Файл: Тема Криминология, её предмет и система 3 Тема История криминологии 12.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 313
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
276. По выборочным данным около 70% отбывших наказание попадают в тоже социальное окружение, которое ранее оказывало на них отрицательное воздействие.
Стереотипы поведения в родительской семье переносились такими лицами на собственную семью, если не встречали сильного положительного противодействия со стороны супругов и других членов семьи, стремившихся её сохранить и нравственно улучшить. Но такие ситуации, учитывая ближайшее окружение, встречались редко.
Изменение политической и экономической ситуации в России в 90-е годы, приведшие к обнищанию населения, безработице, усилению нерегулируемых миграционных процессов и другие, сказавшиеся на положении законопослушного населения, явления и процессы, значительно сильнее подействовали на лиц, утративших свои социальные позиции после совершения преступления и отбытия наказания.
Совершению повторного преступления лицами, ранее совершившими преступление, оставшееся нераскрытым, способствует осознание безответственности и безнаказанности за совершение преступления и реальной возможности остаться безнаказанным.
Необходимо отметить, что существуют факторы, оказывающие влияние на функционирование рынка криминальной рабочей силы:
Второй блок - факторы, детерминирующие рецидивную и профессиональную преступность. Он включает три группы взаимодействующих обстоятельств:
1) связанных с недостатками в процессе исполнения наказаний или мер, их заменяющих;
2) влияющих на неблагоприятное прохождение постпенитенциарной адаптации;
3) связанных с недостатками в деятельности правоохранительных органов и судов, снижающих или сводящих к нулю результаты воздействия правоохранительной системы.
Наибольший рецидив характерен для лиц, отбывающих и отбывших наказание в виде лишения свободы. Основным методом воздействия на рецидивную и профессиональную преступность в России считалось осуждение преступников и направление их в места лишения свободы (МЛС). Однако русская каторга или тюрьма вряд ли влияли на исправление преступников. Не случайно в России была в ходу мысль о том, что случайный преступник не должен попасть в тюрьму, а профессиональный - выйти оттуда. По свидетельству многих зарубежных и отечественных специалистов, МЛС играли важную роль в становлении преступности вообще и профессиональной в частности. Именно там зарождались уголовные традиции, и сколачивалось ядро преступного братства. К тому же в тюрьмах долгое время не существовало разделения осуждённых по режиму содержания, возрастным особенностям, а до конца XIX века во многих российских губерниях вместе с мужчинами содержались женщины и дети. Поэтому МЛС являлись своеобразными школами по обмену пороками и преступным промыслом. В большинстве учреждений не был организован труд заключённых, за исключением, сахалинской каторги.
Кропоткин П.А. в своих «Записках революционера» называл МЛС университетами преступности, которые содержит государство277.
В настоящее время причины рецидива преступлений не имеют особых отличий от вышесказанного. К ним относятся:
Неблагоприятное влияние на осуждённых оказывают различные недостатки и просчёты в самом процессе исполнения наказания:
В период отбывания наказания, как указано выше, общение осуждённых способствует установлению специфических межличностных взаимоотношений в группировках антиобщественной направленности, развивается тюремная субкультура. По данным Н.А. Коломытцева, в учреждениях уголовно-исполнительной системы, где отбывают наказание самые опасные преступники, 18% из всех осуждённых причисляют себя к «ворам в законе». При этом из находящихся в колониях строгого режима - 10%, в колониях общего режима - 6% и в тюрьмах - 10%278. Таковые представляют собой особо опасных рецидивистов, активно поддерживающих и формирующих криминальную, воровскую идеологию.
По данным Федеральной службы исполнения наказаний, в последние годы произошли серьёзные изменения в криминогенном составе контингента уголовно-исполнительной системы. Возрастает активность криминальных лидеров в местах лишения свободы и за их пределами, пытающихся распространять воровские традиции, организовывать и координировать противоправные действия осуждённых.
Численность лиц в местах лишения свободы ежегодно вырастает на несколько десятков тысяч человек. При этом количество осуждённых за тяжкие и особо тяжкие преступления достигает 70% (в середине 90-х – 30-35%). Каждый четвёртый отбывает наказание за убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждый пятый – за разбой или грабёж. Более четверти осуждённых приговорены к длительным срокам лишения свободы, 46% - отбывают наказание второй раз и более, что свидетельствует об устойчивой криминальной мотивации и нежелании вести законопослушный образ жизни. Наметилась тенденция к омоложению состава осуждённых. Около одной трети лиц, отбывающих наказание, не старше 25 лет. Увеличилось количество лиц с повышенной возбудимостью и агрессивностью, с психическими отклонениями279.
