Файл: Курсовая работа по дисциплине Управление безопасностью труда На тему Государственное управление охраной труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Управление безопасностью труда»
На тему: «Государственное управление охраной труда»
Выполнил студент Филатов Александр
Преподаватель:
Афанасьева Наталья Николаевна
Тула

Содержание
Введение
1. Основы государственного управления охранной труда
2. Новые подходы к управлению охраной труда
3. Сущность государственного управления охраной труда
Заключение
Список источников

Введение
Обеспечение охраны труда по ТК РФ осуществляется в виде государственного управления охраной труда; государственного надзора за соблюдением законодательства о труде, создания служб и комитетов по охране труда, законодательного закрепления обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий труда и работника по их соблюдению, обязательного страхования работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Осуществление организации охраны труда происходит путем объединения функций государства, работодателя и работников в сфере управления охраной труда.
Государственное управление охраной труда – это деятельность полномочных государственных органов исполнительной власти по осуществлению основанных на нормативных правовых актах исполнительных, регулирующих, разрешительных, координирующих, надзорных, контрольных и других функций, направленных:
· на формирование и проведение государственной политики по охране труда в областях их деятельности;
· на разработку и реализацию федеральных, отраслевых и региональных программ улучшения условий и охраны труда;
· на обеспечение безопасности работников в процессе труда, предупреждение и устранение нарушений требований охраны труда.
Государственное управление охраной труда осуществляется
Правительством Российской Федерации непосредственно или поручается федеральным органа исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

1. Основы государственного управления охранной труда
Государственное управление охраной труда осуществляется
Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. (в ред.
Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов
Российской
Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.
Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006
N 90-ФЗ).


2. Новые подходы к управлению охраной труда
законодательство государственный охрана труд
Государственная политика в области охраны труда, основывающаяся на положениях Трудового кодекса и Федерального закона ”Об основах охраны труда в Российской Федерации”, направлена на реализацию прав работников, их социальную защиту в процессе трудовой деятельности, формирование экономической заинтересованности работодателей и предпринимателей в создании безопасных условий труда.
Закрепленное в Конституции право государства на осуществление политики в области охраны труда позволяет рассматривать систему управления охраной труда в РФ как единое целое. При этом на каждом уровне управления (Федерация, ее субъекты, местное самоуправление) соответствующие органы обладают своей компетенцией.
Согласно ст.216 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральными органами исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г.
№ 321, утвердившим Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, последнее является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и др., в том числе в сфере условий и охраны труда.
1
Так, Минздравсоцразвития России принимает следующие нормативные правовые акты:

перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда;
1
http://otipb.narod.ru/


порядок обучения и проверки знаний работников организаций в области охраны труда, включая обучение и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников за счет ФСС;

положение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве;

методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда;

типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда;

порядок и нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты, лечебно- профилактического питания и т.д., смывающих и обезвреживающих средств, а лицам, занятым на работах с вредными условиями труда, - молока или других равноценных пищевых продуктов;

предельные нормы переноса и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет;

перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых рекомендуется в профилактических целях употреблять молоко или другие равноценные пищевые продукты;

правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания;

перечень производств, профессий и должностей, работа на которых дает право бесплатно получать лечебно-профилактическое питание в связи с особо вредными условиями труда;

перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, реализация которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.


Образованы следующие федеральные органы исполнительной власти по надзору за соблюдением установленного порядка в данной сфере деятельности:

Федеральная служба по труду и занятости (в ее составе -
Федеральная инспекция труда, осуществляющая государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде и охране труда);

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

Федеральная служба государственной статистики;

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии.
Образован ряд федеральных агентств, наделенных полномочиями по оказанию услуг в установленной сфере деятельности. В частности, создано
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, структурным подразделением которого является
Государственное учреждение ”Всероссийский центр охраны труда”.
Центр тяжести государственной системы управления охраной труда переносится на субъекты Федерации: они несут бремя ответственности за практическую реализацию государственной политики в области охраны труда. Здесь действует трехуровневая структура управления, представленная органами государственной власти регионов, органами самоуправления городских и сельских поселений, руководителями экономических субъектов.
Их функции должны быть закреплены соответствующими законодательными и нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Российское законодательство об охране труда включает федеральные и принятые субъектами РФ соответствующие законы и иные нормативные правовые акты. Согласно подп.”к” п. 1 ст.72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении Федерации и ее
субъектов. При этом в соответствии с п.2 ст.76 по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и исходя из них принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Осуществление административной реформы предполагает совершенствование правового регулирования в области охраны труда и на уровне регионов. О чем идет речь?
Введение в действие Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-
ФЗ ”Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации” требует пересмотра законодательства в области управления охраной труда в субъектах РФ и на территориях муниципальных образований. Федеральный закон об основах охраны труда предусматривает передачу в случае необходимости органам местного самоуправления отдельных полномочий по государственному управлению охраной труда на подведомственных территориях. Но в Федеральном законе № 131-ФЗ в числе вопросов местного ведения ”охрана труда” не названа (в отличие от вопросов пожарной и экологической безопасности). Это можно трактовать в том смысле, что охрана труда не может быть таким же предметом ведения, как обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования.
По-видимому, в силу того, что муниципальные образования существенно различаются между собой по виду (городские и сельские поселения), размерам территории, численности населения, структуре, социально- экономическому потенциалу и т.п., законодатель не посчитал необходимым наделить органы местного самоуправления равными объемами полномочий в области охраны труда.
Вместе с тем в некоторых случаях такая необходимость возникает.
Правовые нормы и критерии определения целесообразности и необходимости передачи местному органу управления тех или иных отдельных полномочий согласовываются органами (представительными и исполнительными) государственной и муниципальной власти и закрепляются законодательными актами субъекта РФ. Возможно, требуется внести

