Файл: Тема Криминология, её предмет и система 3 Тема История криминологии 12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 265

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Специальным Указом Президента России в 1992 году молодёжная политика провозглашена приоритетной социально-экономической политикой государства. Указом Президента 16 сентября 1992г. образован Государственный комитет Российской Федерации по делам молодёжи.

Основными направлениями деятельности Государственного комитета и комитетов по делам молодёжи субъектов Федерации являлись, например, формирование системы социальных служб для индивидуальной работы с подростками и молодёжью, поддержка социально значимых программ молодёжных и детских организаций, участие в организации досуга и летнего отдыха детей и подростков и т.д.

Однако и молодёжная политика вплоть до 2003 года не стала в Российской Федерации приоритетной политикой государства на практике, а финансирование её мероприятий не осуществлялось или осуществлялось по остаточному принципу. Большинство решений, постановлений, целевых программ имели декларативный или рекомендательный характер. Они во многом зависели от позиций и финансов центральных и местных властей. Документы по молодёжной политике не носили системного долгосрочного характера, не были согласованы с единой концепцией решения социальных проблем подрастающего поколения в условиях изменяющейся общественной системы.

В молодёжной политике на уровне Федерации до сих пор не создана современная гибкая нормативно-правовая база. В результате основные задачи современной молодёжной политики, как то: вовлечение молодого поколения, в том числе и несовершеннолетних, в активную политическую и социально-экономическую жизнь, создание современного механизма выработки и принятия решений по молодёжным проблемам с широким участием общественной инициативы самих молодых людей, негосударственных организаций и всего гражданского общества, остаются нереализованными.

Исправление положения возможно, если молодёжная политика не будет сводиться только к компенсаторным и распределительным формам, а будет содержать активный созидательный и инновационный аспекты, опирающиеся на трудовой и творческий потенциал молодого поколения470. Иначе говоря, молодёжь не должна рассматриваться как «дитя», требующее постоянного присмотра и руководства. Она может и должна выступать равным партнёром в решении большинства государственных проблем. Подрастающее поколение должно реально ощущать свою необходимость и ответственность за будущее страны. Но прививать это надо с «малолетства», используя разнообразные методы.


Политикой государства непосредственно защищающей права и законные интересы детей и несовершеннолетних является политика в отношении детства. В международных документах наблюдается два основных аспекта помощи детям со стороны государства. Первый относится ко всем детям, признавая их физическую и умственную незрелость, и, следовательно, нуждающихся в охране и заботе как до, так и после рождения. Второй относится к детям, живущим в исключительно тяжёлых условиях, и нуждающихся в особом внимании (Декларация прав ребёнка: от 20 ноября 1959 года; Преамбула).

Для России защита детей тем более актуально, что проводимые реформы крайне негативно отразились, прежде всего, на них, независимо от того сироты дети или живут в семье. Динамика ухудшения положения детей в российском обществе была отражена в ежегодных работах, подготовленных НИИ детства Российского детского фонда: «Положение детей в Российской Федерации».

Эта проблема находила отражение в Федеральной целевой программе «Дети России», в которую ежегодно вносились дополнительные разделы, например, «Дети – сироты», «Планирование семьи», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей вынужденных беженцев и переселенцев», «Развитие всероссийских детских центров «Орлёнок» и «Океан», «Развитие социального обслуживания семьи и детей». Основными целями ФЦП «Дети России» с 2000 года стали:

  • создание благоприятных условий для жизнедеятельности и развития детей;

  • обеспечение социальной защиты детей в период кризиса и последующей социальной и экономической стабилизации, в том числе от последствий межнациональных конфликтов и экологических бедствий.

Среди приоритетов Программы:

  • развитие механизмов, позволяющих обеспечить полноценное воспитание детей-сирот в семейных условиях, совершенствование процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • создание условий для нормального физического, психического, образовательного и культурного развития детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

  • развитие и оптимизация деятельности учреждений, предоставляющих разные социальные услуги семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и т.д.471

В последнее время Президентом Российской Федерации уделяется особое внимание проблеме защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. В частности это касается вопросов, связанных с активизацией деятельности по физической культуре и спорту, патриотическому воспитанию, повышению материального обеспечения семей, особенно многодетных и малообеспеченных, гуманизации уголовной ответственности и наказания в отношении несовершеннолетних и т.д. Данные инициативные предложения находят реализацию в Указах Президента и Постановлениях Правительства Российской Федерации, других законодательных актах.



В рамках общесоциального предупреждения преступности несовершеннолетних заметна роль международных общественных организаций. Так, например, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) только в 1999 году реализовал в России ряд проектов, стоимость которых составила 2,5 млн. долларов. Эти деньги пошли на финансирование программ помощи семье и несовершеннолетним, в частности на профилактику безнадзорности, заболеваемости наркоманией и СПИДом. По инициативе ЮНИСЕФ в пяти городах России, в том числе в Санкт-Петербурге появились уполномоченные по правам детей, в нескольких районах Санкт-Петербурга были образованы специализированные (ювенальные) суды.

С изменением взаимоотношений между государством и религиозными организациями изменилась и роль православной церкви в деле морально-нравственного, идеологического и патриотического воспитания населения. Одновременно священнослужители активно работают с несовершеннолетними преступниками, находящимися на свободе и в воспитательных колониях. Есть много примеров взятия под опеку детдомовских и безнадзорных детей.

