Файл: Введение. Знакомство с литературоведческими терминами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Краткосрочный план

Раздел 2

Показатель развития общества: свободное время


ФИО педагога

Школа: №144

Дата




Класс 11

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:


ТЕМА УРОКА: §12 Образы героев в романе «Обломов»: Илья Обломов, Андрей Штольц, Ольга Ильинская, Агафья Пшеницына.

Цели обучения в соответствии с учебной программой

11.1.1 понимать детально информацию сообщения, подтекст, определяя социально-поведенческие характеристики и коммуникативные намерения говорящего;

11.3.2 определять структурные, лексические и грамматические особенности публицистического стиля (публичное выступление);

11.4.1 создавать тексты смешанных типов, тексты публицистического стиля (статья);

Цели урока

На уроке вы узнаете:

Об образах главных героев романа «Обломов».

Вы сможете:

- выяснить значение новых слов и терминов;

-определить позицию автора критической статьи;

-напишете научную статью на заданную тему;

Ход урока


Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников


Ресурсы


Оценивание


Начало урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, продолжаем изучать раздел «Показатель развития общества: свободное время».

Тема урока: Образы героев:Илья Обломов, Андрей Штольц, Ольга Ильинская,Агафья Пшеницына.

Вы узнаете:

Об образах главных героев романа «Обломов».

Вы сможете:

-выяснить значение новых слов и терминов;

-определить позицию автора критической статьи;

-напишете научную статью на заданную тему;


.

Прогнозирование учащимися темы урока




Компьютер

Интерактивная доска Учебник

ФО

Взаимооценка.



Середина урока



II. Актуализация знаний.

Прогнозирование.

Учитель предлагает прочитать эпиграф к уроку. Ответить на вопрос и поделиться своим мнением.

– Как вы понимаете его смысл? История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа.

М.Ю. Лермонтов

(Я) Прочитайте цитаты. О чем они говорят?

«Все ищут отдыха и покоя…» (И. Обломов) «Нет, это не жизнь! Это не жизнь! Это … обломовщина!» (А. Штольц)

III. Изучение нового материала

Обсуждаем произведение Упр. 1. Ознакомьтесь с кратким содержанием 7-й, 8-й глав первой части романа.

(Г) Работа в группах.

Деление на группы «Мозаика» (части изображения в корзине, учащиеся находят другие части изображения, делятся на группы).

Учащиеся делятся на 3 группы, читают в хрестоматии 9 главу «Сон Обломова» (1-я часть). Готовят выборочный пересказ по частям: « Илюша. 7 лет», «Жизнь как сказка», «Илья. 13-14 лет», показав условия, порождающие лень и апатию.

Задание.

Распределите вопросы по группам и ответьте на них.

1. Каковы первейшие жизненные потребности обломовцев? О чем говорит эпизод с поеданием пирога? (Пирог в народном мировоззрении – один из

наиболее наглядных символов счастливой, изобильной, благодатной жизни.) 2. Какие сказки слышал Илюша в детстве? В чем их особенность? Как воспринимал их ребенок? Что сказки, мифы заронили в душе Илюши?

  1. Что роднит маленького Илюшу с персонажами сказок?

  2. Какой рисуется жизнь в Обломовке?

  3. Как относятся обломовцы к труду? 6. Какой характер носит любовь в Обломовке?

  1. Почему у обломовцев особое отношение к приметам?

  2. Почему символом обломовской жизни стал послеобеденный всепоглощающий сон?

  3. Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Как персонажи романа совещались об обеде?

Кто приглашался на совет?

  1. Менялся ли распорядок дня: утром, в полдень, вечером?

  2. Кто воспитывает Илью?

  3. Как вы думаете, почему хорошие, светлые начала души главного героя остались нереализованными?

  4. Как бы вы считаете, в результате какого воспитания в ребенке пропадает стремление к знаниям, появляется привычка к покою и лени, развиваются созерцательное мироощущение, неспособность анализировать, делать выводы?

