Файл: Образование Древнерусского государства. Организация власти и управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Образование Древнерусского государства. Организация власти и управления.


Военная демократия» как организация управления у восточных славян в догосударственный период.

В VIII — первой половине IX в. у восточных славян стало складываться общественное устройство, которое историки называют «военной демократией».

Вожди, которые прежде выбирались благодаря своей мудрости, справедливости, теперь превращаются в племенных князей, в чьих руках концентрируется все управление племенем или союзом племен. Они возвышаются над обществом и благодаря своим богатствам, поддержке военных отрядов, состоящих из сподвижников. Рядом с князем выделяется и воевода, являющийся предводителем племенного войска. Все более значительную роль играет дружина, которая отделяется от племенного ополчения, становится группой воинов, лично преданных князю.

Обособляется со временем и племенная знать — главы родов сильных патриархальных семей. Действует племенное собрание — вече. Основную часть племени составляли «люди» — «людины». Это определение означает в единственном числе «свободный человек». Вече в течение долгих лет оставалось верховным органом племенного самоуправления и суда.

Степень богатства еще не являлась основным признаком неравенства, оно определялось другими обстоятельствами — тем, кто играл основную роль в хозяйстве, кто был наиболее сильным, сноровистым, опытным.

Таким образом, форму общественных отношений, существовавших у славян в VII - VIII вв. можно определить как «военную демократию». Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

Образование Древнерусского государства. Организация власти и управления в нем (IX-XII вв.). Норманская и антинорманская теории.

Власть в Древнерусском государстве принадлежала киевскому князю, который был окружен дружиной. Он был военным руководителем государства, но теперь ему приходилось организовывать не столько дружину, сколько феодальное ополчение, нанимать иноземные войска.

Некоторую роль играло в это время и вече. Управление осуществлялось при помощи тысяцких и сотских, то есть по признаку военной организации.

Княжеский двор стал административным центром, куда сходились все нити управления государством. Возникли дворцовые чины, заведовавшие отдельными отраслями княжеского управления. Во главе церкви митрополит, которому подчинялись епископы.


Суть «норманской теории» происхождения славянского государства вытекает из «Повести временных лет», в которой сообщается, что для прекращения междоусобиц славяне обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Вполне возможен был и насильственный захват власти варягами с последующим оформлением акта «добровольного» их признания.

С критикой положений первых «норманистов» выступил М.В. Ломоносов. Он высказал предположение о важности славянского элемента в составе варягов.

Сегодня значительная часть исследователей склонна соединять доводы «норманистов» и «антинорманистов», отмечая, что возникшие предпосылки образования государства были реализованы с участием норманского князя Рюрика и его дружины.

  1. Памятники древнерусского феодального права. Русская Правда: общая характеристика, происхождение.

Наиболее важными памятниками древнерусского права являются договоры с Византией и «Русская Правда».
Четыре договора Руси с Византией, датируемые 907, 911, 945 и 971 гг. имели целью обеспечить регулярные, организованные торговые отношения между двумя странами. Статьи этих актов раскрывают содержание «закона русского», о котором упоминается в одном из них, и прежде всего уголовного и гражданского права. Представляя собою международные трактаты, договоры в ряде случаев фиксируют компромиссные нормы, нo древнерусское право находит в них яркое отражение. Договоры свидетельствуют о высоком уровне правовой мысли древней Руси X в. Они заключались от имени киевского князя, от «подручных» ему князей и «всех людий Русской земли».

Наиболее важное значение имеет «Русская Правда» — кодекс феодального права древней Руси. Он дошел до нас в двух основных редакциях — краткой и пространной. Кроме того, сохранился сокращенный вариант, относящийся, по мнению почти всех исследователей, к более позднему времени.
Краткая Правда охватывает нормы, установленные князем Ярославом Мудрым и его сыновьями. Она представляет собою единый и цельный памятник, возникший, по всем данным, в конце XI в. Первая ее часть (1 —18 статьи) более архаична.

В ней нет еще привилегий для княжих мужей, и за убийство всякого человека взималась одинаковая вира в размере 40 гривен. Вторая часть начинается вступлением, где говорится, что она утверждена сыновьями Ярослава совместно с княжими мужами.

Жизнь княжих мужей ограждена здесь уже двойной вирой. В этой части дается подробный перечень уголовных штрафов и возмещений за кражу скота, перепахивание межи, порчу знаков, ограждающих охотничьи угодья. Уголовные санкции и возмещения за преступления против собственности свидетельствуют о развитии крупного феодального хозяйства, о заинтересованности феодалов в охране своей собственности.

