Файл: При министерстве юстиции российской федерации судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 290

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Это явилось причиной организации в ряде регионов России негосударственных экспертных учреждений. В ФЗ ГСЭД об их существовании умалчивается, хотя возможность функционирования этих учреждений подразумевается в новом процессуальном законодательстве, где законодатель говорит об экспертном учреждении вообще, но не о государственном экспертном учреждении (ст. 79 ГПК, ст. 82 АПК, ст. 195 УПК, ст. 26.4 КоАП).

Уровень этих учреждений разный, но во многих из них работают высококвалифицированные эксперты, как правило, имеющие свидетельства на право производства экспертиз или высшее судебно-экспертное образование. Коллективы штатных экспертов там весьма невелики, однако в каждой из этих организаций имеются картотеки судебных экспертов, привлекаемых при необходимости для решения сложных экспертных задач, причем диапазон специальных знаний, которые могут быть востребованы, значительно шире, чем в государственных экспертных учреждениях. В принципе ими могут быть осуществлены любые экспертизы, как достаточно часто встречающиеся, так и неординарные.

Основная масса экспертиз выполняется негосударственными судебно-экспертными учреждениями для гражданского и арбитражного процесса, поскольку государственные экспертные учреждения сильно загружены экспертизами по уголовным делам. Как правило, экспертизы в этих учреждениях производятся куда оперативней, чем в государственных, поскольку загруженность экспертов значительно ниже и очереди отсутствуют, а при большом наплыве экспертиз привлекаются дополнительные эксперты. Негосударственные экспертные учреждения производят не только судебные экспертизы, но и другие экспертизы и исследования по поручению любой организации или частного лица, используя при этом судебно-экспертные методики, дают консультации коммерческим структурам и гражданам.

Согласно ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" на осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем судебно-экспертной деятельности лицензии не требуется. Однако негосударственные судебно-экспертные учреждения отличаются от неэкспертных учреждений прежде всего тем, что судебно-экспертная деятельность является для них основной и они прекрасно осведомлены о ее процессуальных, организационных и методических особенностях. В принципе в негосударственном судебно-экспертном учреждении может быть организован контроль над качеством экспертиз (во многих учреждениях это уже делается). Хотя законодатель не говорит о правах и обязанностях руководителя негосударственного экспертного учреждения, но на этого руководителя могут быть распространены многие права и обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, например, руководитель обязан, если принято решение о производстве судебной экспертизы в данном негосударственном экспертном учреждении:


1) поручить производство судебной экспертизы тому эксперту или комиссии экспертов, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы; разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;

2) по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

3) обеспечить контроль над соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;

4) по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

5) обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;

6) не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

С другой стороны, руководитель негосударственного экспертного учреждения вправе требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов, связанных с:

1) компенсацией за хранение транспортной организацией поступивших на судебную экспертизу объектов исследований, за исключением штрафов за несвоевременное их получение данным учреждением;

2) транспортировкой объектов после их исследования, за исключением почтовых расходов;

3) хранением объектов исследований в государственном судебно-экспертном учреждении после окончания производства судебной экспертизы сверх сроков, установленных нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

4) ликвидацией последствий взрывов, пожаров и других экстремальных ситуаций, явившихся результатом поступления в данное учреждение объектов повышенной опасности, если орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, не сообщили руководителю об известных им специальных правилах обращения с указанными объектами или они были ненадлежаще упакованы.

Другие права и обязанности, конечно, должны быть откорректированы в соответствии с негосударственным статусом учреждения. Что касается ответственности по ст. 307 УК за дачу заведомо ложного заключения, то, если эксперт был о ней официально предупрежден, он несет ее персонально, вне зависимости от того, является ли сотрудником судебно-экспертного учреждения или частным экспертом.


Руководитель негосударственного судебно-экспертного учреждения согласно договору, заключаемому на производство судебной экспертизы, обычно несет имущественную ответственность за некачественное экспертное заключение, поскольку он подписывает сопроводительные документы на экспертизу и при этом знакомится с содержанием заключения эксперта. В случае если он считает выводы эксперта неверными или необоснованными, возникает коллизия, описанная нами выше для руководителя государственного экспертного учреждения.

Если судебная экспертиза производилась в негосударственном экспертном учреждении, то подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью этого учреждения, а в заключении необходимо указать сведения об учреждении. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, по согласованию с субъектом, назначившим экспертизу, либо хранятся в судебно-экспертном учреждении, либо предоставляются для приобщения к делу.