Критерии для оценивания работы группы:

  • правильность изложения материала;

  • логика изложения материала, четкость;

  • культура изложения материала;

  • дополнения других групп;

  • поведение в группе, умение сотрудничать.

IV. Освоение изученного материала.

Антитеза (гр. antithesis – противоречие, противоположение) – литературный прием, художественное противопоставление понятий, образов. Роман «Обломов» весь строится на антитезах: прошлое – настоящее, Обломовка – Петербург, разные жизненные позиции: Обломов («vita passiva») – Штольц («vita activa»). Композиция (лат. composition – составление, соединение, связь) – построение художественного произведения, система организации образов, их связей и отношений.

Экспозиция (лат. expositio – изложение, объяснение) – изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся до начала действия.

Задание 3. Определите значение ключевых слов и словосочетаний.

-сюжетная линия;

-антитеза;

-антипод;

-совершенная инертность;

-апоплексический удар;

Задание 4.

Прочитайте текст «Образы главных героев романа». Выполните послетекстовые задания.
Обломов Илья Ильич

Дворянин «лет 32-33 от роду, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной цели,…мягкость была господствующим и основным выражением…». Обломов целыми днями лежит на диване. Он не способен не только управлять своим имением, но даже собраться и поехать на званый вечер. Он служил в департаменте, занимался рутинной работой, из года в год ждал повышения. Но такая никчемная жизнь была не нужна герою. Он выбрал лежание на диване и стороннее созерцание пороков своего времени.    Душа героя не лишена мечтательности. Он лирик, умеющий глубоко чувствовать. Но образ жизни приглушил эту особенность героя.
    Любовь к Ольге на время меняет героя до неузнаваемости: «В нем появлялась лихорадка жизни, сил, деятельности…» Но «дальнейшее же направление, самая мысль жизни, дело – остается еще в намерениях». Боясь, что Ольга разочаруется в нем, провоцирует их разрыв.

Штольц Андрей Иванович

Друг Обломова. Штольц – деловой человек, противоположность Обломова. Он уверен в себе. Успевает всё: зарабатывает, в курсе всех новостей, занимается благотворительностью. Но Штольцу очень сильно не хватает душевной мягкости, теплоты, тонкости натуры.
        Штольц знакомит Обломова с Ольгой, чтобы пробудить в друге деятельность. Когда их отношения распадаются, Штольц женится на Ольге. Но и он не способен до конца понять стремления Ольги к другой жизни, полной подвигов, бурных волнений. Он говорит ей: «Мы не Титаны с тобой…склоним головы и смиренно переживем трудную минуту, и опять потом улыбнется жизнь…» Штольц смиряется с жизнью Обломова после нескольких неудачных попыток помочь другу измениться.

Единственное, что он может сделать, - взять на воспитание его сына и привести в порядок дела в Обломовке, чтобы обеспечить будущее Обломову - младшему.

  Ольга Ильинская

В ней воплотилось лучшее, что видел писатель в русском человеке вообще. Не случайно, Обломов воспринял Ольгу как воплощение идеала. Отношения Обломова с Ольгой позволяют понять характер Обломова так, как того хотел автор.    Ольга видит в Обломове ум, простоту, доверчивость. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию.     Обломов предчувствует, что надо будет заниматься делами, стать членом общества и главой семьи и так далее.     Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него - воли, энергии; в ее представлении он должен стать похожим на Штольца, сохранив при этом лучшее, что есть душе. Он от нее - самоотверженной любви. Они обманываются, а потому неизбежен конец их любви. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своем воображении, которого она искренне хотела создать в жизни.     Ольга выходит замуж за Штольца.

   Пшеницына Агафья Матвеевна

Вдова. «Ей было лет 30…».
    До Обломова Пшеницына жила, не задумываясь ни над чем. Ее не интересовало ничего, кроме ведения дома. В этом она достигла совершенства.

