Файл: Введение. Знакомство с литературоведческими терминами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Краткосрочный план

Раздел 1

Показатель развития общества: экология, биоресурсы

ФИО педагога

Школа:

Дата




Класс 11

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:


ТЕМА УРОКА: §7. М. А. Дудин – поэт, общественный деятель, переводчик. Хронология жизни и творчества. Суммативное оценивание за раздел

Цели обучения в соответствии с учебной программой

11.3.3 формулировать проблемные вопросы и отвечать на них, определяя пути решения проблемы;

11.4.1 создавать тексты смешанных типов, тексты научного стиля (статья);


Цели урока

-сформулировать проблемные вопросы, определить пути решения проблемы;

-создать текст в учебно-научном стиле;

Ход урока


Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников


Ресурсы


Оценивание


Начало урока

I. Организационный момент.

Создание коллаборативной среды.

(К) Для создания психологической атмосферы – Ребята, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Скажите, что вы сейчас почувствовали?

– Я надеюсь, что это ощущение вы сохраните до конца урока

.




Компьютер Интерактивная доска Учебник

ФО

Взаимооценка.



Середина урока



II. Актуализация знаний.

Знакомство с темой, целями урока

- Здравствуйте, продолжаем изучение раздела «Показатель развития общества: экология, биоресурсы».

Тема урока: М. А. Дудин-поэт, общественный деятель, переводчик.

На уроке вы узнаете:

О жизни и творчестве писателя М. А. Дудина

Вы сможете:

-сформулировать проблемные вопросы, определить пути решения проблемы;

--создать текст в учебно-научном стиле;

III. Изучение нового материала

Задание 1. Прочитайте эпиграф урока. О какие «болезнях» пишет О. Сулейменов?

Кружись, дорогая Земля моя!

Как никто я сегодня тебя понимаю,,

Все болезни твои на себя принимаю… 

Ответ: Автор имеет в виду экологические проблемы планеты: загрязнение окружающей среды, уничтожение биоресурсов и множество других глобальных проблем.

IV. Освоение изученного материала.

Задание 2. Посмотрите видеоматериал о жизни и общественной деятельности поэта М. Дудина, ответьте на следующие вопросы:

  1. Что больше всего беспокоило поэта?

  2. Каковы главные мотивы в творчестве поэта?

Примерные ответы:

1. Дудин беспокоился о возможных экологических последствиях технического прогресса, разрушении природной среды.

2. Главные мотивы в творчестве Дудина: военная лирика, обращение к истокам родного Ивановского края, проявление активной гражданской позиции.

Задание 3. Составьте кластер с ключевым словом Дудин М.А., используя ключевые слова и словосочетания из просмотренного видеоматериала.


Работа с текстом.

Задание 4.

Прочитайте текст. Выполните задания по таксономии Блума.
Критерии для оценивания работы группы:

  • правильность изложения материала;

  • логика изложения материала, четкость;

  • культура изложения материала; ▪ дополнения других групп;

  • поведение в группе, умение сотрудничать.

«Меня война крестила быть поэтом»,- писал Дудин. Он стал солдатом в 23 года, а в год Победы ему исполнилось 29 лет. Во время войны вышли сборники стихотворений Михаила Дудина «Военная фляга», « Костёр на перекрёстке», «Дорога гвардии».

В самом известном стихотворении «Соловьи», написанное им в 1942 году, Дудин противопоставляет весеннюю природу и солдата, который умирает:

…Горячий луч последнего рассвета

Едва коснулся острого лица

Он умирал. И, понимая это,

Смотрел на нас и молча ждал конца.

Нелепа смерть. Она глупа. Тем боле

Когда он, руки разбросав свои,

Сказал: «Ребята, напишите Поле

У нас сегодня пели соловьи».

Поэтические строки Михаила Дудина пронизывает суровость солдата и лиризм мягкого человека, любящего жизнь. Доброе отношение к человеку, к миру звучит в каждой его строке.

Михаил Дудин перевёл стихи с армянского, грузинского, украинского, башкирского, а также с латышского и шведского языков. О своей работе переводчика он говорил так: «Мне интересно наблюдать, как рождается дерево стиха, удивительное чудо соединения слов, из которых рождается стихотворение».

Гонорар за книгу «Земля обетованная», изданную в 1989 году в Ереване, поэт передал жертвам землетрясения в Армении. Так, в 1985 году, он написал стихотворение «Надпись на ядерном реакторе», в котором во многом предсказал аварию на Чернобыльской АЭС, которая случилась через год. В этом стихотворении есть такие строки:

Жизнь беззащитна

И любовь нежна.

И разум землю

Облагает данью.

И точная Ответственность должна

Сопутствовать Великому познанью

Слово «ответственность» не было услышано его современниками - в первую очередь людьми, имеющими отношение к управлению атомными электростанциями.

V. Закрепление изученного материала

З нание: Подберите синонимы к слову «ответственность».

Понимание: Как вы понимаете значение фразеологизма «Земля обетованная?»

Применение: Как характеризует отрывок из стихотворения «Соловьи» автора как мастера слова?

