Файл: Тема Криминология, её предмет и система 3 Тема История криминологии 12.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 262
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проблема трудоустройства несовершеннолетних особенно остро сейчас стоит в регионах, где преобладают сельские населённые пункты, районные и градообразующие города. Решение этой проблемы мы во многом связываем с формированием системы местных органов власти, которые непосредственно знают возможности и особенности своих территорий и теперь уже не смогут переадресовать ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей на федеральные органы власти. В крупных городах сегодня достаточно профессионально работают не только центры занятости, в структуре которых есть специалисты, оказывающие помощь конкретным несовершеннолетним, но и молодёжные биржи труда. На протяжении многих лет успешно действует система трудоустройства несовершеннолетних в летний период времени в составе трудовых отрядов, формирующихся теперь не только из числа молодёжи данного региона, но и представителей других регионов.
Предупреждением рецидивной преступности несовершеннолетних должны заниматься, прежде всего, органы внутренних дел, органы по исполнению уголовных наказаний и уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В этой связи, если речь идёт о несовершеннолетних, привлечённых к уголовной ответственности, наказание в отношении которых не связано с лишением свободы, то сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) и криминальной милиции ОВД обязаны обеспечить надлежащий контроль за их поведением, предусмотренный законодательством России, а также ведомственными нормативными актами. Одним из таких документов является Приказ МВД РФ «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» №569 от 26 мая 2000 года.
Этим Приказом, в частности, предусмотрена обязанность сотрудников ПДН ОВД, в случае нарушения несовершеннолетними условий, связанных с отбыванием наказания без лишения свободы (условное осуждение, применение принудительных мер воспитательного воздействия и т.д.), совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, готовить материал в суд для применения в отношении таких несовершеннолетних предусмотренных законодательством мер (например, изменение вида наказания на более строгое).
Сотрудники этих подразделений, а также сотрудники криминальной милиции обязаны проверять эту категорию несовершеннолетних на причастность к совершённым преступлениям. Кроме того, сотрудники указанных подразделений обязаны оказывать помощь в решении вопросов трудоустройства, обучения, социальной адаптации таких несовершеннолетних.
Предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних, чьё наказание связано с лишением свободы, возложено на органы по исполнению уголовных наказаний, а вернувшихся из мест лишения свободы, прежде всего, на уголовно-исполнительные инспекции, сотрудников ПДН и криминальной милиции ОВД, органы социальной защиты населения.
Сложившаяся в последние годы система исполнения наказаний свидетельствует о том, что функции по исправлению осуждённых несовершеннолетних она не выполняет. Это связано со многими причинами, в том числе, недостатком финансирования, материально-технического обеспечения и многочисленными нарушениями со стороны сотрудников учреждений по исполнению уголовных наказаний. В связи с этим изменение ситуации можно осуществлять по двум направлениям. Во-первых, сокращение количества решений о наказании, связанном с лишением свободы. А если это необходимо, то целесообразно назначать минимальные сроки наказания. Во-вторых, принять возможные меры, способствующие устранению недостатков в системе исполнения уголовных наказаний. Конечно это очень сложная проблема, но говорить и решать её нужно уже сейчас с учётом международного опыта. При этом надо активнее использовать помощь священнослужителей, благотворное влияние которых на психологию и поведение заключённых не вызывает сомнение, как и то, что они пользуются у несовершеннолетних высоким уровнем доверия.
Предупреждение рецидивной преступности со стороны освобождённых из мест лишения свободы несовершеннолетних, осуществляемое указанными выше субъектами, должно быть связано с оказанием таким несовершеннолетним помощи в решении вопросов обучения, трудоустройства, жилья, иных вопросов социальной адаптации к новым условиям жизнедеятельности. При этом нельзя забывать о постоянном контроле за поведением, а в случае совершения правонарушений - принятии соответствующих мер.
Анализируя деятельность вышеперечисленных субъектов предупреждения преступности несовершеннолетних, необходимо иметь в виду, что в реальности профилактику правонарушений несовершеннолетних может проводить значительно большее число субъектов. К
таковым относятся, например: суд, прокуратура т.д.
Верховный суд РФ обращает внимание судей на совершенствование профессиональной компетенции и специализацию судей, рассматривающих дела о преступлениях несовершеннолетних, повышение их личной ответственности за законность и обоснованность каждого судебного решения в отношении подростков. Об этом в частности говорится в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 года. В этом Постановлении впервые обосновывается необходимость создания специализированных судов для несовершеннолетних (ювенальных судов)473.
Кроме того, положения Постановления обязывают суды систематически изучать и обобщать практику рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних, и, при наличии к тому оснований, направлять представления в соответствующие организации либо должностным лицам для принятия мер по предупреждению преступлений несовершеннолетних (п.23).
В структуре прокуратуры РФ функционируют отделы по надзору за исполнением законов в отношении несовершеннолетних. Сотрудники этих отделов в ходе своей работы призваны: выявлять факты нарушения законодательства в отношении несовершеннолетних со стороны родителей или лиц, их заменяющих, руководителей органов и учреждений, в ведении которых находятся несовершеннолетние, и принимать соответствующие меры, вплоть до возбуждения уголовного дела; участвовать в заседаниях Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и т.д.