Героиня сознавала, что «работа всегда есть». Работа- её смысл жизни. Именно своей активностью Агафья пленила Обломова.
   С обоснованием Обломова в ее доме, в натуре Пшеницыной происходят важные перемены. В ней пробуждаются тревоги, наконец, любовь. Ее героиня проявляет заботу об одежде и столе для Обломова, молясь о его здоровье, по ночам ухаживая за героем во время его болезни. «Все ее хозяйство… получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича…». Она – единственный решительный человек в окружении Обломова. Ради него она готова на все. У них рождается сын. Агафья после смерти

V. Закрепление изученного материала Речевой тренинг

Р «Ромашка вопросов» состоит из шести определенный тип вопроса, т.е. шесть лепестков – шесть вопросов. Составьте различные виды вопросов по содержанию прочитанного произведения И.А. Гончарова.

«Дискуссионная карта».

Консультация. Что такое аннотация?

Аннотация-жанр научной речи, краткая характеристика содержания и назначения книги (статьи, сборника). Аннотация-это вторичный текст, созданный на основе первичного текста (первоисточника, оригинала).

Аннотация состоит из двух частей:

1. О чём написано данное произведение, какова его цель. 2. Кому оно адресовано.

В аннотации используются специальные конструкции, то есть языковые формулы(речевые клише) запомните и используйте их при написании аннотации: в книге рассматривается; в книге изложены; в статье даются; обращается внимание; в основу работы положено; делается вывод; книга рассчитана; статья предназначена; предназначена широкому кругу читателей;

Следует знать: аннотация не раскрывает содержание текста - первоисточника а лишь информирует о его существовании и дает самое общее представление о его содержании.

Задание 7. Прочитайте отрывок из критической статьи Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?»

Гончаров не хотел отстать от явления, на которое бросил однажды свой взгляд, не проследивши его до конца, не отыскавши его причин, не понявши связи его со всеми окружающими явлениями. Он хотел добиться того, чтобы случайный образ, мелькнувший перед ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение. В истории о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь, не могут пробудить и поднять его, отразилась русская жизнь. В ней предстаёт перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твёрдо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным осознанием истины.

Слово это-обломовщина; оно служит ключом к разгадкам многих явлений русской жизни, и оно придаёт роману Гончарова гораздо более общественного значения, нежели все наши обличительные повести.

В чём заключаются главные черты обломовского характера?

В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти же в образе его умственного и нравственного развития.

Задание 8. Используя языковые формулы напишите аннотацию на с «Что такое обломовщина?»

В критической … автор … внимание на важные явления жизни и действительность того времени, мастерски изложенные Гончаровым. …социальные причины понятия … и трагедии Обломова. Критик … … на главные черты обломовского …. Автор … вывод, что в романе отражена истина современного русского типа. Статья предназначена ….

Примерный ответ:

Аннотация на статью «Что такое обломовщина?»

В критической статье автор обращает внимание на важные явления жизни и действительность того времени, мастерски изложенные Гончаровым. Рассматриваются социальные причины понятия обломовщина и трагедии Обломова. Критик обращает внимание на главные черты обломовского характера. Автор делает вывод, что в романе отражена истина современного русского типа. Статья предназначена широкому кругу читателей.




.


Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Обсуждают, отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы.

Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Работают с учебником, обмениваются мнением, отвечают на вопросы.






Обменяться тетрадками с соседом для взаимопроверки


После чтения текста

№1 – взаимооценивание по стратегии «2 звезды и 1 пожелание».


Конец урока


Домашнее задание

Для самостоятельного изучения предлагается «УС».

Посмотреть фильм режиссера Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» снятого по мотивам романа «Обломов». Подумайте над вопросом чем актуальна и страшна обломовщина во все времена?

Рефлексия

  • Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

  • Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Учащиеся на стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение.


Для самостоятельного изучения предлагается «УС».






Дифференциация

Как вы планируете поддерживать учащихся

Оценивание Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся

Межпредметные связи Соблюдение СанПиН ИКТ-компетентность Связи с ценностями

Учащимся можно предложить тексты для чтения разного уровня сложности. Учащимся, которые работают в высоком темпе, можно предложить дополнительные задания.

