Файл: Тема Криминология, её предмет и система 3 Тема История криминологии 12.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 316
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если в 60-е годы криминологи указывали, что рецидивисты по сравнению с первичными преступниками характеризуются более старшим возрастом (особенно воровской ориентации), то теперь отмечается их омоложение. При этом наибольшую криминогенную группу составили лица в возрасте 19- 35 лет. Средний возраст воров - рецидивистов ниже среднего возраста всех выявленных преступников. Даже среди "воров в законе" средний возраст не превышает 35 лет.
Потребностно - мотивационная сфера рецидивистов характеризуется тем, что система мотивов беднее и уже, чем система социальной мотивации поведения законопослушных граждан и лиц, совершивших преступление впервые. Преобладают мотивы эгоистического, материально - потребительского, эмоционально - сиюминутного характера. У большинства рецидивистов отсутствует потребность в систематическом труде.
Для рецидивистов зрелого возраста, длительно ведущих антиобщественный образ жизни, характерны стойкие деформации личности. С уклонением от общественно - полезного труда связана деформация потребностей, заключающаяся в преобладании материальных интересов над духовными. Антисоциальным потребностям соответствует антисоциальная система мотиваций преступлений. Исследования показывают, что наиболее распространёнными мотивами совершённых рецидивистами преступлений выступают корысть, хулиганские побуждения, месть, ревность, зависть, озлобленность, аффективная вспышка, влияние других лиц, устранение препятствий или сокрытие другого преступления.
Существует тесная связь рецидивной преступности с алкоголизмом. В ряде случаев потребность в злоупотреблении спиртными напитками выступает как сомотив, как дополнительный стимул для иной криминогенной мотивации (агрессивность, насилие, корысть).
Нравственное и правовое сознание. Дефекты нравственного сознания рецидивиста выражаются, прежде всего, в его индивидуализме, в замене нравственных принципов низменными моральными качествами. Таким преступникам присуща алчность, стяжательство, жадность, жестокость, несамокритичность, самооправдание, вера в безнаказанность, удачливость, умение избегать разоблачение, циничное пренебрежение общественными благами в угоду эгоистическим интересам.
Многие расценивают свои действия как правильные, справедливые, а своё разоблачение случайностью. Об устойчивости безнравственного сознания свидетельствует и факт совершения многими из них нового преступления в период нахождения в местах лишения свободы.
Вместе с тем повторные преступления обуславливаются не только дефектами нравственного сознания, но и пренебрежением к праву, утратой страха перед наказанием. Лучшее, по сравнению с законопослушными гражданами, знание содержания и номера статей уголовного кодекса рецидивистами совсем не свидетельствует об их высоком правосознании, т.к. оно односторонне и формально, поскольку в правосознании преступников отсутствует знание или принятие принципов права, его социального значения. Часто дефект правосознания у рецидивистов выражается в его несформированности, противоречивости, в безответственном отношении к нему, а также в активном неприятии правовых запретов.
Важнейшим критерием деформации правосознания рецидивистов является оценка ими справедливости судебного приговора и назначения наказания. Чем больше у рецидивистов судимостей, тем реже они считают наказание справедливым, соразмерным преступлению.
Социальные позиции рецидивистов. По данным исследований (в основном до середины 90-х годов), для рецидивистов характерно то, что они рано начали трудиться. Многим из них не исполнилось к этому моменту шестнадцати лет. Однако, ранняя трудовая деятельность рано и прекращается. Рецидивисты имеют весьма небольшой, прерывающийся трудовой стаж, несоразмерный с их возрастом и не соответствующий трудоспособности. Стаж складывается из нескольких периодов между очередными осуждениями. Работавшие рецидивисты до последнего осуждения занимались главным образом неквалифицированным трудом.
Социально - значимая деятельность. По данным исследований большинство рецидивистов и профессиональных преступников избирают специальности, не требующие временных затрат, а получаемый при этом заработок для них не имеет значения. Некоторые из них формально числятся в коммерческих структурах. Некоторые оформляют инвалидность, симулируя какое-либо заболевание, или покупая соответствующее медицинское заключение.
Однако это не относится к той категории преступников, совершение преступлений которыми возможно лишь в ходе деятельности в определенной сфере, или при занятии определенной должности. Вместе с тем следует признать, что среди рецидивистов и профессиональных преступников довольно высокий процент и не имеющих легального постоянного источника дохода. Например, среди карманных воров - 60%, квартирных воров - 40%, карточных мошенников - 70%, рэкетиров - 80%274.
Среди рецидивистов доля безработных, лиц без определённого места жительства, не имеющих определённого источника доходов, составляет по некоторым данным около 70%.
