ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Русский язык
Тема 1.1 Язык и речь
Основной объект языкознания – естественный человеческий язык в отличие от искусственного языка или языка животных.
Следует различать два тесно связанных понятия − язык и речь.
Язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и эмоций людей и является важнейшим средством человеческого общения. Также язык является средством познания, т.е. позволяет людям накапливать знания и передавать их от человека к человеку и от поколения к поколению.
Речь – это процесс пользования языком, функционирование языка в процессе общения. Речь носит индивидуальный характер, выступает как реальный вид существования языка, его живая и непосредственная реализация. Речь является продуктом речевой деятельности человека. С точки зрения формы она может быть устная (звучащая) и письменная (переданная посредством письма), а по количеству говорящих – монологическая (от греч. mono – один, logos – слово, речь) – речь одного человека, не предполагающая обмена репликами, и диалогическая (dia – через, logls – слово, речь) – непосредственный обмен высказываниями между двумя и более лицами.
Язык и речь – две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь – конкретному человеку.
Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык – ручка, а речь – текст, который записан этой ручкой.
В таблице 1 перечислены отличительные свойства языка и речи.
Таблица 1 - Отличительные свойства языка и речи
Язык- это средство общения | Речь- это процесс общения, воплощение и реализации языка |
Идеален - чувственно не воспринимаем | Материальна - чувственно воспринимаем |
Абстрактен - обозначает отвлечённые понятия | Конкретна - употребляется ситуативно |
Потенциален - только предлагает варианты, возможности | Реальна - реализует возможности языка |
Консервативен - относительно устойчив, изменяется через речь | Динамична - изменчива в большей степени, чем язык |
Социален - является достоянием общества имеет уровневую организацию | Индивидуальна - принадлежит конкретному носителю языка имеет линейную организацию, развёртывается во времени и реализуется в пространстве |
Тема 1.2 Язык как система
Все единицы языка (слова, словосочетания, предложения) не существуют изолированно и неупорядоченно. Они соединены между собой и образуют единое целое – систему языка (система – от греч. systema – целое, составленное из частей; соединение). Рассмотрите рисунок изображающий язык как систему.
Рисунок 1 – Система языка
Фердинанд де Соссюр (1857–1913), великий швейцарский лингвист, оказавший огромное влияние на лингвистику XX века, предложил свою знаковую теорию языка. Ниже излагаются основные положения этого учения.
Язык − это система знаков, выражающих понятия.
Язык можно сравнить с другими системами знаков, такими, например, как азбука для глухонемых, военные сигналы, формы учтивости, символические обряды, оперение самцов, запахи и т.д. Язык только наиважнейшая из этих систем.
Язык состоит из единиц:
- фонема[1] (звук),
- морфема (приставка, корень, суффикс, окончание),
- слово,
- предложение (простое, сложное).
Эти единицы различаются между собой по выполняемым функциям (см. таблицу 2).
Единицы языка связаны между собой парадигматическими, синтагматическими (сочетаемостными) и иерархическими отношениями (см. таблицу 3).
Таблица 2 – Функции языковых единиц
Единица языка | Специфическая функция |
ФОНЕМА | Смыслоразличительная– различает звуковые оболочки значимых единиц языка |
МОРФЕМА | Словообразующая– образует новые слова Формообразующая (словоизменительная)– образует грамматическую форму слова |
СЛОВО | Номинативная– служит для называния и различения объектов реального и ирреального мира |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ | Коммуникативная– служит для установления связи между явлениями и передачи информации − общения между людьми |
Общая функция – строительная – все единицы служат для построения единиц более высокого уровня.
Таблица 3 – Типы отношений между языковыми единицами
Отношения | Характеристика |
ИЕРАРХИЧЕСКИЕ | Отношения подчинения и включения между языковыми единицами разных уровней |
ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ | Отношения взаимосвязи и противопоставления между единицами одного уровня, объединяющие эти единицы в определенные классы (парадигмы) |
СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ | Отношения сочетаемости между последовательно расположенными языковыми единицами одного уровня |
[1] Фонема – это идеальный образ звука, минимальная единица языка, которая не имеет собственного значения. Этой единице в речи соответствует звук.
Тема 1.3 Функции языка
Язык – это не только система знаков, символически опосредующая мир человека, но и важнейший инструмент человеческой деятельности. В деятельности человека язык выполняет несколько важных функций. Основные из них: коммуникативная; познавательная (когнитивная); номинативная; аккумулятивная.
Коммуникативная функция языка связана с тем, что язык, прежде всего, является средством общения людей. Он позволяет одному индивиду – говорящему – выражать свои мысли, а другому – воспринимающему – понимать их, то есть как-то реагировать, принимать к сведению, сообразно менять свое поведение или свои мысленные установки. Акт коммуникации не был бы возможен без языка.
