Файл: Тема Криминология, её предмет и система 3 Тема История криминологии 12.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 312
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
надлежащем их размещении; материальном и медицинском обеспечении; об организации их полной трудовой занятости; о необходимой изоляции; режиме содержания и т.д.
Это в определённой степени породило рост количества различных нарушений законности со стороны персонала, не готового к трудностям современного этапа развития уголовно-исполнительной системы. В исполнительные учреждения проникают спиртные напитки, наркотики, деньги и прочие запрещённые вещи, что в значительной мере связано с участившимися правонарушениями работников уголовно-исполнительной системы.
В тяжёлой криминальной обстановке работа правоохранительных органов осложняется несовершенством действующего законодательства, его несоответствием новым политическим и экономическим обстоятельствам, а также постоянно возникающими коллизиями между действующими и принимаемыми законами.
Гуманизация уголовной юстиции, противоречащая количественным и качественным характеристикам преступности и преступников, с точки зрения некоторых специалистов, способствует тому, что значительное число лиц, совершивших преступления, освобождается от уголовной ответственности на разных стадиях уголовного процесса. Наказание в виде лишения свободы становится всё более исключительной мерой, применяемой к злостным преступникам, совершившим тяжкие преступления. В результате этого резко изменился к худшему состав осуждённых, отбывающих наказания в уголовно-исполнительных учреждениях285.
Кроме того, была разрушена система социального контроля и социальной помощи лицам, требующим повышенного профилактического внимания, и особенно лицам, отбывшим наказания, связанные с лишением свободы. Даже административный надзор, устанавливаемый за определённой категорией лиц, отбывших наказания, в последние годы в России, после отмены уголовной ответственности за его злостное нарушение, утратил свою действенность и приобрёл во многих отношениях чисто формальный характер.
Ухудшение нравственно-психологических характеристик современных преступников слабо учитывалось при проведении амнистий. В результате этого, например, с 1999 по 2003 годы почти в три раза вырос удельный вес лиц, повторно совершивших преступление после применения к ним амнистии (с 3,1% до 8,9%)286.
V. Предупреждение рецидивной и профессиональной преступности.
В борьбе с этими наиболее общественно опасными видами преступности важно, прежде всего, общее оздоровление обстановки в стране и государственная антикриминальная политика287.
Поэтому при анализе предупредительного воздействия на рецидивную и профессиональную преступности не следует забывать о предупреждении «первичных» преступлений. Специалистам понятно, что чем активнее будет проводиться эта деятельность, тем ниже будет уровень рецидивной преступности, которая, в свою очередь, снизит уровень профессиональной.
Кроме того, предупреждение рецидивной и профессиональной преступности должна сопровождать целенаправленная деятельность по изучению этих видов преступности. Методика анализа предполагает изучение как количественных, так и качественных характеристик (уровень, коэффициенты, динамика, структура, характер) рецидивной и профессиональной преступности.
Второй составляющей этой деятельности является выявление, изучение и устранение причин и условий, порождающих и способствующих возвращению к совершению преступлений. Причинный комплекс необходимо учитывать при определении стратегии и тактики борьбы с рецидивом преступлений, разработке новых путей и средств решения задач, связанных с предупреждением рецидивной и профессиональной преступности.
При анализе криминологической характеристики этих видов преступности наряду с анализом уголовной и судебной статистики необходимо изучение уголовных дел, проведение опросов, использование других методов.
Поскольку рецидивная преступность считается явлением социальным, получившим уголовно-правовую оценку, важную роль в борьбе с ней играет законодательство.
Целям предупреждения рецидивной преступности служит рациональная система назначения и исполнения наказаний. Так, ныне действующий УК РФ смягчил положение рецидивистов. В частности понятия «опасный» и «особо опасный рецидивист» были исключены и эти понятия относятся не к лицам, а к деяниям. При признании рецидива перестал учитываться целый ряд предыдущих преступлений, совершённых в несовершеннолетнем возрасте, небольшой тяжести и др.
Были сужены основания для признания рецидива опасным и особо опасным, что влияет на снижение таковых в общей структуре легального (уголовно-правового) рецидива, смягчает общее карательное воздействие в отношении лиц, ранее совершавших преступления. При этом в законодательстве не нашли отражения такие характеристики рецидива, как общий и специальный рецидив, которые, по мнению специалистов, расширили бы возможности индивидуализации ответственности
288.