Самооценивание индивидуальной работы согласно дескрипторам, обратная связь с учителем. Оценивание учителя – «Устная похвала». Самооценивание – «Лестница успеха», Взаимооценивание – «Аплодисменты».

Устанавливается межпредметная связь с всемирной историей. Кабинет организован для групповой работы. Навыки ИКТ, чтобы посмотреть презентацию. Воспитание интереса к истории, формирование бережного отношения к историческим ценностям своей Родины.


Краткосрочный план

Раздел 2

Показатель развития общества: свободное время


ФИО педагога

Школа:

Дата




Класс 11

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:


ТЕМА УРОКА: §13 Символика в романе «Обломов». Особенности публицистический стиля. СОР № 2

Цели обучения в соответствии с учебной программой

11.2.3 соблюдать речевые нормы, избегая лексической недостаточности и избыточности, логических ошибок;

11.3.3 формулировать проблемные вопросы и отвечать на них, определяя пути решения проблемы;

11.5.2 использовать неполные предложения;

Цели урока

отвечать на вопросы по тексту; передавать события, соблюдая последовательность; соблюдать речевые нормы, избегая лексической недостаточности и избыточности, логических ошибок.

Ход урока


Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников


Ресурсы


Оценивание


Начало урока

I. Организационный момент.

Знакомство с темой, целями урока

Здравствуйте, продолжаем изучать раздел «Показатель развития общества: свободное время».

Тема урока: Символика художественных деталей в романе «Обломов».

Вы узнаете:

О символах и художественных деталях романа.

Вы сможете:

-заполнить «Таблицу-Синтез», соблюдая речевые нормы;

-сформулировать проблемные вопросы;

-использовать неполные предложения;

.

Учащиеся отвечают на вопрос, аргументируют свою точку зрения.



Компьютер

Интерактивная доска Учебник

ФО

Взаимооценка.



Середина урока



II. Актуализация знаний.

Прочитайте литературный справочник.

Деталь - элемент художественного образа. С помощью детали одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии).

Портрет - средство художественной характеристики, состоящее в том, что писатель выражает своё идейное отношение через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Интерьер - описание внутреннего убранства помещений, характеризующие эпоху, страну, общественное положение владельца. Интерьер - средство характеристики персонажей, отражение их внутреннего мира и душевного состояния.
Задание 1.

Рассмотрите схему. В прямоугольниках даны два лексических значения одного и того же понятия. Какое слово нужно вписать в овал?


?





Условный знак

Обозначение


Что данное слово обозначает в искусстве?

Примерный ответ: Символика

Символика в искусстве является художественным образом, воплощающим какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

III. Изучение нового материала

Задание 2. Какая тема объединяет слова деревня Обломовка, халат, диван, мягкие тапочки?

Задание 3.

Послушайте текст. Составьте 2 проблемных вопроса по тексту.

Одним из ярких символов в романе выступает Обломовка. Повествование начинается с картины могущественного всеобъемлющего сна. Всё тихо, всё сонно в Обломовке, время как будто бы застыло. Главный герой появляется на страницах романа в семилетнем возрасте, проснувшимся в своей маленькой постельке. А скончался он в квартире на Выборгской стороне «на одре смерти, как на ложе сна». Так, мотив сна, который является сквозным на протяжении всего романа, подытоживает и конец жизни Ильи Ильича. Уклад Обломовки сформировал личность героя, его отличительные черты: ленивый досуг, труд как наказание, еда как главная цель бытия. Другим символом обломовщины в романе является широкий домашний халат Обломова, который становится очень важной художественной деталью и переживает вместе с героем все этапы его эволюции.

В начале романа «настоящий восточный халат» из персидской материи достаточно прочный. Любовь к Ольге Ильинской и деятельная жизнь заставили его совсем забыть о халате, который показался ему противен. Но сразу же после разрыва с Ольгой Илья Ильич вновь облачается в поношенный и залатанный халат. Штольц, навещая друга, осуждающе замечает: «Что это ты не бросишь этого халата? Смотри, весь в заплатах!». Так, халат становится олицетворением душевной лени героя, прочно прирастает к Обломову.

