Файл: Урок Литературное чтение. 3 класс. Умк Школа России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 449

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— Ребята, вы подготовили иллюстрации к изучаемой нами сказке. Расскажите, какие отрывки вы изобразили.

(Учащиеся вывешивают иллюстрации и рассказывают, какой отрывок им больше всего понравился.)

IV. Работа по теме урока

Составление плана сказки

— Сегодня мы продолжим работу над сказкой, узнаем что-то новое. Вспомните, какие виды плана вы знаете. (Картинный, цитатный.)

— Рассмотрите ваши иллюстрации. Подумайте, можем ли мы составить с их помощью план. (Дети составляют картинный план.)

— Найдите в тексте сказки пословицу. (Взялся за гуж, не говори, что не дюж.)

— Расположите события по порядку. Подготовьте пересказ по полученному плану.

1.Старшие братья караулят сад.

2.Жар-птица перестала похищать яблоки из сада.

3.Иван-царевич стережёт сад и получает перо Жар-птицы.

4.Братья убивают Ивана-царевича.

5.Волк помогает Ивану-царевичу вернуться домой.

6.Похищениезолотых яблок из сада царя Берендея.

(Ответ:6, 1,3,2,4,5.)

V. Физкультминутка

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели травушку покушать,

Тишину послушать.

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Пересказ сказки

- Подготовьте краткий пересказ сказки от любого лица (от лица Волка, Ивана-царевича или Елены Прекрасной). Обратите внимание на слово «краткий». Это значит, что вы должны пересказать только самое важное.

(Работа в паре. Дети готовятся, затем пересказывают. Учитель опрашивает четырех учеников, чтобы выслушать рассказы от лица разных героев сказки.)

2. Повторение

- Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, о животных, бытовые...)

- К какому виду отнесли сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (Мы отнесли ее к волшебным сказкам.)

- Докажите, что она волшебная. (В ней Иванушка превращается в козленочка, а потом снова в человека. Аленушка. утонув, остается живой, и т. п.)

- К какому виду относится сказка «Иван-царевич и Серый Волк»? Докажите.

VII. Рефлексия


VIII. Подведение итогов урока

- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

- Чему учит эта сказка?

Домашнеезадание

Выписать пословицу из сказки в рабочую тетрадь, объяснить смысл.

смысл.

Урок 15. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата_________________
Тема: Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества; знать элементы сказки; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий; составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Оборудование: книги по теме урока; карточки с текстом речевой разминки.


Ходурока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

(На доске записана пословица.)

• Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.

— Прочитайте жужжащим способом. Что это? (Это пословица.)

Ребята, назовите знакомые части речи, которые здесь встретились. (Имя существительное: кашу, сказку, умом, разумом, ус. Глаголы: кушай, слушай, смекай, мотай. Союзы: а, да. Предлог:на.)

Молодцы. А сейчас прочитайте эту пословицу, выделяя голосом глаголы, т. е. произнося их с силой, а остальные слова более спокойно. (Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.)

А сейчас прочитайте, выделяя голосом имена существительные. (Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.)

— Прочитайте быстро.

— Прочитайте пословицу выразительно.

— Как вы понимаете смысл этой пословицы? Что хотели нам сказать наши предки, сложившие ее? (Нам хотели сказать, что сказки читать полезно. В них обязательно есть какое-то поучение. Мы можем многое узнать, читая их.)

III. Проверка домашнего задания

— Какую пословицу вы нашли в сказке? (Взялся за гуж — не говори, что не дюж.)

— Как вы ее понимаете? (Если взялись за какое-то дело, то надо довести его до конца.)

IV. Работа по теме урока Первичное чтение

Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой — «Сивка-Бурка».

(Если есть возможность, то знакомство со сказкой учитель проводит при помощи диафильма «Сивка-Бурка». Если же нет такой возможности, то читает сказку сам, без отвлечения на непонятные слова.)

— Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытывали, читая сказку? (Чувство радости, чувство тревоги, огорчения и т. д.)

V. Физкультминутка


Любимые сказки

(Пальчиковая гимнастика - дети поочередно загибают пальчики, на слова последней строчки хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Рукавичка, Теремок,

Колобок — румяный бок.

Есть Снегурочка-краса,

Три медведя, Волк, Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашего вещего каурку.

Про Жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем,

Знаем волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Первичная проверка понимания и словарная работа

(Учитель спрашивает после чтения или показа диафильма)

— Понравилась вам сказка?

— Смысл каких слов был неясен?

Вещий каурка- вещий(предсказывает будущее ); каурка (масть лошади — светло-каштанового, рыжеватого цвета)

Худая одежонка — старая одежда.

Кликать — звать.

Добрая пшеница — хороший урожай.

Баловать - (обратить внимание на правильную постановку ударения в слове).

— Ребята, на с. 40, перед названием этой сказки, есть слова. Прочитайте их хором. (Как хорошо уметь читать.)

Как вы думаете, что хотели сказать нам авторы учебника? (Конечно, хорошо уметь читать. Мы можем эту сказку и другие сказки, рассказы прочитать сами.)

2. Работа над первой частью сказки

Сейчас вы будете сами читать сказку. А также мы поработаем над ее содержанием, чтобы сказка была более понятна.

— Попробуйте определить первую часть сказки.

(Детям дают несколько минут для чтения и нахождения этой части.)

— Прочитайте ее.

(Дети читают до слов «Скоро после того разослал царь гонцов...».)

— Что мы узнаем из зачина сказки? (Мы узнаем, что у старика было 3 сына. Младшего все звали Иванушкой-дурачком.)

Какая беда постигла старика? (Он посеял пшеницу. А ее кто-то стал мять да топтать.)

Что решил старик предпринять, чтобы поймать вора? (Он велел своим сыновьям по очереди стеречь пшеницу.)

Не напоминает ли вам этот эпизод какую-нибудь из прочитанных сказок? (Похоже на сказку «Иван царевич и Серый Волк». Только в ней вор был в саду, а не в поле. Там братья тоже по очереди стерегли сад.)


Как каждый из братьев стерег поле? (Примерный ответ. Старший сын пошел стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра. А дома он сказал, что всю ночь не спал, а вора не видел. Средний сын тоже всю ночь проспал на сеновале. А вот Иванушка всю ночь не спал, сидел на камне, вора дожидался.)

— Кто же оказался вором? Расскажите о нем. (Вором оказался конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.)

Расскажите, как Иванушка поймал вора. (Подкрался он к коню и разом накинул ему на шею веревку. Вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Конь хотел его сбросить, но Иванушка не отпускал.)

— Почему конь стал служить Ивану? (Он сам предложил это за то, чтобы Иван отпустил его.)

— Сразу ли Иванушка отпустил коня? (Нет. Он сначала спросил, как его потом найдет. И только узнав слова вызова, отпустил, взяв с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать.)

— Какой вывод из этого эпизода мы можем сделать. (Иван был не дурак, как его все звали. Он делал все правильно )

Что же было дома, когда Иван вернулся поутру? (он рассказал правду, но ему никто не поверил, а все только посмеялись.)

— Перестал ли конь вытаптывать пшеницу? (Да, он перестал топтать пшеницу. Ведь он дал слово.)

Да, это очень важно: когда кто-то дает слово, его надо держать. С такими людьми надежно, им верят.

— Вспомним пословицы.

• Будь своему слову хозяин.

• Не бросай слов на ветер.

• Не слово хозяин хозяину, а хозяин слову хозяин.

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— С какой сказкой вы познакомились?

— К какому виду она относится?

— Назовите героев сказки «Сивка-Бурка».

Домашнее задание

Разделить текст сказки на части, подготовить чтение без ошибок. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.

Урок 16. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата_________________
Тема: Русская народная сказка «Сивка-Бурка»