раздел, посвященный применению каждой теории, как можно более интересным и отражающим современное положение вещей. Например, мы рассматривали применение концепций оперантного научения к тренировке уверенности в себе и в тренинге с биологической обратной связью. Для большей наглядности текст снабжен иллюстративным материалом: фотографиями и несколькими новыми рисунками и таблицами. И наконец, мы привели описание нескольких новых шкал самоотчета, используемых исследователями для измерения черт личности.
Структура учебника
Учебник содержит систематическое изложение основных теоретических направлений, эмпирических исследований и приложений психологии личности. В первой главе обсуждаются вопросы, связанные с личностью как объектом исследования, функции, выполняемые теорией,
компоненты теории и критерии, с помощью которых ее можно оценить. В
главе также обсуждаются основные положения о природе человека,
которые дают схему для рассмотрения различий между концепциями человечества у разных теоретиков.
Вторая глава подробно рассматривает исследовательские стратегии,
используемые для изучения личности. Подчеркивается сила и слабость этих стратегий, с тем чтобы студенты приобрели какой — то опыт в оценке исследований, цитируемых в учебнике. Затем мы рассматриваем, как с помощью методов оценки личности можно получить полезную информацию об индивидуальных различиях. Также тщательно разобраны концепции надежности и валидности методик самоотчета и проективных методик.
В главах с 3–й по 11–ю включительно представлены наиболее значительные теоретические концепции личности. Рассматриваются теории
Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера, Эрика Эриксона, Гордона Олпорта, Б.
Ф. Скиннера, Альберта Бандуры, Джорджа Келли, Абрахама Маслоу и
Карла Роджерса. Каждая глава начинается с краткого рассмотрения основных тезисов и акцентов изучаемого направления. Затем следует краткая биография теоретика, чьи идеи описываются. В этих очерках содержится информация о жизни ученого, существенная для понимания того, почему он придерживался именно такой точки зрения на личность.
Затем идет наиболее обширный раздел каждой теоретической главы —
подробное изложение конструктов и утверждений, составляющих теорию.
В этом разделе приводятся различные примеры, иллюстрирующие теоретические концепции и их практическую значимость для повседневной

жизни. За этим разделом следует анализ основных положений, касающихся природы человека, в процессе которого мы обобщаем позицию теоретика по нашим девяти положениям, связывая их с теоретическими концепциями,
представленными в предыдущем разделе главы. Таким образом, студенты могут увидеть тесную связь между концепциями личности и
философскими положениями, на которых они основаны. Затем мы обсуждаем эмпирическую валидизацию рассматриваемой теории. Мы показываем, как можно экспериментально проверить различные теоретические концепции, и вкратце суммируем результаты исследований,
поводом для которых послужила данная теория. Затем следует раздел,
посвященный применению теории или каких — то ее аспектов к соответствующей сфере поведения человека. Показано, что личностные концепции — не голые академические абстракции, а очень важные и необходимые понятия, которые могут объяснить широкий спектр поведения человека и его жизненные переживания.
Ранее мы уже говорили, что это издание было расширено за счет включения еще некоторых теорий личности, имеющих принципиальное значение. Мы надеемся, что студенты смогут лучше понять поведение человека, познакомившись с различными точками зрения внутри отдельного направления. В заключительной части соответствующих глав описаны основные представления о личности в интерпретации Карла
Густава Юнга, Эриха Фромма, Карен Хорни, Рэймонда Кеттела, Ганса
Айзенка и Джулиана Роттера. Студенты имеют возможность изучить 15
разных точек зрения на проблему личности. Мы полагаем, что студенты,
начинающие изучение личности, без затруднений смогут справиться с таким количеством теорий в течение одного семестра.
Каждая глава заканчивается кратким резюме основных положений,
вопросами для обсуждения, словарем ключевых терминов, библиографией и списком рекомендуемой литературы. Мы полагаем, что это сделает учебник очень полезным и привлекательным для студентов.
В заключительной главе учебника мы обсуждаем полезность использования основных положений как структуры, в которой могут рассматриваться теории личности. Здесь мы возвращаемся к исходным позициям и оцениваем девять теорий, наиболее подробно описанных в тексте, по шести критериям полезной теории, обсуждавшимся в главе 1. И
в заключение мы даем небольшой прогноз направлений и основных проблем, которые, вероятно, будут доминировать в области исследований личности в обозримом будущем.
Выражение признательности