Создание: Составьте по содержанию текста проблемные вопросы, опираясь на предложенные начала предложений: Как вы понимаете...? Объясните, почему...? Согласны ли вы, что...?

Оценивание: Ответьте на проблемные вопросы.

Теоретический материал

Функционально-стилевая классификация научного стиля речи.

Р азличают следующие подстили: собственно научный, научно - информативный, научно-справочный, учебно-научный, научно-популярный. К собственно - научному подстилю относятся жанры: монография, статья, доклад. К научно -информативному подстилю относится жанры: реферат, аннотация, патентное описание. К научно-справочному подстилю относятся: словарь, справочник, каталог. К учебно – научному подстилю относится: учебник, словарь, методическое пособие, лекция и другое. К научно – популярному подстилю относятся жанры: очерк, книга, лекция, статья и другое.  Собственно-научный стиль это академическое изложение, адресован специалистам. Научно- информативный стиль - точная передача научной информации с описанием научных фактов. Научно -справочный подстиль - это сообщение о научной информации с максимально точным и объективным описанием. Учебно-научный подстиль обслуживает образовательный процесс с учетом возраста учащихся, а в научно-популярном подстиле научные данные преподносятся в доступной и занимательной форме. Различные научные тексты предназначены не для одного и того же адреса. В лексику научного стиля входят общеупотребительные слова, общенаучные слова, термины. 

Задание 5

Распределите данные слова в три ряда:

  1. общеупотребительные,2)общенаучные, 3)термины.


Небо, стили речи, функция, школа, уравнение, процент, теория, земля, университет, объект, экватор, действие, подстиль , квадрат, система, воздух, монография , метод, аксиома, рецензия , аннотация.

Задание 6

  1. Используя термины задания 4, составьте текст.

  2. Определите подстиль и жанр составленного научного текста.

Стили________- это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения. Функция научного_________ - доказательное изложение научной информации. Характерные особенности ________ стиля: точность, логичность изложения, обобщенность, отсутствие образности и эмоциональности.

В__________ стиле выделяют следующие________: собственно-научный (_______, диссертация,_______, научная________, тезисы,______, доклад); научно-популярный_____ (лекция, статья в периодическом_______); __________подстиль - учебник, справочник, учебные словари.

Задание 7. Прочитайте тексты. Какой из них относится к научному стилю, какой –

к художественному, какой текст относится к публицистическому стилю?

  1. Экологическая обстановка и специфика проблем окружающей природной среды Казахстана определяются, с одной стороны, особенностями местных и региональных природно-климатических условий, а с другой, характером и масштабностью воздействия на окружающую среду предприятий промышленности, транспорта, коммунального хозяйства и т.д. 

  2. Более сорока лет на нашей земле взрывают атомные заряды. От этого страдают не только жители Семипалатинской области: полигон находится в центре страны. Но, пожалуй, никто на земном шаре мы не так непосредственно не испытывает влияние радиации, как мы, жители многонационального Казахстана.

  3. Кукушкину надо было этой осенью идти в школу. Сапог у него не было. Надо было достать сапоги. И Кукушкин стал зарабатывать деньги. Как только поспела земляника, он один отправился в город с двумя корзинками спелых пахучих ягод.

Задание 8

Скажите одним словом.

  1. Разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка.

  2. Слово или словосочетание, точно обозначающие какое-либо понятие в науке, техники, искусстве.

  3. Слова, используемые в научных текстах всех областей знания.

  4. Слова, используемые независимо от стиля речи.

  5. Подстиль научного стиля, используемый при создании научных трудов.

  6. Подстиль научного стиля, используемый при написании учебников.





Ученики читают, определяют основную мысль.

Просматривают презентацию, записывают основные понятия.

Обсуждают, отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы.

Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.






Обменяться тетрадками с соседом для взаимопроверки


После чтения текста

№1 – взаимооценивание по стратегии «2 звезды и 1 пожелание».


Конец урока


Домашнее задание

Ребята, наш урок подошел к концу. Вы узнали о жизни и творчестве писателя М.А.Дудина

-сформулировали проблемные вопросы, определили пути решения проблемы;

-создали текст в учебно-научном стиле;

Рекомендую прочитать вам стихотворение М. Дудина «Берегите Землю!»

Надеюсь, что вы узнали много нового и полезного. До встречи на следующем уроке!

Рефлексия

Стратегия «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил на уроке, с пожеланиями соседу по парте и отправить.


Для самостоятельного изучения предлагается «УС».







Дифференциация

Как вы планируете поддерживать учащихся

Оценивание Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся

Межпредметные связи Соблюдение СанПиН ИКТ-компетентность Связи с ценностями

Учащимся можно предложить тексты для чтения разного уровня сложности. Учащимся, которые работают в высоком темпе, можно предложить дополнительные задания.

Самооценивание индивидуальной работы согласно дескрипторам, обратная связь с учителем. Оценивание учителя – «Устная похвала». Самооценивание – «Лестница успеха», Взаимооценивание – «Аплодисменты».

Устанавливается межпредметная связь с всемирной историей. Кабинет организован для групповой работы. Навыки ИКТ, чтобы посмотреть презентацию. Воспитание интереса к истории, формирование бережного отношения к историческим ценностям своей Родины.


