Файл: Принципиальная электрическая схема электростанции (подстанции).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
схемы, вывешенные около или внутри релейных шкафов или щитов этих устройств.
Электромеханик (помощник механика по электрооборудованию), а при отсутствии его в штате судна - старший по вахте машинно-котельного отделения должен вести записи в вахтенном журнале о проведенных технических уходах, ремонтах, отказах и неисправностях электрооборудования.
б) на палубах - палубная команда;
в) на камбузах - персонал камбузов;
г) в жилых помещениях команды - владельцы кают;
д) в пассажирских каютах - проводники.
У ГРЩ судовой электростанции и пульта управления электрической гребной установки должны находиться комплекты защитных средств и предохранительных приспособлений, схема распределительного щита и углекислотные огнетушители.
При эксплуатации электрооборудования запрещается:
а) использовать электрооборудование в режимах, не предусмотренных проектом судна и правилами Речного Регистра;
б) останавливать без разрешения вахтенного начальника генератор без перевода нагрузки на другой генератор;
в) отключать механизмы и устройства без ведома старшего по вахте;
г) выполнять профилактические или ремонтные работы, требующие отключения электроустановки, без согласования со старшим по вахте;
д) пользоваться электрическими переносными лампами обычного типа на нефтеналивных и других судах в помещениях, где хранятся взрывчатые и легковоспламеняющиеся жидкости и вещества, а также при осмотре топливных бункеров и емкостей с нефтепродуктами или порожних из-под нефтепродуктов. Во всех указанных помещениях разрешается пользоваться только светильниками взрывозащищенного типа, одобренного Речным Регистром;
е) производить какие-либо изменения в схемах электрооборудования судов. Работа электрического оборудования запрещается при следующих неисправностях:
а) пониженном сопротивлении изоляции обмоток по сравнению с нормами, установленными действующими правилами Речного Регистра;
б) круговом огне на коллекторе или кольцах, искрении свыше двух баллов;
в) выходе из строя пускорегулирующих устройств и аппаратуры электроприводов;
г) задевании вращающихся частей электрических машин за неподвижные или биении вала, угрожающем поломкой машины;
д) появлении запаха, дыма или огня, свидетельствующих об обгорании изоляции:
е) повышении силы тока или температуры оборудования сверх допустимых значений.
Запрещается также работа электрооборудования при угрозе поражения электрическим током или захвата одежды обслуживающего персонала вращающимися частями.
Эксплуатация судна запрещается при неисправности:
а) на судах с электрифицированными вспомогательными механизмами - одного генератора при двух установленных или двух генераторов при трех установленных;
б) на судах без электрифицированных механизмов - основного источника электроэнергии, питающего сеть освещения и радиостанцию судна;
в) аварийных источников электроэнергии;
г) электрооборудования рулевого устройства, брашпиля, шпиля и других механизмов, обеспечивающих работу энергетической установки в ходу и выполнение спасательных операций;
д) сигнальных и отличительных фонарей, машинных телеграфов (или связи, их заменяющей);
е) авральной и пожарной сигнализации;
ж) электрооборудования установок, обеспечивающих сохранение качества перевозимого груза;
з) участков электросети, питающих перечисленных потребителей.
Судовые электрические машины. Их технические данные разновидности, конструкция.