Рецидиву преступлений способствует незавершённость исполнения уголовного наказания вследствие условно - досрочного и условного освобождения лиц, фактически не доказавших своё исправление. В результате удельный вес рецидивистов, совершивших новые преступления после условно-досрочного освобождения, среди рецидивистов, например, в период с 1994 по 2003 годы увеличился с 2,2% до 3,7%280.
Возвращению к совершению преступлений способствуют недостатки в подготовке осуждённого к освобождению из мест лишения свободы, в контроле за их поведением со стороны ОВД (осуществление гласного административного надзора). Он устанавливается не за всеми лицами, подпадающими под надзор, иногда начинается несвоевременно, проводится формально, не дифференцируется, ограничения в отношении поднадзорных не индивидуализируются.
Освобождённые из мест лишения свободы, в случае их трудоустройства, плохо адаптируются в трудовых коллективах, т.к. большинство из них устраиваются не по специальности и на не квалифицированный труд.
В начале 90-х годов в России обострилась и продолжает сохраняться проблема трудоустройства лиц, отбывших наказания.
Во-первых, из-за низкой квалификации таких лиц обязать администрацию принять их на работу, как было раньше, сейчас, практически, невозможно.
Во-вторых, поскольку труд перестал быть конституционно закреплённой обязанностью каждого трудоспособного гражданина страны, более привлекательным для них, в силу их глубокой нравственно-правовой деформации, является поиск «лёгких» заработков, лежащих за пределами общественного производства.
В-третьих, видимое расширение возможности трудоустройства в предпринимательских структурах помимо положительных факторов несёт угрозу включения в такую деятельность элементов уголовной субкультуры и соответствующих норм поведения, что сказывается на методах работы коммерческих и других подобных организаций, способствует стиранию граней между предпринимательской и противозаконной антиобщественной деятельностью.
Значительное количество нравственно запущенных преступников воспроизводится за счёт собственной либо близко примыкающей к ней среды деморализованных лиц. У таких лиц чаще других нерешённые вопросы трудоустройства упирались в обострённую жилищную проблему. В прежние годы это было обусловлено ограничениями в прописке. Отмена таких ограничений хоть и имела положительный результат, тем не менее, не явилась ещё гарантией решения жилищной проблемы. У большинства рецидивистов и профессиональных преступников прописка была утрачена ещё до совершения преступления, а жилищная площадь потеряна из-за длительного отсутствия по месту жительства.
В результате к середине 90-х годов в России по данным международной организации «Врачи без границ» насчитывалось около 500 тысяч лиц, без постоянного места жительства, в том числе потерявших жильё вследствие отбытия наказания281.
Отмена уголовного преследования за нарушение правил паспортного режима, бродяжничество и попрошайничество не сняла проблемы. По данным исследований, среди неоднократно судимых по-прежнему высок удельный вес лиц без определённых занятий и места жительства. Безработица и сложности трудоустройства особенно негативно повлияли на положение женщин, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности. Это привело к устойчивости и криминальной активности женской преступности. В результате удельный вес женщин в общем количестве рецидивистов, например, в 1994-2003 годах увеличился с 6 до 7,2%
282.
Нерешённые жилищные проблемы и вопросы трудоустройства приводили к тому, что для большинства таких лиц преступная деятельность постепенно становилась основным и нередко единственным источником существования. Это в свою очередь приводило к углублению криминального профессионализма рецидивистов. Так, в процессе опроса осуждённых 7% из числа лиц, осуждённых впервые, и 15% из многократно судимых признали себя обладателями всех специальных навыков, необходимых для совершения преступлений283.
Наряду с этим в 90-е годы происходил отток квалифицированных сотрудников правоохранительных органов в коммерческие и другие предпринимательские структуры. С ними уходил опыт, информация, агентура. Их места занимали молодые неопытные работники, в связи с чем возникали и другие кадровые проблемы. Снизился общий уровень профессионализма и нравственно-правового сознания сотрудников, ведущих борьбу с преступностью, ослабло противостояние натиску организованной профессионализированной преступности. Вследствие этого увеличилось количество ошибок, допускаемых сотрудниками правоохранительных органов, недостатков в их деятельности, просчётов в уголовной политике, снизилась эффективность функционирования уголовно-исполнительной системы.