Основным правовым актом, регламентирующим специально-криминологическое предупреждение преступности несовершеннолетних, является Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 1999 года с последующими изменениями и дополнениями. В этом правовом акте дано разъяснение основных понятий: несовершеннолетний; безнадзорный; беспризорный; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении; антиобщественные действия; индивидуальная профилактическая работа и т.д. Изложены основные задачи, законодательная основа и система субъектов, обязанных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Таким образом, в соответствии с указанным Законом практически восстановлены основные элементы системы предупреждения преступности несовершеннолетних. Эта деятельность начинает приобретать системный характер, означающий её планирование с нормативным, организационным и материальным обеспечением, во взаимодействии субъектов различной направленности, с распределением сфер воздействия, объёма воздействия по уровням компетенции субъектов. Одновременно устранены пробелы в направлениях воздействия на основных уровнях социализации несовершеннолетних: воспитательном, образовательном, профессиональном, нравственном, правовом, культурно-этическом, спортивно-оздоровительном и т.д. В то же время появились и новые направления, нашедшие широкое распространение: социально-адаптационное, социально-реабилитационное.


Вместе с тем положение детей и подростков в нашей стране остаётся тяжёлым. Проводимая в настоящее время реформа системы образования пока не приносит ощутимых положительных результатов. Основная проблема состоит в том, что до сих пор не устранено различие в стартовых возможностях детей, проживающих в разных местностях (городской и сельской), а также принадлежащих к различным социальным слоям населения. Введение единого государственного экзамена не решает проблемы, поступления в высшие учебные заведения несовершеннолетних, проживающих за пределами крупных городов. С нашей точки зрения, в этой области социализации несовершеннолетних необходимо либо «уравнять» общеобразовательные учреждения в материально-техническом и образовательном отношении независимо от дислокации таковых, либо предусмотреть льготы для выпускников школ, которые не обладают соответствующей базой для подготовки конкурентно способных претендентов для поступления в вузы. Одновременно восстановить обязанность образовательных учреждений не только по надлежащему обучению, но и по воспитанию несовершеннолетних, созданию безопасных и благоприятных условий для пребывания обучающихся в них не только во время занятий, но и в досуговое время. Понятно, что для этого должен быть сформирован соответствующий кадровый состав педагогов и иных работников, материально-техническая база. Решение этой проблемы можно рассматривать в качестве важнейшей задачи, стоящей перед Правительством и органами управления образованием.

Что касается детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то, по-нашему мнению, необходимо продолжить практику создания семейных детских домов, передачу детей в приёмные семьи. Показательно в этой связи участие православной церкви в помощи и опеки таких детей.

Семейное неблагополучие одновременно является первоисточником безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В этой связи, первостепенное значение имеет деятельность таких субъектов, как органов и учреждений социальной защиты населения и органов внутренних дел. Необходимо своевременно выявлять и ставить на учёт семьи, где нарушаются права ребёнка, и незамедлительно принимать соответствующие меры. При этом отобрание детей и лишение родительских прав должно быть крайней мерой, принимаемой к родителям. Речь должна идти именно о мерах, ухудшающих положение самих родителей. Например, обязательство по посещению занятий в медико - психолого-педагогических центрах органов образования, привлечение к административной и уголовной ответственности. При этом, учитывая тяжёлое материальное положение многих российских семей, необходимо изменить государственную семейную политику в целом. Семья, как основная ячейка общества должна быть в центре внимания. Данное положение закреплено в статье 7 Конституции Российской Федерации. Часть 2 указанной статьи предусматривает обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства,
развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. При этом, как сказано в одном из комментариев к Конституции «Под достойной жизнью, обычно понимают, прежде всего, материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развития общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием – физическое, умственное и нравственное совершенствование человека»472.

Большой негативный потенциал содержит в себе сфера досуга. В этой связи необходимо говорить не только о расширении сети культурно-развлекательных учреждений, но и об улучшении качества их работы. Это должно сопровождаться обязательным учётом половозрастной структуры, потребностей и интересов как населения в целом, так и несовершеннолетних. В этой связи необходимо воспитывать у населения желание и потребность ведения здорового образа жизни, повышения уровня знаний в области истории, культуры нашего государства, формировать негативное отношение к традициям, связавшим досуг с неприменным употреблением алкогольной продукции.

В данной деятельности должны принимать активное участие не только органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, но и органы и учреждения по делам молодёжи, общественные организации. Деятельность последних тем более важна, что именно в сфере досуга идёт формирование криминогенных и преступных групп несовершеннолетних.

Органы и учреждения по делам молодёжи и общественные организации должны выработать эффективные меры противодействия экстремистским течениям в подростково - молодёжной среде, предложив потенциальным членам этих объединений не менее интересные и в то же время социально полезные возможности реализации своих жизненных позиций.

Учитывая опыт работы подростковых клубов по месту жительства несовершеннолетних, необходимо обратить внимание на создание широкой сети именно таких досуговых «мест» для подростков. Ведь подростковые клубы, находящиеся в непосредственной близости решали проблемы не только занятости в свободное время. Они отличались своей «незаорганизованностью» и свободой посещения. Сюда несовершеннолетние приходили посидеть, поговорить, попить чаю, поиграть в разные игры и т.д. В них устраивались праздники и Дни рождения. Это было особенно значимо для детей из неблагополучных семей.