В решении проблемы предупреждения рецидивной и профессиональной преступности необходимо максимально использовать имеющуюся правовую базу уголовно-исполнительного законодательства, воспринявшего основные принципы обращения с осуждёнными, закреплённые в международных правовых актах. Так, в ныне действующем законодательстве закреплено право рецидивистов на условно-досрочное освобождение от отбытия наказания при хорошем поведении.
В рассматриваемом виде деятельности основная роль принадлежит органам внутренних дел и учреждениям, исполняющим наказание. Вместе с тем нельзя принижать участие органов законодательной и исполнительной власти, органов власти субъектов федерации и местных органов самоуправления, общественности и частных лиц, особенно по отношению к лицам, вернувшимся из мест лишения свободы.
В предупреждении рецидивной и профессиональной преступности в целом специалисты выделяют два вида: пенитенциарное и постпенитенциарное.
Пенитенциарным называют предупреждение (профилактику) совершения новых преступлений в период отбывания наказания, а постпенитенциарным - после отбытия осуждённым наказания.
Специфика пенитенциарной профилактики заключается в том, что она вторична и следует за наказанием. Профилактика в период отбытия наказания, когда основным выступает искупление вины, несение тягот, лишений, сопряжена с большими трудностями, т.к. необходимо сочетание различных средств воздействия. Вместе с тем, по мнению некоторых специалистов, возникновение необратимых изменений в психике лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, разрыв связей с родственниками, друзьями, оставшимися на свободе, не могут служить поводом для отказа от длительных сроков лишения свободы. Отказ общества от принципа пропорциональности наказания тяжести преступления может привести к неуправляемости преступности. Поэтому необходимо осуществление мер, предупреждающих необратимые изменения в психике осуждённых.
Среди мер этой группы можно назвать меры по гуманизации отбывания наказания в виде лишения свободы с одной стороны, и меры по усилению «карательных» свойств этого наказания с другой стороны. Гуманизация должна проявляться в соблюдении минимальных стандартных правил обращения с заключёнными, принятых ООН. Карательные свойства лишения свободы усиливаются введением пожизненного лишения свободы, возможностью назначения наказания по совокупности преступлений и приговоров сверх предельных сроков, установленных законом для лишения свободы.
Нетрадиционным методом индивидуальной профилактики рецидива, описанным в литературе, является использование автобиографического материала. Автобиография особенно полезна для групповых занятий, когда один человек рассказывает историю своей жизни, а группа обсуждает её. Реалистическая оценка рецидивистом событий прошлого может существенно повлиять на его мировоззрение и поведение в будущем.
В ходе предупреждения рецидива преступлений особенно важно внедрение новейших технических средств, облегчающих решение задач, стоящих перед определёнными субъектами профилактики. Например, в январе 2009 года в России на базе исправительных колоний Воронежской области начался эксперимент по внедрению системы контроля за лицами, отбывающими наказание в колониях-поселениях. С помощью спутника осуществляться наблюдение за сотней заключенных воронежской колонии-поселения. По мнению международного эксперта проекта "Альтернативы лишению свободы в Российской Федерации», скоро система заработает на российском ГЛОНАССе. Все данные о том, кто, когда и где находится, с каждого передатчика попадают прямо оператору, который заменяет наблюдателя с вышки289.
При благополучном исходе эксперимента рамки использования такой системы контроля, по-нашему мнению, целесообразно расширить. Например, как это имеет место в других странах, за лицами, находящимися под домашним арестом.
Вторым видом предупреждения рецидивной и профессиональной преступности является постпенитенциарное. Вероятность совершения рецидивных преступлений после отбытия наказаний, особенно связанных с лишением свободы, снижается с повышением возможностей активного включения в нормальную социальную жизнь общества, восстановления прерванных полезных связей. В теории этот процесс называют ресоциализацией, социальной реабилитацией, социальной адаптацией. Он связан в основном с закреплением результатов исправления осуждённых с помощью, с одной стороны, определённых правоограничений, а с другой - взаимодействия различных органов, осуществляющих профилактику, в бытовом устройстве таких лиц. Этому посвящена глава 22 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ). Так, ст.180 УИК РФ обязывает администрации учреждений по исполнению наказаний:
Наиболее профилактически значимо решение проблем трудового и бытового устройства лиц, отбывших наказание. Старые административные методы трудоустройства ранее судимых не действуют, а новые экономические пока реализуются недостаточно. Трудоустройством лиц, отбывших наказание, в настоящее время занимаются центры занятости населения. Что касается бытового устройства, то надо иметь в виду, что после отмены существовавших ограничений в прописке возможность последней определяется наличием жилья и согласием родственников. Наряду с этим существуют некоторые возможности устройства в общежития, поднайма жилья и др.