Несвоевременное реагирование на совершённые преступления, слабое закрепление доказательств, ошибки в избрании мер пресечения, нарушения сроков расследования и требований закона о всестороннем и полном исследовании обстоятельств дела во многом способствовали росту числа лиц, совершивших преступления в период производства следствия по делу о предыдущем преступлении. Удельный вес таких лиц, например, в период с 1994 по 2003 год среди рецидивистов увеличился с 3,5% до 4,3%.
Следует отметить и недостатки в деятельности судов. Так, предусмотренная прежним законодательством отсрочка исполнения приговора нередко применялась к лицам, ранее судимым, отрицательно характеризующимся по месту работы и жительства. В практике судов имелись случаи необоснованного применения к лицам, ранее неоднократно судимым, наказаний в виде исправительных работ284.
Вместе с тем недостатки в деятельности правоохранительной системы порождены и внешними для неё факторами. Так, крайне негативно сказалось на отбывании наказания и исправлении осуждённых ухудшение финансового, материально-технического, кадрового и коммунально-бытового состояния исправительных учреждений; наличие значительного количества осуждённых, незанятых общественно полезным трудом; повышение их криминогенности. Рост числа осуждённых и недостаток бюджетных средств на их содержание приводит к нарушению ряда требований закона: о
Стереотипы поведения в родительской семье переносились такими лицами на собственную семью, если не встречали сильного положительного противодействия со стороны супругов и других членов семьи, стремившихся её сохранить и нравственно улучшить. Но такие ситуации, учитывая ближайшее окружение, встречались редко.
Изменение политической и экономической ситуации в России в 90-е годы, приведшие к обнищанию населения, безработице, усилению нерегулируемых миграционных процессов и другие, сказавшиеся на положении законопослушного населения, явления и процессы, значительно сильнее подействовали на лиц, утративших свои социальные позиции после совершения преступления и отбытия наказания.
Совершению повторного преступления лицами, ранее совершившими преступление, оставшееся нераскрытым, способствует осознание безответственности и безнаказанности за совершение преступления и реальной возможности остаться безнаказанным.
Необходимо отметить, что существуют факторы, оказывающие влияние на функционирование рынка криминальной рабочей силы:
-
социальные противоречия в обществе: поляризация населения, недостаточная социальная защищенность граждан и т.д. Они влекут за собой пополнение рядов профессиональных преступников, стремящихся максимально быстро заработать; -
политическая нестабильность, в результате которой профессиональные преступники значительно активизируются, поскольку увеличивается возможность совершать преступления с меньшим риском наказания. Этому способствуют также отсутствие у членов общества чувства ответственности за происходящие в нем процессы; -
кризис в экономической сфере; -
сложная демографическая ситуация: миграционные процессы, вызванные межнациональными и межгосударственными конфликтами, увеличение смертности трудоспособного населения; -
экологические и технологические катастрофы. Как следствие этого, миграция населения в места жительства со слабой инфраструктурой, отсутствием необходимого количества рабочих мест.
Второй блок - факторы, детерминирующие рецидивную и профессиональную преступность. Он включает три группы взаимодействующих обстоятельств:
1) связанных с недостатками в процессе исполнения наказаний или мер, их заменяющих;
2) влияющих на неблагоприятное прохождение постпенитенциарной адаптации;
3) связанных с недостатками в деятельности правоохранительных органов и судов, снижающих или сводящих к нулю результаты воздействия правоохранительной системы.
Наибольший рецидив характерен для лиц, отбывающих и отбывших наказание в виде лишения свободы. Основным методом воздействия на рецидивную и профессиональную преступность в России считалось осуждение преступников и направление их в места лишения свободы (МЛС). Однако русская каторга или тюрьма вряд ли влияли на исправление преступников. Не случайно в России была в ходу мысль о том, что случайный преступник не должен попасть в тюрьму, а профессиональный - выйти оттуда. По свидетельству многих зарубежных и отечественных специалистов, МЛС играли важную роль в становлении преступности вообще и профессиональной в частности. Именно там зарождались уголовные традиции, и сколачивалось ядро преступного братства. К тому же в тюрьмах долгое время не существовало разделения осуждённых по режиму содержания, возрастным особенностям, а до конца XIX века во многих российских губерниях вместе с мужчинами содержались женщины и дети. Поэтому МЛС являлись своеобразными школами по обмену пороками и преступным промыслом. В большинстве учреждений не был организован труд заключённых, за исключением, сахалинской каторги.
