Файл: Урок Литературное чтение. 3 класс. Умк Школа России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 452

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1901—1903 гг. Билибин создает иллюстрации к сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Белая уточка» и др. Известны его работы к «Сказке о царе Салтане», «Сказке о золотом петушке», «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Одна из особенностей иллюстраций Билибина — это юмор и та беспощадная и острая ирония, которая так характерна для русских народных сказок. Сказочные герои — добрые и злые, прекрасные и безобразные — волновали нас с детства, учили любить добро и красоту, ненавидеть зло, трусость, несправедливость.

V. Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух

И скорей за парту — плюх.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. В. Васнецов «Аленушка»

На прошлых уроках вы уже рассказывали, как, по-вашему, выглядит Аленушка, какой она вам представляется.

— В какой момент повествования вы особенно переживали за Аленушку?

— А каким вы представляете облик Аленушки в момент, когда с ней случилась беда?

Художник В. Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку. (Учитель показывает картину.)

— Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление от представления художника?

— Можно ли эту работу назвать иллюстрацией к сказке? Почему? (Это не иллюстрация, это картина, на которой В. Васнецов показывает нам как бы обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней.)

2. В. Васнецов «Сивка-Бурка»

— Откройте с. 43 учебника. Вы видите репродукцию картины В. Васнецова «Сивка-Бурка». Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпизоду.

(Дети зачитывают отрывок.)

— Кто изображен на переднем плане картины? (На переднем плане изображен Иванушка на коне, целующий Елену Прекрасную.)

Что вы видите на заднем плане картины? (На заднем плане изображены народ и дома.)

Расскажите о людях, на глазах которых произошло чудо. (Они все в изумлении. На их лицах удивление, восхищение. Может быть, даже зависть.)

Опишите коня. (Дети рассказывают о коне.)


— Ребята, проследите по сказке, как Иванушка обошёлся со своим конем. Как конь обращался к нему? (Ответы детей.)

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) написал «Аленушку» в 1881 г., пребывая в самом расцвете творческих возможное! ей, ему уже не была нужна сюжетная основа сказки, чтобы создать узнаваемый образ. Ведь на первый взгляд указаний на то, что эта тоскующим девочка-подросток — героиня знаменитой сказки о братце Иванушке и сестрице Аленушке, нет. Действительно, прямых отсылок нет. Ни мой ведьмы, ни козленка... Но проникшись сюжетом картины, ее мелкими деталями, гармоничным одушевленным пейзажем, цветовым решением картины, начинаешь понимать и сочувствовать ее героине.

Черная вода озера, подступивший вплотную лес, босые.....и утомленной девочки — все говорит о ее страдании, нелегкой сиротской жизни,которая стала еще безысходнее и тяжелее, когда с братцем случилась беда. И некуда бежать, и некому жаловаться.

Такой видел Аленушку Васнецов, и уже невозможно представить ее по-другому, и декорацией для сказки может служить только печальный и таинственный сказочный русский лес, такой, каким увидел его когда-то замечательный русский художник.

3. Знакомство с художниками

— На с. 57 учебника рассмотрите портреты художников. Дома вы должны были найти сведения о жизни и творчестве этих художников. Что вы принесли на урок?

— Составьте рассказ об одном из них. Слова-помощники даны в задании 21. (Дети зачитывают слова.)

— Составьте план своего рассказа и запишите его в рабочую тетрадь.

(Самостоятельная работа учащихся.)

— Расскажите, что у вас получилось.

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— Чему учились на уроке?

— Что нового узнали?

Домашнее задание

Двум командам подготовить инсценировку сочиненной самими сказки (героев можно брать из разных сказок), принести любимые книги с волшебными сказками. Придумать своей команде название.

Урок 18. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата_________________
Тема: КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»)



Цели: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество»; воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу.

Ход урока

I. Представление команд

Сегодня наш КВН посвящен устному народному творчеству. Вы покажете, как много знаете по этой теме, как умеете дружить, помогать друг другу. Играют 2 команды: «Конек-Горбунок» и «Сивка-Бурка». Представляю вам жюри... (Это могут быть приглашенные учителя, родители или старшеклассники.)

