Файл: Тема Криминология, её предмет и система 3 Тема История криминологии 12.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 306
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Возрождение отечественной экономики, стимулирование развития малого и среднего бизнеса, повышение уровня дохода населения; снижение уровня инфляции и безработицы и т.д., это экономические меры предупреждения преступности.
К социальным мерам относятся, к примеру, защита интересов малообеспеченных слоёв населения, всесторонняя помощь беженцам, вынужденным переселенцам, безработным и т.д.
В качестве организационно-управленческих мер предупреждения преступности можно назвать такие, как повышение уровня раскрываемости преступлений; устранение противоречий в компетенции органов, осуществляющих борьбу с преступностью; введение обязательности криминологической экспертизы законодательства; повышение уровня профессионализма в системе органов, осуществляющих борьбу с преступностью и т.д.
К правовым мерам предупреждения преступности следует отнести, например своевременное принятие правовых актов, повышающих эффективность борьбы с преступностью; законодательную переоценку общественной опасности отдельных видов преступлений и т.д.
Культурно-воспитательные меры включают разнообразные усилия по утверждению в жизни общества идей добра и справедливости, законов высокой нравственности, по устранению явлений моральной безнормативности и деградации, эффективному противодействию массовой культуре, пропаганде эгоцентризма, насилия, жестокости и т.д.
Представленный перечень предупредительных мер далеко не полон. Наряду с вышеуказанными можно также назвать, например, предупредительные меры демографического, технического, медицинского, психологического и иного характера. Важно заметить, что реальная польза от применения этих мер возможна только при наличии соответствующего материального финансирования.
Последним элементом системы предупреждения преступности являются субъекты, которых для удобства изучения можно разделить на три группы:
Субъекты общесоциального предупреждения – федеральные, региональные и местные органы власти и управления, общественные организации, не выполняющие непосредственные правоохранительные задачи.
Субъекты специально-криминологическо предупреждения: а) государственные органы, выполняющие правоохранительные функции (МВД, ФСБ, прокуратура, МЮ РФ, ФСКН и др.); б) органы, осуществляющие специальную юрисдикцию (комиссии по делам несовершеннолетних и соблюдению их прав, наблюдательные комиссии); в) частные и общественные структуры, содействующие выполнению правоохранительных задач (частные охранные предприятия, добровольные народные дружины, общественные правозащитные организации, например, «Гражданский контроль» (Санкт-Петербург»), «Сопротивление» (Москва) и др.
Субъекты индивидуального предупреждения - родители и лица, их заменяющие; сотрудники государственных правоохранительных органов; работники иных государственных органов и учреждений; отдельные граждане.
Особое место в этом перечне занимает семья, чью роль в предупреждении индивидуального преступного поведения трудно переоценить. Семья особенно на ранних этапах развития личности играет решающую роль в предупреждении преступлений. Она своеобразное государство, где действует своя система воспитания, убеждения и наказания, предупреждения антиобщественных поступков. Общество должно быть заинтересовано в позитивном воздействии семьи на своё развитие, а не только вести борьбу с неблагополучными семьями. Чем больше будет создаваться материальных, культурных и иных возможностей для нормального существования семьи, тем выше будет уровень предупреждения преступности. Исторический опыт показывает, что в тех общественных системах, где есть культ семьи, родителей, детей, там, как правило, ниже уровень преступности.
Конечно, такое распределение субъектов носит условный характер, так как отдельные аспекты индивидуального, специального и общесоциального предупреждения преступности имеются в деятельности субъектов каждой из вышеуказанных групп. Кроме того, все перечисленные субъекты находятся во взаимодействии друг с другом.
В криминологии имеет место и другие классификации субъектов предупреждения преступности140.
В последнее время для координации деятельности по предупреждению преступности создаются различные органы и учреждения, например, межведомственные комиссии по борьбе с преступностью и коррупцией, координационные советы по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, городские центры по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Вместе с тем ключевым звеном в системе предупреждения преступности являются правоохранительные органы.
III. Правоохранительные органы как субъекты профилактики.
Координация деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступности, в соответствии с Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 года №567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», возложена на органы прокуратуры.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 1992 года, на органы прокуратуры возложены такие функции как:
-
надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и действующих на территории Российской Федерации законов; -
уголовное преследование; -
координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; -
участие в правотворческой деятельности; -
международное сотрудничество; -
участие в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел.
