Файл: Урок Литературное чтение. 3 класс. Умк Школа России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 471

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Ведро.)

• Как называется русская сказка, написанная в XIX веке по мотивам сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица», и кто ее автор? (В.Ф. Одоевский, «Морозко».)

• Перу какого русского писателя принадлежат «Аленушкины сказки»? (Д.Н. Мамина-Сибиряка.)

• Какая сказка Ю.К. Олеши стала художественным фильмом, балетом и мультфильмом? («Три толстяка».)

• Какую сказку сочинил Антоний Погорельский для своего племянника Алеши, ставшего впоследствии писателем Алексеем Константиновичем Толстым? («Черная курица, или Подземные жители».)

• Какой веселый и жизнерадостный детский писатель-сказочник родился в День смеха? (Корней Иванович Чуковский, родился 1 апреля 1882 г.)

Появлению какой сказки мы обязаны маленькой дочке К. И. Чуковского, которая не желала умываться? («Мойдо-дыр».)

Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей -Винтика и Шпунтика. (Н. Носов.)

• Как звали сказочного кота-гипнотизера? (Баюн.)

• В какой сказке рассказывается об ограниченном приеме пайщиков в жилищный кооператив? (Русская народная сказка « Теремок».)

• Как назывался горшок, который сделали своим жильем звери? (Теремок.)

• Назовите популярную русскую народную сказку с тремя покушениями на убийство и одним убийством. («Колобок».)

• Какая зверюга жаловалась Айболиту, что ее укусила оса; не смогла пообедать у журавля; наказала Колобка за хвастовство? (Лиса.)

• Назовите жаркое место рождения Колобка. (Лечь.)

• Назовите «отчество» хитрой и ловкой лисы, встречающееся в русских народных сказках. Случайно ли оно выбрано? (Лиса Патрикеевна.)

Это «отчество» позаимствовано у литовского князя Патрикея, коварного и хитрого, посеявшего вражду между новгородцами и XIV веке.

• В какой сказке рассказывается о деятельности экспериментального крестьянского хозяйства, где недостаток техники компенсируется количеством рабочих рук и лап? (Русская народная сказка «Репка».)

Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно. (Жучка.)


Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи. (Царевна-лягушка.)

• Назовите деталь женского платья, в которой помещаются озера, лебеди и другие объекты окружающей среды. (Рукава платья Царевны-лягушки.)

Какое настоящее имя у Царевны-лягушки? (Василиса Премудрая.)

• Назовите имя сказочного царя-долгожителя. (Кощей Бессмертный.)

• Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных персонажей, славящихся своим долголетием? (Игла.)

Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (Шапку-невидимку.)

2. Беседа

Сегодня мы прогнозировали содержание нового радела. Какие произведения вы хотели бы в нем прочитать? (Высказывания детей.)

VII. Рефлексия

Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

Какой раздел учебника мы начали изучать? Какие произведения в нем мы будем читать? Что нового хотелось бы узнать?

& Домашнее задание

Принести на урок любимые сборники стихов.



Урок 102. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»

Дата__________________________


Тема: С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...»

Цели: ознакомить с жизнью и творчеством С. Маршака; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение.

Оборудование: портрет и выставка книг С. Маршака; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно чистоговорку.

Черной галке

Черный дрозд

Подарил черники гроздь.

Черная галка

Чернику склевала,

Только, представьте,

Чернее не стала.

А. Долгополов

— Понравилась вам чистоговорка?

— Какой звук повторяется? {Звук [ч].)

Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, прочитайте скороговоркой, выразительно).

III. Введение в тему

1. Беседа

— Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел. Вспомните, как он называется. («Поэтическая тетрадь 2».)

2. Кроссворд

— А сейчас разгадайте кроссворд, и вы узнаете, чьи стихи мы будем читать на этом уроке. Прочитайте и вставьте пропущенные слова в строчки.

1.А теперь без... (грамоты)

Пропадешь,

Далеко без... (грамоты)

Не уйдешь.

2.Жил человек рассеянный на улице... (Бассейной).

3.Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на... (ремне)?

4.Побежали котятки,

Отыскали перчатки

И, смеясь, прибежали домой. —

Мама, мама, не злись,

Потому что... (нашлись),


Потому что... (нашлись)

Перчатки!

5. Дама сдавала в багаж Диван,

Чемодан, ... (Саквояж).

6. Против дома у ворот

Жил в сторожке старый... (кот).

Молодцы, все слова отгадали, а кто же автор этих слов? Прочитайте фамилию в выделенных клетках. (Маршак.)

3. Повторение

А сейчас я хочу узнать, хорошо ли вы знаете произведения С.Я. Маршака. На доске написаны названия, выберите, какие из указанных произведений написал Самуил Яковлевич.

«Мастер-ломастер», «Круглый год», «Усатый-полосатый», «Урок вежливости», «Крокодил», «Багаж», «Пожар», «Муха-цокотуха», «Кот и лодыри».

- А кто написал остальные произведения? (Корней Иванович Чуковский.)

IV. Физкультминутка

Тик-так, тик-так —

Все часы идут вот так:

Тик-так.{Наклоны головы то к одному, то к другому плечу.)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачиваются в такт маятника.)

Налево - раз, направо — раз,

Мы тоже можем так.{Наклоны головы то к одному, то к другому плечу.)

V. Работа по теме урока

1. Работа над стихотворением «Гроза днем»

— Прочитайте жужжащим способом стихотворение «Грозаднем».

(Дети читают самостоятельно.)

— Сейчас перечитайте стихотворение еще раз и найдите слова, которыми автор передает звуки грома. Произнесите их. (Проехал, громко, грома.)

— Какой звук в этих словах повторяется? (Звук [р].)

2. Работа в парах

— Прочитайте стихотворение друг другу выразительно. Попытайтесь голосом передать гром и шум дождя.

— Прочитайте выразительно. Как нужно читать? (Три строчки медленно и громко, выделяя звук [р], затем с ускорением.)

3. Работа над стихотворением «В лесу над росистой поляной...» (Учитель читает стихотворение.)


— От чьего имени написано стихотворение? (От имени мальчика.)

— Какие воспоминания о лете хочет увезти в город мальчик? (Как кукушка встречает рассвет. Припомню я лагерь, палатки/На самой опушке лесной /Иптицу, игравшую в прятки/ В рассветном тумане со мной.)

— Почему голос кукушки назван стеклянным и «звучит, как вопрос и ответ»? Что вы представляете, когда читаете две последние строчки?

— Как бы вы озаглавили это стихотворение? Почему?

4. Выразительное чтение стихотворений

— Приготовьтесь читать выразительно. Не забудьте, чтобы прочитать выразительно, надо читать так... (Как читаешь для себя.)

VI. Рефлексия

VIIПодведение итогов урока

Чьи стихи мы сегодня читали? О чем они?

& Домашнее задание

Выучить стихотворение по выбору.

Урок 103. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»

Дата__________________________

Тема: А. Барто «Разлука»

Цели: ознакомить с жизнью и творчеством А. Барто; обучать прйнильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози-поимть содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора на основе отношения к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение.

Оборудование: портрет и выставка книг А. Барто; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Не смейся надо мной,

Не пересмехотствуйся,

Я сам себя пересмехотствую

И высмехотствую.

- Прочитайте скороговорку про себя, тихо. Какие трудные слова обнаружили?

- Научитесь их отдельно произносить по слогам, затем целыми словами. (Хором.)

- А сейчас начнем читать в медленном темпе с постепенным переходом к очень быстрому.

Ill. Проверка домашнего задания

Чтение наизусть стихотворений С. Маршака.

IV. Введение в тему