Файл: Тема Криминология, её предмет и система 3 Тема История криминологии 12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 266

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Начиная с 1998 года, численность неформальных объединений молодёжи растёт. Так, если в 1998 году их численность оценивалась в 20-30 тысяч человек, то в 2002 году - уже 30 - 40 тыс. человек465. И если оставить без внимания вопрос, связанный с направленностью жизнедеятельности этих формирований, мы можем столкнуться с более глубоким и широкомасштабным «разлагающим» воздействием этих «идеологов» на подростковую среду. Достаточно вспомнить к чему привело невнимание к молодёжным группировкам в городе Казани в 80-х годах прошлого века.

При анализе личностных особенностей несовершеннолетних преступников отмечено, что им присуща деформация правосознания. Психологи отмечают существование в развитии личности этапа, на котором происходит переход объективной ответственности - ребёнок следует социальным нормам, опасаясь наказания, в субъективную - осознание необходимости выполнения норм общественного поведения466.

Это модель нормальной социализации личности, важной частью которой является формирование правосознания. У несовершеннолетних преступников, с нашей тоски зрения, в этом процессе наблюдаются значительные отличия от того, как она проходит у их сверстников. Во-первых, нередко несовершеннолетние преступники на этапе объективной ответственности наблюдают в микросреде и усваивают асоциальные и антиобщественные нормы поведения и установки. При этом интенсивность познания во многом обусловлена отчуждением таких несовершеннолетних от учебного или трудового коллектива, от социально одобряемого досуга. Страх наказания за нарушение официальных социальных норм значительно ниже страха отказа быть «своим» в микросреде, ориентированной на антиобщественные нормы поведения. Во-вторых, к моменту формирования субъективной ответственности у несовершеннолетних преступников сформирована совершенно иная совокупность норм, которым они начинают следовать. И эта совокупность нередко носит ярко выраженный антиобщественный характер.

Вместе с тем, необходимо отметить, что определённые дефекты правосознания характерны для большинства несовершеннолетних. Они не приучены сопоставлять своё поведение (планируемое или реализуемое) с законом и мыслить правовыми категориями. Оценочными для них являются понятия «плохо - хорошо». Для них также характерна переоценка мотива поведения и недооценка объективной общественной опасности содеянного, тяжести наступивших последствий. Этому способствует бытующие среди несовершеннолетних взгляды о возможности и необходимости самостоятельно
разрешать возникающие межличностные конфликты, порой выливающиеся в проступки и преступления, самостоятельно, без вмешательства взрослых. У определённой части несовершеннолетних имеется существенный разрыв между элементами правового знания, личными убеждениями и поведением, вследствие чего они не всегда умеют применить на практике полученные правовые знания, дать верную оценку конкретным действиям. Это во многом обусловлено специфическими внутренними противоречиями личности, к которым могут быть отнесены: противоречие между чувством коллективизма и индивидуализма, между чувством долга и возможностью его исполнения, между требованиями среды или притязаниями сообщества и возможностями их удовлетворения, между прежними и вновь возникшими потребностями и т.п. Данные личностные особенности, с нашей точки зрения, во многом обуславливают преступления случайного типа личности несовершеннолетних преступников.

Отмечая среди несовершеннолетних преступников наличие значительной доли тех, кто отличается гиперактивностью, надо сказать, что по оценкам врачей до 15% современных детей страдают дефицитом внимания и гиперактивностью. Это в начале может повлечь плохую успеваемость в образовательном учреждении, а в последствии правонарушающее поведение, поскольку, по мнению врачей, они плохо адаптируются в социуме, часто не подчиняются общепринятым нормам поведения. У таких детей в 10 раз больше шансов стать наркоманами или алкоголиками. По словам одного из специалистов Института мозга Юрия Кропотова: «Эти дети постоянно находятся как бы на вращающейся карусели. Действительность вокруг них смазана и расплывчата. А наркотик - это психостимулятор, он приводит систему контроля поведения в норму. Карусель останавливается, и всё вокруг становится ясным и понятным. Подростки, приобщаясь к наркотикам, как бы занимаются «самолечением»467.

Анализируя факторный комплекс, порождающий и влияющий на преступность несовершеннолетних, надо иметь в виду, что их воздействие, как по количеству, так и по силе различно. По результатам некоторых исследований более тесную связь между факторами и преступностью несовершеннолетних можно выявить по коэффициенту корреляции, который, как известно, должен быть как можно ближе к единице. Корреляционную связь можно проследить по данным таблицы 8468.

Таблица 8

Взаимосвязь социальных процессов с криминальной поражённостью несовершеннолетних.



