Файл: При министерстве юстиции российской федерации судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 285

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


--------------------------------

<1> Об этом подробнее см. в главе 4.

Группировка судебных экспертиз по классам используется при составлении программ подготовки и переподготовки судебных экспертов, поскольку на основе этих классов происходит выбор направлений специализации в рамках единой специальности "Судебная экспертиза". Однако обучение экспертов не может быть оторвано от новых теоретических концепций и потребностей судебно-экспертной практики, поэтому специализации и соответствующие программы подготовки должны быть динамичны. В настоящее время в рамках специальности "Судебная экспертиза" пока существуют четыре специализации: "криминалистические экспертизы", "судебные инженерно-технические экспертизы", "судебные экспертизы веществ и материалов", "судебные экономические экспертизы". Хотя эти специализации приняты недавно, уже можно констатировать, что жизнь диктует необходимость их корректировки.

Как было показано выше, класс так называемых традиционных криминалистических экспертиз включает в настоящее время роды экспертиз, весьма далекие друг от друга с точки зрения специальных знаний, такие, например, как портретная, почерковедческая и баллистическая экспертизы. Поэтому на практике, получая специализацию "криминалистические экспертизы", предполагающую овладение семью родами судебных экспертиз, весьма далекими друг от друга по характеру специальных знаний, выпускник реально может производить три, максимум четыре рода экспертиз.

Таким образом, очевидно, что классы (а следовательно, и специализации экспертов) должны объединять роды судебных экспертиз, близкие по характеру специальных знаний, но не в силу традиции или сферы применения (например, криминалистические экспертизы - при раскрытии и расследовании преступлений).

Поскольку свидетельства на право производства судебных экспертиз (так называемые допуски) даются обычно на род или вид судебной экспертизы, принципы объединения экспертиз в классы не так важны при оценке и использовании заключения эксперта субъектом, назначившим экспертизу.

Существуют и другие проблемы в классификации судебных экспертиз. Выше мы говорили о том, что отнесение судебной экспертизы к тому или иному роду определяется специальными знаниями и зависит от изучаемых объектов и решаемых задач. Но существует целый ряд родов судебных экспертиз, исследующих сходные объекты и решающих однотипные задачи. К таким пограничным случаям относятся судебно-медицинская экспертиза, исследующая такие объекты, как кровь, волосы, выделения, костные останки и самого человека, и судебно-биологическая экспертиза, изучающая те же объекты, но относящиеся и к человеку, и к животным. Наркотики растительного происхождения могут с равным успехом исследовать как судебный эксперт-ботаник в рамках судебно-ботанической экспертизы, так и эксперт, специализирующийся в области исследования наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ.


Приведем далее классификацию судебных экспертиз, в основание которой положены указанные выше критерии (объекты и решаемые задачи для давно существующих судебных экспертиз и специальные знания для формирующихся классов, родов и видов) <1>:

--------------------------------

<1> В разделе II будут подробно описаны возможности всех указанных ниже судебных экспертиз, исследуемые ими объекты и решаемые задачи.

1) судебные трасологические экспертизы;

2) судебная экспертиза уничтоженных маркировочных обозначений;

3) судебные экспертизы документов;

4) судебные речеведческие экспертизы;

5) судебная фототехническая экспертиза;

6) судебная портретная экспертиза;

7) судебные экспертизы оружия и следов его применения;

8) судебные экспертизы веществ и материалов;

9) судебно-почвоведческие экспертизы;

10) судебно-биологические экспертизы;

11) судебные экспертизы пищевых продуктов и напитков;

12) судебно-медицинские экспертизы;

13) судебно-психиатрические экспертизы;

14) судебно-психологические экспертизы;

15) судебно-экономические экспертизы;

16) судебные инженерно-технические, инженерно-технологические и инженерно-транспортные экспертизы;

17) судебные компьютерно-технические экспертизы;

18) судебные экологические экспертизы;

19) судебные сельскохозяйственные экспертизы;

20) судебные искусствоведческие экспертизы;

21) иные судебные экспертизы.

1>1>1>1>1>1>1>1>2>1>2>1>1>1>2>1>2>1>1>1>1>1>4>3>2>1>4>3>2>1>1>1>3>2>1>3>2>1>4>3>2>1>4>3>2>1>1>1>1>1>1>1>2>1>2>1>1>1>1>1>1>1>3>2>1>3>2>1>1>1>2>1>2>1>1>1>1>1>1>1>1>1>
Глава 6. РУКОВОДИТЕЛЬ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ,

ЕГО ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ

Судебные экспертизы могут производиться в государственных и негосударственных судебно-экспертных учреждениях, сотрудниками неэкспертных учреждений, частными экспертами. Организация производства экспертиз в судебно-экспертных учреждениях существенно облегчает для органов субъектов, назначающих экспертизы, подбор экспертов и проверку их компетентности. Если экспертиза производится вне экспертного учреждения, решение этих вопросов нередко сопряжено со значительными трудностями. Затруднения могут возникнуть и при определении рода или вида судебной экспертизы. Трудности многократно возрастают при назначении комплексных экспертиз. В судебно-экспертном учреждении подбор эксперта осуществляется руководителем этого учреждения. Компетентность экспертов гарантируется существующей системой подготовки кадров, которая предполагает получение экспертом специального квалификационного свидетельства на право производства экспертиз.