Кропоткин П.А. в своих «Записках революционера» называл МЛС университетами преступности, которые содержит государство277.
В настоящее время причины рецидива преступлений не имеют особых отличий от вышесказанного. К ним относятся:
-
принудительное выключение осуждённого из условий обычной общественной жизни; -
ослабление или разрушение социально - полезных связей; -
формирование антисоциальных связей; -
своеобразное привыкание к режиму и обстановке мест лишения свободы, связанные с этим трудности социальной адаптации после лишения свободы, вызванные длительным заключением психические нарушения; -
распространение и навязывание преступниками друг другу обычаев, традиций, бытующих в преступной среде.
Неблагоприятное влияние на осуждённых оказывают различные недостатки и просчёты в самом процессе исполнения наказания:
-
неполное вовлечение осуждённых в общественно-полезный труд; -
плохая организация их обучения и профессиональной подготовки; -
неудовлетворительно поставленная воспитательная работа, нередки факты попустительства нарушителям режима, необоснованного перемещения осуждённых из одного подразделения в другое; -
проникновение в колонию спиртных напитков, наркотиков, денег, изготовление заключёнными оружия и т.д.
В период отбывания наказания, как указано выше, общение осуждённых способствует установлению специфических межличностных взаимоотношений в группировках антиобщественной направленности, развивается тюремная субкультура. По данным Н.А. Коломытцева, в учреждениях уголовно-исполнительной системы, где отбывают наказание самые опасные преступники, 18% из всех осуждённых причисляют себя к «ворам в законе». При этом из находящихся в колониях строгого режима - 10%, в колониях общего режима - 6% и в тюрьмах - 10%278. Таковые представляют собой особо опасных рецидивистов, активно поддерживающих и формирующих криминальную, воровскую идеологию.
По данным Федеральной службы исполнения наказаний, в последние годы произошли серьёзные изменения в криминогенном составе контингента уголовно-исполнительной системы. Возрастает активность криминальных лидеров в местах лишения свободы и за их пределами, пытающихся распространять воровские традиции, организовывать и координировать противоправные действия осуждённых.
Численность лиц в местах лишения свободы ежегодно вырастает на несколько десятков тысяч человек. При этом количество осуждённых за тяжкие и особо тяжкие преступления достигает 70% (в середине 90-х – 30-35%). Каждый четвёртый отбывает наказание за убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждый пятый – за разбой или грабёж. Более четверти осуждённых приговорены к длительным срокам лишения свободы, 46% - отбывают наказание второй раз и более, что свидетельствует об устойчивой криминальной мотивации и нежелании вести законопослушный образ жизни. Наметилась тенденция к омоложению состава осуждённых. Около одной трети лиц, отбывающих наказание, не старше 25 лет. Увеличилось количество лиц с повышенной возбудимостью и агрессивностью, с психическими отклонениями279.
Рецидиву преступлений способствует незавершённость исполнения уголовного наказания вследствие условно - досрочного и условного освобождения лиц, фактически не доказавших своё исправление. В результате удельный вес рецидивистов, совершивших новые преступления после условно-досрочного освобождения, среди рецидивистов, например, в период с 1994 по 2003 годы увеличился с 2,2% до 3,7%280.
Возвращению к совершению преступлений способствуют недостатки в подготовке осуждённого к освобождению из мест лишения свободы, в контроле за их поведением со стороны ОВД (осуществление гласного административного надзора). Он устанавливается не за всеми лицами, подпадающими под надзор, иногда начинается несвоевременно, проводится формально, не дифференцируется, ограничения в отношении поднадзорных не индивидуализируются.
Освобождённые из мест лишения свободы, в случае их трудоустройства, плохо адаптируются в трудовых коллективах, т.к. большинство из них устраиваются не по специальности и на не квалифицированный труд.
В начале 90-х годов в России обострилась и продолжает сохраняться проблема трудоустройства лиц, отбывших наказания.
Во-первых, из-за низкой квалификации таких лиц обязать администрацию принять их на работу, как было раньше, сейчас, практически, невозможно.