Коммуникация – значит общение, обмен информацией. Иными словами, язык возник и существует, прежде всего, для того, чтобы люди могли общаться.
Коммуникативная функция языка осуществляется благодаря тому, что сам язык является системой знаков: по-другому просто нельзя общаться. А знаки, в свою очередь, и предназначены для того, чтобы передавать информацию от человека к человеку.
Ученые-лингвисты вслед за видным исследователем русского
языка академиком Виктором Владимировичем Виноградовым (1895–1969), иногда определяют основные функции языка несколько по-другому. Они выделяют:
- сообщение, то есть изложение какой-то мысли или информации;
- воздействие, то есть попытка с помощью речевого убеждения изменить поведение воспринимающего человека;
- общение, то есть обмен сообщениями.
Сообщение и воздействие относятся к монологической речи, а общение – к диалогической речи. Строго говоря, это, действительно, функции речи. Если же говорить о функциях языка, то и сообщение, и воздействие, и общение являются реализацией коммуникативной функцией языка. Коммуникативная функция языка является более объемлющей по отношению к этим функциям речи.
Ученые-лингвисты также выделяют эмоциональную функцию языка. Иначе говоря, знаки, звуки языка часто служат людям для передачи эмоций, чувств, состояний. Собственно говоря, именно с этой функции, скорее всего, и начинался человеческий язык. Более того, у многих социальных или стадных животных именно передача эмоций или состояний (тревоги, испуга, умиротворения) является главным способом сигнализации. Эмоционально окрашенными звуками, возгласами животные оповещают соплеменников о найденной пище или приближающейся опасности. При этом передается не информация о пище или опасности, а именно эмоциональное состояние животного, соответствующее удовлетворению или испугу.
И этот эмоциональный язык животных понимаем даже мы – мы вполне можем понять встревоженный лай собаки или урчание довольной кошки.
Конечно, эмоциональная функция человеческого языка куда более сложная, эмоции передаются не столько звуками, сколько смыслом слов и предложений. Тем не менее, эта древнейшая функция языка, вероятно, восходит еще к досимволическому состоянию человеческого языка, когда звуки не символизировали, не замещали эмоции, а были их прямым проявлением.
Итак, различными видами реализации коммуникативной функции языка являются сообщение, воздействие, общение, а также выражение чувств, эмоций, состояний.
Познавательная, или когнитивная, функция языка (от латинского cognition – знание, познание) связана с тем, что в знаках языка осуществляется или фиксируется сознание человека.
Язык является инструментом сознания, отражает результаты мыслительной деятельности человека.
Ученые все еще не пришли к однозначному выводу о том, что является первичным – язык или мышление. Возможно, неверна сама постановка вопроса. Ведь слова не только выражают наши мысли, но и сами мысли существуют в виде слов, словесных формулировок даже до их устного произнесения. По крайней мере, зафиксировать дословесную, доязыковую форму сознания пока никому не удавалось.
Любые образы и понятия нашего сознания осознаются нами самими и окружающими только тогда, когда облечены в языковую форму. Отсюда и представление о неразрывной связи мышления и языка.
Связь между языком и мышлением была установлена даже с помощью физиометрических свидетельств. Испытуемого человека просили обдумать какую-нибудь сложную задачу, и пока он думал, специальные датчики снимали данные с речевого аппарата молчащего человека (с гортани, языка) и обнаруживали нервную активность речевого аппарата. То есть мыслительная работа испытуемых «по привычке» подкреплялась активностью речевого аппарата.
Когнитивная функция языка не только позволяет фиксировать результаты мыслительной деятельности и использовать их, к примеру, в коммуникации. Она также помогает познавать мир. Мышление человека развивается в категориях языка: осознавая новые для себя понятия, вещи и явления, человек называет их. И тем самым упорядочивает свой мир. Эту функцию языка называют номинативной (называние предметов, понятий, явлений).
Номинативная функция языка прямо вытекает из когнитивной. Познанное надо назвать, дать имя. Номинативная функция связана со способностью знаков языка символически обозначать вещи.
Мир, символически отраженный словами, – это познанный, освоенный мир. Мир познан и освоен только тогда, когда назван. Мир без наших названий – чужой, как далекая неизвестная планета, в нем нет человека, в нем невозможна жизнь человека.
Название позволяет зафиксировать уже познанное. Без названия любой познанный факт действительности, любая вещь оставалась бы в нашем сознании одноразовой случайностью. Называя слова, мы создаем свою – понятную и удобную картину мира. Язык дает нам холст и краски.