В рамках индивидуального предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних, особенно на раннем этапе, основная роль принадлежит семье. Именно она может и должна:
-
обеспечить нормальное физическое и психическое здоровье ребёнка; -
разъясняя ему характер, смысл и цели трудовой деятельности оказать помощь в профориентации, в преодолении трудностей и решении проблем; -
воспитать уважительное отношение и чувство сострадания к родителям, людям младшего и старшего возраста, страдающим какими-либо заболеваниями; -
используя положительные и отрицательные примеры, акты собственного поведения, выработать у несовершеннолетнего систему авторитетов и нравственных ценностей, например, чувство долга, совести, справедливости, бережное отношение к живой и неживой природе, гражданскую ответственность и т.д.; -
используя стимулы и контроль развивать положительные качества ребёнка, а в случае необходимости принимать своевременные меры к нейтрализации и пресечению негативных и отрицательных привычек и нежелательного поведения (табакокурение, сквернословие, употребление алкоголя, прогулы занятий и т.д.); -
сформировать уважительное отношение к закону, стремление к выполнению его требований; -
воспитать у несовершеннолетнего чувство собственного достоинства, критического отношения к воздействию со стороны окружения и способности противостоять его негативному влиянию и т.д.
Поводя итог, можно сказать, что нейтрализация факторов преступности несовершеннолетних должна включать в себя комплекс социальных мер, которые начинали бы реализовываться ещё на стадии дошкольного воспитания детей (помощь одиноким матерям, улучшение общего состояния работы дошкольных и школьных учреждений; противодействие наркомании среди молодёжи и подростков и т.д.). Основная цель такой деятельности - удержать детей и подростков от противоправного поведения в раннем возрасте, когда ещё многое можно исправить. Конечно, это потребует затрат. Однако, например, на XX Конгрессе ООН по предупреждению преступности (Вена 2000 год) в связи с этим отмечалось, что в США каждый доллар, вложенный в программу дошкольного воспитания, может сэкономить 7 долларов из затрат на содержание уголовной юстиции и социальных служб.
Как показывает анализ факторов, порождающих преступность несовершеннолетних, подростки часто попадают в ситуации, когда, с их точки зрения, нет другого выхода кроме преступного, либо они не осознают его. Поэтому, с нашей точки зрения, государство и общество должно максимально сократить, а в идеальном варианте вообще исключить, такие ситуации, когда дети вынуждены делать такой выбор.
Таким образом, предупреждение преступности несовершеннолетних это очень важное и сложное направление в противодействии преступности. Однако, в отличие от противодействия преступности взрослых, в данном случае речь идёт, прежде всего, о создании благоприятных условий для развития и формирования личности будущего поколения людей. И чем больше подростков государству и обществу удастся удержать от преступного поведения, тем «спокойнее» будет криминогенная ситуация в стране, и перспективнее её будущее.
Заключение
Отечественная криминология междисциплинарная наука, которая плодотворно использует знания не только в юридических, но и других областях знаний. Содержание данного пособия ещё раз подтверждает эту особенность науки и учебной дисциплины.
Проблемы, стоящие перед современной криминологией, требуют переосмысления многих положений, которые до недавнего времени считались основополагающими. Это тем более необходимо, что преступность, являясь неотъемлимой частью современного российского общества, постоянно видоизменяется и требует совершенствования направлений, средств и мер противодействия ей.
В связи с этим в пособии нашло отражение не только авторское видение криминологически значимых проблем и их решений, но в большей части мнения ведущих специалистов в области криминологии и уголовного права.
Безусловно, многие положения нельзя считать бесспорными, но и они являются попыткой восполнить знания о преступности и противодействии ей как в России, так и за рубежом.
Контрольные вопросы по Разделу II.
-
Характеристика и тенденции насильственной преступности. -
Понятие и структура насильственной преступности. -
Особенности личности насильственного преступника. -
Причины и условия совершения насильственных преступлений. -
Общесоциальное предупреждение насилия в обществе. -
Специально-криминологическое предупреждение насильственной преступности. -
Индивидуальное предупреждение насильственных преступлений. -
Понятие, структура и уровень имущественной преступности. -
Личность имущественного преступника. -
Причинный комплекс имущественных преступлений. -
Общесоциальное предупреждение имущественных преступлений. -
Специально-криминологическое предупреждение имущественных преступлений. -
Уровень, структура, динамика, тенденции экономической преступности. -
Личностные особенности экономических преступников. -
Причины экономической преступности. -
Направления, средства и методы предупреждения экономической преступности. -
Понятие и характеристика рецидивной преступности. -
Понятие и признаки криминального профессионализма. -
История возникновения и современное состояние профессиональной преступности. -
Личность рецидивиста. -
Личность профессионального преступника. -
Причины и условия рецидивной и профессиональной преступности. -
Предупреждение рецидивной и профессиональной преступности. -
Понятие и признаки организованной преступности. -
Характеристика организованной преступности. -
Виды организованных преступных формирований. -
Личность участников организованных преступных формирований. -
Механизм формирования организованной преступности. -
Общесоциальное предупреждение организованной преступности. -
Специально-криминологическое предупреждение организованной преступности. -
Понятие, структура, состояние неосторожной преступности. -
Личность неосторожного преступника. -
Причины неосторожной преступности. -
Специфика предупреждения неосторожных преступлений. -
Деятельность МЧС и ДОБДД по предупреждению неосторожных преступлений. -
Понятие и состояние преступности несовершеннолетних. -
Особенности личности несовершеннолетних преступников. -
Факторы, порождающие и способствующие преступности несовершеннолетних. -
Защита прав и законных интересов несовершеннолетних - основное направление в предупреждении преступности несовершеннолетних. -
Специально-криминологическое предупреждение преступлений несовершеннолетних.