Файл: При министерстве юстиции российской федерации судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 288

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> Утверждены Приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 г. N 6.

1) содержание электрического и электротехнологического оборудования и сетей в работоспособном состоянии и его эксплуатацию в соответствии с требованиями указанных Правил, Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок, Правил пользования электрической энергией и других нормативно-технических документов;

2) своевременное и качественное проведение профилактических работ, ремонта, модернизации и реконструкции энергетического оборудования;

3) обучение персонала и проверку знаний правил эксплуатации, техники безопасности, должностных и производственных инструкций;

4) надежность работы электроустановок и безопасность их обслуживания;

5) разработку должностных и производственных инструкций для персонала;

6) выполнение предписаний органов государственного энергетического надзора, учет и анализ нарушений в работе электроустановок, несчастных случаев и принятие мер по устранению причин их возникновения.

Для непосредственного выполнения функций по организации эксплуатации электроустановок руководитель предприятия должен назначить ответственного за электрохозяйство, а также лицо, его замещающее.

В целях обеспечения сохранности представленных объектов, что также вменено в обязанность руководителю государственного судебно-экспертного учреждения, в каждом структурном подразделении этого учреждения должны быть предусмотрены специальные столы для осуществления экспертного осмотра. Объекты после экспертного исследования следует тщательно упаковать, снабдить пояснительными надписями и опечатать. Необходимо предусмотреть специальные помещения для хранения громоздких объектов, которые не могут быть отправлены лицу или органу, назначившему экспертизу, по почте.

Судебная экспертиза может выполняться только по поручению компетентных лиц или органов, которое направляется в государственное экспертное учреждение вместе с материалами, необходимыми для производства экспертизы. До официального получения постановления или определения, даже если в порядке непроцессуальной справочно-консультационной деятельности с руководителем государственного экспертного учреждения обсуждался вопрос о возможности производства судебной экспертизы в данном учреждении, он не вправе истребовать объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы, ни для ускорения производства по делу, ни с какой-либо иной, пусть даже самой благой целью.


Законодатель запрещает руководителю государственного экспертного учреждения самостоятельно, без согласования с органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, привлекать к производству этой экспертизы лиц, не работающих в данном учреждении. Как нам представляется, данное положение нуждается в детализации. Так, рассмотрим некоторые наиболее часто встречающиеся случаи, когда возникает потребность в привлечении к производству экспертизы лиц, не являющихся сотрудниками данного экспертного учреждения.

Судебный эксперт необходимого профиля в штате учреждения отсутствует, болен, находится в отпуске, занят выполнением других экспертных заданий. Однако в государственных экспертных учреждениях этого ведомства имеются такие специалисты. Один из них может быть направлен в данное экспертное учреждение для выполнения судебной экспертизы. Например, в Экспертно-криминалистический центр УВД Южного административного округа г. Москвы направлено постановление о назначении многообъектной судебной почерковедческой экспертизы, и для ее выполнения в установленные сроки необходимо привлечение четырех экспертов-почерковедов. В штате ЭКЦ числятся только три эксперта, но для выполнения этого экспертного задания начальник ЭКЦ может выделить только двоих - третий эксперт находится в командировке. Поэтому по просьбе начальника ЭКЦ и по согласованию с вышестоящим руководителем - начальником Экспертно-криминалистического центра ГУВД г. Москвы - для производства этой экспертизы привлечены два эксперта-почерковеда из ЭКЦ УВД Юго-западного административного округа г. Москвы. Заметим, что это разные государственные экспертные учреждения.

Нам представляется, что нет необходимости согласовывать этот вопрос со следователем, назначившим экспертизу. Обязанности выбора эксперта, как указано в ч. 1 ст. 14 ФЗ ГСЭД, лежат на руководителе государственного экспертного учреждения. В данном случае выбор эксперта осуществляется руководителем другого государственного экспертного учреждения того же ведомства. Доверяя выполнение экспертизы экспертно-криминалистическому центру одного ОВД, следователь, очевидно, не имеет оснований не доверять ее выполнение экспертам ЭКЦ другого ОВД. На практике этот вопрос в настоящее время именно так и решается.

Если к выполнению судебной экспертизы по указанным выше причинам привлекается сотрудник государственного судебно-экспертного учреждения другого ведомства, следователь, безусловно, должен быть уведомлен об этом. Необходимо согласовать также условия оплаты труда эксперта. Однако между государственными экспертными учреждениями, находящимися в одном регионе, но принадлежащими разным ведомствам, часто имеются договоренности о совместном производстве некоторых экспертиз, закрепленные межведомственными актами, в которых может быть предусмотрен согласованный со следственными и судебными органами порядок выбора экспертов в данном регионе.


В случае привлечения к производству судебной экспертизы частного эксперта или эксперта - сотрудника негосударственного экспертного учреждения руководитель государственного экспертного учреждения в обязательном порядке уведомляет об этом следователя или суд. Обычно следователь или суд соглашаются с выбором руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, поскольку тот значительно лучше осведомлен об уровне профессиональной компетентности привлекаемых судебных экспертов, многие из которых постоянно сотрудничают с государственными экспертными учреждениями. Согласуются также условия оплаты труда эксперта.