Символом любви в романе стала ветка сирени, которую Ольга уронила во время свидания с Обломовым. Но поблёкла сирень, отошла и любовь. Расставаясь с Обломовым, Ольга плачет: «Мне жаль нашей аллеи, сирени…». Запах растения ассоциируется у Обломова с детством, с родительским домом, с любимой матерью, поэтому и любовь Обломова носится «в запахе сиреневой ветки».

Сиреневые кустарники были посажены друзьями на могиле Ильи Ильича.


Критерий оценивания

Дескрипторы

Правильно выполняет задания (соответствие задания группе умений при работе с текстом)

Определяет главную и второстепенную информацию текста

Использует ключевые слова/ словосочетания

Демонстрирует грамотную речь

Аргументирует свой ответ

IV. Освоение изученного материала.

Задание 5. Отгадайте загадку. Какое отношение угаданное слово имеет к теме урока?

Составьте синквейн с угаданным словом.

Удобства – дивное созданье!
К себе он манит, как магнит!
С ним не желаешь расставанья –
Он каждый день к себе манит!
В Ульяновске установлен символический философский диван Обломова. На самом памятнике имеется надпись «Здесь я понял поэзию лени и буду верен ей до гроба, если только нужда не заставит взяться за лом и лопату. Иван Гончаров. Симбирск. 1849 год». 12 июня 2006 года ко дню рождения Гончарова рядом с диваном появились две небольшие тапочки Обломова, отлитые кузнецами.

З адание 6. Предтекстовое задание.

Прочитайте текст. Словами-признаками дополните ментальную карту описанием предметов интерьера из авторского текста.

  • С какой целью автор подробно описывает интерьер комнаты?

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранную. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми, небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на всё, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них.

Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи.

…По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах.

V. Закрепление изученного материала

Задание 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Объясните постановку тире в неполном предложений.

Утро. Выглянул в окно и (не)узн…ю сад. Сирень расцвела пушист… кустами разных оттенков цвет…: белых, сиреневых, лиловых, розовых, алых. Над всем великолепи… - удивительно нежн… аромат. И особен…о хорош он по утрам. На ветках сирени – золотист… радуга. Над кустами – соловьин… трели. Сирень цветёт только в мае. Она - символ пробуждения весенних надежд после долг… грусти зимы.

Примерный ответ:

Утро. Выглянул в окно и не узнаю сад. Сирень расцвела пушистыми кустами разных оттенков цветов: белых, сиреневых, лиловых, розовых, алых. Над всем великолепием - удивительно нежный аромат. И особенно хорош он по утрам. На ветках сирени - золотистая радуга. Над кустами - соловьиные трели. Сирень цветёт только в мае. Она - символ пробуждения весенних надежд после долгой грусти зимы.
Тире в неполных предложениях ставится, если пропущен какой-нибудь член предложения, восстановить который можно из контекста предложения:

Над всем великолепием стоит удивительно нежный аромат.

На ветках сирени сверкает золотистая радуга.

Над кустами слышны соловьиные трели.

Она является символом пробуждения весенних надежд после долгой грусти зимы.

Задание 9.

  • Какой характер сформировался бы у Обломова, если бы он воспитывался в трудолюбивой семье?

  • Как вы думаете, в результате какого воспитания в ребёнке пропадает стремление к знаниям, появляется привычка к покою и лени?


Примерные ответы:

  • Если бы главный герой родился и воспитывался в трудолюбивой семье, то сформировался бы человеком, приносящим пользу обществу.

  • У детей пропадает стремление к знаниям, появляется привычка к покою и лени, если родители оберегают ребёнка с малых лет и проявляют гиперопеку.


Задание 10.

Используя стратегию РАФТ, подготовьте небольшое выступление:

РОЛЬ - психолог.

