Файл: Тема Криминология, её предмет и система 3 Тема История криминологии 12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 308

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во вторую группу правовых актом входят, например, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995г.), Межгосударственная программа борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников СНГ на период до 2000г. (1996г.) Так, Конвенция имеет целью соблюдение международных стандартов в области прав человека всеми государствами - участниками СНГ. Это касается, например, права каждого человека на жизнь (ст.2).

Третью группу правовых актов (внутригосударственных) составляют:

  • Конституция РФ.

  • Федеральные законы

  • Постановления Правительства РФ;

  • Федеральные, региональные программы по борьбе с преступностью.

Рассмотрим некоторые из вышеперечисленных правовых актов.

Важное значение для правового обеспечения мер предупреждения преступности имеют отдельные статьи Конституции Российской Федерации. Так, статья 2 Конституции провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает обязанность государства по их соблюдению и защите. Исполнение этой обязанности осуществляется различными способами, в том числе путём предупреждения государственными органами уголовно наказуемых посягательств на права и свободы граждан.

Определённый интерес для предупреждения преступлений органами внутренних дел представляет принятое в соответствии с Указом Президента и Постановлением Правительства РФ “Положение о национальном центральном бюро Интерпола” (1996 г.). В соответствии с Положением задачами НЦБ Интерпола являются:

  • обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях;

  • оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ;

  • наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является РФ.

Следующую группу внутригосударственных правовых актов составляют Кодексы.

Значение уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) для правового регулирования предупреждения преступности определяется, прежде всего, тем, что его статьями очерчен круг деяний, запрещённых под угрозой уголовной ответственности. Особое значение для предупреждения преступлений большей общественной опасности имеет ряд статей с двойной превенцией (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; похищение или повреждение документов, штампов, печатей), а также стимулирующих поведение, препятствующее совершению преступлений (о необходимой обороне, о добровольном отказе от совершения преступлений и т.д.).


Важную роль в правовом регулировании предупреждения преступлений играет Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), регламентирующий основания и порядок осуществления мер административного предупреждения, пресечения и наказания (взыскания). Ярко выраженную криминологическую функцию выполняют статьи КоАП РФ по борьбе с пьянством, наркотизмом, экологическими правонарушениями. Значение КоАП РФ состоит ещё и в том, что применение его норм позволяет эффективно противодействовать допреступному поведению граждан.

Следующую группу правовых актов составляют внутриведомственные нормативные акты, которые содержат разъяснение и детализацию правомочий субъектов правоохранительной системы.

Одним из таких документов является Наставление о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утверждённое приказом МВД РФ от 11 августа 1998 года №490. В данном Наставлении излагается сущность предупреждения преступлений, задачи ОВД РФ.

Кроме того, Наставлением определён объект воздействия ОВД, которым является:

  1. причины и условия, способствующие формированию личности правонарушителя. Таковыми могут быть: неблагополучная обстановка в семье, учебном или трудовом коллективе; негативное влияние со стороны ближайшего окружения; злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств и т.д.

  2. лица, состоящие в органах внутренних дел на учётах, в отношении поведения которых законодательством Российской Федерации установлены ограничения. Например, освобождённые из мест лишения свободы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений, освобождённые от уголовной ответственности и наказания в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия, имеющие диагноз “хронический алкоголизм”, “наркомания” и т.д.

  3. лица, которые своим поведением способствуют совершению в отношении их правонарушений. Таковыми являются лица, предоставляющие жильё для сборищ лицам, ранее совершавших преступления, состоящих на оперативном учёте; психически больные, представляющие опасность для окружающих (состоящие на специальном учёте органов здравоохранения).

Подводя итог изучения вопроса о нормативно-правовом регулировании деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступлений, следует иметь в виду, что внутриведомственные нормативные документы являются приемниками основных положений правовых актов более высокого уровня, а именно: международных и внутригосударственных. Они могут выступать в форме приказов, уставов, положение, инструкций, распоряжений и т.д.



V. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.

Уровень преступности практически каждого государства мирового сообщества всё в большей степени определяется факторами извне. Наиболее значимые по степени общественной опасности преступления нередко совершаются на территории двух и более государств, а преступно нажитое скрывается и «отмывается» за пределами страны, где было совершено преступление. Поэтому должное противодействие преступности может быть достигнуто только сотрудничеством в рамках, установленных отдельными странами, на основе существующих международных соглашений, национальных законодательств, технических возможностей и, наконец, доброй воли всех заинтересованных сторон.

Формы международного взаимодействия в области борьбы с преступностью весьма разнообразны:

  • оказание помощи по уголовным, гражданским и семейным делам;

  • заключение и реализация международных договоров и соглашений по борьбе с преступностью и, прежде всего, транснациональной преступностью;

  • исполнение решений иностранных правоохранительных органов по уголовным и гражданским делам;

  • регламентация уголовно-юридических вопросов и прав личности в области обеспечения правопорядка;

  • обмен информацией, представляющей взаимный интерес для правоохранительных органов;

  • проведение совместных научных исследований и разработок в области борьбы с преступностью;

  • обмен опытом правоохранительной работы;

  • оказание содействия в подготовке и переподготовке кадров;

  • взаимное представление материально - технической и консультативной помощи.