Краткосрочный план

Раздел 1

Показатель развития общества: экология, биоресурсы

ФИО педагога

Школа:

Дата




Класс 11

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:


ТЕМА УРОКА: §8. М. А. Дудин. Стихотворение. Берегите Землю!

Цели обучения в соответствии с учебной программой

С. 11.1.2 понимать общенаучную и узкоспециальную лексику социально-культурной, учебно-профессиональной, общественно-политической сфер;

Г. 11.2.5 участвовать в деловой беседе, решая проблему и достигая договоренности

Цели урока

На уроке вы узнаете:

О стихотворении М.Дудина «Берегите Землю!»

Вы сможете:

- определить авторскую позицию в тексте;

- использовать неполные предложения

Ход урока


Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников


Ресурсы


Оценивание


Начало урока

I. Организационный момент.

Создание коллаборативной среды. – Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка – настроение отличное, зеленая – хорошее, синяя – так себе.

.




Компьютер Интерактивная доска Учебник

ФО

Взаимооценка.



Середина урока



II. Актуализация знаний.

Здравствуйте. Изучаем раздел «Показатель развития общества: экология, биоресурсы».

Тема урока: М.А.Дудин. Стихотворение «Берегите землю!»

На уроке вы узнаете:

О стихотворении М.Дудина «Берегите Землю!»

III. Изучение нового материала

Слушаем и обсуждаем

Задание 1

  1. Знаете ли вы, что существует Международный день Матери-Земли?

  2. Прочитайте слова в "Облаке" слов, определите значение слов и их смысловую связь.



Примерные ответы:

  1. День Земли ежегодно отмечается 22 апреля с 2010 года, праздник был установлен на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

  1. Для автора Земля -символ Жизни. Молоко и хлеб - главная пища людей. Доброта и жалость (сострадание), две черты характера, отражающих гуманность.


Задание 2. Предтекстовые задания

Прочитайте, ответьте на следующие вопросы: Как вы думаете, какие чувства испытывает автор к окружающей его природе, как он к ней относится?

Каков, по-вашему, смысл стихотворения? Определите ключевые слова и словосочетания.
Берегите землю!

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!

Берегите Чудо песен городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий,
Старости последнюю отраду,
Женщину, бегущую к детсаду,
Нежности беспомощное пенье.

И любви железное терпенье.
Берегите молодые всходы.
На зеленом празднике Природы,
Небо в звездах, Океан и Сушу
И в бессмертье верящую душу,
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!

Берегите
Времени крутые повороты,
Радость Вдохновенья и Работы,
Древнего родства живые свойства,
Дерево надежд и Беспокойства,
Откровение Земли и Неба,
Сладость Жизни, Молока и хлеба.
Берегите Доброту и Жалость,
Чтоб она за слабого сражалась.
Берегите будущего ради.
Это слово из моей тетради.

Все дарю!

Все доброе приемлю,

Только

Берегите эту Землю!




Послетекстовые задания.

Назовите слова, придающие стихотворению торжественность. Автор заклинает сохранить…

Обратите внимание на выделенные слова. Объясните их значение. К какой лексике относятся эти слова?

IV. Освоение изученного материала.

З адание 3. Грамматический тренинг.

Рассмотрите опорную схему.

Неполные предложения - это такие предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты значения данного предложения. Пропущенные  члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Неполные предложения очень часто наблюдается в диалогах.

Задание 4. Использование языковых единиц.

Прочитайте текст.

Природа да тесно связана с человеком. Слова природа и народ изначально имеют один корень – «род». Другие слова с этим корнем: родник, родителей, родина, родственник. Мы часто говорим родной дом, родной край, родная природа.

Используя данные слова и словосочетания, составьте диалог.

Критерии оценивания данного задания: участвуют в диалоге;

обмениваются мнениями отвечая на поставленные вопросы.

V. Закрепление изученного материала

Задание 5.

Природа во все времена была источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников... Перед вами репродукции картин русских художников - пейзажистов И. И. Шишкина, И.И. Левитана. Посмотрите картины. Что их объединяет? Что отличает? Подберите общее и отличное в диаграмму Венна. Соответствует ли тематике картин  стихотворение Михаила Дудина? Какое настроение вызывают полотна? А стихотворение?




Прогнозирование учащимися темы урока.

Беседа с учащимися:

  • Как вы проводите свободное время?

  • Чем вы увлекаетесь на досуге?

  • Назовите свое хобби.



Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Обсуждают, отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы.

Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.









Обменяться тетрадками с соседом для взаимопроверки


После чтения текста

№1 – взаимооценивание по стратегии «2 звезды и 1 пожелание».


Конец урока


Домашнее задание

Ребята, наш урок подошел к концу.

На уроке вы узнали:

О стихотворении М.Дудина «Берегите Землю!»

определили авторскую позицию в тексте;

использовали неполные предложения;

 Рекомендую прочитать вам другие стихотворения автора.

Надеюсь, вам было интересно на уроке. До следующих встреч!

Рефлексия

Соедините первую часть предложений со второй, прочитайте  получившийся текст о празднике Международный день Матери-Земли.



