Файл: Урок Литературное чтение. 3 класс. Умк Школа России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 449
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— Ребята, вы подготовили иллюстрации к изучаемой нами сказке. Расскажите, какие отрывки вы изобразили.
(Учащиеся вывешивают иллюстрации и рассказывают, какой отрывок им больше всего понравился.)
IV. Работа по теме урока
Составление плана сказки
— Сегодня мы продолжим работу над сказкой, узнаем что-то новое. Вспомните, какие виды плана вы знаете. (Картинный, цитатный.)
— Рассмотрите ваши иллюстрации. Подумайте, можем ли мы составить с их помощью план. (Дети составляют картинный план.)
— Найдите в тексте сказки пословицу. (Взялся за гуж, не говори, что не дюж.)
— Расположите события по порядку. Подготовьте пересказ по полученному плану.
1.Старшие братья караулят сад.
2.Жар-птица перестала похищать яблоки из сада.
3.Иван-царевич стережёт сад и получает перо Жар-птицы.
4.Братья убивают Ивана-царевича.
5.Волк помогает Ивану-царевичу вернуться домой.
6.Похищениезолотых яблок из сада царя Берендея.
(Ответ:6, 1,3,2,4,5.)
V. Физкультминутка
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели травушку покушать,
Тишину послушать.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Пересказ сказки
- Подготовьте краткий пересказ сказки от любого лица (от лица Волка, Ивана-царевича или Елены Прекрасной). Обратите внимание на слово «краткий». Это значит, что вы должны пересказать только самое важное.
(Работа в паре. Дети готовятся, затем пересказывают. Учитель опрашивает четырех учеников, чтобы выслушать рассказы от лица разных героев сказки.)
2. Повторение
- Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, о животных, бытовые...)
- К какому виду отнесли сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (Мы отнесли ее к волшебным сказкам.)
- Докажите, что она волшебная. (В ней Иванушка превращается в козленочка, а потом снова в человека. Аленушка. утонув, остается живой, и т. п.)
- К какому виду относится сказка «Иван-царевич и Серый Волк»? Докажите.
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
- Чему учились на уроке?
- Что нового узнали?
- Чему учит эта сказка?
Домашнеезадание
Выписать пословицу из сказки в рабочую тетрадь, объяснить смысл.
смысл.
Урок № 15. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата_________________
Тема: Русская народная сказка «Сивка-Бурка»
Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, творческие способности.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества; знать элементы сказки; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий; составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
Оборудование: книги по теме урока; карточки с текстом речевой разминки.
Ходурока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
(На доске записана пословица.)
• Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.
— Прочитайте жужжащим способом. Что это? (Это пословица.)
— Ребята, назовите знакомые части речи, которые здесь встретились. (Имя существительное: кашу, сказку, умом, разумом, ус. Глаголы: кушай, слушай, смекай, мотай. Союзы: а, да. Предлог:на.)
— Молодцы. А сейчас прочитайте эту пословицу, выделяя голосом глаголы, т. е. произнося их с силой, а остальные слова более спокойно. (Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.)
— А сейчас прочитайте, выделяя голосом имена существительные. (Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.)
— Прочитайте быстро.
— Прочитайте пословицу выразительно.
— Как вы понимаете смысл этой пословицы? Что хотели нам сказать наши предки, сложившие ее? (Нам хотели сказать, что сказки читать полезно. В них обязательно есть какое-то поучение. Мы можем многое узнать, читая их.)
III. Проверка домашнего задания
— Какую пословицу вы нашли в сказке? (Взялся за гуж — не говори, что не дюж.)
— Как вы ее понимаете? (Если взялись за какое-то дело, то надо довести его до конца.)
IV. Работа по теме урока Первичное чтение
Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой — «Сивка-Бурка».
(Если есть возможность, то знакомство со сказкой учитель проводит при помощи диафильма «Сивка-Бурка». Если же нет такой возможности, то читает сказку сам, без отвлечения на непонятные слова.)
— Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытывали, читая сказку? (Чувство радости, чувство тревоги, огорчения и т. д.)
V. Физкультминутка
Любимые сказки
(Пальчиковая гимнастика - дети поочередно загибают пальчики, на слова последней строчки хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Рукавичка, Теремок,
Колобок — румяный бок.
Есть Снегурочка-краса,
Три медведя, Волк, Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашего вещего каурку.
Про Жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Первичная проверка понимания и словарная работа
(Учитель спрашивает после чтения или показа диафильма)
— Понравилась вам сказка?
— Смысл каких слов был неясен?
Вещий каурка- вещий(предсказывает будущее ); каурка (масть лошади — светло-каштанового, рыжеватого цвета)
Худая одежонка — старая одежда.
Кликать — звать.
Добрая пшеница — хороший урожай.
Баловать - (обратить внимание на правильную постановку ударения в слове).
— Ребята, на с. 40, перед названием этой сказки, есть слова. Прочитайте их хором. (Как хорошо уметь читать.)
— Как вы думаете, что хотели сказать нам авторы учебника? (Конечно, хорошо уметь читать. Мы можем эту сказку и другие сказки, рассказы прочитать сами.)
2. Работа над первой частью сказки
Сейчас вы будете сами читать сказку. А также мы поработаем над ее содержанием, чтобы сказка была более понятна.
— Попробуйте определить первую часть сказки.
(Детям дают несколько минут для чтения и нахождения этой части.)
— Прочитайте ее.
(Дети читают до слов «Скоро после того разослал царь гонцов...».)
— Что мы узнаем из зачина сказки? (Мы узнаем, что у старика было 3 сына. Младшего все звали Иванушкой-дурачком.)
— Какая беда постигла старика? (Он посеял пшеницу. А ее кто-то стал мять да топтать.)
— Что решил старик предпринять, чтобы поймать вора? (Он велел своим сыновьям по очереди стеречь пшеницу.)
— Не напоминает ли вам этот эпизод какую-нибудь из прочитанных сказок? (Похоже на сказку «Иван царевич и Серый Волк». Только в ней вор был в саду, а не в поле. Там братья тоже по очереди стерегли сад.)
— Как каждый из братьев стерег поле? (Примерный ответ. Старший сын пошел стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра. А дома он сказал, что всю ночь не спал, а вора не видел. Средний сын тоже всю ночь проспал на сеновале. А вот Иванушка всю ночь не спал, сидел на камне, вора дожидался.)
— Кто же оказался вором? Расскажите о нем. (Вором оказался конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.)
— Расскажите, как Иванушка поймал вора. (Подкрался он к коню и разом накинул ему на шею веревку. Вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Конь хотел его сбросить, но Иванушка не отпускал.)
— Почему конь стал служить Ивану? (Он сам предложил это за то, чтобы Иван отпустил его.)
— Сразу ли Иванушка отпустил коня? (Нет. Он сначала спросил, как его потом найдет. И только узнав слова вызова, отпустил, взяв с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать.)
— Какой вывод из этого эпизода мы можем сделать. (Иван был не дурак, как его все звали. Он делал все правильно )
— Что же было дома, когда Иван вернулся поутру? (он рассказал правду, но ему никто не поверил, а все только посмеялись.)
— Перестал ли конь вытаптывать пшеницу? (Да, он перестал топтать пшеницу. Ведь он дал слово.)
Да, это очень важно: когда кто-то дает слово, его надо держать. С такими людьми надежно, им верят.
— Вспомним пословицы.
• Будь своему слову хозяин.
• Не бросай слов на ветер.
• Не слово хозяин хозяину, а хозяин слову хозяин.
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— С какой сказкой вы познакомились?
— К какому виду она относится?
— Назовите героев сказки «Сивка-Бурка».
Домашнее задание
Разделить текст сказки на части, подготовить чтение без ошибок. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.
Урок № 16. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата_________________
Тема: Русская народная сказка «Сивка-Бурка»