Вместе с тем Правда отражает заинтересованность князя и его слуг в сборе уголовных штрафов, которые были одним из важнейших источников доходов. Если учесть, что летопись говорит о недовольстве населения произвольными уголовными штрафами, взимая которые, князь и его тиуны разоряли население, то можно предположить, что одной из причин создания этого правового памятника было упорядочение штрафной системы с целью ослабить это недовольство. Не случайно поэтому к Правде приложен перечень натуральных и денежных-сборов с населения, шедших в пользу сборщиков вир и мостников — княжеских слуг, руководивших постройкой и ремонтом мостов.

Главной же причиной составления Правды (особенно второй части) было стремление оградить жизнь и собственность феодалов.
Пространная Правда также представляет собой цельный систематизированный кодекс права. Она существенна отличается от Краткой большой развитостью норм гражданского права и подробной разработкой правового положения лиц рабского и зависимого состояния. В нее включен целый устав о закупах, о холопах.

Здесь подробно разработаны нормы наследственного права, имеются статьи, регулирующие договоры займа и поклажи. Есть нормы торгового права и целый банкротский устав. Принципы феодального права -привилегии проведены в Пространной Правде более резко, чем в Краткой.

Запись в Пространной Правде решения, принятого Владимиром Мономахом вместе с княжими мужами и тысяцкими после восстания в Киеве 1113 года, свидетельствует о том, что памятник был составлен после этого восстания, очевидно, в княжение Владимира Мономаха


  1. Правовое положение основных категорий населения по Русской Правде и церковному Уставу Ярослава Мудрого:


а) привилегированные субъекты правоотношений;

б) правовой статус смердов;

в) правовой статус закупов;

г) холопы и челядь.


В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По ее тексту достаточно сложно разграничить правовой статус правящего слоя и остального населения. Исходя из определенных привилегий, закрепленных в нормах Русской Правды, предусматривающих уголовную ответственность и порядок наследования, можно выделить князей, бояр, княжьих мужей, княжеских тиунов, огнищан. В этом перечне не все лица могут быть названы феодалами, можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением.

Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, также существовали промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически зависимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).

Городское (посадское) население делилось на ряд социальных групп – боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и проч.).




  1. Князья – бывшие князья союзов племён либо отдельных племён (вскоре этот титул принадлежал только рюриковичам). Доходы у князей – полюдье. В этот период возник великокняжеский домен. Р.П. упоминает о людях князя, которые живут при князе: а) огнищане (управляющие) б) тиуны в) конюхи г) смерды д) холопы


Все они принадлежали суду князя




  1. Бояре – потомки великих князей. Их предки – старейшины племени. Богатство связано с землёй. Они управляли городами, волостями, входили в дружину князя (княжьи мужи). До XI в жили при дворе. В XI-XII вв – оседание дружины на землю (князь жалует земли). Дружина делилась на старшую и младшую. Штраф за убийство княжеского мужа – 80 гривен. В XI в огнищане также получают землю и чин.


Боярское землевладение возникает вследствие захвата земель и пожалований князя.




  1. Духовенство – в 988 г. а) высшее (чёрное, монашество) – проживало в монастырях. б) приходское дух-во


С XI в монастыри превращаются в крупные хоз. земли. Вступление при внесении вкладов.




  1. Городское (посадское) население: – 40 гривен за убийство гор. граждан. Купечество делилось на гостей (иностранные или иногородние) и местных. Были также ремесленники и поденщики.


5. Смерды – основная группа участников правоотношений по своей сущности являющаяся неоднородной. Наряду со свободными были и зависимые («крепостные») смерды, находящиеся в кабале и услужении у феодалов. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое мог завещать детям (землю – только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником.


6. Закуп – является более сложной юридической фигурой. Закуп – человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу», т.е. заем, в который могли включаться различные ценности – земля, скот, зерно, деньги и прочее. Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов, на заем кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время.

Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его т отымать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», т.е. превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина не расплатившись закуп обращался в холопа.

В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях: по малозначительным делам или в случае отсутствия других свидетелей. Закуп был той юридической фигурой, которая наиболее ярко иллюстрировала процесс закабаления, закрепощения свободных общинников.

7. Холоп – наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое – все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества, либо господину в качестве компенсации передавался другой холоп.

Самого холопа, совершившего преступление, следовало выдать потерпевшему (можно было просто убить на месте преступления). Штрафную ответственность за холопа всегда нес господин. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны (истца, ответчика, свидетеля). Ссылаясь на его показания в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на «слова холопа».

Холопом можно было стать в результате: самопродажи в кабалу, рождения от холопа, женитьбе, поступлении в услужение к господину, но без оговорки о сохранении статуса свободного человека, совершения преступления, бегства закупа, злостного банкротства, попадания в плен.

4. Нормы гражданского права в Русской Правде:

а) защита прав на движимые и недвижимые вещи;