АУДИТОРИЯ-родители, чрезмерно опекающие своих детей.

ФОРМА - советы психолога родителям.

ТЕМА - «Гиперопека - модель неправильного воспитания детей».

Уважаемые родители, если вы пришли за советом значит понимаете, что чрезмерная опека детей чревата неблагоприятными последствиями: они не умеют постоять за себя, принимать самостоятельные решения, решать собственные проблемы и справляться с неприятными последствиями, им тяжело жить в открытом мире.

Прислушайтесь к моим советам, они основаны на знании основных потребностей детей:

  1. По мере взросления потребность в самостоятельности становится всё более явной и актуальной для его подготовки к взрослой жизни. Предоставляйте независимость по мере взросления.

  2. Вторая основная потребность связана с уверенностью в своих силах и гордостью за свои достижения. Признайте сильные стороны ребёнка и прислушайтесь к его желаниям.

Потребность в уверенности подкрепляется необходимостью чувствовать себя любимым, окруженным заботой и одобрением. Любите ребёнка без всяких условностей.





Прогнозирование учащимися темы урока.









Обменяться тетрадками с соседом для взаимопроверки


Конец урока


Наш урок подошел к концу.

Вы узнали:

О символике и художественных деталях романа

-заполнили «Таблицу-синтез», соблюдая речевые нормы;

-сформулировали проблемные вопросы;

-использовали неполные предложения;

Рекомендую посмотреть фильм режиссера Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» снятого по мотивам романа «Обломов». Подумайте над вопросом: Для чего живёт человек?

Рефлексия

  • Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

  • Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Учащиеся на стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение.








Дифференциация

Как вы планируете поддерживать учащихся

Оценивание Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся

Межпредметные связи Соблюдение СанПиН ИКТ-компетентность Связи с ценностями

Учащимся можно предложить тексты для чтения разного уровня сложности. Учащимся, которые работают в высоком темпе, можно предложить дополнительные задания.

Самооценивание индивидуальной работы согласно дескрипторам, обратная связь с учителем. Оценивание учителя – «Устная похвала». Самооценивание – «Лестница успеха», Взаимооценивание – «Аплодисменты».

Устанавливается межпредметная связь с всемирной историей. Кабинет организован для групповой работы. Навыки ИКТ, чтобы посмотреть презентацию. Воспитание интереса к истории, формирование бережного отношения к историческим ценностям своей Родины.


Краткосрочный план

Раздел 2

Показатель развития общества: свободное время


ФИО педагога

Школа:

Дата




Класс 11

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:


ТЕМА УРОКА: §14-16 Итоговый урок по роману «Обломова».

Цели обучения в соответствии с учебной программой

11.1.4 прогнозировать причины и следствия по предложенной проблеме;

11.2.3 соблюдать речевые нормы, избегая лексической недостаточности и избыточности, логических ошибок;

11.4.7 соблюдать пунктуационные нормы в конструкциях с союзом «как»;

Цели урока

На уроке вы узнаете:

Вы узнаете:

О правилах оформления поста в блоге;

Вы сможете:

-создать свой пост;

-составить текст-рассуждение;

-соблюдать пунктуационные нормы в конструкциях с союзом «как».

Ход урока


Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников


Ресурсы


Оценивание


Начало урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, продолжаем изучение раздела «Показатель развития общества: свободное время». Тема урока: Что читает молодежь?

На уроке вы узнаете:

О правилах оформления поста в блоге;

Вы сможете:

-создать свой пост;

-составить текст-рассуждение;

-соблюдать пунктуационные нормы в конструкциях с союзом «как».

Задание 1. Дайте определение ключевым словам и словосочетаниям.

  • Блог

  • Публикация

  • Хайп

  • СММ





Учащиеся отвечают на вопрос, аргументируют свою точку зрения.



Компьютер

Интерактивная доска

Учебник

Презентация

ФО

Взаимооценка.



Середина урока



II. Актуализация знаний.

Предтекстовое задание. «Выглядит как… . Звучит как…».