При необходимости производства комплексной судебной экспертизы для решения нестандартных экспертных задач, требующих участия уникального специалиста, руководитель государственного экспертного учреждения либо сам находит такого специалиста (тогда вопрос должен быть согласован с лицом или органом, назначившим экспертизу), либо просит об этом следователя или суд.

Руководителю государственного экспертного учреждения запрещается давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе, т.е. оказывать влияние на содержание экспертных выводов. Корыстное понуждение эксперта к даче определенного вывода по экспертизе со стороны руководителя государственного экспертного учреждения может быть квалифицировано как уголовное преступление по ст. 285 "Злоупотребление должностными полномочиями" или ст. 290 "Получение взятки" УК.

Злоупотребление должностными полномочиями, т.е. использование руководителем государственного экспертного учреждения своих служебных полномочий вопреки интересам службы, например понуждение эксперта формулировать определенные выводы по экспертному заключению, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.


Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями руководителя государственного экспертного учреждения характеризуется следующими обязательными признаками в их совокупности:

1) деяние в виде использования им своих служебных полномочий вопреки интересам службы;

2) наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов участников гражданского, арбитражного или уголовного процесса, производства по делам об административных правонарушениях либо охраняемых законом интересов общества или государства при осуществлении судопроизводства;

3) причинная связь между деянием и последствием.

С субъективной стороны злоупотребление должностными полномочиями - всегда умышленное преступление. Умысел может быть как прямым, так и косвенным. Субъект сознает общественную опасность злоупотребления должностными полномочиями и желает их наступления или не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично. Наличие мотива преступления, определенного в законе как корыстная или личная заинтересованность, в составе, предусмотренном ст. 285 УК, обязательно.

Субъектом злоупотребления должностными полномочиями может быть только должностное лицо (в данном случае руководитель государственного судебно-экспертного учреждения), которое кроме общих признаков субъекта преступления обладает рядом специальных, относящихся к характеру осуществляемых этим лицом постоянно, временно или по специальному полномочию функций, вытекающих из его служебного положения или должности, на которую он временно назначен специальным поручением вышестоящего начальника.

Другим преступным деянием руководителя государственного судебно-экспертного учреждения может являться получение взятки (ст. 290 УК) лично или через посредника в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Например, получение взятки за производство судебной экспертизы по гражданскому делу за минимальную плату или бесплатно, либо за затягивание сроков предварительного следствия путем направления большого количества запросов на дополнительные материалы, удовлетворить которые, как заранее известно, не удастся, либо за отказ в производстве экспертизы, если предполагается, что ее результат будет неблагоприятным для взяткодателя. Данное деяние наказывается штрафом в размере от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Получение руководителем государственного судебно-экспертного учреждения как должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие), например за оказание давления на эксперта, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Если получение взятки совершалось группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо сопряжено с вымогательством взятки, либо в крупном размере, оно наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового <1>.


--------------------------------

<1> Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тыс. руб.

Закон определяет предмет рассматриваемого преступления собирательным термином "взятка" и содержит указание на ее разновидности в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера. Известны и другие завуалированные способы дачи или получения взятки, например "продажа" за бесценок дорогостоящего имущества, фиктивное зачисление на должность и систематическая выплата взяткополучателю зарплаты без фактического выполнения соответствующей работы. В последнем случае, если должностному лицу выплачиваются государственные денежные средства, содеянное требует дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 160 "Присвоение или растрата" УК в отношении как взяткодателя, так и взяткополучателя. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в получении руководителем государственного экспертного учреждения как должностным лицом лично или через посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство по службе.

Для состава получения взятки не имеет значения, когда руководителю государственного судебно-экспертного учреждения передана взятка - до или после совершения им обусловленных действий, а также оговаривались ли заранее служебные действия, которые он должен был совершить или уже совершил за получение незаконного вознаграждения. Различают взятку-подкуп, при получении которой действия должностного лица предварительно оговариваются с взяткодателем, и взятку-вознаграждение, когда материальные ценности вручаются субъекту уже после совершения им заранее не обусловленных предварительной договоренностью действий как бы в "благодарность за труды". Получение взятки является умышленным преступлением - виновный сознает, что получает взятку, и желает этого.

Получение взятки признается оконченным деянием с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. В случаях, когда заранее обусловленная взятка не была получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя, содеянное им должно квалифицироваться как покушение на получение взятки по ч. 3 ст. 30 и ст. 290 УК. Поскольку получение взятки может совершаться только специальным субъектом, группу могут образовать не менее двух должностных лиц, например руководитель государственного судебно-экспертного учреждения и его заместитель. При этом преступление должно признаваться оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц. Иные не являющиеся должностными лица, входящие в состав группы, например эксперты - сотрудники государственного судебно-экспертного учреждения, должны нести ответственность за соучастие в получении взятки со ссылкой на ст. 33 УК.