Культурный и образовательный уровень повторно осуждённых по сравнению с лицами, не совершившими преступления, не высок, в то же время современный рецидивист - человек не малограмотный, имеет среднее (чаще неполное) образование. Для профессиональных преступников уровень образования нередко не имеет значения, хоть и среди них специалисты отмечают повышение этого показателя. Происходит это в результате притока в криминальный мир людей, получивших достаточно хорошие знания и навыки в образовательных учреждениях, в том числе и специализированных.
Бездуховность, антисоциальность общения и проведения досуга рецидивистов, как правило, связано с пьянством и наркотиками, распущенностью в половых контактах.
Для них характерно аморальное и противоправное поведение, предшествующее и сопровождающее их преступную деятельность. Такое поведение выражает их внутреннюю позицию по отношению к установленным общественным нормам и запретам. По некоторым данным количество правонарушений и аморальных актов поведения рецидивистов в два - три раза превышает количество совершённых ими преступлений. Рецидивисты чаще, чем другие преступники, являются членами криминогенных или преступных групп.
Существенное искажение социальных позиций отмечается и в сфере семейных отношений. Для рецидивистов характерно отсутствие или разрушение семейных связей, примитивные, уродливые взаимоотношения между членами семьи, вступление в брак с лицами, имеющими аналогичные взгляды и привычки. С увеличение возраста число холостых рецидивистов убывает, растёт число разведённых и женатых.
В период реформ в России происходило усиление дифференциации в среде рецидивистов. Одна часть рецидивистов, используя новые экономические отношения, активно включалась в экономическую преступность, и большинство их деяний оставалось латентными. При этом повысился уровень их криминальной квалификации, усиливалась их организованность, углублялась нравственно-правовая деформация сознания, приводящая к совершению всё более тяжких преступлений.
На другой части рецидивистов отразилась усиливающаяся маргинальность и люмпенизация населения, его алкоголизация, ухудшение жизненного уровня, психология аутсайдерства и другие черты социальной дезорганизации. Это в основном лица старшего поколения, многократные рецидивисты, преступность которых постепенно «упрощается», степень тяжести снижается; она всё больше носит ситуативный характер, чаще всего связанный с потребностью добыть спиртное любым, в том числе противоправным, способом. Большинство таких преступников не работают, пьянствуют, ведут паразитический образ жизни. Среди них высока доля лиц, не имеющих постоянного источника доходов, определённого места жительства и т.п.
Дифференциации в среде рецидивистов соответствует и определённая их типология. В криминологической литературе имеет место несколько типологий личности рецидивиста.
Одна из них выделяет следующие типы:
1) антисоциальный тип - представляет собой группу наиболее опасных, активных, злостных преступников. Для них характерна высокая криминальная активность и наиболее стабильное (последовательное) поведение. Именно в этом типе преобладают особо опасные рецидивисты, "профессионалы", рецидивисты - гастролёры;
2) ситуативный тип - характеризуется неустойчивым отношением к социальным ценностям, отсутствием прочных нравственных принципов, преобладанием социально отрицательных качеств над положительными. Сам характер преступлений этих лиц в значительной мере зависит от той криминогенной жизненной ситуации, в которой они оказались;
3) асоциальный тип - характеризуется фактическим распадом личности. К ним относятся лица, неоднократно судимые, зачастую старшего поколения. Для рецидивистов этого типа характерны: ограниченный интеллект, примитивизм мотивов и способов совершения преступления, алкоголизм, наркомания, психопатические отклонения. Наблюдается почти полная потеря позитивных социальных позиций, связей, круг их общения ограничен такими же деморализованными личностями.
По характеру преступной деятельности и степени общественной опасности преступлений, на совершении которых специализируются профессиональные преступники, специалисты выделяют следующие их типы:
-
чрезвычайно опасный - профессиональные террористы, наёмные убийцы, похитители людей, бандиты и т.п.; -
особо опасный - лица, специализирующиеся на разбойных нападениях и грабежах, содержатели притонов, торговцы наркотиками, оружием и т.п.; -
опасный - похитители автомобилей, карманные воры, мошенники и т.п.275.
IV. Причины рецидивной и профессиональной преступности.
Специфические причины и условия, определяющие рецидивную и профессиональную преступность, в отличие от преступности первичной, могут быть представлены в виде двух взаимосвязанных блоков.
Первый блок - это факторы первичные, обусловившие совершение первого преступления, поэтому они схожи для первичных преступников и рецидивистов. Как правило, для преступников сохраняются либо ухудшаются социальные условия и социальная среда, способствующие преемственности криминогенных ситуаций. Такой результат был зафиксирован в ходе длящегося криминологического исследования личности рецидивистов во взаимодействии с их социальной средой. Крайне негативные условия формирования личности в детском и подростковом возрасте оказывали на них стойкое отрицательное воздействие, трудно поддающееся, а часто и неподдающееся коррекции, тем более, что такие лица сознательно или несознательно стремились к своей привычной микросреде, в которой чувствовали себя наиболее комфортно