В плане бытового устройства важно оказание как государственной, так и общественной поддержки лицам, отбывшим наказание. В рамках постпенитенциарного предупреждения благотворительность может быть действенной в том случае, если будут созданы специальные фонды для осуждённых.
Однако существование множества проблем в период социальной адаптации, невозможность решения многих вопросов с представителями частного сектора экономики обусловили особую актуальность принятия федерального закона о социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание, предусматривающего различные формы социальной помощи таким лицам. Например, введение экономического стимулирования предприятий и организаций, принявших на работу таких лиц; информирование лиц, освобождённых из мест лишения свободы, центрами занятости о вакантных рабочих местах; создание в каждом регионе страны центров социальной помощи и реабилитации таких лиц, с включением в структуру этих центров социально-психологической и наркологической службы и т.д.
Социальная помощь лицам, отбывшим наказание, должна сочетаться с оптимальным социальным контролем за их поведением. Принудительным, средством такого контроля считается гласный административный надзор, устанавливаемый в соответствии с требованиями за некоторыми из указанных лиц. Его исполнение связано с определёнными правоограничениями. Например, запрет выезда в другие регионы страны, выхода из дома после определённого времени, посещение некоторых мест, обязанность периодически регистрироваться в органах внутренних дел и др. Выбор этих ограничений зависит от личностных особенностей, находящегося под надзором, и условий, в которых он (она) живёт.
Это в определённой степени породило рост количества различных нарушений законности со стороны персонала, не готового к трудностям современного этапа развития уголовно-исполнительной системы. В исполнительные учреждения проникают спиртные напитки, наркотики, деньги и прочие запрещённые вещи, что в значительной мере связано с участившимися правонарушениями работников уголовно-исполнительной системы.
В тяжёлой криминальной обстановке работа правоохранительных органов осложняется несовершенством действующего законодательства, его несоответствием новым политическим и экономическим обстоятельствам, а также постоянно возникающими коллизиями между действующими и принимаемыми законами.
Гуманизация уголовной юстиции, противоречащая количественным и качественным характеристикам преступности и преступников, с точки зрения некоторых специалистов, способствует тому, что значительное число лиц, совершивших преступления, освобождается от уголовной ответственности на разных стадиях уголовного процесса. Наказание в виде лишения свободы становится всё более исключительной мерой, применяемой к злостным преступникам, совершившим тяжкие преступления. В результате этого резко изменился к худшему состав осуждённых, отбывающих наказания в уголовно-исполнительных учреждениях285.
Кроме того, была разрушена система социального контроля и социальной помощи лицам, требующим повышенного профилактического внимания, и особенно лицам, отбывшим наказания, связанные с лишением свободы. Даже административный надзор, устанавливаемый за определённой категорией лиц, отбывших наказания, в последние годы в России, после отмены уголовной ответственности за его злостное нарушение, утратил свою действенность и приобрёл во многих отношениях чисто формальный характер.
Ухудшение нравственно-психологических характеристик современных преступников слабо учитывалось при проведении амнистий. В результате этого, например, с 1999 по 2003 годы почти в три раза вырос удельный вес лиц, повторно совершивших преступление после применения к ним амнистии (с 3,1% до 8,9%)286.
V. Предупреждение рецидивной и профессиональной преступности.
В борьбе с этими наиболее общественно опасными видами преступности важно, прежде всего, общее оздоровление обстановки в стране и государственная антикриминальная политика287.
Поэтому при анализе предупредительного воздействия на рецидивную и профессиональную преступности не следует забывать о предупреждении «первичных» преступлений. Специалистам понятно, что чем активнее будет проводиться эта деятельность, тем ниже будет уровень рецидивной преступности, которая, в свою очередь, снизит уровень профессиональной.
