Файл: Тема 1 Язык и речь.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Он действовал четко и точно, словно робот; «Гарун бежал быстрее лани» М. Лермонтов; Заботы пчелами кружились).
Эпитет – яркое определение, признак предмета, выражаемый обычно именем прилагательным. Эпитет часто сочетается с метафорой, в этом случае перед нами метафорический эпитет: (Острое слово, дерзкие глаза, «Золотая голубятня у воды ласковой и млеющее-зеленой» А. Ахматова.)
Перифраза – троп, состоящий в использовании описательного выражения вместо одного слова (Петербург – город Петра, город на Невеиз чащи на опушку вышел лесной великан – лось).
Ирония – употребление слова в противоположном основному значении. Так, например, о хилом, тщедушном человеке мы можем иронически сказать «настоящий Геркулес», а о глупом, тупом – «наш Ломоносов». Пример иронии в художественной речи – в басне Крылова к ослу обращаются с вопросом: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?»
Реминисценция – скрытая цитация. Известный пример: начало пушкинского «Евгения Онегина» «Мой дядя самых честных правил» – реминисценция из басни Крылова: «Осел был самых честных правил».
Аллегория – это иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ (Не должны победить лисы и волки (т.е. хитрость, жадность, злоба).

 

Основные виды фигур:



Анафора, или единоначатие, – это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, предложений, частей предложений, стихотворных строк, строф, абзацев из которых состоит высказывание («Красота ума вызывает удивление, красота души – восхищение»Б. Фонтенель).



Эпифора, или концовка, – повторение слов или выражений в конце отрывков (фраз) («Всегда наслаждаться – значит вовсе не наслаждаться» (Вольтер).



Параллелизм (синтаксический параллелизм) – это одинаковое синтаксическое построение соседних конструкций («Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? М. Лермонтов).
Антитеза – это резкое противопоставление понятий, образов, мыслей («А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой» М. Лермонтов).



Оксюморон 
– фигура, близкая к антитезе, соединение двух противоположных друг другу понятий в едином высказывании (горькая радость, живой труп).
Градация – это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) предыдущее. («Сейте разумное, доброе, вечное» – Н. Некрасов).



Инверсия – изменение обычного порядка слов. Когда М.Е. Салтыков–Щедрин пишет: «Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того ‑ для воровства», он ставит дополнение перед сказуемым, логически акцентируя два противопоставленных слова: для передвижения ‑ для воровства.



Риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание – это фигуры, основная цель которых не в том, чтобы задать вопрос или обратиться к кому-либо, а в том, чтобы привлечь внимание («Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?» А. Пушкин).
Эллипсис – намеренный пропуск во фразе какого-нибудь слова, легко подразумевающегося(«Я не люблю, когда наполовину (что-то делают) или когда прервали разговор» В. Высоцкий).