Файл: Расскажите об информационных революциях в истории развития цивилизации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Расскажите об информационных революциях в истории развития цивилизации.
· Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.
· Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.
· Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
· Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера.

· Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль — информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний.

2. Сопоставьте процессы, происходящие в истории развития ЭВМ, с последней информационной революцией.
Началась разработка интеллектуальных компьютеров, пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

3. Определите суть информационных технологий и телекоммуникаций.
Информационная технология (ИТ) — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Телекоммуникации — дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.

4. Как вы себе представляете информационное общество?
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний.

5. В чем проявляется информационный кризис?
В результате наступает информационный кризис (взрыв), который имеет следующие проявления:


1) наличие противоречий между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и мощными информационными потоками;
2) наличие большого количества избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
3) наличие экономических, политических или других социальных барьеров, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств.
Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения.

6. В чем состоит процесс информатизации?
Информатизация общества — организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса.
При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

7. В чем отличие процессов компьютеризации и информатизации?
При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и её накопление.
При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.
Таким образом, «информатизация общества» является более широким понятием, чем «компьютеризация общества», и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.

8. Дайте определение информационной культуре. Как она проявляется?

Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.



Информационная культура связана с социальной природой человека, является продуктом его разнообразных творческих способностей и проявляется в следующих аспектах:
· в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
· в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию;
· в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
· во владении основами аналитической переработки информации;
· в умении работать с различной информацией;
· в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

9. Чем определяется информационный потенциал общества?
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи ин-формации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.

10. Расскажите о видах ресурсов.
материальные ресурсы
— совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта, например, сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.;
природные ресурсы
— объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;
трудовые ресурсы
— люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;
финансовые ресурсы
— денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;
энергетические ресурсы
— носители энергии, например уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д.
Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
11. Охарактеризуйте информационный ресурс, информационный продукт, информационную услугу. Приведите примеры.

Информационные ресурсы — это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе. К информационным ресурсам относятся: библиотеки, архивы, базы данных, СМИ и т.п.) и информационные сервисы (Информационные сервисы - это группа сайтов, на которых можно воспользоваться разнообразными сервисными услугами: электронной почтой, блогом).
Информационный продукт — совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. В качестве инфопродукта прекрасно подойдет обучающий продукт. Это могут быть семинары, мини-книжки, вебинары.
Информационная услуга — получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. Примерами информационных услуг могут быть поиск и подбор информации, обучение, консалтинг, обслуживание телекоммуникаций.

12. Как вы понимаете базу данных?
База данных — совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.

13. Расскажите о классификации основных видов информационных услуг.
Основные виды информационных услуг включают:
1)Выпуск информационных изданий
2)Ретроспективный поиск информации
3)Традиционные услуги научно-технической информации
4)Дистанционный доступ к удаленным базам данных
5)Подготовка и оказание информационных услуг
6)Предоставление первоисточника

14. Расскажите о пяти секторах рынка информационных услуг и продуктов.
Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.
1-й сектор - деловая информация, состоит из следующих частей:
• биржевая и финансовая информация
• статистическая информация
• коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам
2-й сектор - информация для специалистов, содержит следующие части:
• научно-техническая информация
• профессиональная информация
• доступ к первоисточникам
3-й сектор - потребительская информация, состоит из следующих частей:
• новости и литература
• потребительская информация
• развлекательная информация
4-й сектор - услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, средне профессиональное и др.

5-й сектор - обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:
• программные продукты - программные комплексы с разной ориентацией
• технические средства
• разработка и сопровождение информационных систем и технологий
• консультирование по различным аспектам информационной индустрии
• подготовка источников информации

15. В чем заключается правовое регулирование на информационном рынке?
Законодательство Российской Федерации по вопросам информатики и информационных ресурсов также отражает постепенное формирование адекватной правовой базы регулирования отношений в сфере информатизации. Принят ряд указов, постановлений, законов, таких, как:
- "Об информации, информатизации и защите информации";
- "Об авторском праве и смежных правах";
- "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных";
- "О правовой охране топологий интегральных схем".

16. Как и для чего появилась информатика?
Термин «информатика» возник в 60-х годах во Франции. Информатику стали рассматривать как научное направление, занимающееся изучением законов, методов и способов сбора, накопления, переработки и передачи информации с помощью ЭВМ и других технических средств. Информатика появилась благодаря развитию компьютерной технологии и базируется на ней.

17. Расскажите об информатике как об отрасли, как о науке, как о прикладной дисциплине. Назовите цели и задачи информатики.
Информатика — комплексная научно-техническая дисциплина, изучающая все аспекты разработки и проектирования, создания и функционирования систем сбора, переработки, хранения и передачи информации, а также её применения в различных областях социальной практики.
Информатика как отрасль народного хозяйства состоит из однородной совокупности предприятий разных форм хозяйствования, где занимаются производством компьютерной техники, программных продуктов и разработкой современной технологии переработки информации.
Информатика как отрасль науки занимается:
· изучением закономерностей в информационных процессах (накопления, переработки и передачи информации);
· созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности;
· разработкой информационных систем и технологий и выработкой рекомендаций относительно их жизненного цикла от этапа проектирования и разработки систем до их внедрения и функционирования в различных производствах.