Для самостоятельного изучения предлагается «УС».







Дифференциация

Как вы планируете поддерживать учащихся

Оценивание Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся

Межпредметные связи Соблюдение СанПиН ИКТ-компетентность Связи с ценностями

Учащимся можно предложить тексты для чтения разного уровня сложности. Учащимся, которые работают в высоком темпе, можно предложить дополнительные задания.

Самооценивание индивидуальной работы согласно дескрипторам, обратная связь с учителем. Оценивание учителя – «Устная похвала». Самооценивание – «Лестница успеха», Взаимооценивание – «Аплодисменты».

Устанавливается межпредметная связь с всемирной историей. Кабинет организован для групповой работы. Навыки ИКТ, чтобы посмотреть презентацию. Воспитание интереса к истории, формирование бережного отношения к историческим ценностям своей Родины.


Краткосрочный план

Раздел 2

Показатель развития общества: свободное время


ФИО педагога

Школа:

Дата




Класс 11

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:


ТЕМА УРОКА: §9. Введение. И. А. Гончаров. Очерк жизни творчества.

Цели обучения в соответствии с учебной программой

11.1.4 прогнозировать причины и следствия по предложенной проблеме.

11.2.1владеть словарным запасом, включающим общенаучную и узкоспециальную лексику социально-культурной, учебно-профессиональной, общественно-политической сфер;

Цели урока

На уроке вы узнаете:

- что социальная ценность свободного времени на каждой ступени развития общества определяется его величиной, структурой и содержанием;

-определите структурные, лексические и грамматические особенности публицистического стиля;

-создадите высказывание для публичного выступления;

-сжато изложите информацию прослушанного текста;

Ход урока


Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников


Ресурсы


Оценивание


Начало урока

I. Организационный момент.

Создание коллаборативной среды. – Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка – настроение отличное, зеленая – хорошее, синяя – так себе.

.




Компьютер Интерактивная доска Учебник

ФО

Взаимооценка.



Середина урока



II. Актуализация знаний.

Здравствуйте. Начинаем изучение раздела «Показатель развития общества: свободное время».

Тема урока: Свободное время –критерий уровня развития общества.

На уроке вы узнаете:

- что социальная ценность свободного времени на каждой ступени развития общества определяется его величиной, структурой и содержанием;

-определите структурные, лексические и грамматические особенности публицистического стиля;

-создадите высказывание для публичного выступления;

-сжато изложите информацию прослушанного текста;

III. Изучение нового материала

Задание 1. Какая тема объединяет слова хобби, досуг, увлечения, занятие?

Примерный ответ:

Данные слова объединяет тема «Свободное время».

Задание 2.

Подумайте и ответьте на вопрос: Что такое свободное время?

Примерный ответ:

Внерабочее время, которое остаётся после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу и обратно, бытовое самообслуживание и т. п.) и расходуется на восстановление сил, а также на физическое и духовное развитие человека. 

IV. Освоение изученного материала.

Задание 3. Прочитайте текст. Используйте поисковое чтение. Выделите в тексте числительные. Какова разница рабочего времени человека XIX и XХI веков?

Свободное время (досуг) — это часть внерабочего времени, которая остаётся после обязательных занятий. К обязательным занятиям относятся сон, питание, дорога на работу или учёбу и обратно и бытовое самообслуживание.

Термин «свободное время» появился в начале XIX века, когда рабочие на фабриках работали по 18 часов в сутки. Отдыхали они только в воскресенье. Но технический прогресс и профсоюзы привели к уменьшению рабочих часов. Было получено официальное разрешение на два выходных дня — субботу и воскресенье.

Социальная ценность свободного времени на каждой ступени развития общества определяется его величиной, структурой и содержанием.

По величине свободное время с конца ХХ века возросло в несколько раз. Структура и содержание свободного времени зависят от того, чем именно занимается человек в свободное время: активным или пассивным отдыхом, любительским творчеством или «ничего неделанием».

Критерии оценивания данного задания:

- что социальная ценность свободного времени на каждой ступени развития общества определяется его величиной, структурой и содержанием;

-определит структурные, лексические и грамматические особенности публицистического стиля;

-создаст высказывание для публичного выступления;

-сжато изложит информацию прослушанного текста;

V. Закрепление изученного материала (П)

«Задание 5.

Послушайте аудиозапись публичного выступления. Составьте тезисы к выступлению.

Уважаемые слушатели!
Я очень рад, что вы нашли свободное время и пришли в наш клуб по интересам, чтобы прослушать лекцию «Об индивидуальных типах использования свободного времени». Это и есть тема моего выступления.

Помните, что свободное время, являясь, по сути, общественным явлением, имеет несколько индивидуальных типов использования.

Самым благородным считается творческий тип. Его главное свойство — это выбор такого занятия, которое направлено на создание предметов в том или ином творческом действии. Копирование или дублирование предметов тоже относится к творческому типу.

После моего выступления мы более подробно поговорим о творческом типе.

Ещё существует так называемый культурно-потребительский тип. Сторонники этого типа занимаются повышением духовной культуры: посещают музеи, театры, филармонии, картинные галереи, выставки, концерты, библиотеки.