Электрические машины-устройства для преобразования механической энергии в электрическую и обратно. Э. М. делятся на два основных вида: генераторы и электродвигатели. Конструктивно Э. М. состоят из неподвижной и вращающейся системы катушек, намотанных на сердечники из ферромагнитного материала. Вращающаяся часть Э. М. называется ротором или якорем, неподвижная часть — статором. На судах применяются Э. М. переменного и постоянного тока. В качестве генераторов переменного тока используются синхронные генераторы, на роторе которых расположена обмотка возбуждения, питающаяся постоянным током. Магнитный поток, создаваемый током возбуждения, образует при вращении ротора напряжение в обмотке статора, которое подается на главный распределительный щит (ГРЩ) и дальше — судовым потребителям. Ротор генератора приводится во вращение механическим первич-ным двигателем (например, дизелем). Генератор постоянного тока отличается от синхронного тем, что его обмотка возбуждения расположена на статоре, а ротор (якорь) подключен к коллектору, представляющему собой электромеханический выпрямитель. Ток нагрузки снимается с контактных щеток. Генераторы на судах часто работают параллельно. В этом режиме между синхронными генераторами необходимо распределять активную и реактивную нагрузки. Суммарная активная нагрузка всех параллельно работающих генераторов определяется суммой всех активных составляющих токов потребителей, т. е. тех частей нагрузки, которые преобразуются либо в теплоту, либо в механическую работу. Доля активной нагрузки каждого из параллельно работающих генераторов зависит от настройки регулятора частоты вращения первичного двигателя соответствующего генератора. При одинаковой настройке генераторы будут иметь равные величины активной нагрузки. Если в случае аварии первичный двигатель одного из генераторов прекратит преобразование энергии топлива в активную мощность электрогенератора, то последний сбросит нагрузку и перейдет в двигательный режим. Соответственно активная мощность генератора называется обратной мощностью. Режим двигательной нагрузки на судах не допускается, поэтому генератор отключается от ГРЩ специальной защитой от обратной мощности. Суммарная реактивная нагрузка параллельно включенных синхронных генераторов определяется суммой реактивных токов потребителей, т. е. таких составляющих общего тока, которые служат только для создания магнитных полей обмоток асинхронных двигателей, генераторов и др. электромагнитных элементов. Доля реактивной нагрузки каждого генератора устанавливается настройкой его регулятора напряжения. Реактивные токи увеличивают вредные тепловыделения электрооборудования за счет нагрева проводов и кабелей, поэтому конструкторы Э. М. стремятся снизить эти токи до возможного минимума. К судовым генераторам переменного тока предъявляются требования по качеству напряжения, в т. ч. по точности соответствия синусоиде формы кривой мгновенных значений тока и напряжения. Искажение формы (величина отклонения от синусоиды) не должно превышать нескольких процентов. Нагрузка в виде управляемых выпрямителей или инверторов искажает форму кривой переменного тока генераторов и вызывает пульсации напряжения генераторов постоянного тока, что может неблагоприятно отразиться на работе судовых потребителей. Наиболее распространенным видом электродвигателя на судах является трехфазный асинхронный короткозамкнутый двигатель переменного тока. На его статоре размещена обмотка, подключаемая к сети, а обмотка ротора представляет собой цилиндр из магнитного материала с заложенными в пазы алюминиевыми стержнями, замкнутыми накоротко. Вращающий момент электродвигателя создается в результате взаимодействия потока обмотки статора и токов, наведенных в обмотке ротора. Частота вращения двигателя зависит от частоты сети и схемы обмоток. В многоскоростных двигателях на статоре располагаются 2 — 4 обмотки. Электродвигатель постоянного тока кроме обмоток статора и ротора имеет коллектор со щетками. Применяют также вентильные двигатели, в которых коллекторный аппарат заменен тиристорным переключателем. Двигатели постоянного тока большой мощности, например гребные, выполняются с 2 обмотками якоря и соответственно с 2 коллекторами для уменьшения нагрузки. Включение напряжения на электродвигатели при пуске производится с помощью контактора — аппарата, подобного электромагниту. При подаче питания в катушку контактора происходит сближение контактов электрической цепи двигателей. Контактор с др. элементами пусковой схемы образует т. н. пускатель. Для ограничения пускового тока электродвигателей в их цепи включают пусковые сопротивления.
Электромашинные генераторы. Они выполняют преобразовании энергии механической (вращение) в электрическую. Они устанавливаются на электрических станциях, автомобилях, самолетах, тепловозах, передвижных электростанциях, кораблях и в других установках. На электростанциях генератор приводят в движение мощные паровые турбины, на автомобилях, тепловозах и прочих транспортных средствах - газовые турбины или двигатели внутреннего сгорания. Генераторы очень часто используют в качестве источников питания в различных установках связи, автоматики и измерительной техники и в других системах.
Электрические двигатели - выполняют функции обратные генератору, а именно, преобразуют электрическую энергию в механическую. Они используются для приведения в движение множества установок в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, в быту, в системах связи. В системах автоматического регулирования их активно используют в качестве регулирующих, программирующих и исполнительных органов.