Основная масса судебных экспертиз производится в государственных судебно-экспертных учреждениях РФ. Согласно ст. 11 ФЗ ГСЭД государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, дознавателей, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы.

Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ. Причем если производство судебной экспертизы поручается указанным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.

Выполнение судебных экспертиз в подобных учреждениях обладает рядом преимуществ. В государственных экспертных учреждениях:

а) имеется соответствующее оборудование, без которого зачастую невозможно производство экспертиз на современном научном уровне;

б) организованы подготовка и переподготовка экспертных кадров, контроль над качеством выполняемых исследований;

в) возможно проведение сложных многообъектных, комплексных и комиссионных экспертиз;


г) осуществляются научные разработки новых методик экспертного исследования.

Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения (его начальник, заведующий или директор (абз. 5 ст. 9 ФЗ ГСЭД)) имеет особый статус, закрепленный в ст. 14, 15 ФЗ ГСЭД.

В его обязанности входит поручение производства судебной экспертизы конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения. Заметим, что лицо, осуществляющее функции по распределению экспертных заданий, само должно обладать высшей экспертной квалификацией, широким кругозором и специальными знаниями в различных родах или видах экспертиз данного направления. Чтобы решить, кому из подчиненных поручить выполнение той или иной экспертизы, ему необходимо хорошо знать возможности своих подчиненных, представлять, кто из них наилучшим образом справится с решением данных задач. Руководитель должен ориентироваться в судебно-экспертных методиках и правильно оценивать сложность предстоящего исследования. Особенно это важно при решении вопроса, в каком случае экспертиза будет выполняться единолично, а когда комиссией экспертов. Если по одному объекту назначен комплекс экспертиз, руководитель решает, какова оптимальная последовательность их производства. В случае необходимости назначения комиссионной или комплексной экспертизы руководитель назначает эксперта-организатора, координирующего процесс экспертного исследования.

Статья 14 ФЗ ГСЭД предписывает руководителю государственного судебно-экспертного учреждения разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права, а также по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу (ч. 2 ст. 80 ГПК, ч. 4 ст. 82 АПК, ч. 2 ст. 26.4 КоАП). Но в государственном судебно-экспертном учреждении производство экспертиз может быть поручено только лицам, имеющим соответствующее квалификационное свидетельство, а теперь еще и диплом о высшем экспертном образовании. Такая подготовка предусматривает детальное изучение будущим экспертом своих прав и обязанностей, ответственности, к которой этот эксперт может быть привлечен. Так стоит ли вообще постоянно разъяснять все это государственному эксперту? Законодатель не требует разъяснения прав и обязанностей судье, следователю, дознавателю. На практике таких разъяснений не делали и не делают, и норма закона превращается, таким образом, в формальность.


Подтверждением этого суждения служит ст. 199 "Порядок направления материалов уголовного дела для производства судебной экспертизы" УПК, в ч. 2 которой указывается, что руководитель экспертного учреждения, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные ст. 57 УПК. Представляется, что разъяснение прав и обязанностей необходимо только для частных экспертов или лиц, привлекаемых в качестве экспертов руководителем государственного экспертного учреждения к выполнению каких-то исследований совместно с государственными судебными экспертами.

По нашему мнению, нет необходимости при назначении каждой экспертизы (некоторые государственные судебные эксперты делают по 200 судебных экспертиз в год) предупреждать эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ. Это предупреждение опять-таки должно касаться лиц, не работающих в судебно-экспертных учреждениях и незнакомых с нормами уголовного права. Его можно заменить, например, присягой судебного эксперта, даваемой при получении диплома о высшем экспертном образовании (по аналогии с клятвой Гиппократа) или свидетельства на право самостоятельного производства экспертиз.

Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения перед отправкой заключения эксперта контролирует полноту и качество исследования, т.е. проверяет, все ли объекты, представленные на экспертизу, были изучены; на все ли поставленные вопросы ответил судебный эксперт в заключении; использовал ли эксперт необходимые методики и приборную базу; соответствуют ли выводы эксперта содержанию исследовательской части, анализирует заключение эксперта с точки зрения ошибок объективного и субъективного характера <1>. Большое внимание уделяется приложениям к экспертному заключению: фототаблицам, спектрограммам, рентгенограммам и др., которые позволяют получить более полное представление о процессе исследования. Согласно закону эксперт независим в своих суждениях, но это не означает, что руководитель судебно-экспертного учреждения не может указать ему на недостатки и вернуть заключение эксперта, например, если не все объекты исследованы, не использована рекомендованная методика, обнаружены ошибки. Но поскольку судебный эксперт - фигура процессуально самостоятельная и дает заключение от своего имени, он не обязан в спорных случаях учитывать замечания руководителя экспертного учреждения.