№п/п

Показатель процесса

Коэффициент корреляции

1

Криминальное окружение

0,76

2

Бродяжничество

0,76

3

Отказ от материальной помощи со стороны бывшего супруга


0,73

4

Рождение вне брака

0,72

5

Отчисление из ПТУ

0,72


Продолжение таблицы

6

Алкоголизация несовершеннолетних

0,71

7

Безработица несовершеннолетних

0,54

8

Оставление детей без попечения родителей

0,50

9

Отчисление из школы

0,45

10

Неполная семья

0,39

11

Негативное влияние родителей

0,34

12

Распад браков с детьми до 18 лет

0,34

13

Лишение родительских прав

0,26

Таким образом, мы рассмотрели лишь некоторые факторы, оказывающие негативное влияние на формирование личности и социализацию несовершеннолетних, порождающие преступное поведение. Знание и учёт личностных качеств несовершеннолетних преступников и факторов преступности позволит повысить эффективность и своевременность мер по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних.


IV. Предупреждение противоправного поведения несовершеннолетних.

Предупреждение преступности несовершеннолетних мы рассмотрим, используя уровневый подход: общесоциальное, специально-криминологическое и индивидуальное предупреждение.

Основной целью общесоциального предупреждения преступности несовершеннолетних является защита их прав и законных интересов. Вместе с тем, в Российской Федерации, как и в большинстве стран мира, выполнение этой задачи нередко идёт совместно с решением семейных и молодёжных проблем в целом.

В современных условиях семья является уникальным и, пожалуй, единственным началом, объединяющим и помогающим адаптироваться в сложившихся обстоятельствах. Поэтому в деле противодействия преступности несовершеннолетних государство должно быть заинтересовано в нормальной, активной, способной к выработке новой жизненной идеи семье. Такая семья может не только выжить в нестабильных условиях изменяющегося общества, но и успешно развиваться. Создание для этого благоприятных условий во многом зависит от государственной семейной политики. Среди принципов таковой на сегодняшний день можно выделить:

  • партнёрство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;

  • самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические меры государственной семейной политики должны не регламентировать поведение семьи, а способствовать её саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки;

  • принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями техногенного характера, войнами и вооружёнными конфликтами469.

Государственное признание ценности семьи, её роли в общественном развитии и воспитании несовершеннолетних закреплено в Конституции РФ, статья 38 которой гласит «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». В статье 39 указано: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Особое место в формировании идеологии и практики семейных отношений, защите прав и законных интересов несовершеннолетних занимает Семейный кодекс РФ. В статье 63 СК РФ сказано: «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами».


Вместе с тем законодательное оформление собственно государственной семейной политики ещё не завершено. До сих пор отсутствует стабильная система финансирования мероприятий этой политики. Не до конца решены вопросы распределения расходов между федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и бюджетами субъектов Российской Федерации.

Другим недостатком государственной политики является её слабая согласованность с другими областями социальной политики, в том числе с экономической, гендерной, молодёжной, демографической, детской политикой.

Одновременно, с нашей точки зрения, необходимо менять отношение общества и государства к родителям, не выполняющим обязанности по воспитанию и содержанию своих детей. Выполнение этой задачи возможно по двум направлениям. Во-первых, чувство ответственности за будущих детей надо воспитывать с несовершеннолетнего возраста. С этой целью, уже в образовательных учреждениях в рамках преподавания правоведения, во время классных часов с привлечением специалистов (психологов, сексологов, работников роддомов и государственных детских учреждений и др.) следует улучшать уровень полового воспитания, разъяснять важность семейных отношений, обязанностей и ответственности, связанных с рождением детей. Во-вторых, необходимо возлагать обязанность по материальному содержанию детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и на родителей, если они есть. При чём это обязательство должно быть не только закреплено на бумаге, но и реально выполняться. С этой целью может быть следует продумать систему принудительных работ для таких лиц, в том числе и на территории государственных детских учреждений.

Молодёжная политика в нашей стране выделилась в самостоятельную сферу государственной деятельности относительно недавно. Данное название вошло в отечественную юридическую терминологию с 1991 года в связи с принятием Закона Советского Союза «Об общих началах государственной молодёжной политики в СССР». Однако это не означало, что никакой деятельности по отношению к молодёжи не проводилось. Частично она представлена нами при анализе системы субъектов по работе с несовершеннолетними в советский период.

Нынешнее российское законодательство по молодёжной проблематике также находится в стадии формирования. Это в полной мере относится к правовым актам Государственной молодёжной политики в России в целом, каждого субъекта Федерации, а также укрупнённых федеральных округов. Среди наиболее значимых в этом плане законодательных актов можно назвать принятый Государственной Думой в 1995 году Федеральный Закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений»; Постановление Правительства «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период с 1996-2000 годов»; Федеральную программу «Молодёжь России».