Электромашинные преобразователи - выполняют преобразования электрических величин. Например, могут преобразовывать постоянный ток в переменный и наоборот, изменять частоту, число фаз и другие функции. В связи с активным внедрением полупроводниковых преобразователей электромашинные преобразователи в новых проектах используют крайне редко (практически никогда), а уже установленные электромашинные преобразователи активно модернизируются полупроводниковыми (тиристорными и транзисторными). Электромашинные компенсаторы - осуществляют регулирование коэффициента мощности cos ср, а именно баланса реактивной мощности в сети.
Электромашинные усилители - используют для объектов большой мощности. Это, своего рода усилители, они усиливают сигналы большой мощности, при этом управление ведется сигналами малой мощности. Роль этих усилителей, как и электромашинных компенсаторов, в современном мире практически сведена на нет из - за применения полупроводниковых усилителей (транзисторных и тиристорных). Электромеханические
преобразователи сигналов - это, как правило, электрические микромашины (например, сельсины), которые довольно широко используют в системах автоматического управления.
Судовые электростанции. Назначение, расположение на судне, технические данные.
Питание электроэнергией всех судовых установок осуществляется электрическими станциями постоянного или переменного тока.
По своему назначению судовые электрические станции можно подразделить на станции, служащие: а) преимущественно для освещения; б) для освещения и обеспечения работы вспомогательных механизмов.
На тех судах, где электрическая энергия применяется преимущественно для освещения (вспомогательные механизмы не электрифицированы),
электрические станции имеют сравнительно небольшую мощность, порядка нескольких десятков киловатт. На судах с электрифицированными вспомогательными механизмами мощность электрических станций достигает иногда нескольких тысяч киловатт.
Согласно этим правилам на морских судах разрешается применять и постоянный. переменный ток.
Для силовых сетей правилами Регистра допускается применение напряжения до 380 в при переменном токе и до 220 при постоянном. Для сетей освещения независимо от рода тока применяется напряжение 220 или 110/127 в. При этом для танкеров напряжение сети освещения не может быть выше 110 в постоянного и 127 переменного тока.
В тех случаях, когда напряжение осветительной сети отличается от напряжения силовой сети, понижение напряжения для освещения достигается при помощи трансформаторов при переменном токе и преобразователей (состоящих из электродвигателя и генератора) при постоянном.
Генераторы судовых электрических станций приводятся в движение первичными двигателями: паровыми турбинами, паровыми
машинами и двигателями внутреннего сгорания.
Как правило, генераторы соединяются с первичными двигателями при помощи соединительных муфт. Ременная передача допускается лишь при маломощных генераторах, служащих для питания только осветительных установок и работающих от главных судовых двигателей.
Генератор вместе с первичным двигателем называют агрегатом. По роду первичного двигателя различают агрегаты:
а) парогенератор —генератор с паровой машиной,
б) турбогенератор —генератор с паровой турбиной,
в) дизель-генератор — генератор с дизелем.
Судовые аккумуляторы. Типы, назначение и технические характеристики. Размещение на судне, Потребители.
В судовых электростанциях аккумуляторные батареи резервируют электрическую энергию на случай отключения генераторов, обеспечивая при этом энергией сети аварийного освещения, радио- и телефонии, сигнализации, аварийного питания систем дистанционного управления главными дизелями, рулевого управления и станций сигнальных огней; аккумуляторы используются также для стартерного пуска дизелей. Применение химических источников тока (аккумуляторов) вызвано необходимостью иметь постоянно готовый к действию источник энергии при аварийном режиме работы судовой электростанции, а также для питания электрических сетей, требующих постоянного напряжения.
На судах батареи размещаются в специальных газо- и водонепроницаемых помещениях или в специальных шкафах и ящиках, установленных на вентиляцией. Отдельно устанавливаются батареи, используемые для работы двигателя внутреннего сгорания. Они устанавливаются в машинном отделении в специальных шкафах или ящиках. Категорически запрещается размещение кислотных и щелочных аккумуляторов в одном помещении или в одних шкафах.