К средствам прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона относятся: опротестование незаконного акта; вынесение постановлений на незаконные действия должностных лиц; внесение представлений об устранении причин и условий, приведших к нарушению закона; вынесение предостережений о недопустимости нарушений закона.
Органы федеральной службы безопасности (органы ФСБ), в соответствии с Федеральным законом «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», осуществляют деятельность по следующим основным направлениям:
-
контрразведывательная деятельность; -
борьба с терроризмом; -
борьба с преступностью; -
разведывательная деятельность; -
пограничная деятельность; -
обеспечение информационной безопасности.
Иные направления деятельности органов ФСБ определяются федеральным законодательством.
Так, осуществляя борьбу с преступностью, органы ФСБ проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению. В компетенцию органов ФСБ входят мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
Органы Министерства юстиции участвуют в профилактике преступности, реализуя свои задачи и функции по организационно-методическому руководству экспертных учреждений, службы судебных приставов, учреждений по исполнению наказаний, регистрационной деятельности. Ведение судебной статистики позволяет накапливать необходимую информацию для криминологического прогнозирования и планирования борьбы с преступностью.
Экспертные учрежденияучаствуют в выявлении причин и способствующих им условий преступности посредством выдачи их сотрудниками заключений по конкретным делам и при обобщении экспертной практики, например, по делам о транспортных, компьютерных, экологических преступлениях, кражах с проникновением в помещения и т.д.
Учреждения по исполнению наказаний в рамках обеспечения организации исполнения наказаний выполняют такие основные задачи по предупреждению преступлений, как:
-
исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы; -
обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах (СИЗО), безопасности персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений, содержащихся в них осуждённых, а также охраны объектов уголовно-исполнительной системы; -
содействие другим правоохранительным органам в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в работе по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений; -
обеспечение основного общего и начального профессионального образования и профессиональной подготовки осуждённых.
Федеральная таможенная служба проводит мероприятия по предупреждению контрабанды, фактов умышленного уклонения от уплаты таможенных платежей; незаконного экспорта товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения; невозвращения на территорию России предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран и др.
Органы внутренних дел занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов и выполняют значительный объём работы. Предупреждение преступлений органами внутренних дел является видом деятельности, осуществляемой в пределах их компетенции, по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, принятию мер к установлению данных обстоятельств, воздействию на лиц, характеризующихся устойчивым противоправным поведением, с целью недопущения с их стороны преступных деяний.
Специфика профилактической работы в отдельных службах и подразделениях ОВД зависит от того, какое место в их общей деятельности занимает профилактика преступлений, на какой объект она ориентирована, каковы реальные профилактические возможности конкретной службы и подразделения.
Так, согласно Закону о полиции, её деятельность осуществляется по следующим основным направлениям:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Подводя итог вышесказанному, следует заметить, что положительного результата в предупреждении преступности можно ожидать только тогда, когда все указанные субъекты будут осознавать важность проводимой ими работы и будут стремиться не к выпячиванию собственных заслуг, а к сотрудничеству и помощи другим субъектам в достижении общей цели - удержание преступности на социально терпимом уровне.
IV. Правовая основа деятельности по предупреждению преступлений.
Предупреждение преступлений должно осуществляться в строгом соблюдении законодательства. В противном случае сама эта деятельность может спровоцировать противоправное поведение.
Перечень правовых актов, регламентирующих предупреждение преступности, занимает несколько тысяч. Единого документа в этой области до сих пор не существует. Для удобства анализа, с учётом определённых особенностей можно выделить несколько групп:
-
Международные правовые акты. -
Правовые акты стран Союза Независимых государств (СНГ). -
Внутригосударственные правовые акты. -
Ведомственные нормативные акты.
Среди международных правовых актов, имеющих значение для предупреждения преступности, можно назвать такие, как: Всеобщая декларация прав человека (1948г.); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984г.); Минимальные стандартные правила Организации Объединённых Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (“Пекинские правила”) (1985г.); Руководящие принципы Организации Объединённых Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних. (Эр-Риядские принципы) (1990г.); Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия и т.д.