Файл: Урок Литературное чтение. 3 класс. Умк Школа России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 471
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Ведро.)
• Как называется русская сказка, написанная в XIX веке по мотивам сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица», и кто ее автор? (В.Ф. Одоевский, «Морозко».)
• Перу какого русского писателя принадлежат «Аленушкины сказки»? (Д.Н. Мамина-Сибиряка.)
• Какая сказка Ю.К. Олеши стала художественным фильмом, балетом и мультфильмом? («Три толстяка».)
• Какую сказку сочинил Антоний Погорельский для своего племянника Алеши, ставшего впоследствии писателем Алексеем Константиновичем Толстым? («Черная курица, или Подземные жители».)
• Какой веселый и жизнерадостный детский писатель-сказочник родился в День смеха? (Корней Иванович Чуковский, родился 1 апреля 1882 г.)
• Появлению какой сказки мы обязаны маленькой дочке К. И. Чуковского, которая не желала умываться? («Мойдо-дыр».)
• Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей -Винтика и Шпунтика. (Н. Носов.)
• Как звали сказочного кота-гипнотизера? (Баюн.)
• В какой сказке рассказывается об ограниченном приеме пайщиков в жилищный кооператив? (Русская народная сказка « Теремок».)
• Как назывался горшок, который сделали своим жильем звери? (Теремок.)
• Назовите популярную русскую народную сказку с тремя покушениями на убийство и одним убийством. («Колобок».)
• Какая зверюга жаловалась Айболиту, что ее укусила оса; не смогла пообедать у журавля; наказала Колобка за хвастовство? (Лиса.)
• Назовите жаркое место рождения Колобка. (Лечь.)
• Назовите «отчество» хитрой и ловкой лисы, встречающееся в русских народных сказках. Случайно ли оно выбрано? (Лиса Патрикеевна.)
Это «отчество» позаимствовано у литовского князя Патрикея, коварного и хитрого, посеявшего вражду между новгородцами и XIV веке.
• В какой сказке рассказывается о деятельности экспериментального крестьянского хозяйства, где недостаток техники компенсируется количеством рабочих рук и лап? (Русская народная сказка «Репка».)
• Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно. (Жучка.)
• Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи. (Царевна-лягушка.)
• Назовите деталь женского платья, в которой помещаются озера, лебеди и другие объекты окружающей среды. (Рукава платья Царевны-лягушки.)
• Какое настоящее имя у Царевны-лягушки? (Василиса Премудрая.)
• Назовите имя сказочного царя-долгожителя. (Кощей Бессмертный.)
• Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных персонажей, славящихся своим долголетием? (Игла.)
• Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (Шапку-невидимку.)
2. Беседа
Сегодня мы прогнозировали содержание нового радела. Какие произведения вы хотели бы в нем прочитать? (Высказывания детей.)
VII. Рефлексия
Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
Какой раздел учебника мы начали изучать? Какие произведения в нем мы будем читать? Что нового хотелось бы узнать?
& Домашнее задание
Принести на урок любимые сборники стихов.
Урок №102. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата__________________________
Тема: С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...»
Цели: ознакомить с жизнью и творчеством С. Маршака; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение.
Оборудование: портрет и выставка книг С. Маршака; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно чистоговорку.
Черной галке
Черный дрозд
Подарил черники гроздь.
Черная галка
Чернику склевала,
Только, представьте,
Чернее не стала.
А. Долгополов
— Понравилась вам чистоговорка?
— Какой звук повторяется? {Звук [ч].)
— Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, прочитайте скороговоркой, выразительно).
III. Введение в тему
1. Беседа
— Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел. Вспомните, как он называется. («Поэтическая тетрадь 2».)
2. Кроссворд
— А сейчас разгадайте кроссворд, и вы узнаете, чьи стихи мы будем читать на этом уроке. Прочитайте и вставьте пропущенные слова в строчки.
1.А теперь без... (грамоты)
Пропадешь,
Далеко без... (грамоты)
Не уйдешь.
2.Жил человек рассеянный на улице... (Бассейной).
3.Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на... (ремне)?
4.Побежали котятки,
Отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой. —
Мама, мама, не злись,
Потому что... (нашлись),
Потому что... (нашлись)
Перчатки!
5. Дама сдавала в багаж Диван,
Чемодан, ... (Саквояж).
6. Против дома у ворот
Жил в сторожке старый... (кот).
Молодцы, все слова отгадали, а кто же автор этих слов? Прочитайте фамилию в выделенных клетках. (Маршак.)
3. Повторение
А сейчас я хочу узнать, хорошо ли вы знаете произведения С.Я. Маршака. На доске написаны названия, выберите, какие из указанных произведений написал Самуил Яковлевич.
«Мастер-ломастер», «Круглый год», «Усатый-полосатый», «Урок вежливости», «Крокодил», «Багаж», «Пожар», «Муха-цокотуха», «Кот и лодыри».
- А кто написал остальные произведения? (Корней Иванович Чуковский.)
IV. Физкультминутка
Тик-так, тик-так —
Все часы идут вот так:
Тик-так.{Наклоны головы то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачиваются в такт маятника.)