По существующим правилам профилактические предложения эксперта излагаются им в заключении и направляются органу, назначившему экспертизу. Однако поскольку в ходе экспертного исследования может быть установлена возможность чрезвычайных событий, наступление которых предвидит эксперт, например возможность повторного взрыва на предприятии, воспламенения тех или иных веществ, аварии транспортного средства, где установлены бракованные детали, отравления воды, почвы и т.п., как нам представляется, руководителю и государственного экспертного учреждения, и негосударственного должно быть вменено в обязанность в экстренных случаях непосредственное срочное обращение к тем органам или должностным лицам, во власти которых принятие немедленных предупредительных мер.

С нашей точки зрения, нельзя наделять руководителей неэкспертных учреждений, пусть даже и государственных, сотрудникам которых назначена судебная экспертиза, теми же правами, что и руководителей экспертных учреждений. В этом случае сотрудники негосударственных экспертных учреждений действуют как частные эксперты от своего имени.

Ответственность частных судебных экспертов и экспертов негосударственных судебно-экспертных учреждений наступает, как и государственных судебных экспертов, по ст. 307 и 310 УК. Если судебный эксперт является сотрудником негосударственного экспертного учреждения, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии с Трудовым кодексом РФ, в ст. 192 "Дисциплинарные взыскания" которого указывается, что за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Частный эксперт может быть в ряде случаев также привлечен к гражданской ответственности согласно ст. 24 "Имущественная ответственность гражданина" ГК.


Руководители негосударственных экспертных учреждений при осуществлении судебно-экспертной деятельности порой совершают противоправные деяния, квалифицируемые как преступления по ст. 201 "Злоупотребление полномочиями" и ст. 204 "Коммерческий подкуп" УК. Рассмотрим эти правонарушения более подробно.

Уголовная ответственность руководителей негосударственных судебно-экспертных учреждений устанавливается по новой для нашего уголовного законодательства статье за злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК) ранее не выделявшихся в качестве специального субъекта лиц, которые к тому же не являются должностными лицами, не занимают государственные должности. Согласно этой статье использование лицом, выполняющим управленческие функции в негосударственном судебно-экспертном учреждении, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

К ст. 201 УК законодатель дает три примечания.

1. Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (негосударственном судебно-экспертном учреждении) признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

2. Если деяние, предусмотренное указанной статьей, причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия.


3. Если деяние, предусмотренное этой либо иной статьей гл. 23, причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

Целью ст. 201 УК является уголовно-правовая охрана установленного правом порядка внутренних отношений между негосударственными организациями и их служащими, а также внешних отношений между служащими этих организаций и иными лицами. Сфера действия статьи охватывает, казалось бы, только внутренние и внешние управленческие отношения в коммерческих и иных организациях, которые не являются объектом публичного права. Однако деятельность негосударственных судебно-экспертных учреждений направлена на оказание правовых услуг, юридическое обслуживание населения и юридических лиц, т.е. она во многом аналогична деятельности государственных судебно-экспертных учреждений, которые решают важные задачи в процессе судопроизводства.

Субъектом преступления в рассматриваемом нами случае является лицо, выполняющее управленческие функции в негосударственном судебно-экспертном учреждении и, в отличие от руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, не являющееся должностным. Поэтому данное лицо, не обладая соответствующими статусом и правами, не призвано обеспечивать публичные интересы, а должно лишь в установленных законом пределах соблюдать их.

Негосударственное судебно-экспертное учреждение, как любая коммерческая или иная организация, вправе самостоятельно установить статус лиц, выполняющих организационно-распорядительные обязанности, т.е. обязанности, возложенные на данное лицо на основании и в соответствии с учредительными документами или иными актами. Означенные обязанности обычно состоят в принятии решений, либо непосредственно приводящих к неким правовым последствиям, либо выступающих одним из оснований наступления этих последствий.

С объективной стороны преступление включает:

1) деяние в виде использования лицом своих полномочий, например, принятие решения о поручении производства экспертизы эксперту, с которым ранее была достигнута договоренность о нужном клиенту выводе по результатам еще не сделанного исследования, или формирование штата экспертов из лиц, на которых возможно оказание влияния;

2) несоответствие деяния законным интересам организации. Руководитель негосударственного судебно-экспертного учреждения использует свои полномочия вопреки интересам этого учреждения, если умышленно нарушает правовой порядок и создает тем самым основания для привлечения организации или ее сотрудников к ответственности либо способствует подрыву деловой репутации собственной организации. Оказывая нажим на эксперта, руководитель вынуждает последнего поступать вопреки требованиям статей процессуального законодательства, регламентирующих права и обязанности эксперта. Как крайний случай возможно даже привлечение эксперта к уголовной ответственности по ст. 307 УК за дачу заведомо ложного заключения. Репутации негосударственного судебно-экспертного учреждения, его коммерческому успеху у законопослушных клиентов, безусловно, повредит информация о возможности с помощью руководителя учреждения получить заранее запланированный результат экспертизы;