Подберите в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у вас возникают в связи с понятием «блогролл».

III. Изучение нового материала

Задание 3. Прочитайте текст.

Блог-это публичный дневник с комментариями. Блог открыт для чтения, более того, читатели могут оставлять к записям свои комментарии. Блог личностен, у него есть автор -живой человек.

Во-первых, блог социален. Во-вторых, с самого начала существования блогов авторы объединились в сообщества посредством публикации блогроллов - списков читаемых блогов. Ещё у блога, как нетрудно догадаться, предполагаются читатели, причем часть из них знает автора лично. Это делает блок уникальным по своей ненавязчивости и информативности.

Блог существует во времени - записи появляются в хронологическом порядке. Блог - это разговор. Люди обычно разговаривают о том, что представляет для них интерес и к чему у них есть личное отношение. Блоги - хорошая среда для рождения новых идей . Этимология слова «блог»: web log 1997- wee-blog(1999)-log.Значимое слово здесь log - запись событий или повседневной деятельности.

Ретроспективно первым блогом можно назвать веб-страницу изобретателя WWW Тима Бернерс-Ли. Термин weblog первым использовал John Barger. Сегодня в индексе Technorati 18.1 миллионов блогов, а их общая аудитория около 50 миллионов человек

Послетекстовые задания

  1. Придумайте заголовок к тексту.

  2. Определите три фактора блога.

  3. Могут ли посты в блогах заменить газеты и журналы в будущем?

   Примерный ответ

Заголовок: Что такое блог?

2. Посты в блогах смогут заменить газеты и журналы в будущем, при условии, что блоги будет вести профессиональная команда журналистов.

3. Блог определяют три фактора:

  • Определенное сообщество;

  • Объединение в сообщества;

  • Определенная читательская аудитория, некоторые из них знакомы лично с автором.

IV. Освоение изученного материала.

Задание 5. Лексический диктант

Установите соответствия между словами и значениями.

Задание 6. Прочитайте отрывок из романа И.А.Гончарова «Обломов».

Обломов<>и не заметил, что у постели его стоял очень худощавый <> господин.

-Здравствуйте, Илья Ильич.

-Здравствуйте, Пенкин; не подходите <>: вы с холода! - говорил Обломов. <> -Откуда вы?

-Из книжной лавки: ходил узнать, не вышли ли журналы? Читали мою статью?

-Нет. <> О чём? - спросил сквозь сильную зевоту Обломов.

О торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях, какие выпали нам на долю<>. Как это вы не читаете? Ведь тут наша вседневная жизнь. А пуще всего я ратую за реальное направление в литературе.

-Много у вас дела? - спросил Обломов.

-Да, довольно. Две статьи в газету каждую неделю…<> прочтите одну вещь, готовится великолепная, можно сказать, поэма: «Любовь взяточника к падшей женщине».

-Что ж там такое?

-<>Сюда, как на суд, созваны автором и слабый, но порочный вельможа и целый рой обманывающих его взяточников; и все разряды падших женщин…Вот вы прочтите, увидите сами,-добавил он уже без азарта.

-Нет, Пенкин, я не стану читать <>. Изобрази вора, надутого глупца, да и человека тут же не забудь. Где же человечность-то?...Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь,…Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, - тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову… -сказал он(Обломов), улегшись опять покойно на диване-изображают они вора, падшую женщину,-говорил он,- а человека-то забывают или не умеют изобразить . Какое же тут искусство, какие поэтические краски нашли вы? Обличайте…только, пожалуйста, без претензии на поэзию. –…человека давайте мне!-говорил Обломов.-Любите его…

-Любить ростовщика, ханжу… И видно, что вы не занимаетесь литературой!

Послетекстовое задание.

  • Используя слова для справок, составьте характеристику Пенкина.

  • Какая у него профессия?

  • Какое отношение у Обломова к Пенкину?

  • Можно ли назвать Пенкина «блогером» своего времени?

