Файл: Принципиальная электрическая схема электростанции (подстанции).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Судовые светотехнические устройства. Источники света. Особенности их устройства, применяемые типы, характеристики.
По принципу действия источники света, применяемые на судах, разделяют на тепловые (лампы накаливания) и газоразрядные (люминесцентные лампы низкого и высокого давления).
Лампы накаливания. Эти лампы состоят из стеклянной колбы, внутри которой на стеклянном стержне с помощью молибденовых крючков закреплена нить накала из вольфрамовой проволоки. Два платинитовых или никелевых электрода соединяют концы нити накала с цоколем, изготовленным из латуни или оцинкованной стали. Лампы малой мощности выполняют вакуумными, а колбы ламп большой мощности заполняют смесью тяжелых инертных газов (аргон, криптон, азот) под давлением около 80кПа.
Люминесцентные лампы (ЛЛ) низкого давления. По сравнению с лампами накаливания ЛЛ являются более совершенными источниками света. На судах широко применяют трубчатые ЛЛ. Они выполнены в виде стеклянных трубок длиной 0,3-0,6м (при напряжении 127В) и 0,9-1,5м (при напряжении 220В). Во всех судовых помещениях, местах и пространствах, освещение которых является важным для обеспечения безопасности плавания, управления механизмами и устройствами, обитаемости и эвакуации пассажиров и экипажа, должны быть установлены стационарные светильники основного освещения, которые получают питание от основного источника электрической энергии.
Светильники, установленные в помещениях и пространствах, где возможно механическое повреждение колпаков, должны быть снабжены защитными сетками. Установка светильников должна выполняться таким образом, чтобы исключался нагрев кабелей и близлежащих материалов до температуры, превышающей допустимую. В помещениях и местах, которые освещаются люминесцентными лампами и в которых находятся видимые вращающиеся части механизмов, должны быть приняты меры для устранения стробоскопического эффекта. Светильники наружного освещения должны быть установлены таким образом, чтобы не создавалось световых помех судовождению.
Аккумуляторные и другие взрывоопасные помещения должны освещаться светильниками из смежных безопасных помещений через газонепроницаемые застекленные отверстия или светильниками взрывозащищенного исполнения, установленными внутри помещений. Питание цепей основного освещения
Освещение коридоров, машинных помещений, туннелей валопроводов должно получать питание не менее чем по двум независимым фидерам с таким расположением светильников, чтобы даже в случае выхода из строя одного из фидеров обеспечивалась, возможно, большая равномерность освещения. Эти случае применения секционированных шин освещения в главном распределительном щите должны получать питание от разных секций шин.
Светильники местного освещения в жилых помещениях, а также штепсельные розетки должны получать питание от щита освещения по отдельному фидеру, другому, чем фидер питания светильников общего освещения. Если судно разделяется на главные противопожарные зоны, освещение каждой зоны должно получать питание по двум фидерам, независимым от фидеров, питающих освещение других противопожарных зон. Фидеры освещения по возможности должны быть проложены таким образом, чтобы пожар в одной зоне не повредил фидеров, питающих освещение в других зонах. В случае применения секционированных шин освещения в главном распределительном щите такие фидеры должны получать питание от разных секций шин Основное освещение должно быть выполнено таким образом, чтобы при пожаре или в другом аварийном случае в помещениях, в которых расположены основные источники энергии и/или трансформаторы основного освещения, если они имеются, система аварийного освещения не выходила из строя
Стационарные светильники освещения трюмов должны получать питание от специального распределительного щита. На этом щите, кроме коммутационной и защитной аппаратуры, должна быть предусмотрена световая сигнализация контроля отдельных цепей освещения Для судов с установкой малой мощности допускается питание светильников освещения трюмов от распределительного щита, расположенною в рулевой рубке, при этом требуется световая сигнализация о наличии напряжения в цепи питания светильников освещения трюмов.
Аварийное освещение
Освещение должно быть таким, чтобы можно было легко заметить дорогу выхода к местам эвакуации. Для получения требуемой освещенности светильники аварийного освещения с лампами накаливания могут комбинироваться с люминесцентными лампами. Светильники основного освещения допускается использовать в качестве светильников аварийного освещения, если они могут получать питание также и от аварийных источников энергии. Сеть аварийного освещения должна быть выполнена таким образом, чтобы при пожаре или в других аварийных случаях в помещениях, в которых расположены аварийные источники электрической энергии и/или трансформаторы аварийного освещения, система основного освещения не выходила из строя. Для аварийного освещения могут применяться стационарные светильники со встроенными аккумуляторами и с автоматической подзарядкой их от сети основного освещения с релейным переключателем. Каждый светильник аварийного освещения и патрон комбинированных ламп должен быть обозначен красным цветом. Сигнально-отличительные фонари буксирных, толкающих, рыболовных, лоцманских, ограниченных в возможности маневрировать и судах на воздушной подушке - также стационарно установленные фонари. Щит сигнально-отличительных фонарей должен получать питание но двум фидерам:
-
по одному фидеру от главного распределительного щита через аварийный распределительный щит, -
по второму фидеру от ближайшего группового щита, который не получает питания от аварийного распределительною щита.