Налево - раз, направо — раз,
Мы тоже можем так.{Наклоны головы то к одному, то к другому плечу.)
V. Работа по теме урока
1. Работа над стихотворением «Гроза днем»
— Прочитайте жужжащим способом стихотворение «Грозаднем».
(Дети читают самостоятельно.)
— Сейчас перечитайте стихотворение еще раз и найдите слова, которыми автор передает звуки грома. Произнесите их. (Проехал, громко, грома.)
— Какой звук в этих словах повторяется? (Звук [р].)
2. Работа в парах
— Прочитайте стихотворение друг другу выразительно. Попытайтесь голосом передать гром и шум дождя.
— Прочитайте выразительно. Как нужно читать? (Три строчки медленно и громко, выделяя звук [р], затем с ускорением.)
3. Работа над стихотворением «В лесу над росистой поляной...» (Учитель читает стихотворение.)
— От чьего имени написано стихотворение? (От имени мальчика.)
— Какие воспоминания о лете хочет увезти в город мальчик? (Как кукушка встречает рассвет. Припомню я лагерь, палатки/На самой опушке лесной /Иптицу, игравшую в прятки/ В рассветном тумане со мной.)
— Почему голос кукушки назван стеклянным и «звучит, как вопрос и ответ»? Что вы представляете, когда читаете две последние строчки?
— Как бы вы озаглавили это стихотворение? Почему?
4. Выразительное чтение стихотворений
— Приготовьтесь читать выразительно. Не забудьте, чтобы прочитать выразительно, надо читать так... (Как читаешь для себя.)
VI. Рефлексия
VIIПодведение итогов урока
Чьи стихи мы сегодня читали? О чем они?
& Домашнее задание
Выучить стихотворение по выбору.
Урок № 103. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата__________________________
Тема: А. Барто «Разлука»
Цели: ознакомить с жизнью и творчеством А. Барто; обучать прйнильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози-поимть содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора на основе отношения к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение.
Оборудование: портрет и выставка книг А. Барто; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Не смейся надо мной,
Не пересмехотствуйся,
Я сам себя пересмехотствую
И высмехотствую.
- Прочитайте скороговорку про себя, тихо. Какие трудные слова обнаружили?
- Научитесь их отдельно произносить по слогам, затем целыми словами. (Хором.)
- А сейчас начнем читать в медленном темпе с постепенным переходом к очень быстрому.
Ill. Проверка домашнего задания
Чтение наизусть стихотворений С. Маршака.
IV. Введение в тему
• Как называется русская сказка, написанная в XIX веке по мотивам сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица», и кто ее автор? (В.Ф. Одоевский, «Морозко».)
• Перу какого русского писателя принадлежат «Аленушкины сказки»? (Д.Н. Мамина-Сибиряка.)
• Какая сказка Ю.К. Олеши стала художественным фильмом, балетом и мультфильмом? («Три толстяка».)
• Какую сказку сочинил Антоний Погорельский для своего племянника Алеши, ставшего впоследствии писателем Алексеем Константиновичем Толстым? («Черная курица, или Подземные жители».)
• Какой веселый и жизнерадостный детский писатель-сказочник родился в День смеха? (Корней Иванович Чуковский, родился 1 апреля 1882 г.)
• Появлению какой сказки мы обязаны маленькой дочке К. И. Чуковского, которая не желала умываться? («Мойдо-дыр».)
• Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей -Винтика и Шпунтика. (Н. Носов.)
• Как звали сказочного кота-гипнотизера? (Баюн.)
• В какой сказке рассказывается об ограниченном приеме пайщиков в жилищный кооператив? (Русская народная сказка « Теремок».)
• Как назывался горшок, который сделали своим жильем звери? (Теремок.)
• Назовите популярную русскую народную сказку с тремя покушениями на убийство и одним убийством. («Колобок».)
• Какая зверюга жаловалась Айболиту, что ее укусила оса; не смогла пообедать у журавля; наказала Колобка за хвастовство? (Лиса.)
• Назовите жаркое место рождения Колобка. (Лечь.)
• Назовите «отчество» хитрой и ловкой лисы, встречающееся в русских народных сказках. Случайно ли оно выбрано? (Лиса Патрикеевна.)
Это «отчество» позаимствовано у литовского князя Патрикея, коварного и хитрого, посеявшего вражду между новгородцами и XIV веке.
• В какой сказке рассказывается о деятельности экспериментального крестьянского хозяйства, где недостаток техники компенсируется количеством рабочих рук и лап? (Русская народная сказка «Репка».)
• Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно. (Жучка.)
• Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи. (Царевна-лягушка.)
• Назовите деталь женского платья, в которой помещаются озера, лебеди и другие объекты окружающей среды. (Рукава платья Царевны-лягушки.)
• Какое настоящее имя у Царевны-лягушки? (Василиса Премудрая.)
• Назовите имя сказочного царя-долгожителя. (Кощей Бессмертный.)
• Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных персонажей, славящихся своим долголетием? (Игла.)
• Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (Шапку-невидимку.)
2. Беседа
Сегодня мы прогнозировали содержание нового радела. Какие произведения вы хотели бы в нем прочитать? (Высказывания детей.)
VII. Рефлексия
Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
Какой раздел учебника мы начали изучать? Какие произведения в нем мы будем читать? Что нового хотелось бы узнать?
& Домашнее задание
Принести на урок любимые сборники стихов.
Урок №102. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата__________________________
Тема: С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...»
Цели: ознакомить с жизнью и творчеством С. Маршака; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение.
Оборудование: портрет и выставка книг С. Маршака; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно чистоговорку.
Черной галке
Черный дрозд
Подарил черники гроздь.
Черная галка
Чернику склевала,
Только, представьте,
Чернее не стала.
А. Долгополов
— Понравилась вам чистоговорка?
— Какой звук повторяется? {Звук [ч].)
— Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, прочитайте скороговоркой, выразительно).
III. Введение в тему
1. Беседа
— Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел. Вспомните, как он называется. («Поэтическая тетрадь 2».)
2. Кроссворд
— А сейчас разгадайте кроссворд, и вы узнаете, чьи стихи мы будем читать на этом уроке. Прочитайте и вставьте пропущенные слова в строчки.
1.А теперь без... (грамоты)
Пропадешь,
Далеко без... (грамоты)
Не уйдешь.
2.Жил человек рассеянный на улице... (Бассейной).
3.Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на... (ремне)?
4.Побежали котятки,
Отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой. —
Мама, мама, не злись,
Потому что... (нашлись),
Потому что... (нашлись)
Перчатки!
5. Дама сдавала в багаж Диван,
Чемодан, ... (Саквояж).
6. Против дома у ворот
Жил в сторожке старый... (кот).
Молодцы, все слова отгадали, а кто же автор этих слов? Прочитайте фамилию в выделенных клетках. (Маршак.)
3. Повторение
А сейчас я хочу узнать, хорошо ли вы знаете произведения С.Я. Маршака. На доске написаны названия, выберите, какие из указанных произведений написал Самуил Яковлевич.
«Мастер-ломастер», «Круглый год», «Усатый-полосатый», «Урок вежливости», «Крокодил», «Багаж», «Пожар», «Муха-цокотуха», «Кот и лодыри».
- А кто написал остальные произведения? (Корней Иванович Чуковский.)
IV. Физкультминутка
Тик-так, тик-так —
Все часы идут вот так:
Тик-так.{Наклоны головы то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачиваются в такт маятника.)
Налево - раз, направо — раз,
Мы тоже можем так.{Наклоны головы то к одному, то к другому плечу.)
V. Работа по теме урока
1. Работа над стихотворением «Гроза днем»
— Прочитайте жужжащим способом стихотворение «Грозаднем».
(Дети читают самостоятельно.)
— Сейчас перечитайте стихотворение еще раз и найдите слова, которыми автор передает звуки грома. Произнесите их. (Проехал, громко, грома.)
— Какой звук в этих словах повторяется? (Звук [р].)
2. Работа в парах
— Прочитайте стихотворение друг другу выразительно. Попытайтесь голосом передать гром и шум дождя.
— Прочитайте выразительно. Как нужно читать? (Три строчки медленно и громко, выделяя звук [р], затем с ускорением.)
3. Работа над стихотворением «В лесу над росистой поляной...» (Учитель читает стихотворение.)
— От чьего имени написано стихотворение? (От имени мальчика.)
— Какие воспоминания о лете хочет увезти в город мальчик? (Как кукушка встречает рассвет. Припомню я лагерь, палатки/На самой опушке лесной /Иптицу, игравшую в прятки/ В рассветном тумане со мной.)
— Почему голос кукушки назван стеклянным и «звучит, как вопрос и ответ»? Что вы представляете, когда читаете две последние строчки?
— Как бы вы озаглавили это стихотворение? Почему?
4. Выразительное чтение стихотворений
— Приготовьтесь читать выразительно. Не забудьте, чтобы прочитать выразительно, надо читать так... (Как читаешь для себя.)
VI. Рефлексия
VIIПодведение итогов урока
Чьи стихи мы сегодня читали? О чем они?
& Домашнее задание
Выучить стихотворение по выбору.
Урок № 103. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата__________________________
Тема: А. Барто «Разлука»
Цели: ознакомить с жизнью и творчеством А. Барто; обучать прйнильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози-поимть содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора на основе отношения к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение.
Оборудование: портрет и выставка книг А. Барто; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Не смейся надо мной,
Не пересмехотствуйся,
Я сам себя пересмехотствую
И высмехотствую.
- Прочитайте скороговорку про себя, тихо. Какие трудные слова обнаружили?
- Научитесь их отдельно произносить по слогам, затем целыми словами. (Хором.)
- А сейчас начнем читать в медленном темпе с постепенным переходом к очень быстрому.
Ill. Проверка домашнего задания
Чтение наизусть стихотворений С. Маршака.
IV. Введение в тему