Кислотные аккумуляторы на судах используют главным образом в качестве стартерных, при пуске в ход дизелей. Каждая кислотная батарея имеет условное обозначение (маркировку), которое ставится на межэлементных соединениях и на деревянном ящике. По маркировке можно определить номинальные емкость, напряжение, материал сепаратора и моноблока или бачка, а также месяц и год выпуска. Кислотные аккумуляторы имеют сравнительно малое внутреннее сопротивление, поэтому их широко используют в судовых электростартерных установках. Однако в связи с падающей вольт-амперной характеристикой, зависящей от степени разряда, сравнительно слабой механической прочностью активной массы пластин и химически неустойчивыми соединениями с образованием в конечном итоге крупнозернистого сульфата свинца требуется тщательное соблюдение инструкции при их эксплуатации и хранении. Емкость аккумуляторов зависит от плотности электролита. Для каждого аккумулятора существует оптимальная плотность электролита (в пределах 1,2 - 1,3 г/смЗ) в зависимости от режима разряда, температуры электролита и пр. В начале эксплуатации аккумулятора емкость его несколько ниже той, которую он получает после нескольких циклов заряда и разряда, так как формирование пластин аккумуляторов заканчивается в процессе их эксплуатации. При правильной эксплуатации емкость аккумуляторов остается в течение продолжительного времени неизменной, а затем вследствие постепенного выпадения активной массы из пластин, их сульфитации и увеличения саморазряда уменьшается. Кадмиево-никелевые аккумуляторы на судах находят применение для питания средств связи, сигнализации и для других целей. В табл. 2 приведены основные технические данные щелочных аккумуляторов. Щелочные аккумуляторные батареи имеют значительные преимущества перед кислотными: возможность длительного хранения в полу заряженном и даже разряженном состоянии; большая перегрузочная способность по току и стойкость к коротким замыканиям; большой срок службы (в 3—4 раза больше, чем у кислотных аккумуляторных батарей); значительно большая механическая прочность; простота эксплуатации; несущественная зависимость емкости от разрядного тока. Значительное внутреннее сопротивление кадмиево-никелевых и железоникелевых щелочных аккумуляторов ограничивает возможность их применения в стартерных установках вместо кислотных. Внутреннее сопротивление аккумуляторов определяется отношением напряжения к току разряда по характеристикам. В зависимости от назначения аккумуляторной батареи ее емкость и условия эксплуатации регламентируются Правилами Регистра. Например, емкость обеспечивать не менее 10 последовательных пусков дизеля от его холодного состояния без дополнительного подзаряда.
Электромеханик (помощник механика по электрооборудованию), а при отсутствии его в штате судна - старший по вахте машинно-котельного отделения должен вести записи в вахтенном журнале о проведенных технических уходах, ремонтах, отказах и неисправностях электрооборудования.
б) на палубах - палубная команда;
в) на камбузах - персонал камбузов;
г) в жилых помещениях команды - владельцы кают;
д) в пассажирских каютах - проводники.
У ГРЩ судовой электростанции и пульта управления электрической гребной установки должны находиться комплекты защитных средств и предохранительных приспособлений, схема распределительного щита и углекислотные огнетушители.
При эксплуатации электрооборудования запрещается:
а) использовать электрооборудование в режимах, не предусмотренных проектом судна и правилами Речного Регистра;
б) останавливать без разрешения вахтенного начальника генератор без перевода нагрузки на другой генератор;
в) отключать механизмы и устройства без ведома старшего по вахте;
г) выполнять профилактические или ремонтные работы, требующие отключения электроустановки, без согласования со старшим по вахте;
д) пользоваться электрическими переносными лампами обычного типа на нефтеналивных и других судах в помещениях, где хранятся взрывчатые и легковоспламеняющиеся жидкости и вещества, а также при осмотре топливных бункеров и емкостей с нефтепродуктами или порожних из-под нефтепродуктов. Во всех указанных помещениях разрешается пользоваться только светильниками взрывозащищенного типа, одобренного Речным Регистром;
е) производить какие-либо изменения в схемах электрооборудования судов. Работа электрического оборудования запрещается при следующих неисправностях:
а) пониженном сопротивлении изоляции обмоток по сравнению с нормами, установленными действующими правилами Речного Регистра;
б) круговом огне на коллекторе или кольцах, искрении свыше двух баллов;
в) выходе из строя пускорегулирующих устройств и аппаратуры электроприводов;
г) задевании вращающихся частей электрических машин за неподвижные или биении вала, угрожающем поломкой машины;
д) появлении запаха, дыма или огня, свидетельствующих об обгорании изоляции:
е) повышении силы тока или температуры оборудования сверх допустимых значений.