Слова для справок: одевается умышленно небрежно, пишет статьи для глянцевых журналов и газет, пишет на любые темы, готов быстро осветить любую тему, следовательно, не погружается в проблему, о которой пишет, у него просто нет времени, чтобы вникнуть в суть, пишет то, что от него требует публика: интриги, скандалы, разоблачения, растрачивает собственные силы и энергию на пустые цели, пишет исключительно для заработка, не вкладывая душу.

V. Закрепление изученного материала

Отношения Обломова к Пенкину.

В целом Обломов хорошо относился к Пенкину, но не разделял его мировоззрения. Обломов считал, что нужно писать не только головой, но и сердцем.

Пенкина можно назвать «блогером» своего времени. Говоря современным языком СММ, персонаж включал креативность и создавал ХАЙП.

Соблюдаем пунктуационные нормы.

Конструкции с союзом как.

В синтаксических конструкциях с союзом как запятая не ставится, если оборот имеет характер устойчивого сочетания (белый как мел (молоко), болезнь как рукой сняло, светло как днём)

Задание 8. Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях из романа И. А.Гончарова «Обломов».

1.Кажется, и печалями и радостями он управлял как движением рук как шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой.2. Они сносили труд как наказание, наложенное ещё на праотцов наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись. 3. И здесь как в Обломовке ему удавалось дёшево отделываться от жизни, выторговать у ней и застраховать себе невозмутимый покой.

Задание 8. Составьте текст-рассуждение, тезис «Блог-личный бренд, саморазвитие, способ заработка». Используйте следующие речевые клише:

Я думаю, что…

Потому что:

Во-первых,

Во-вторых,

В-третьих,

Вывод:

Задание 9. Изучите 12 правил оформления поста в блоге. Создайте свой пост о том, что читает молодёжь.

Каких авторов мы обсуждаем и читаем?

Пауло Коэльо. Очень популярный сегодня автор. Нас интересует в чем смысл бытия, и какой же путь уготован каждому из нас.

*С. Майер, а в частности «Сумерки». Знаменитая вампирская сага. Количество проданных книг уже перевалило за 42 миллиона. Хотя все это вполне объяснимо: людей манит все неизведанное, а тема вампиризма сегодня очень популярна.

*М.Булгаков, «Мастер и Маргарита». Добро и Зло, Бог и сам Сатана, любовь и расставание.

*Джейн Остен «Гордость и предубеждение». Одна из самых читаемых книг.

*Габриэль Гарсиа Маркес, «Сто лет одиночества». Эта философия о человеке, как о таковом. Молодежь читает роман скорее из-за того, что это модно, но вот парадокс: те, кто всё же осилил произведение раз, потом обязательно к нему неоднократно возвращаются.









Обменяться тетрадками с соседом для взаимопроверки


Конец урока


Домашняя работа

Задание 10. Составьте кластер с ключевым словом БЛОГ.
Рефлексия

Вы узнали:

О правилах оформления поста в блоге;

-создали свой пост;

-составили текст-рассуждение;

-применили пунктуационные нормы в конструкциях с союзом «как». Кстати, как называется последняя прочитанная вами книга? Рекомендую читать вам хорошие книги, ведь она - источник духовного развития.








Дифференциация

Как вы планируете поддерживать учащихся

Оценивание Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся

Межпредметные связи Соблюдение СанПиН ИКТ-компетентность Связи с ценностями

Учащимся можно предложить тексты для чтения разного уровня сложности. Учащимся, которые работают в высоком темпе, можно предложить дополнительные задания.

Самооценивание индивидуальной работы согласно дескрипторам, обратная связь с учителем. Оценивание учителя – «Устная похвала». Самооценивание – «Лестница успеха», Взаимооценивание – «Аплодисменты».

Устанавливается межпредметная связь с всемирной историей. Кабинет организован для групповой работы. Навыки ИКТ, чтобы посмотреть презентацию. Воспитание интереса к истории, формирование бережного отношения к историческим ценностям своей Родины.