Файл: Урок Литературное чтение. 3 класс. Умк Школа России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 480

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выступления Владимира Дурова и его зверей публика - особенно дети — встречала с восторгом. Владимир Леонидович со своей необычной труппой объездил всю Россию. Много лет мечтал он о своем собственном театре, где главными артистами будут не люди, а звери. И ему удалось осуществить эту мечту: он приобрел в Москве дом, поселил в нем своихживотных, устроил зал для выступлений перед публикой и назвал все это «Уголок Дурова».

Когда дедушка Дуров — так прозвали его дети — умер, ему на смену пришли новые поколения семьи Дуровых. Сейчас «Уголок Дурова» — это целый городок с театром, где звери выступают, зверинцем, где они живут, и даже со своим музеем.

Владимир Леонидович Дуров внимательно наблюдал за животными, изучал их поведение и написал об этом целый научный труд. А для ребят он создал книгу «Мои звери» — очень интересную!

Урок 97. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»

Дата__________________________
Тема: В.Астафьев «Капалуха»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.

Оборудование: выставка книг и портрет В.П. Астафьева; магнитная азбука, рабочие тетради.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

• Вороненку гнездо — родимая хата.

• Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не вил.

— Прочитайте орфографически (еще: орфоэпически, шепотом, громко).

III. Введение в тему


1. Беседа о правилах поведения в лесу

— Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? (Примерный ответ. Не шуметь, чтобы не мешать жить леснымжителям. Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых. А если разводили, то обязательно его потушить хорошо. Если увидели гнездо, то ни в коем случае не трогать его и яйца, которые в нем лежат. Птица может бросить его, и т. д.)

— Молодцы, вы знаете правила поведения. Сейчас мы прочитаем рассказ «Капалуха».

Можете ли вы предположить, о ком пойдет речь в рассказе? (Предположения учащихся.)

2. Словарная работа

— Прочитайте по слогам, затем плавно.

при-бли-жа-лись

к аль-пий-ским

по-ко-роб-лен-ны-е

ред-ко-ла-пых е-лей

по-ше-ве-ли-ва-ли

блед-но-лист-ным

до-цве-та-ю-щим

чер-нич-ни-ком

рас-пу-щен-ны-ми

за-кос-те-не-ли от не-под-виж-нос-ти

за-рож-да-ю-щий-ся

по-до-шед-ший

— Объясните значение слов.

Просека — полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев.

Валежник — сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Космы (прост.) — взлохмаченные пряди волос.

3. Работа в тетради

— Выпишите только русские буквы и узнаете полное имя писателя, чей рассказ будем читать.

SLBHWGKTSVIOLPSnGIESTPSWVOBLHHLIWAVCSTLIAOLbGEBSL

(Виктор Петрович Астафьев.)

— Узнайте, какое слово здесь написано. (Глухарь.)

ьуЛхарГ

4. Рассказ учителя о глухаре

— Ребята, а что вы знаете о глухаре? (Ответы детей.)

Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище — вылет птиц из-подснега. Идешь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза.

Выводят птенцов глухари в конце мая — начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.



Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем.

IV. Физкультминутка

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

Белые лебеди,

Лебеди летели

И на воду сели.

Сели, посидели,

Снова полетели.

V. Работа по теме урока

1. Чтение рассказа учителем и учащимися

— Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название.

— Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?

— Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце мое забилось от испуга»?

— Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как вы понимаете смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»?

— Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их.

— Не вспомнился ли вам другой рассказ? (Да, вспомнился рассказ «Еще про Мальку» Белова?)

Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?

- Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев?

2. Рассказ учителя об авторе

Виктор Петрович Астафьев (1924—2001) — крупнейший писатель в жанре «деревенской» и военной прозы.


VI. Рефлексия

- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Что вам захотелось сделать после этого урока?

VII. Подведение итогов урока

- Как вы думаете, какова основная мысль произведения?

- Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

& Домашнее задание

Подготовить пересказ текста от имени глухарки.

Урок 98. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»

Дата__________________________
Тема: В.Драгунский «Он живой и светится.....

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И.Ю. Драгунского; учить видеть и понимать поступки героев; Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер, рассказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.

Оборудование: выставка книг и поврет В.К. Драгунского;магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте и отгадайте загадки.

Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок.)

То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Золотистый... (светлячок).

— Прочитайте шепотом (еще: громко, скороговоркой, выразительно).

III. Актуализация знаний. Введение в тему

1. Беседао светлячках

— Как вы думаете, почему наш урок я начала с беседы о светлячках? Что вы знаете о них?

Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.


Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк — жук. В его тельце есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки — через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся.

Жуки с крыльями — это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.

На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками.

2. Рассказ учителя об авторе

— Что вы знаете о писателе, авторе рассказа «Он живой и светится...»? (Рассказы детей.)

Виктор Юзефович Драгунский (1913—1972) писал фельетоны, пародии, веселые сценки для эстрады и цирка, песни. А с его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959 г. И с тех пор за Виктором Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.

Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо -громко!), и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле - не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским - сыном писателя. Правда, Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Дениска Кораблев так и остался мальчишкой.

IV. Физкультминутка

(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)

V. Работа по теме урока

1. Чтение рассказа учителем и учащимися

2. Беседа после чтения

- Ребята, расскажите о чувствах мальчика, который сидел во дворе и ждал маму. {Было уже темно, а мама долго не приходила. Мальчик cuдел один во дворе, потому что все уже ушли по домам. Ему было очень плохо одному и хотелось есть!)

- Расскажите, почему мальчик поменял игрушечный самосвал на светлячка.

- Понятен ли вам поступок мальчика? А вы бы поменяли дорогой самосвал на светлячка?

3. Чтение в лицах

- Прочитайте разговор мальчиков. Попробуйте интонацией передать чувства мальчиков

- Прочитайте конец рассказа, разговор мамы и Дениски. Попробуйте передать чувства мальчика при чтении.