Я думаю, что среди слушателей есть люди, которые могут рассказать об этом типе использования свободного времени.

В наши дни очень популярен рекреативный тип. Это виды развлекательного отдыха. Сюда относятся рыбалка, охота, туризм, танцы и др.

Все три типа использования свободного времени обладают множеством положительных качеств и все достойны уважения: ведь человек не занимается «ничегонеделанием», а проводит своё свободное время с пользой для себя.




Прогнозирование учащимися темы урока.


Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Обсуждают, отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы.

Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Учащиеся работают с текстами, находят

доказательства и выводы.






Обменяться тетрадками с соседом для взаимопроверки


После чтения текста

№1 – взаимооценивание по стратегии «2 звезды и 1 пожелание».


Конец урока


Домашнее задание

Задание 7.

Подготовьте устное выступление. Раскройте смысл ниже приведенного тезиса и поделитесь собственным мнением, используя ПОПС-формулу. Воспользуйтесь советами академика Д.С.Лихачёва.

Умение грамотно говорить и писать-это визитная карточка человека.

Примерные ответы:

Предложение- Я считаю что умение грамотно говорить и писать-это визитная карточка человека.

Обоснование- Потому что язык самое выразительное средство, которым обладает человек.

Пример- Интеллигентный, образованный и культурный человек всегда следит за тем, как и что он говорит.

Следствие- Исходя из этого, я делаю вывод о том что надо совершенствовать навыки культурной речи и грамотного письма. Рефлексия

Задание 8.

Отгадайте зашифрованные пословицы.



Какая тема объединяет пословицы?

Ответ: Тема «время»

Задание 9.

Составьте синквейн с понятием-общей темой отгаданных вами зашифрованных пословиц.

Время.

Свободное, золотое.

Летит, бежит, тратится.

Время-самый ценный ресурс.

Пора.


Для самостоятельного изучения предлагается «УС».








Дифференциация

Как вы планируете поддерживать учащихся

Оценивание Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся

Межпредметные связи Соблюдение СанПиН ИКТ-компетентность Связи с ценностями

Учащимся можно предложить тексты для чтения разного уровня сложности. Учащимся, которые работают в высоком темпе, можно предложить дополнительные задания.

Самооценивание индивидуальной работы согласно дескрипторам, обратная связь с учителем. Оценивание учителя – «Устная похвала». Самооценивание – «Лестница успеха», Взаимооценивание – «Аплодисменты».

Устанавливается межпредметная связь с всемирной историей. Кабинет организован для групповой работы. Навыки ИКТ, чтобы посмотреть презентацию. Воспитание интереса к истории, формирование бережного отношения к историческим ценностям своей Родины.


Краткосрочный план

Раздел 2

Показатель развития общества: свободное время


ФИО педагога

Школа:

Дата




Класс 11

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:


ТЕМА УРОКА: §10. История создания романа И. А. Гончаров «Обломов»

Цели обучения в соответствии с учебной программой

11.1.2 понимать общенаучную и узкоспециальную лексику социально-культурной, учебно-профессиональной, общественно-политической сфер;

11.3.4 владеть разными видами и стратегиями чтения в зависимости от цели и задач;

11.4.7 соблюдать пунктуационные нормы в конструкциях с союзом «как»;

Цели урока

На уроке вы узнаете:

-о предпосылках создания романа И. А. Гончарова «Обломов».

-определите значение выделенной общенаучной и узкоспециальной лексики социально-культурной, учебно-профессиональной, общественно-политической сфер;

-овладеете поисковым видом чтения;

-будете соблюдать пунктуационные нормы в конструкциях с союзом «как»;

Ход урока


Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников


Ресурсы


Оценивание


Начало урока

I. Организационный момент.

Создание коллаборативной среды.

– Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

.



Компьютер

Интерактивная доска Учебник

ФО

Взаимооценка.



Середина урока



II. Актуализация знаний.

Прогнозирование.

Знакомство с темой, целями урока

Здравствуйте. Начинаем изучение раздела «Показатель развития общества: свободное время».

Тема урока: И.А.Гончаров. История создания романа «Обломов».

На уроке вы узнаете:

-о предпосылках создания романа И. А. Гончарова «Обломов».

-определите значение выделенной общенаучной и узкоспециальной лексики социально-культурной, учебно-профессиональной, общественно-политической сфер;

-овладеете поисковым видом чтения;

-будете соблюдать пунктуационные нормы в конструкциях с союзом «как»;

III. Изучение нового материала

Презентация

(К, Г) «И.А. Гончаров – жизнь и творчество» Рассказ о жизни и творчестве писателя. (опережающее задание, рассказывают подготовленные учащиеся)

Определяем тему, идею

Задание. 1. Составьте хронологическую таблицу жизни и творчества И.А. Гончарова на основе вступительной статьи.

Задание. 2. Сопоставьте слова с их лексическим значением. Выберите нужное толкование слов.



1

фрегат

А

военный парусный трехмачтовый корабль

2

классик

Б

выдающийся, образцовый, общепризнанный деятель науки, искусства, литературы

3

очерк

В

художественная автобиография

4

обаяние

Г

очарование, притягательная сила

5

гений

Д

человек, обладающий высшей творческой способностью

6

роман

Е

жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких человеческих судеб на протяжении длительного времени

7

трилогия

Ж

литературное произведение, состоящее из трех самостоятельных произведений.