Допускается устанавливать приборы управления сигнально-отличительными фонарями в пульте, расположенном в рулевой рубке. Для судов, где основным источником электрической энергии является аккумуляторная батарея и на которых ГРЩ установлен в рулевой рубке, управление сигнальноотличительными фонарями допускается производить непосредственно с главного распределительного щита. Сигнально-отличительные фонари должны быть присоединены к сети питания гибким кабелем со штепсельным разъемом. Цепи питания сигнально-отличительных фонарей должны быть выполнены по двухпроводной системе, и в каждой цепи должен быть предусмотрен двухполюсный выключатель, установленный на распределительном щите сигнально-отличительных фонарей Каждая цепь питания сигнально-отличительных фонарей должна иметь защиту в обоих проводах и визуальную сигнализацию о действии сигнально-отличительного фонаря Визуальный указатель должен быть выполнен и установлен так, чтобы ею повреждение не вызывало выключения сигнально-отличительного фонаря
Падение напряжения на распределительном щите, питающем сигнальноотличительные фонари, включая и систему сигнализации действия фонарей, не должно превышать 5% при номинальном напряжении до 30 В и 3% - при напряжении свыше 30 В. Независимо от сигнализации должна быть предусмотрена акустическая сигнализация, действующая автоматически в случае выхода из строя любого сигнально-отличительного фонаря при включенном выключателе.
На судах применяются три вида сигнальных фонарей:
-
Сигнально-отличительные (навигационные). -
Сигнальные - проблесковые. -
Буйковые.
Навигационные огни или сигнально-отличительные фонари обязательны для любого типа морских судов. Они располагаются в строго определенных местах судна и имеют характеристики, четко оговоренные в ППСС (правила предупреждения столкновения судов). Так, сигнальноотличительные фонари делят на: основные, специальные. Специальными фонарями оснащаются суда, выполняющие определенные виды работ: буксировка, работа с тралом, спасательные работы.
-
Расположение фонарей на судах. цветом с дальностью до двух миль . -
Гакобортный якорный огонь. Устанавливается на корме с освещением по всему горизонту на 360 градусов с белым цветом, с дальностью до двух миль включается при стоянке на якоре. -
Задний топовый огонь. Устанавливается на гротмачте выше переднего топового огня, светит вперед с углом 225 градусов по горизонту белым цветом на расстоянии до 5 миль. -
Верхний кафельный огонь. Светит по всему горизонту на 360 градусов, цвет белый. -
Нижний кафельный огонь. Светит по всему горизонту на 360 градусов, цвет красный. -
Кафельные огни 4,5 зажигаются одновременно в темное время суток и используются для замены кормового. -
Клотиковый огонь. Расстояние до двух миль. Цвет - красный с белым. -
Передний топовый огонь. На фокмачте, вперед на угол 250 градусов, белым цветом на расстоянии до 5 миль. -
Буксирные огни (2 белых) - установлены на фокмачте один над другим на расстоянии 2 метра. -
Правый отличительный бортовой огонь. Устанавливается на правом борту на шесте или рее. Светит вперед и вправо с углом 122,5 градусов. Расстояние до двух миль. Цвет - зеленый. -
Левый отличительный боковой огонь. Цвет - красный. -
Аварийные огни (2 красные). Устанавливаются на фокмачте или шесте. Светит по всему горизонту на 360 градусов, сигнализируя об отсутствии управления судном. -
Траловые огни, верхний - зеленый, нижний - белый. Освещает на 360 градусов, на две мили. -
Штоковый огонь. Устанавливается на гюйсштоке. Светит на 360 градусов, на две мили, белым цветом, зажигается только при стоянке.
Все указательные огни имеют линзовую оптику и светофильтры для усиления их видимости и выделения заданного цвета. При этом в рубке устанавливается специальное устройство, станция судовых специальных и отличительных огней, с пульта которого осуществляется коммутация этих огней и представлена звуковая и световая сигнализация их состояния. Указанная станция обеспечивается переключателем для перевода питания с рабочего на резервное. В цепь включения каждого из отличительных огней включен ламповый повторитель, повторяющий состояние огня. Для контроля состояния изоляции станции имеются специальные гнезда для подключения прибора, закрытые заглушкой.
Сигнально-проблесковые огни используются для видно- телефонной связи. Для этого обычно используется клотиковый фонарь, кроме того, судно
Буйковые фонари - для определения местоположения судна, буев, порядков сетей, рыболовных ярусов и используются в темное время суток. Буйковый фонарь должен отличаться от других огней. Обычно, он выполняется проблесковым, но характеристика проблесков иная, чем предыдущая.
Классификация судового светотехнического оборудования
По назначению светотехническое оборудование подразделяется на светильники общего освещения, местного освещения, специальные, нестационарные, аварийные, подводные, взрывозащищенные, сигнальные, наружные, прожектора и фонари. Светотехнический прибор, перераспределяющий световой поток источника света с целью освещения, называется светильником. Светильники общего освещения предназначены для освещения помещений без учета особых условий освещения отдельных точек. К ним относятся подпалубные, подволочные, трюмные, для освещения машинных и котельных отделений и внутридоковые светильники. Светильники местного освещения предназначены для увеличения освещенности в некоторых определенных точках и отстоят от освещаемой поверхности на расстоянии, соизмеримом с размерами выходного отверстия, через которое световой поток светильника выходит в его внешнюю область. К ним относятся настольные, надстольные, настенные, переборочные, прикроватные, ночники, а также специальные: операционные, зубоврачебные, щитовые и штурманские светильники. В помещениях, общее освещение которых осуществляется на основе люминесцентных ламп, рекомендуется использовать светильники местного освещения также с люминесцентными лампами Специальные светильники предназначены для освещения оборудования. К ним относятся светильники для освещения водомерных и смотровых стекол, подсвета уровней, для освещения водомерных колонок, дифферентометра, креномера, для светомаскированного освещения и пультовой сигнализации. Подводные светильники используются для освещения жидкой среды при выполнении работ в погруженном состоянии. К взрывозащищенным относятся светильники, оболочки которых без повреждений выдерживают максимальное давление внутреннего взрыва и при этом внутреннее воспламенение не распространяется через зазоры или отверстия в окружающую взрывоопасную среду.