Запрещается также работа электрооборудования при угрозе поражения электрическим током или захвата одежды обслуживающего персонала вращающимися частями.
Эксплуатация судна запрещается при неисправности:
а) на судах с электрифицированными вспомогательными механизмами - одного генератора при двух установленных или двух генераторов при трех установленных;
б) на судах без электрифицированных механизмов - основного источника электроэнергии, питающего сеть освещения и радиостанцию судна;
в) аварийных источников электроэнергии;
г) электрооборудования рулевого устройства, брашпиля, шпиля и других механизмов, обеспечивающих работу энергетической установки в ходу и выполнение спасательных операций;
д) сигнальных и отличительных фонарей, машинных телеграфов (или связи, их заменяющей);
е) авральной и пожарной сигнализации;
ж) электрооборудования установок, обеспечивающих сохранение качества перевозимого груза;
з) участков электросети, питающих перечисленных потребителей.
Судовые электрические машины. Их технические данные разновидности, конструкция.
Электрические машины-устройства для преобразования механической энергии в электрическую и обратно. Э. М. делятся на два основных вида: генераторы и электродвигатели. Конструктивно Э. М. состоят из неподвижной и вращающейся системы катушек, намотанных на сердечники из ферромагнитного материала. Вращающаяся часть Э. М. называется ротором или якорем, неподвижная часть — статором. На судах применяются Э. М. переменного и постоянного тока. В качестве генераторов переменного тока используются синхронные генераторы, на роторе которых расположена обмотка возбуждения, питающаяся постоянным током. Магнитный поток, создаваемый током возбуждения, образует при вращении ротора напряжение в обмотке статора, которое подается на главный распределительный щит (ГРЩ) и дальше — судовым потребителям. Ротор генератора приводится во вращение механическим первич-ным двигателем (например, дизелем). Генератор постоянного тока отличается от синхронного тем, что его обмотка возбуждения расположена на статоре, а ротор (якорь) подключен к коллектору, представляющему собой электромеханический выпрямитель. Ток нагрузки снимается с контактных щеток. Генераторы на судах часто работают параллельно. В этом режиме между синхронными генераторами необходимо распределять активную и реактивную нагрузки. Суммарная активная нагрузка всех параллельно работающих генераторов определяется суммой всех активных составляющих токов потребителей, т. е. тех частей нагрузки, которые преобразуются либо в теплоту, либо в механическую работу. Доля активной нагрузки каждого из параллельно работающих генераторов зависит от настройки регулятора частоты вращения первичного двигателя соответствующего генератора. При одинаковой настройке генераторы будут иметь равные величины активной нагрузки. Если в случае аварии первичный двигатель одного из генераторов прекратит преобразование энергии топлива в активную мощность электрогенератора, то последний сбросит нагрузку и перейдет в двигательный режим. Соответственно активная мощность генератора называется обратной мощностью. Режим двигательной нагрузки на судах не допускается, поэтому генератор отключается от ГРЩ специальной защитой от обратной мощности. Суммарная реактивная нагрузка параллельно включенных синхронных генераторов определяется суммой реактивных токов потребителей, т. е. таких составляющих общего тока, которые служат только для создания магнитных полей обмоток асинхронных двигателей, генераторов и др. электромагнитных элементов. Доля реактивной нагрузки каждого генератора устанавливается настройкой его регулятора напряжения. Реактивные токи увеличивают вредные тепловыделения электрооборудования за счет нагрева проводов и кабелей, поэтому конструкторы Э. М. стремятся снизить эти токи до возможного минимума. К судовым генераторам переменного тока предъявляются требования по качеству напряжения, в т. ч. по точности соответствия синусоиде формы кривой мгновенных значений тока и напряжения. Искажение формы (величина отклонения от синусоиды) не должно превышать нескольких процентов. Нагрузка в виде управляемых выпрямителей или инверторов искажает форму кривой переменного тока генераторов и вызывает пульсации напряжения генераторов постоянного тока, что может неблагоприятно отразиться на работе судовых потребителей. Наиболее распространенным видом электродвигателя на судах является трехфазный асинхронный короткозамкнутый двигатель переменного тока. На его статоре размещена обмотка, подключаемая к сети, а обмотка ротора представляет собой цилиндр из магнитного материала с заложенными в пазы алюминиевыми стержнями, замкнутыми накоротко. Вращающий момент электродвигателя создается в результате взаимодействия потока обмотки статора и токов, наведенных в обмотке ротора. Частота вращения двигателя зависит от частоты сети и схемы обмоток. В многоскоростных двигателях на статоре располагаются 2 — 4 обмотки. Электродвигатель постоянного тока кроме обмоток статора и ротора имеет коллектор со щетками. Применяют также вентильные двигатели, в которых коллекторный аппарат заменен тиристорным переключателем. Двигатели постоянного тока большой мощности, например гребные, выполняются с 2 обмотками якоря и соответственно с 2 коллекторами для уменьшения нагрузки. Включение напряжения на электродвигатели при пуске производится с помощью контактора — аппарата, подобного электромагниту. При подаче питания в катушку контактора происходит сближение контактов электрической цепи двигателей. Контактор с др. элементами пусковой схемы образует т. н. пускатель. Для ограничения пускового тока электродвигателей в их цепи включают пусковые сопротивления.
