Файл: Тема Криминология, её предмет и система 3 Тема История криминологии 12.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 305
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принцип законности означает осуществление предупреждения преступности в строгом соответствии с законодательством, с компетенцией субъектов предупредительной деятельности, разграничением полномочий между Федерацией и субъектами Федерации, муниципальными образованиями. Меры воздействия на группы повышенного риска и на отдельных граждан применяются только при наличии достаточных данных, определяющих основания предупредительного воздействия на таких лиц при неуклонном соблюдении их прав и законных интересов.
Принцип демократизма означает широкое участие в профилактической деятельности как общественных и религиозных объединений, так и населения в целом; включение в систему предупредительной деятельности мер по выработке солидарной позиции общественного мнения; осуществление органами законодательной власти и представительными органами местного самоуправления, а также собраниями граждан контроля за предупредительной деятельностью путём получения информации о ней, соответствующей оценки и выдвижения требований по совершенствованию предупредительной деятельности и устранению нарушений. В этой сфере достаточно широко используется и конституционное право граждан обращаться лично, а также коллективно по вопросам борьбы с преступностью в государственные органы и органы местного самоуправления.
Социальная справедливость и гуманизм деятельности по предупреждению преступности проявляется в её упреждающей защите ценностей общества, прав и законных интересов физических лиц, которым может быть причинён вред преступлениями; в устранении нарушений закона в деятельности различных органов, предприятий, учреждений, организаций и отдельных лиц, которые (нарушения) являются питательной средой для преступности; в выявлении, устранении условий для легализации и законном изъятии средств и иного имущества, нажитых незаконным путём; в обеспечении соответствия мер предупредительного воздействия их конкретным задачам, не допуская при этом физических страданий и унижения человеческого достоинства лиц, к которым они применяются, нарушения других аспектов требования «не навреди».
Комплексность в деятельности по предупреждению преступности проявляется в программно-целевом подходе, всестороннем анализе и прогнозе ситуации и использовании на этой основе мер экономического, воспитательного, управленческого, правового характера для воздействия на всю совокупность причин и условий преступности, её отдельных видов, а также возможного возникновения криминальных ситуаций и перехода членов общества на преступный путь.
Комплексность предполагает также координацию деятельности субъектов предупреждения преступности, сочетания воздействия на личность и среду, разработку типовых моделей предупредительной деятельности, для того, чтобы обеспечить взаимодействие усилий всех субъектов профилактики.
Принцип дифференциации и индивидуализации предупредительной деятельности означает соотнесение характера и интенсивности намеченных мер с конкретными задачами воздействия, с учётом статуса и особенностей личностей, к которым применяются профилактические меры, условий их жизнедеятельности и динамики поведения.
Своевременность и достаточность предупредительной деятельности означает её организацию на возможно более раннем этапе возникновения ситуаций, создающих угрозу совершения преступлений. При этом предупредительные меры должны применяться в объёме и с такой степенью интенсивности, которые позволяют реализовать в каждом случае весь комплекс предупредительных целей.
Научная обоснованность как принцип предупреждения преступности предполагает:
а) обеспечение соответствия разрабатываемых задач и мер предупредительной деятельности социальной и криминальной ситуации, её тенденций, а также основным ценностям общества, существующим возможностям кадрового, ресурсного обеспечения и уровня правового регулирования;
б) государственный заказ на научные разработки в сфере предупреждения преступности, осуществляемый на базе прогноза развития ситуации и учёта уже обозначившихся потребностей практики;
в) создание организационной базы для экспериментальной проверки научных разработок и сопровождения их в процессе внедрения;
г) создание современной информационной базы на машинных программах и носителях, обеспечивающей мониторинг ситуации, её прогноз в сопоставлении с состоянием предупредительной деятельности;
д) использование современных методов оценки эффективности предупредительной деятельности на основе выявления корреляционных и содержательных связей между решениями, принимаемыми и осуществляемыми для предупреждения преступности, и изменениями в её количественно-качественных характеристиках (в целом и по отдельным видам в масштабе страны, региона, местности и т.д.). Для оценки эффективности предупредительной деятельности существенно прослеживание изменений в общественном мнении по вопросу об уровне безопасности от преступных посягательств.
II Система предупреждения преступности.
Предупреждение преступности представляет собой систему, которая включает в себя четыре основных элемента: её основные уровни и формы; объекты; меры; субъекты.
В системе предупреждения преступности выделяют три основных уровня и три соответствующие им формы предупреждения преступности.
Общесоциальный уровень (общесоциальное предупреждение) включает в себя деятельность государства, общества, направленную на разрешение противоречий в политической, экономической, социальной, нравственно-духовной, организационно-управленческой и иных сферах жизнедеятельности. Данная профилактика связана с наиболее значимыми и долговременными видами социальной деятельности, крупными мерами по развитию экономики, обеспечения прав, свобод, законных интересов граждан, поддержания культуры и нравственности, укрепления законности, социальной защиты населения.
Общесоциальное предупреждение оказывает опосредованное влияние на преступность, и осуществляется субъектами, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Данная деятельность проводится с помощью государственных планов (программ) развития в вышеуказанных сферах жизнедеятельности государства и общества. Так, например, сохранение и создание новых рабочих мест ведёт к снижению безработицы и расширению возможностей трудоустройства выпускников образовательных учреждений. Это, в свою очередь, позволит сократить так называемую «вынужденную» преступность, мотивация которой связана с удовлетворением элементарных жизненных потребностей, снизить бытовую преступность, мотивационно обусловленную настроениями безнадёжности и т.д. Проведение названных мероприятий существенно сократит и возможности криминальной среды по втягиванию в её резервы лиц, не имеющих достаточных доходов.