8

захолустье

З

глухая провинция

9

мемуары

И

прозаический документальный жанр



Обсуждаем произведение

Задание 1.

Прочитайте эпиграф урока, составьте проблемный вопрос.

Самый мудрый человек тот, кого больше всего раздражает потеря времени.

Данте Алигьери

Примерный ответ:

Почему человек должен ценить время?

Задание 3. Спрогнозируйте, о чём пойдёт речь на уроке, используя «Облако слов».

Примерный ответ:

Вероятно, сегодня на уроке речь пойдет об истории создания романа Гончарова «Обломов». Фамилия Обломов и понятие «обломовщина» могут быть связаны между собой. Такие черты характера как лень, апатия, бездеятельность, нерешительность, медлительность имеют отношение к героям произведения.

Задание 4.Какие ассоциации вызывают у вас словосочетания большой диван, широкий восточный халат, мягкие туфли?

IV. Освоение изученного материала.

Консультация.

Прочитайте и проанализируйте содержание таблицы.

Какими приёмами чтения вы владеете?

Подумайте, какой вид чтения вы чаще всего используете и почему?

Задание 4. Поисковое чтение (сканирование).

П росмотрите инфографику. Как зовут писателя? Как называется роман, и в каком году он вышел в свет? Какое понятие появилось после публикации произведения? Какие изменения в обществе не были понятны писателю?

Примерный ответ:

Иван Александрович Гончаров-классик русской литературы второй половины XIX века. В 1859 выходит в свет роман писателя «Обломов». После публикации романа понятие «обломовщина» становится нарицательным.

Писателю крестьянская реформа 1861 года была не понятна.

Соблюдаем пунктуационные нормы.

Конструкции с союзом как.

1.Объясните отсутствие знаков препинания в конструкциях с союзом как в следующих предложениях:

  • Таков и главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов», воспринимающий труд как наказание.

Критерии оценивания данного задания:

  • участвуют в диалоге;

  • обмениваются мнением, отвечая на поставленные вопросы;

  • выписывают ключевые характеризующие героев.

  • Изгнав из своей жизни труд как «образ, содержание, стихию и цель жизни» (говоря словами другого персонажа романа Гончарова Штольца) и ничего не приобретя взамен, Илья Ильич Обломов всё своё свободное время посвящает сну или лежанию на диване в удобном халате.

2.Составьте предложение по теме раздела.

Задание 5.

Прочитайте текст «Наброски к роману «Обломов». Подберите слова и словосочетания к понятиям, опираясь на текст.

Изучая чужие страны, Гончаров ни на минуту не забывал о другой задаче - собрать материал для романа. Сюжет романа изначально задумывался построенным на контрасте между русским барином Обломовым, и его другом Штольцем, немцем по происхождению и воспитанию. Уже на первой долгой стоянке, в Лондоне Гончаров начинает сравнение европейской цивилизации (на примере Англии, самой тогда промышленно развитой страны) и русского уклада. Рядовой англичанин «просыпается по будильнику», пользуется невиданными в других странах благами технического прогресса. Многие наблюдения Гончарова над характером европейца есть не что иное, как русский взгляд на пороки и недостатки западного человека. Из сердца цивилизации взгляд путешественника незаметно обращается на восток, к обители русского помещика: «Вижу где-то далеко отсюда… на трёх перинах, глубоко спящего человека… будильника нет в комнате, но есть дедовские часы. Они каждый час свистеньем, хрипеньем и всхлипываньем пробуют нарушить этот сон – и все напрасно». Впечатление поистине богатырского сна помещика Ильи Обломова в повторении сказочно-мифологического числа «три» – Парашка… после троекратного тщетного зова, слуга… трижды входил и выходил…», «самовар трижды перекипел.
Таким образом, у Гончарова во время путешествия вырисовываются детали к роману «Обломов».

V. Закрепление изученного материала

Задание 7. Изучите таблицу образов главных героев романа Ильи Обломова и Штольца, представляющих Восток и Запад.
Чьи убеждения, по-вашему, верны?







Прогнозирование учащимися темы урока.


Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Обсуждают, отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы.

Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Учащиеся читают первую главу романа, отвечают на вопросы, работают с таблицей.

Ученики получают фрагмент открыток.

Работают с учебником, обмениваются мнением, отвечают на вопросы.






Обменяться тетрадками с соседом для взаимопроверки


После чтения текста

№1 – взаимооценивание по стратегии «2 звезды и 1 пожелание».


Конец урока


Домашнее задание

Задание 8.

Прочитайте данные ниже цитаты из романа.

Определите значение выделенной общенаучной и узкоспециальной лексики социально-культурной, учебно-профессиональной, общественно-политической сфер.Составьте предложение со словом из научной лексики.

1.Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда из скуки-это у него были синонимы; другая-из покоя и мирного веселья.
2. Вся эта обломовская система воспитания встретила сильную оппозицию в системе Штольца.
3.Но насчёт дороги через Обломовку в большое село не помышлял, в палате доверенность не засвидетельствовал.