Электромашинные генераторы. Они выполняют преобразовании энергии механической (вращение) в электрическую. Они устанавливаются на электрических станциях, автомобилях, самолетах, тепловозах, передвижных электростанциях, кораблях и в других установках. На электростанциях генератор приводят в движение мощные паровые турбины, на автомобилях, тепловозах и прочих транспортных средствах - газовые турбины или двигатели внутреннего сгорания. Генераторы очень часто используют в качестве источников питания в различных установках связи, автоматики и измерительной техники и в других системах.
Электрические двигатели - выполняют функции обратные генератору, а именно, преобразуют электрическую энергию в механическую. Они используются для приведения в движение множества установок в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, в быту, в системах связи. В системах автоматического регулирования их активно используют в качестве регулирующих, программирующих и исполнительных органов.
Электромашинные преобразователи - выполняют преобразования электрических величин. Например, могут преобразовывать постоянный ток в переменный и наоборот, изменять частоту, число фаз и другие функции. В связи с активным внедрением полупроводниковых преобразователей электромашинные преобразователи в новых проектах используют крайне редко (практически никогда), а уже установленные электромашинные преобразователи активно модернизируются полупроводниковыми (тиристорными и транзисторными). Электромашинные компенсаторы - осуществляют регулирование коэффициента мощности cos ср, а именно баланса реактивной мощности в сети.
Электромашинные усилители - используют для объектов большой мощности. Это, своего рода усилители, они усиливают сигналы большой мощности, при этом управление ведется сигналами малой мощности. Роль этих усилителей, как и электромашинных компенсаторов, в современном мире практически сведена на нет из - за применения полупроводниковых усилителей (транзисторных и тиристорных). Электромеханические
преобразователи сигналов - это, как правило, электрические микромашины (например, сельсины), которые довольно широко используют в системах автоматического управления.
Судовые электростанции. Назначение, расположение на судне, технические данные.
Питание электроэнергией всех судовых установок осуществляется электрическими станциями постоянного или переменного тока.
По своему назначению судовые электрические станции можно подразделить на станции, служащие: а) преимущественно для освещения; б) для освещения и обеспечения работы вспомогательных механизмов.
На тех судах, где электрическая энергия применяется преимущественно для освещения (вспомогательные механизмы не электрифицированы),
электрические станции имеют сравнительно небольшую мощность, порядка нескольких десятков киловатт. На судах с электрифицированными вспомогательными механизмами мощность электрических станций достигает иногда нескольких тысяч киловатт.
Согласно этим правилам на морских судах разрешается применять и постоянный. переменный ток.
Для силовых сетей правилами Регистра допускается применение напряжения до 380 в при переменном токе и до 220 при постоянном. Для сетей освещения независимо от рода тока применяется напряжение 220 или 110/127 в. При этом для танкеров напряжение сети освещения не может быть выше 110 в постоянного и 127 переменного тока.
В тех случаях, когда напряжение осветительной сети отличается от напряжения силовой сети, понижение напряжения для освещения достигается при помощи трансформаторов при переменном токе и преобразователей (состоящих из электродвигателя и генератора) при постоянном.