II. Конкурсы

Конкурс 1. «Кроссворд»

— Народное искусство слова — это песни, загадки, пословицы, сказки, легенды, былины. Разгадайте кроссворд на с. 51 учебника и узнаете, как еще называют народное творчество.

Условие: каждый игрок работает со своим учебником, задание должны выполнить все. Выигрывает та команда, которая быстрее разгадает кроссворд. Время пошло!

(Ответы: 1. Афронт. 2. Козленочек. 3. Аленушка. 4. Конь. 5. Уздечка. 6. Елена. 7. Золотые. 8. Перстень.)

Народное творчество еще называют словом «фольклор».

Конкурс 2. «Виды фольклора»

— Задание: вы должны за 2 минуты перечислить как можно больше видов фольклора. Один записывает, а другие перечисляют. Время пошло! (Песня, потешка, прибаутка, пословица, поговорка, считалка, докучная сказка, былина, легенда, загадка, частушки.)

Конкурс 3. «Закончи пословицу»

— Я буду читать по очереди каждой команде начало пословицы, а вы должны ее закончить.

• Труд человека кормит, а... (лень портит).

Раз соврал — навек... (лгуном стал).

• Кто других не любит,... (сам себя губит).

• Кончил дело — ... (гуляй смело).

• Человек от лени болеет, а... (от труда здоровеет).

• Худо тому, кто ... (добра не делает никому).

• Сам потерпи, а ... (другого не выдай).

• Учись доброму,... {худое на ум не пойдет).

Конкурс 4. «Лейся, песня!»


Вы уже знаете, что песенки-заклички исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы с просьбой о теплых днях, дожде, богатом урожае.

— Попробуйте сами сочинить заклички. Какая команда сочинит больше интересных песенок-закличек за 5 минут?

Конкурс 5. «Узнай героя и его сказку»

Мы из сказки — ты нас знаешь. Если вспомнишь — отгадаешь! А не вспомнишь — ну так что ж... Сказку заново прочтешь!

Скок-поскок,скок-поскок —

Через море и лесок!

По пути нашел Жар-птицу

И красавицу девицу,

Ну а глупого царя

Обмануть сумел не зря.

Так Иванушке помог

Умный маленький конек,

Всем известный... (Горбунок).

Кто работать не хотел,

А играл и песни пел?

К братцу третьему потом

Прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись,

Но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребенку

И называется... («Три поросенка»).

Удивляется народ:

Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка называется... («По щучьему велению»).

Прямо в болото упала стрела,

А в этом болоте царевна жила,

Как звали царевну, скажи мне на ушко.

Я знаю, ты помнишь —

Царевна-... (лягушка).

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки... («Маша и медведь»).

«Не пей, Иванушка, если устанешь...»

А братец все выпил до донышка.

«Не пей, Иванушка, козленочком станешь!» —

Плачет... (сестрица Аленушка).

Конкурс 6. «Что такое сказка?»

— Составьте полное определение сказки. В этом вам помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста.

— Подумайте, не надо ли включить еще что-то в это определение. (Сказка — это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше передавалось из уст в уста. В сказке есть зачин, присказка и концовка.)
(После выслушивания ответов дается следующее задание в этом конкурсе.)

- Определите зачины и концовки.

• «За тридевять земель, в тридесятом государстве...».

• «Жили-были...».

• «Стали они жить-поживать и добра наживать...».

• «Я там был, мед-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало...».

Конкурс 7. «Домашнее задание»

Сказочники воплотили в главных героях волшебных сказок представления русского народа о самых хороших чертах характера. События в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным.

- Давайте посмотрим инсценировки сказок, которые вы подготовили сами.

(Дети показывают инсценировки.)

III. Подведениеитоговурока

Жюри подводит итоги.

Урок 19. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата_________________
Тема: Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений

Цели: обучать учащихся сочинению волшебных сказок; повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся будут учиться сочинять волшебную сказку на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений.

Оборудование: рабочие тетради; карточки с планом содержания проекта.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка целей урока

- Прочитайте стихотворение.

Недаром дети любят сказки.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

В. Берестов

— О чем это стихотворение? Как вы поняли эти строчки?