Для самостоятельного изучения предлагается «УС».






Дифференциация

Как вы планируете поддерживать учащихся

Оценивание Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся

Межпредметные связи Соблюдение СанПиН ИКТ-компетентность Связи с ценностями

Учащимся можно предложить тексты для чтения разного уровня сложности. Учащимся, которые работают в высоком темпе, можно предложить дополнительные задания.

Самооценивание индивидуальной работы согласно дескрипторам, обратная связь с учителем. Оценивание учителя – «Устная похвала». Самооценивание – «Лестница успеха», Взаимооценивание – «Аплодисменты».

Устанавливается межпредметная связь с всемирной историей. Кабинет организован для групповой работы. Навыки ИКТ, чтобы посмотреть презентацию. Воспитание интереса к истории, формирование бережного отношения к историческим ценностям своей Родины.


Краткосрочный план

Раздел 2

Показатель развития общества: свободное время


ФИО педагога Байхожаева А.М.

Школа: №144

Дата




Класс 11

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:


ТЕМА УРОКА: §11 Роман «Обломов» - жанровое сюжетно- композиционное своеобразие. Сравнительный оборот с союзом –как-.

Цели обучения в соответствии с учебной программой

11.1.4 прогнозировать причины и следствия по предложенной проблеме;

11.3.1 понимать скрытый смысл текстов, определяя позицию автора;

11.4.7 соблюдать пунктуационные нормы в конструкциях с союзом «как»

Цели урока

- прогнозировать причины и следствия по предложенной проблеме, ответить на вопросы;

-составите сюжетный кластер;

-расставите знаки препинания в синтаксических конструкциях с союзом «как»;

Ход урока


Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников


Ресурсы


Оценивание


Начало урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, продолжаем изучать раздел «Показатель развития общества: свободное время».

Тема урока: Жанровое и сюжетно-композиционное своеобразие романа. Сон Обломова.

О значении эпизода «Сон Обломова» в романе.

Вы сможете:

- прогнозировать причины и следствия по предложенной проблеме, ответить на вопросы;

-составите сюжетный кластер;

-расставите знаки препинания в синтаксических конструкциях с союзом «как»;

.


Компьютер

Интерактивная доска Учебник

Презентация


ФО

Взаимооценка.



Середина урока



II. Актуализация знаний.

Прогнозирование.

Учитель предлагает прочитать эпиграф, ключевые слова и догадаться, о чем будет идти речь на данном уроке.

Я писал только то, что мыслил, чувствовал, любил.

И.А. Гончаров

(Я) Какие ассоциации у вас вызывают словосочетания большой диван, удобный халат, мягкие туфли?

Беседа с учащимися:

  • Какие произведения И.А. Гончарова вы читали?

Где он родился? Как начинал свой творческий путь?

– О чем писал писатель в своих произведениях?

III. Изучение нового материала

Задание 1

Определите значения слов обломать, обломок, используя толковый словарь.

Сравните значения слов с фамилией главного героя Обломова.

Какие ассоциации вызывает у вас эта фамилия?

Примерный ответ:

Обломать

1. Обломить край, края, концы чего-нибудь.

2. С трудом уговорить, убедить, а также сломить упрямство, самоуверенность(перен.).

Обломок

1. Отбитый или отломившийся кусок чего-нибудь.

2.То, что осталось от прежнего времени, состояния(перен.).

Фамилия Обломов вызывает ассоциации со словом облом, которое в языке литературном означает действие по глаголу обломать. В современном жаргоне это неудача, крушение планов, тяжелое душевное состояние, депрессия, апатия, нежелание делать что-либо.

Кроме того важную роль играет и переносное значение слова обломок: остаток чего-либо,

прежде существовавшего.

Объяснение новой темы

Задание 2. Установите соответствие между элементами композиции и событиями романа.

В 1849 году был напечатан фрагмент, который И. А. Гончаров назвал «Сон Обломова», впоследствии ставший композиционным центром всего романа «Обломов». Полностью роман вышел в свет в 1859 году.
IV. Освоение изученного материала.

Задание 3. Прослушайте отрывок из главы «Сон Обломова». Почему данный эпизод важен для понимания идеи романа?

Илья Ильич проснулся утром в своей маленькой постельке. Ему только семь лет. Ему легко, весело.

Какой он хорошенький, красненький, полный!

Няня ждет его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не дается, шалит, болтает ногами; няня ловит его, и оба они хохочут.

Наконец удалось ей поднять его на ноги; она умывает его, причесывает головку и ведет к матери.

Обломов, увидев давно умершую мать, и во сне затрепетал от радости, от жаркой любви к ней: у него, у сонного, медленно выплыли из-под ресниц и стали неподвижно две теплые слезы.

Мать осыпала его страстными поцелуями…

Потом шли к отцу, потом к чаю.

Свита дома Обломовых подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошеных поцелуев.

После того начиналось кормление его булочками, сухариками, сливочками.

Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке.

И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна.