соответствующие изменения и дополнения в действующие во многих регионах законы об охране труда.
Содержание регионального закона об охране труда должно соответствовать федеральным законам об основах охраны труда и об общих принципах организации местного самоуправления в РФ. В структуре закона, на наш взгляд, целесообразно выделить следующие части: ”Общие положения”, ”Права и обязанности работников и работодателей на охрану труда”, ”Гарантии права работников на охрану труда”, ”Обеспечение охраны труда”; ”Управление охраной труда”, ”Надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда”, ”Ответственность за нарушение требований охраны труда”.
Далее, важно конкретизировать нормы федерального законодательства, отметив его отличие от регионального. Представляется, что действие регионального закона следует распространить на всех работников, а не только (как в федеральном законе) на тех, кто состоит с работодателем в трудовых отношениях. Таким образом, в рамки действия регионального закона включаются индивидуальные частные предприниматели
(работодатели-физические лица), которые в соответствии с Гражданским кодексом РФ обязаны соблюдать требования безопасности труда и своим трудом не наносить вред (в том числе здоровью) гражданам и юридическим лицам, а также возмещать нанесенный ущерб. Такая норма отвечает потребностям городских и сельских поселений, где в сфере индивидуального предпринимательства широко применяется наемный труд.
Региональное законодательство должно предоставить региональным органам государственной власти субъектов Федерации право передавать органам местного самоуправления отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда на территории соответствующих муниципальных образований.
Чрезвычайно важно включить в закон статью ”Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда”, в которой необходимо
зафиксировать, что ”предметом ведения местного самоуправления является создание безопасных условий и охраны труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на территории муниципального образования”, а также то, что ”органы местного самоуправления осуществляют муниципальное управление охраной труда на соответствующей территории” (конкретизировав это понятие в статье
”Муниципальное управление охраной труда”).
3. Сущность государственного управления охраной труда
Государственное управление охраной труда – это деятельность полномочных государственных органов исполнительной власти по осуществлению основанных на нормативных правовых актах исполнительных, регулирующих, разрешительных, координирующих, надзорных, контрольных и других функций, направленных:
· на формирование и проведение государственной политики по охране труда в областях их деятельности;
· на разработку и реализацию федеральных, отраслевых и региональных программ улучшения условий и охраны труда;
· на обеспечение безопасности работников в процессе труда, предупреждение и устранение нарушений требований охраны труда.
Государственное управление охраной труда осуществляется
Правительством Российской Федерации непосредственно или поручается федеральным органа исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации - орган государственной власти, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации. Оно регулирует отношения в социально-экономической сфере, в том числе, и в области охраны труда путем:


· формирования федеральных целевых программ и обеспечения их реализации;
· принятия мер по обеспечению условий для реализации трудовых прав граждан;
· осуществления руководства работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контроля их деятельности;
· утверждения положений о федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти и другое (статьи 12, 13, 16
Федерального Конституционного Закона от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ
«О Правительстве Российской Федерации».
Функции Федеральных министерств в сфере охраны труда определяются соответствующими положениями о
Федеральных министерствах.
Согласно части 2 статьи 216 ТК РФ:
«Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда».
Согласно статьи 32 ФКЗ «О Правительстве РФ» деятельность ряда федеральных органов исполнительной власти, таких как, МВД РФ, МЧС РФ,
Минобороны РФ, Минюста РФ и других, в том числе в сфере охраны труда, их функции, включая государственное управление охраной труда, определяются положениями о них, утверждаемыми Президентом Российской
Федерации.
Федеральной службой по экологическому технологическому и атомному надзору – (бывшие Госгортехнадзор РФ и Госатомнадзором РФ)
осуществляются специальные исполнительные, надзорные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в сфере обеспечения безопасности труда.
Государственное управление охраной труда на территории субъекта
Российской
Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта в сфере охраны труда в пределах его полномочий.
Нормативными правовыми актами регионального уровня устанавливаются полномочия органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в сфере управления охраной труда.
Некоторые полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть делегированы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, способствует взаимодействию федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в пределах своих полномочий в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации по предметам совместного ведения в сфере осуществления исполнительной власти (статьи 43, 44 ФКЗ «О Правительстве РФ») и осуществляет другие полномочия.
На основании и во исполнение Конституции РФ, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов Президента
Российской
Федерации и
Правительства
Российской
Федерации
Министерство здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития,
Федеральная служба по труду и занятости и Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, находящиеся в его ведении,