Во-вторых, поскольку труд перестал быть конституционно закреплённой обязанностью каждого трудоспособного гражданина страны, более привлекательным для них, в силу их глубокой нравственно-правовой деформации, является поиск «лёгких» заработков, лежащих за пределами общественного производства.
В-третьих, видимое расширение возможности трудоустройства в предпринимательских структурах помимо положительных факторов несёт угрозу включения в такую деятельность элементов уголовной субкультуры и соответствующих норм поведения, что сказывается на методах работы коммерческих и других подобных организаций, способствует стиранию граней между предпринимательской и противозаконной антиобщественной деятельностью.
Значительное количество нравственно запущенных преступников воспроизводится за счёт собственной либо близко примыкающей к ней среды деморализованных лиц. У таких лиц чаще других нерешённые вопросы трудоустройства упирались в обострённую жилищную проблему. В прежние годы это было обусловлено ограничениями в прописке. Отмена таких ограничений хоть и имела положительный результат, тем не менее, не явилась ещё гарантией решения жилищной проблемы. У большинства рецидивистов и профессиональных преступников прописка была утрачена ещё до совершения преступления, а жилищная площадь потеряна из-за длительного отсутствия по месту жительства.
В результате к середине 90-х годов в России по данным международной организации «Врачи без границ» насчитывалось около 500 тысяч лиц, без постоянного места жительства, в том числе потерявших жильё вследствие отбытия наказания281.
Отмена уголовного преследования за нарушение правил паспортного режима, бродяжничество и попрошайничество не сняла проблемы. По данным исследований, среди неоднократно судимых по-прежнему высок удельный вес лиц без определённых занятий и места жительства. Безработица и сложности трудоустройства особенно негативно повлияли на положение женщин, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности. Это привело к устойчивости и криминальной активности женской преступности. В результате удельный вес женщин в общем количестве рецидивистов, например, в 1994-2003 годах увеличился с 6 до 7,2%
282.
Нерешённые жилищные проблемы и вопросы трудоустройства приводили к тому, что для большинства таких лиц преступная деятельность постепенно становилась основным и нередко единственным источником существования. Это в свою очередь приводило к углублению криминального профессионализма рецидивистов. Так, в процессе опроса осуждённых 7% из числа лиц, осуждённых впервые, и 15% из многократно судимых признали себя обладателями всех специальных навыков, необходимых для совершения преступлений283.
Наряду с этим в 90-е годы происходил отток квалифицированных сотрудников правоохранительных органов в коммерческие и другие предпринимательские структуры. С ними уходил опыт, информация, агентура. Их места занимали молодые неопытные работники, в связи с чем возникали и другие кадровые проблемы. Снизился общий уровень профессионализма и нравственно-правового сознания сотрудников, ведущих борьбу с преступностью, ослабло противостояние натиску организованной профессионализированной преступности. Вследствие этого увеличилось количество ошибок, допускаемых сотрудниками правоохранительных органов, недостатков в их деятельности, просчётов в уголовной политике, снизилась эффективность функционирования уголовно-исполнительной системы.
Несвоевременное реагирование на совершённые преступления, слабое закрепление доказательств, ошибки в избрании мер пресечения, нарушения сроков расследования и требований закона о всестороннем и полном исследовании обстоятельств дела во многом способствовали росту числа лиц, совершивших преступления в период производства следствия по делу о предыдущем преступлении. Удельный вес таких лиц, например, в период с 1994 по 2003 год среди рецидивистов увеличился с 3,5% до 4,3%.
Следует отметить и недостатки в деятельности судов. Так, предусмотренная прежним законодательством отсрочка исполнения приговора нередко применялась к лицам, ранее судимым, отрицательно характеризующимся по месту работы и жительства. В практике судов имелись случаи необоснованного применения к лицам, ранее неоднократно судимым, наказаний в виде исправительных работ284.
Вместе с тем недостатки в деятельности правоохранительной системы порождены и внешними для неё факторами. Так, крайне негативно сказалось на отбывании наказания и исправлении осуждённых ухудшение финансового, материально-технического, кадрового и коммунально-бытового состояния исправительных учреждений; наличие значительного количества осуждённых, незанятых общественно полезным трудом; повышение их криминогенности. Рост числа осуждённых и недостаток бюджетных средств на их содержание приводит к нарушению ряда требований закона: о