Ребенок видит, что и отец, и мать, и старая тетка, и свита — все разбрелись по своим углам; а у кого не было его, тот шел на сеновал, другой в сад, третий искал прохлады в сенях, а иной, прикрыв лицо платком от мух, засыпал там, где сморила его жара и повалил громоздкий обед. И садовник растянулся под кустом в саду, подле свой пешни, и кучер спал на конюшне.

Илья Ильич заглянул в людскую: в людской все легли вповалку, по лавкам, по полу и в сенях, предоставив ребятишек самим себе; ребятишки ползают по двору и роются в песке. И собаки далеко залезли в конуры, благо не на кого было лаять.

Можно было пройти по всему дому насквозь и не встретить ни души; легко было обокрасть все кругом и свезти со двора на подводах: никто не помешал бы, если б только водились воры в том краю.

Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады.

Изредка кто-нибудь вдруг поднимет со сна голову, посмотрит бессмысленно, с удивлением на обе стороны и перевернется на другой бок или, не открывая глаз, плюнет спросонья и, почавкав губами или поворчав что-то под нос себе, опять заснет.

Критерии оценивания данного задания:

  • участвуют в диалоге;

  • обмениваются мнением, отвечая на поставленные вопросы;

  • выписывают ключевые характеризующие героев.

Задание 4. Используя толковые словари, найдите лексическое значение следующих слов: свита, сени, сеновал, громоздкий, подвода, людская.

Какие из перечисленных слов не выходят за рамки речевых норм русского языка в наши дни? Придумайте предложения с такими словами. Маленький Илюша любил прятаться от нянек на сеновале.

Мебель в комнате Ильи Обломова была старая и громоздкая.

Соблюдайте пунктуационные нормы в конструкциях с союзом как

В синтаксических конструкциях с союзом как ставится запятая, если как входит в состав приложения (имеет значение причины). Союз как можно заменить словом будучи или придаточным причины.

Он, как человек дела, сразу решил начать руководить.

В синтаксических конструкциях с союзом как ставится запятая для выделения сравнительного оборота, если ему предшествует указательное слово (такой, те же, так, так бы и др.)

Воскресное утро так же, как и все предыдущие дни, дышало свежестью и ароматом сирени.

V. Закрепление изученного материала

Задание 5. Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях из романа «Обломов» И.А. Гончарова.

1. Обломов облокотясь на него, нехотя как очень утомленный человек привстал с постели и, нехотя же перейдя на большое кресло, опустился в него и остался неподвижен.

2. Он выбивался из сил, плакал как ребёнок о том, что вдруг побледнели радужные краски его жизни….

3. Не станет то чувство пробираться так тихо как ручей, прячась в траве, с едва слышным журчаньем.

4. Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать всё самому.

5. И Илюша с печалью оставался дома, лелеемый как экзотический цветок в теплице и так же как последний под стеклом он рос медленно и вяло.

Задание 6. Подберите несколько аргументов к доводам утверждения или отрицания по вашему выбору.

Виновен ли Илья Обломов в трагедии своей судьбы?

ДА

НЕТ











Прогнозирование учащимися темы урока.


Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.





Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Ученики получают фрагмент открыток.

Работают с учебником, обмениваются мнением, отвечают на вопросы.











Обменяться тетрадками с соседом для взаимопроверки


После чтения текста

№1 – взаимооценивание по стратегии «2 звезды и 1 пожелание».


Конец урока


Домашнее задание

Вы узнали о значении эпизода «Сон Обломова» в романе.

Вы спрогнозировали причины и следствия по предложенной проблеме, ответили на вопросы;

установили соответствие между элементами композиции и событиями романа;

расставили знаки препинания в синтаксических конструкциях с союзом «как»;

Прочитать роман И. А. Гончарова «Обломов» подумать над вопросом: Почему свободное время является показателем уровня развития цивилизации?

Надеюсь, что вы узнали много нового и полезного. До встречи на следующем уроке!

Рефлексия

Задание 7. Сравните иллюстрации.

  • Каким должен быть современный человек?






Слева изображён Обломов, герой из одноимённого романа И. Гончарова, который не желал делать что-либо.

Справа девушка, наша современница, увлекающаяся фотографией. Развитие технического прогресса даёт очень много возможностей заниматься любимым делом, приносить пользу обществу.

 Современный человек должен идти в ногу со временем, быть всесторонне развитым. Жизнь в современном обществе требует различных знаний,есть возможность совершенствоваться как профессионал и как любитель.


Для самостоятельного изучения предлагается «УС».






Дифференциация

Как вы планируете поддерживать учащихся

Оценивание Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся

Межпредметные связи Соблюдение СанПиН ИКТ-компетентность Связи с ценностями

Учащимся можно предложить тексты для чтения разного уровня сложности. Учащимся, которые работают в высоком темпе, можно предложить дополнительные задания.

Самооценивание индивидуальной работы согласно дескрипторам, обратная связь с учителем. Оценивание учителя – «Устная похвала». Самооценивание – «Лестница успеха», Взаимооценивание – «Аплодисменты».

Устанавливается межпредметная связь с всемирной историей. Кабинет организован для групповой работы. Навыки ИКТ, чтобы посмотреть презентацию. Воспитание интереса к истории, формирование бережного отношения к историческим ценностям своей Родины.