Это новое издание заметно выиграло благодаря конструктивным замечаниям и предложениям ряда людей. Мы особенно благодарны группе рецензентов, каждый из которых внимательно прочел и прокомментировал часть рукописи или всю рукопись. Среди них были такие талантливые ученые, как: Аллен Дж. Браун, Северо — восточный университет; Джон С.
Дюрье, Университет Фарли Дикинсон; Роберт А. Эммонс, Университет
Калифорнии в Дэвисе; Рэнди Д. Фишер, Университет Центральной
Флориды; Джейн Е. Гордон, Государственный университет Нью — Йорка в
Олбани; Джеймс Дж. Джонсон, Государственный университет Иллинойса в
Нормале; Крис Лэнгстон, Университет Пердью; Рэнди Дж. Ларсен,
Мичиганский университет, Энн — арбор; Джозеф Дж. Палладино,
Университет Южной Индианы; Шэрон Пресли, Государственный университет Калифорнии в Нортридже; Ричард Н. Уильямс, Молодежный университет Брайэма и Брайан Т. Йетс, Американский университет.
Мы также хотим поблагодарить Центр подготовки документов в
SUNY, Брокпорт, за предоставление необходимой технической помощи во время написания рукописи. В частности, мы выражаем признательность
Джин Камиц, Лорен Николсон и Вики Уиллис за неоценимую помощь на завершающих стадиях проекта и за то, что они помогли представить издателю рукопись в форме магнитного диска.
Профессионализм, компетентность и поддержка всех сотрудников издательства McGraw — Hill достойны самой высокой оценки. Особая благодарность Марии Чиапетта, помощнику редактора по психологии, за ее великолепную работу по координированию рецензий и помощь в осуществлении проекта. Работать с ней было истинным удовольствием.
Кроме того, мы благодарны нашему инспектору по производству Кэти
Порцио и старшему инспектору по редактированию Скотту Эмерману за их помощь в процессе публикации. Крис Роджерс, исполнительный редактор,
также оказал неизмеримую помощь на заключительном этапе работы.
Мы еще раз выражаем нашу глубокую признательность нашим женам,
Джин и Элизабет, за их любовь и поддержку в процессе пересмотра и выхода в свет этого издания. Сердечная благодарность Джин Хьелл за ее ценные предложения относительно содержания и организации материала,
чтение корректуры и за то, что она стойко переносила ворчание мужа, когда казалось, что работа идет медленно. Ее вклад в это издание был поистине огромным.
Ларри А. Хьелл
Дэниел Дж. Зиглер



Глава 1. Психология личности: введение в
дисциплину
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. В каких разнообразных направлениях велись поиски,
какое множество концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным,
решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы. Сравним, например, убийцу —
рецидивиста, самоотверженного ученого, наркомана, коррумпированного политика, монаха и офицера высшего командного состава. Не считая того,
что у этих людей одни и те же ткани и органы, трудно себе представить,
какие общие свойства «человеческой натуры» могут их объединять. А когда горизонты научного поиска расширяются до исследования различных культур, мы обнаруживаем еще большее разнообразие основополагающих ценностей, устремлений и стилей жизни.
Астрология, теология, философия, литература и социальные науки —
вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие — то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества — стремительный рост численности населения,
глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы,
терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета — являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.
Наука о человеке

Истоки психологии можно проследить уже у древних греков и римлян.
Более двух тысяч лет назад философы вели дискуссии по поводу примерно тех же вопросов, которые и сейчас вызывают затруднения у психологов.
Однако формально рождение психологии как самостоятельной дисциплины датируется 1879 годом (Fancher, 1990). В этом году в Лейпциге (Германия)
Вильгельм Вундт основал первую лабораторию для экспериментального изучения психических явлений. В последующие годы психология переживала период бурного роста. Было выработано множество различных концептуальных моделей, позволяющих планировать научные исследования и интерпретировать экспериментальные данные. Одним из существенных аспектов неуклонного вхождения психологии в
современную науку является изучение ею личности человека. Основная цель сегодняшней психологии личности — объяснить с позиций науки,
почему люди ведут себя так, а не иначе. Научная психология предпочитает работать с относительно простыми, четкими концепциями, доступными эмпирической проверке. Она также использует выверенные и точные,
насколько это возможно, методы исследования.
Подобная методологическая ориентация предполагает необходимые ограничения: не всякая концепция или метод могут применяться при изучении личности.
Тем не менее, большинство психологов убеждены в том, что в объяснении сложной природы поведения человека в конечном счете наибольший вес будет иметь именно научный подход.
Современная психология личности, являясь научной дисциплиной,
трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально, а не полагается на интуицию, фольклор или здравый смысл. Например, вместо предположений о том, почему подростки выпивают и убегают из дома,
исследователи должны сформулировать свое представление о психологии юношеского возраста и личностных механизмах лживости у подростков. В
то же время отношение к «науке о личности» достаточно противоречиво,
поскольку ее развитие порождает некоторые естественные опасения. Так,
каким бы заманчивым ни казалось нам постигнуть причины, лежащие в основе тех или иных наших поступков, мы в то же время сопротивляемся,
когда кто — то другой пытается дать объективную картину нашего поведения, как — то нас характеризовать. В самой психологии имеет место определенное сопротивление процессу «объективизации» личности:
некоторые психологи доказывают, что попытки в этом направлении могут зайти слишком далеко, а это грозит разрушением представления об уникальности и сложности человеческой натуры. Вместо этого они