Кроме того, предупреждение рецидивной и профессиональной преступности должна сопровождать целенаправленная деятельность по изучению этих видов преступности. Методика анализа предполагает изучение как количественных, так и качественных характеристик (уровень, коэффициенты, динамика, структура, характер) рецидивной и профессиональной преступности.
Второй составляющей этой деятельности является выявление, изучение и устранение причин и условий, порождающих и способствующих возвращению к совершению преступлений. Причинный комплекс необходимо учитывать при определении стратегии и тактики борьбы с рецидивом преступлений, разработке новых путей и средств решения задач, связанных с предупреждением рецидивной и профессиональной преступности.
При анализе криминологической характеристики этих видов преступности наряду с анализом уголовной и судебной статистики необходимо изучение уголовных дел, проведение опросов, использование других методов.
Поскольку рецидивная преступность считается явлением социальным, получившим уголовно-правовую оценку, важную роль в борьбе с ней играет законодательство.
Целям предупреждения рецидивной преступности служит рациональная система назначения и исполнения наказаний. Так, ныне действующий УК РФ смягчил положение рецидивистов. В частности понятия «опасный» и «особо опасный рецидивист» были исключены и эти понятия относятся не к лицам, а к деяниям. При признании рецидива перестал учитываться целый ряд предыдущих преступлений, совершённых в несовершеннолетнем возрасте, небольшой тяжести и др.
Были сужены основания для признания рецидива опасным и особо опасным, что влияет на снижение таковых в общей структуре легального (уголовно-правового) рецидива, смягчает общее карательное воздействие в отношении лиц, ранее совершавших преступления. При этом в законодательстве не нашли отражения такие характеристики рецидива, как общий и специальный рецидив, которые, по мнению специалистов, расширили бы возможности индивидуализации ответственности
288.
В решении проблемы предупреждения рецидивной и профессиональной преступности необходимо максимально использовать имеющуюся правовую базу уголовно-исполнительного законодательства, воспринявшего основные принципы обращения с осуждёнными, закреплённые в международных правовых актах. Так, в ныне действующем законодательстве закреплено право рецидивистов на условно-досрочное освобождение от отбытия наказания при хорошем поведении.
В рассматриваемом виде деятельности основная роль принадлежит органам внутренних дел и учреждениям, исполняющим наказание. Вместе с тем нельзя принижать участие органов законодательной и исполнительной власти, органов власти субъектов федерации и местных органов самоуправления, общественности и частных лиц, особенно по отношению к лицам, вернувшимся из мест лишения свободы.
В предупреждении рецидивной и профессиональной преступности в целом специалисты выделяют два вида: пенитенциарное и постпенитенциарное.
Пенитенциарным называют предупреждение (профилактику) совершения новых преступлений в период отбывания наказания, а постпенитенциарным - после отбытия осуждённым наказания.
Специфика пенитенциарной профилактики заключается в том, что она вторична и следует за наказанием. Профилактика в период отбытия наказания, когда основным выступает искупление вины, несение тягот, лишений, сопряжена с большими трудностями, т.к. необходимо сочетание различных средств воздействия. Вместе с тем, по мнению некоторых специалистов, возникновение необратимых изменений в психике лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, разрыв связей с родственниками, друзьями, оставшимися на свободе, не могут служить поводом для отказа от длительных сроков лишения свободы. Отказ общества от принципа пропорциональности наказания тяжести преступления может привести к неуправляемости преступности. Поэтому необходимо осуществление мер, предупреждающих необратимые изменения в психике осуждённых.
Среди мер этой группы можно назвать меры по гуманизации отбывания наказания в виде лишения свободы с одной стороны, и меры по усилению «карательных» свойств этого наказания с другой стороны. Гуманизация должна проявляться в соблюдении минимальных стандартных правил обращения с заключёнными, принятых ООН. Карательные свойства лишения свободы усиливаются введением пожизненного лишения свободы, возможностью назначения наказания по совокупности преступлений и приговоров сверх предельных сроков, установленных законом для лишения свободы.
Нетрадиционным методом индивидуальной профилактики рецидива, описанным в литературе, является использование автобиографического материала. Автобиография особенно полезна для групповых занятий, когда один человек рассказывает историю своей жизни, а группа обсуждает её. Реалистическая оценка рецидивистом событий прошлого может существенно повлиять на его мировоззрение и поведение в будущем.