Специально-криминологический уровень (криминологическое предупреждение) состоит в целенаправленном воздействии на преступность в целом, на отдельные её виды и группы преступного поведения. Предупредительная деятельность осуществляется субъектами, для которых предупреждение преступности является их профессиональной функцией, и посредством специальных планов (программ), например, Федеральных целевых программ РФ по усилению борьбы с преступностью.
Общесоциальное и специальное (криминологическое) предупреждение преступности взаимосвязаны и представляют собой взаимоподкрепляющие друг друга виды деятельности. При этом органы, разрабатывающие специальные меры, вправе и обязаны на основе анализа социальной и криминальной ситуации сообщать о необходимости учёта тенденций этой ситуации в содержании крупномасштабных мер общесоциального уровня.
Результаты специального предупреждения преступности должны влиять не только на общесоциальное предупреждение, но служить базой для совершенствования специального предупреждения. Например, упорядочение процедуры операций с недвижимостью - для предупреждения преступных сделок в этой области; преобразование системы охраны морских биоресурсов в экономической зоне страны - для предупреждения и пресечения экологических преступлений, создания постоянного взаимодействия пограничной службы и правоохранительных органов и т.д.
Индивидуальный уровень (индивидуальное предупреждение) представляет собой конкретизацию общесоциальных и специальных криминологических мер в отношении конкретных правонарушителей. Данный вид предупреждения преступности зависимости от стадий развития искажённых ориентаций и черт личности и выражающего их поведения, а также момента начала профилактической работы. Поэтому специалисты выделяют четыре вида (стадии): ранняя, непосредственная, пенитенциарная и постпенитенциарная139.
Раннее осуществляется в отношении лиц, находящихся в начальной стадии криминализации, которые совершают различные правонарушения непреступного характера, образующие в целом своеобразный вид асоциальной деятельности. В течение первой стадии осуществляется обычная воспитательная работа в семье, образовательном учреждении, трудовом коллективе и т.д. Целью данной профилактики является удержание данных людей от преступного поведения и формирование психологической установки отказа от асоциального поведения.
Непосредственное (судебно-следственное) осуществляется в отношении лиц, совершивших преступление и привлекаемых к уголовной ответственности. Она представляет собой воздействие на лиц, привлекаемых к уголовной ответственности и осуждаемых в суде к наказанию. Целью данного предупреждения является недопущение совершения преступления в этот временной период и формирование осознанной позиции по отказу от противоправного поведения.
Пенитенциарное охватывает лиц, совершивших преступление и приговорённых к различным мерам уголовно-правового воздействия. Оно реализуется, во-первых, в деятельности уголовно-исполнительных учреждений, которые в течение срока лишения свободы содействуют исправлению и перевоспитанию осуждённых с помощью средств уголовно-исполнительного права. Во-вторых, она осуществляется соответствующими государственными органами и общественными организациями при освобождении лица от «реального» исполнения уголовного наказания (осуждение условно, с применением принудительных мер воспитательного воздействия и т.д.). Цель данной профилактики совпадает с вышеуказанными.
Постпенитенциарное осуществляется в отношении лиц, полностью или частично отбывших уголовные наказания, и подлежащие административному надзору. В этой группе можно отнести также лиц, вернувшихся из спецшкол, спецПТУ, амнистированных и помилованных. Цель данной профилактики заключается в недопущении возвращения лиц к преступной деятельности. Это в свою очередь предполагает не только активное оказание всяческой помощи и поддержки, но и своевременное и эффективное реагирование на противоправные действия.
Индивидуальное предупреждение осуществляется в двух формах: воздействие на причины и условия (предписание прокурора, представление следователя, частное определение суда и т.д.); воздействие на личность конкретного правонарушителя (программы индивидуальной коррекции правонарушающего поведения).
Исходя из уровней и форм предупредительной деятельности, к объектам предупреждения преступности можно отнести:
а) причины преступности, отдельных её видов, а также способствующие им условия;
б) ситуации на определённых территориях или в определённой среде, непосредственно мотивирующие или провоцирующие совершение преступлений;
в) группы повышенного криминального риска;
г) лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения преступлений;
д) деятельность людей, которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия. При этом характер деятельности может быть профессиональным, административно-управленческим, технологическим и т.п.;
е) личность преступника, понимаемая как социальный процесс формирования её криминогенно значимых свойств и качеств.
Система предупреждения преступности включает в себя также меры предупредительного воздействия. Исходя из уровней (форм) предупреждения преступности, меры можно разделить на общие (общесоциальные) и специальные (криминологические). В свою очередь, по конкретному содержанию, вышеуказанные меры могут быть классифицированы на политические, экономические, социальные, организационно-управленческие, культурно-воспитательные, правовые и иные.
Примером политических мер предупреждения преступности служит решение органов власти о разграничении полномочий федерального центра и субъектов Федерации в области общественной безопасности, охраны правопорядка; устранение внутригосударственных конфликтов путём дипломатических переговоров. К политическим можно отнести также противодействие коррупции в органах государственной власти и управления; принятие законов, защищающих права и законные интересы большинства населения, а не отдельных заинтересованных групп и т.д.