Стратегические вопросы международного сотрудничества в области борьбы с преступностью решаются Организацией Объединённых Наций (ООН). Так, в ст.1 Устава ООН говорится, что ООН: поддерживает международный мир и безопасность, развивает дружественные отношения между государствами; осуществляет международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального и гуманитарного характера141.

Борьба с организованной транснациональной преступностью постоянно находится в повестке дня ООН. С этой целью разрабатывается специальная Программа ООН по борьбе с преступностью и уголовному правосудию. В основе программы решения Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) и Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, рекомендации конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.


Кроме того ООН:

  • координирует сотрудничество государств по предупреждению преступности;

  • издаёт специальные статистические сборники о состоянии, структуре, динамике преступности в мире, уголовной политике, особенностях национального законодательства;

  • вырабатывает основные стандарты, принципы, рекомендации, формулирует международные нормы в защиту лиц, обвиняемых в совершении преступлений и лиц, лишённых свободы.

Высшим органом ООН является Генеральная Ассамблея ООН. Она выступает инициатором разработки международных национальных программ борьбы с наиболее опасными и распространёнными видами преступлений. Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд документов, которые прямо направлены на борьбу с преступностью в мире:

  • минимальные стандартные правила обращения с заключёнными;

  • кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка;

  • меры борьбы против коррупции;

  • международный кодекс поведения должностных лиц;

  • основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка;

  • декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью и т.д.

Помимо ЭКОСОС, Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию в систему органов ООН, специализирующихся по вопросам борьбы с преступностью, в ООН входят различные центры, например, Центр по международному предупреждению преступности (Венский центр), а также институты, например, Хельсинский институт ООН по предупреждению преступности и борьбе с ней.

Наиболее значимыми с точки зрения криминологии мероприятиями, проводимыми ООН, международные конгрессы по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Первый конгресс состоялся в Женеве в 1955 году.

ООН в силу своего специфического положения применительно к борьбе с преступностью решает в основном задачи глобального, стратегического характера. Более конкретные, тактические задачи решаются региональными международными организациями: Совет Европы, Европейский Союз, Организация американских государств, Лига арабских стран, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Организация Африканского единства.

Российская Федерация и ряд стран СНГ наиболее плотно сотрудничают с региональными международными организациями, находящимися на европейском континенте.


Сотрудничество европейских стран осуществляется в рамках группы «Треви». Форма сотрудничества - регулярно проводимые совещания министров юстиции, полиции и служб безопасности. На первом этапе группа «Треви» занималась лишь терроризмом. Сейчас круг совместно решаемых проблем значительно расширился.

В сентябре 1992 года министры внутренних дел и юстиции государств Европейского Сообщества приняли решение о создании Европола - органа полицейского сотрудничества со штаб-квартирой в Страсбурге. Основная задача Европола - организация и координация взаимодействия национальных полицейских систем в борьбе с терроризмом, «отмыванием» денег, нелегальным оборотом наркотиков и оружия, контроль за внешними границами Европейского Сообщества.

Европол имеет некоторое сходство с Интерполом - Международной Организацией уголовной полиции, созданной 7 сентября 1923 года. В настоящее время число членов этой организации составляет более 170. Россия была принята в Интерпол в 1990 году. Основные цели Интерпола:

  • обеспечивать широкое взаимодействие всех органов (учреждений) криминальной полиции в рамках существующего законодательства в духе Всеобщей декларации прав человека;

  • создавать и развивать институты, которые могут содействовать успешному предупреждению уголовной преступности. Устав Интерпола не допускает вмешательства во внутренние дела стран-членов или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

К услугам Интерпола обращаются не только полицейские, но и другие правоохранительные органы. Объектами практического воздействия этой организации являются в основном транснациональные преступления и преступники.

Высший орган Интерпола - Генеральная Ассамблея, куда входят представители всех членов этой организации. Генеральная Ассамблея помимо организационных и финансовых вопросов определяет приоритетные направления деятельности.

Структурные звенья Интерпола - Национальные центральные бюро Интерпола (НЦБ), которые одновременно являются подразделениями полиции стан - участниц Интерпола. Функции НЦБ Интерпола РФ рассмотрены выше.

Интерпол является главным координатором интернационального розыска преступников. Он определяет стратегические направления деятельности полиции.

Международная ассоциация уголовного права (МАУП-1924г.) на основе Международного союза специалистов по уголовному праву, возникшего ещё в 1889г. Согласно Уставу эта организация стремится к совершенствованию законодательства и правовых институтов, обеспечивающих гуманное и эффективное правосудие. Она осуществляет деятельность с помощью национальных групп отдельных стран. Ассоциация организует проведение международных конгрессов по проблемам уголовного права, консультирует ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации, по просьбам государственных органов отдельных стран проводит экспертизы проектов законодательных актов. Основными задачами МАУП являются: изучение преступности, причин и средств борьбы с ней, изучение реформ уголовного права, пенитенциарной системы и уголовного процесса, изучение проблем международного уголовного права.