Файл: Тема Криминология, её предмет и система 3 Тема История криминологии 12.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 285
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
II Элементы механизма совершения конкретного преступления: мотивация, планирование, совершение преступления.
Механизм предумышленного преступления как наиболее полный включает три основных звена: 1) мотивацию преступного поведения; 2) планирование преступных действий; 3) исполнение преступления и наступление общественно опасных последствий.
Мотивация - ключевой элемент (звено) в механизме преступного поведения. Одни авторы под этим термином понимают «психическое явление, характеризующее личность и представляющее собой совокупность её мотивов в их развитии, взаимодействии и реализации»103. Другие, например, В.Д. Филимонов, считает, что мотивация «это процесс определения личностью характера и направленности поведения, процесс формирования его мотива. Мотив же является результатом этого процесса»104.
Мотив, будучи внутренним побуждением, тесно связан с внешним миром. Иными словами, мотив возникает у человека тогда, когда он встречает или находит предмет, с помощью которого может удовлетворить потребность. Например, потребность в пище испытывают все. При этом одни способны убить ближнего ради куска хлеба. А другие, отдать последний кусок хлеба более слабому и беззащитному.
Следовательно, существует сложная взаимосвязь внешнего и внутреннего: внешний мир предлагает набор имеющихся способов удовлетворения потребности, но выбор способа осуществляется с помощью внутренних регуляторов поведения человека, например, ценностных ориентаций.
Таким образом, мотивация формируется под воздействием внешних и внутренних побудительных стимулов, которые вызывают необходимость совершения того или иного поступка. Стимулами могут быть такие психические элементы человеческой личности, как потребности, влечения, эмоции, интересы, ценностные ориентации.
Главную роль, с точки зрения В.Н. Кудрявцева, в формировании мотивов преступного поведения играют потребности. Потребности человека отражают его зависимость от внешнего мира, нужду в чём-либо. Классифицируя различные потребности, можно выделить шесть основных групп: 1) материальные потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в социальном общении (уважении, признании, одобрении); 4) сексуальные потребности; 5) потребность в знаниях; 6) мировоззренческие потребности
105.
В большинстве случаев источником мотивации преступного поведения являются потребности материальные, потребности в социальном общении (самоутверждение) и сексуальные потребности. При этом надо заметить, что каждый вид потребности может иметь разную степень интенсивности и разную направленность. Например, в материальных потребностях различают четыре разновидности:
а) потребности жизненно необходимые, без удовлетворения которых человек может погибнуть (пища, одежда, безопасность, размножение, жилище и т.п.);
б) потребности нормальной интенсивности, характерные для данного общества или его преобладающей части, удовлетворение которых полезно и приятно, но отказ в их удовлетворении, как правило, может быть перенесён без трагических последствий (социальное общение, знания и др.);
в) гипертрофированные (завышенные) потребности, удовлетворение которых для всех граждан общество пока не обеспечивает;
г) извращённые потребности, противоречащие интересам общества и развитию личности (алкоголь, наркотики, азартные игры и т.п.)106.
Формирование материальных потребностей тесно связано с условиями жизни людей и социально-экономической природой общественного строя. Как только рамки легальных возможностей для удовлетворения жизненно необходимых потребностей и потребностей нормальной интенсификации сужаются, мы наблюдаем высокий уровень преступности. При этом резко увеличивается доля краж, грабежей, мошенничества и других «общедоступных» для большинства людей преступлений. Исследованиями 60-70-х годов было установлено, что прямая нужда являлась причиной 3-6% корыстных преступлений. В начале 90-х годов эта цифра поднялась до 8% и в дальнейшем существенно возрастала. По мнению специалистов, нужда стала причиной 20-30% всех корыстных преступлений, в конце 90-х годов107.
Однако корыстные мотивы порождаются и гипертрофированными (завышенными) и извращёнными потребностями. Стремление к сверхдоходам ведёт к крупным хищениям, финансовым махинациям, нарушению таможенного, налогового законодательства, к убийствам по найму. Пьянство, употребление наркотиков порождает не только агрессивную, но и корыстную мотивацию.
Человеческая потребность, для того, чтобы породить мотив поведения, в том числе и преступного, должна актуализироваться, т.е. превратиться из скрытой, пассивной формы в активную. Стремление немедленно или быстро удовлетворить эту потребность возникает, как правило, под воздействием каких-либо внешних обстоятельств. Так, нормальные материальные потребности удовлетворяются индивидом повседневно, но могут актуализироваться, например, при появлении возможности заработать лишние деньги или, напротив, при ухудшении материального положения.
Потребности в социальном общении (самоутверждение, сохранение или повышение престижа или статуса, превосходство над окружающими) нередко ведут к формированию мотивов агрессивного характера (ненависть, месть, обида, ревность и др.). По данным криминологов, среди порождённых этими потребностями мотивов поведения стремление к насилию над людьми встречается примерно в 40 % случаев. Потребность в самоутверждении становится более острой при её ущемлении. Так специалисты отмечают, что в 15-17% агрессивное поведение было вызвано тем, что законные интересы субъекта были ущемлены потерпевшими108.
Актуализация потребности происходит в результате взаимодействия личности с объективной социальной средой - с ситуацией, в которой оказался субъект и в которой ему предстоит действовать. При этом запускается механизм планирования поступка, который способствовал бы удовлетворению определённой потребности даже вопреки возникшему препятствию.
В структуре этого механизма большую роль играет эмоциональное состояние личности: влечения, чувства и эмоции, под которыми следует понимать трудно регулируемые личностные проявления (стремления), в основном органического (биологического) характера109.