Генераторы судовых электрических станций приводятся в движение первичными двигателями: паровыми турбинами, паровыми
машинами и двигателями внутреннего сгорания.
Как правило, генераторы соединяются с первичными двигателями при помощи соединительных муфт. Ременная передача допускается лишь при маломощных генераторах, служащих для питания только осветительных установок и работающих от главных судовых двигателей.
Генератор вместе с первичным двигателем называют агрегатом. По роду первичного двигателя различают агрегаты:
а) парогенератор —генератор с паровой машиной,
б) турбогенератор —генератор с паровой турбиной,
в) дизель-генератор — генератор с дизелем.
Судовые аккумуляторы. Типы, назначение и технические характеристики. Размещение на судне, Потребители.
В судовых электростанциях аккумуляторные батареи резервируют электрическую энергию на случай отключения генераторов, обеспечивая при этом энергией сети аварийного освещения, радио- и телефонии, сигнализации, аварийного питания систем дистанционного управления главными дизелями, рулевого управления и станций сигнальных огней; аккумуляторы используются также для стартерного пуска дизелей. Применение химических источников тока (аккумуляторов) вызвано необходимостью иметь постоянно готовый к действию источник энергии при аварийном режиме работы судовой электростанции, а также для питания электрических сетей, требующих постоянного напряжения.
На судах батареи размещаются в специальных газо- и водонепроницаемых помещениях или в специальных шкафах и ящиках, установленных на вентиляцией. Отдельно устанавливаются батареи, используемые для работы двигателя внутреннего сгорания. Они устанавливаются в машинном отделении в специальных шкафах или ящиках. Категорически запрещается размещение кислотных и щелочных аккумуляторов в одном помещении или в одних шкафах.
Кислотные аккумуляторы на судах используют главным образом в качестве стартерных, при пуске в ход дизелей. Каждая кислотная батарея имеет условное обозначение (маркировку), которое ставится на межэлементных соединениях и на деревянном ящике. По маркировке можно определить номинальные емкость, напряжение, материал сепаратора и моноблока или бачка, а также месяц и год выпуска. Кислотные аккумуляторы имеют сравнительно малое внутреннее сопротивление, поэтому их широко используют в судовых электростартерных установках. Однако в связи с падающей вольт-амперной характеристикой, зависящей от степени разряда, сравнительно слабой механической прочностью активной массы пластин и химически неустойчивыми соединениями с образованием в конечном итоге крупнозернистого сульфата свинца требуется тщательное соблюдение инструкции при их эксплуатации и хранении. Емкость аккумуляторов зависит от плотности электролита. Для каждого аккумулятора существует оптимальная плотность электролита (в пределах 1,2 - 1,3 г/смЗ) в зависимости от режима разряда, температуры электролита и пр. В начале эксплуатации аккумулятора емкость его несколько ниже той, которую он получает после нескольких циклов заряда и разряда, так как формирование пластин аккумуляторов заканчивается в процессе их эксплуатации. При правильной эксплуатации емкость аккумуляторов остается в течение продолжительного времени неизменной, а затем вследствие постепенного выпадения активной массы из пластин, их сульфитации и увеличения саморазряда уменьшается. Кадмиево-никелевые аккумуляторы на судах находят применение для питания средств связи, сигнализации и для других целей. В табл. 2 приведены основные технические данные щелочных аккумуляторов. Щелочные аккумуляторные батареи имеют значительные преимущества перед кислотными: возможность длительного хранения в полу заряженном и даже разряженном состоянии; большая перегрузочная способность по току и стойкость к коротким замыканиям; большой срок службы (в 3—4 раза больше, чем у кислотных аккумуляторных батарей); значительно большая механическая прочность; простота эксплуатации; несущественная зависимость емкости от разрядного тока. Значительное внутреннее сопротивление кадмиево-никелевых и железоникелевых щелочных аккумуляторов ограничивает возможность их применения в стартерных установках вместо кислотных. Внутреннее сопротивление аккумуляторов определяется отношением напряжения к току разряда по характеристикам. В зависимости от назначения аккумуляторной батареи ее емкость и условия эксплуатации регламентируются Правилами Регистра. Например, емкость обеспечивать не менее 10 последовательных пусков дизеля от его холодного состояния без дополнительного подзаряда.