В ходе предупреждения рецидива преступлений особенно важно внедрение новейших технических средств, облегчающих решение задач, стоящих перед определёнными субъектами профилактики. Например, в январе 2009 года в России на базе исправительных колоний Воронежской области начался эксперимент по внедрению системы контроля за лицами, отбывающими наказание в колониях-поселениях. С помощью спутника осуществляться наблюдение за сотней заключенных воронежской колонии-поселения. По мнению международного эксперта проекта "Альтернативы лишению свободы в Российской Федерации», скоро система заработает на российском ГЛОНАССе. Все данные о том, кто, когда и где находится, с каждого передатчика попадают прямо оператору, который заменяет наблюдателя с вышки289.
При благополучном исходе эксперимента рамки использования такой системы контроля, по-нашему мнению, целесообразно расширить. Например, как это имеет место в других странах, за лицами, находящимися под домашним арестом.
Вторым видом предупреждения рецидивной и профессиональной преступности является постпенитенциарное. Вероятность совершения рецидивных преступлений после отбытия наказаний, особенно связанных с лишением свободы, снижается с повышением возможностей активного включения в нормальную социальную жизнь общества, восстановления прерванных полезных связей. В теории этот процесс называют ресоциализацией, социальной реабилитацией, социальной адаптацией. Он связан в основном с закреплением результатов исправления осуждённых с помощью, с одной стороны, определённых правоограничений, а с другой - взаимодействия различных органов, осуществляющих профилактику, в бытовом устройстве таких лиц. Этому посвящена глава 22 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ). Так, ст.180 УИК РФ обязывает администрации учреждений по исполнению наказаний:
-
уведомлять не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишения свободы, а в отношении осуждённых к лишению свободы на срок до шести месяцев - после вступления приговора в законную силу органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осуждённым месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях; -
проводить с осуждённым воспитательную работу в целях подготовки его к освобождению; -
разъяснять осуждённому права и обязанности; -
подготавливать по осуждённым, являющихся инвалидами первой и второй группы, а также осуждённым мужчинам старше 60 лет и осуждённым женщинам старше 55 лет по их просьбе представления для направления органами социальной защиты таких лиц в дома инвалидов и дома для престарелых.
Наиболее профилактически значимо решение проблем трудового и бытового устройства лиц, отбывших наказание. Старые административные методы трудоустройства ранее судимых не действуют, а новые экономические пока реализуются недостаточно. Трудоустройством лиц, отбывших наказание, в настоящее время занимаются центры занятости населения. Что касается бытового устройства, то надо иметь в виду, что после отмены существовавших ограничений в прописке возможность последней определяется наличием жилья и согласием родственников. Наряду с этим существуют некоторые возможности устройства в общежития, поднайма жилья и др.
В плане бытового устройства важно оказание как государственной, так и общественной поддержки лицам, отбывшим наказание. В рамках постпенитенциарного предупреждения благотворительность может быть действенной в том случае, если будут созданы специальные фонды для осуждённых.
Однако существование множества проблем в период социальной адаптации, невозможность решения многих вопросов с представителями частного сектора экономики обусловили особую актуальность принятия федерального закона о социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание, предусматривающего различные формы социальной помощи таким лицам. Например, введение экономического стимулирования предприятий и организаций, принявших на работу таких лиц; информирование лиц, освобождённых из мест лишения свободы, центрами занятости о вакантных рабочих местах; создание в каждом регионе страны центров социальной помощи и реабилитации таких лиц, с включением в структуру этих центров социально-психологической и наркологической службы и т.д.
Социальная помощь лицам, отбывшим наказание, должна сочетаться с оптимальным социальным контролем за их поведением. Принудительным, средством такого контроля считается гласный административный надзор, устанавливаемый в соответствии с требованиями за некоторыми из указанных лиц. Его исполнение связано с определёнными правоограничениями. Например, запрет выезда в другие регионы страны, выхода из дома после определённого времени, посещение некоторых мест, обязанность периодически регистрироваться в органах внутренних дел и др. Выбор этих ограничений зависит от личностных особенностей, находящегося под надзором, и условий, в которых он (она) живёт.