Известно, что многие преступления совершаются под воздействием острых эмоциональных состояний например, страха, злобы, негодования, тщеславия, честолюбия, сочувствия, любви мести, трусости, гнева и т.д. По данным следственной и судебной практики, чувства составили мотив преступлений в 43% уголовных дел об умышленных убийствах и умышленном телесном повреждении110.
Начальные звенья механизма преступного поведения, совершаемого под влиянием влечений и эмоций, свёртываются, исчезают, и переход к действию следует нередко сразу же после появления образа желаемого объекта. Например, вместо того, чтобы спокойно и разумно решить возникшую проблему, человек раздражается, впадает в гнев, это отрицательно сказывается на нём и на окружающих. Неслучайно влечения и эмоции порождают агрессивное поведение в бытовых ссорах и конфликтах более чем в половине случаев. Сочетание антиобщественной направленности личности, слабо развитого интеллекта и эмоционального возбуждения приводит в подобных ситуациях к тому, что механизмы внутреннего контроля оказываются малодейственными.
Потребности субъекта определяют его интересы, а в последствии и мотивы деятельности.Поэтому интересы близки к потребностям и отличаются от них только тем, что включают осознание, как самой потребности, так и того пути, на котором их можно удовлетворить. Например, потребность властвовать над людьми может породить карьеристские интересы на работе или интересы доминирования (лидерства) в семье и даже насилия над близкими. Так среди причин семейного насилия мужчины назвали невозможность или неспособность достичь высокого социального статуса, которые заставляют их компенсировать свои неудачи установлением диктата в семье, власти над женой.
Важную роль в формировании мотива преступления играет система ценностных ориентаций, на которую при определении линии своего поведения опирается человек. В ней одни ценности располагаются выше других, им отдаётся предпочтение. Это, в свою очередь, влияет на мотивацию поступка, выбор целей и средств их достижения. Ценности при этом играют троякую роль.
Во-первых, они могут стимулировать складывающийся мотив поведения и укреплять антиобщественные намерения субъекта. Так, если материальные потребности возникли у лица, которому присуща корыстная ценностная ориентация, то можно предположить с большей долей вероятности формирование у него корыстного мотива.
Во-вторых, ценностные ориентации в иных случаях тормозят антиобщественные проявления и блокируют формирование мотива преступления. В том же примере, если материальные потребности возникли у лица с другой, бескорыстной ориентацией, его действия будут направлены не на хищение, а, например, на законный заработок необходимых средств.
В-третьих, ценностные ориентации могут стать и самостоятельным источником мотива преступления. Искажённые идеологические представления, например, национализм или религиозный фанатизм, могут породить террористические и другие преступные мотивы и намерения111.
В качестве составных элементов ценностных ориентаций выступают нравственное и правовое сознание личности. У преступников они ослаблены и деформированы. Поэтому для лиц с антиобщественной ориентацией характерны проявления правового нигилизма, неприятие правовых требований и запретов, хотя они достаточно хорошо понимают их необходимость (и даже иногда признают на словах). У них устойчива привычка действовать под влиянием сиюминутных побуждений, не задумываясь о праве и о грозящем наказании.
Потребности, интересы, влечения, эмоции, ценностные ориентации - это внутренние компоненты личности, под действием которых формируется мотив преступления. Хотя мотивация поступка субъективна, она испытывает на себе влияние объективных (внешних) факторов. Последние вместе с внутренними перерабатываются в сознании (и подсознании) личности, взаимодействуя с такими элементами, как стереотипы принятия решения, привычки, отношение и оценки окружающих людей и т.д.
В большей или меньшей степени (независимо от того, какой характер мотивации типичен для того или иного индивида) особенностями мотивационной сферы лиц, совершивших преступление, являются:
1) антисоциальность мотивов, в большинстве случаев проявляющаяся в узколичностных побуждениях субъекта;
2) преобладание материальных и естественных побуждений над духовными;
3) доминирование побуждений, например, влечений, а не долга;
4) господство побуждений с ближайшими целями, а не с более отдалёнными и жизненно важными перспективами. Однако для субъектов профессиональной и организованной преступности, мошенников финансовых пирамид и др. это суждение не всегда правильно.
5) низкий уровень этих побуждений в системе социальных ценностей нашего общества»112.
Планирование преступления осуществляется тогда, когда потребности, интересы, влечения, эмоции, ценностные ориентации, т.е. все внутренние компоненты личности, сформировали мотив (мотивы) преступления. На этом этапе оформляется замысел субъекта, и преступление из абстрактного намерения превращается в ощутимую реальность.
Планирование преступления, как и любого другого поступка, подчиняется общим закономерностям планирования операций. Нужно знать обстановку, в которой лицо предполагает действовать; определить цель действий и их объект; применяемые средства и способы достижения цели; время и место действия; затраты (ресурсы); пути реализации достигнутых результатов. При этом субъект должен представлять себе возможности, которыми он располагает, прогнозировать ожидаемые трудности и вероятностные последствия своих действий, т.е. создать модель будущего поведения.
Криминологи, изучающие процесс планирования преступлений и принятия решений преступниками, выделяют ряд оптимальных критериев плана, к которым на практике стремятся эти субъекты.
Планирование как звено механизма преступного поведения наполняется различным содержанием в зависимости от вида преступления, личности преступника и текущей обстановки. Но в самом общем случае оно включает три элемента: определение цели, выбор объекта посягательства и выбор средств достижения цели.