ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Теоретические основы организации обучения в начальных классах
Практическое занятие 3
Выполнил:
Обучающийся Самохвалов Егор Ильич
Преподаватель:
Пешкова Наталья Александровна
ЗАДАНИЕ 1
Подготовьте перечень УУД, формируемых на уроке открытия нового знания по теме «Карта России». В разных программах начальной школы эта тема может изучаться в разных классах, поэтому программа и класс на выбор. Результат запишите в таблицу.
Класс | 2 «Б» |
Предмет | Окружающий мир |
Программа (автор учебника или УМК) | УМК «Перспектива» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая |
Формируемые УУД | Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные |
Предметные | Иметь представление о том, что такое карта; Научиться читать карту; Научиться правильно показывать объекты на карте. |
Метапредметные | Регулятивные УУД: определить цель урока с помощью учителя, понимать то, что уже знают и что ещё нужно узнать Познавательные УУД: освоение правильного чтения карты, правильно показывать объекты на карте Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге с учителем и одноклассниками, слушать и понимать других, отвечать на поставленные вопросы преподавателя |
Личностные | Обучение навыкам работы с одноклассниками в практической работе. Представление того, на сколько богата и разнообразна наша страна. |
ЗАДАНИЕ 2
Выберите два метапредметных универсальных учебных действия (УУД) из предыдущего вопроса. Составьте на каждое УУД по одному заданию для детей, которые можно встроить в канву урока. Тема «Карта России». Класс и программа на выбор. Результаты занесите в таблицу.
Класс | 2 «Б» |
Программа (автор учебника или УМК) | УМК «Перспектива» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая |
Формируемое УУД: Регулятивные | Задание: Самим оценить свою работу на уроке (умение оценивать свою работу на уроке) |
Формируемое УУД: Познавательные | Задание: Ознакомиться с инструкцией карты (умение работать у доски, извлекать полезную информацию) |
Формируемое УУД: Коммуникативные | Задание: В парах рассмотреть фотографии и найти эти места на карте (умение работать в парах) |
ЗАДАНИЕ 3
Подберите 2-3 методики, с помощью которых можно провести диагностику интеллектуальных способностей учащихся (мышление, внимание, память и пр.). Дайте этим методикам краткое описание. Не забудьте указать авторов и ссылку на источник.
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ПАМЯТИ»
Цель: определение преобладающего типа памяти
Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер. Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.
Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут. Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут. Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут. Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ МЫШЛЕНИЯ
Методика определения умственного развития нормальных и аномальных детей
(7-9 лет)
(Замбацявичене Э. Ф. К разработке стандартизированной методики
для определения уровня умственного развития нормальных
и аномальных детей (на основе методик структуры интеллекта Р. Амтхауэра)
-
Дефектология. С. 28-33.)
Описание методики
Методика состоит из 4-х субтестов, предназначенных для детей 7-9 лет, включает в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.
В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.
Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «пятого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методики, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов и явлений.
Третий субтест – задания на умозаключения по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо установить логические связи и отношения между понятиями.
Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (ребенок должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящее в каждое задание субтеста).
Перед предъявлением контрольных заданий к каждому субтесту необходимо давать по 2-3 тренировочных упражнения, которые позволили довести детей к полному пониманию предлагаемых заданий.
1 субтест
1. | У сапога есть | Шнурок, пряжа, подошва, ремешки, пуговица | 1,9 |
2. | В теплых краях обитает | Медведь, олень, волк, верблюд, тюлень | 2,8 |
3. | В году | 24, 3, 12, 4, 7 месяцев | 2,7 |
4. | Месяц зимы | Сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март | 2,3 |
5. | В России не живет | Соловей, аист, синица, страус, скворец | 2,6 |
6. | Отец старше своего сына | Часто, всегда, иногда, редко, никогда | 2,2 |
7. | Время суток | Год, месяц, неделя, день, понедельник | 2,8 |
8. | Вода всегда | Прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная | 3,4 |
9. | У дерева есть | Листья, цветы, плоды, корень, тень | 2,8 |
10. | Город России | Париж, Москва, Лондон, Варшава, София | 2,6 |
2 субтест
1. | Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка | 2,6 |
2. | Река, озеро, море, мост, болото | 2,3 |
3. | Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата | 2,7 |
4. | Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса | 2,6 |
5. | Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник | 2,4 |
6. | Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат | 2,5 |
7. | Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей | 2,3 |
8. | Курица, петух, лебедь, гусь, индюк | 2,5 |
9. | Число, деление, вычитание, сложение, умножение | 3,0 |
10. | Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный | 2,7 |
3 субтест
1. | Огурец | Георгин | 2,0 |
овощ | сорняк, роса, садик, цветок, земля | ||
2. | Учитель | Сад | 2,4 |
ученик | забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка | ||
3. | Огород | Врач | 2,2 |
морковь | очки, больные, палата, больной, термометр | ||
4. | Цветок | Птица | 2,6 |
ваза | клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья | ||
5. | Перчатка | Сапог | 2.4 |
рука | чулки, подошва, кожа, нога, щетка | ||
6. | Темный | Мокрый | 2,1 |
светлый | солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный | ||
7. | Часы | Термометр | 2,5 |
время | стекло, температура, кровать, больной, врач | ||
8. | Машина | Лодка | 2,2 |
мотор | река, моряк, болото, парус, волна | ||
9. | Стул | Игла | 2,2 |
деревянный | острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная | ||
10. | Стол | Пол | 2,2 |
скатерть | мебель, ковер, пыль, доска, гвозди |
4 субтест
1. | Метла, лопата…. | 2,6 |
2. | Окунь, карась… | 3.0 |
3. | Лето, зима… | 2,1 |
4. | Огурец. Помидор… | 2,2 |
5. | Сирень, шиповник… | 2,6 |
6. | Шкаф, диван… | 3,0 |
7. | День, ночь, | 2.8 |
8. | Слон, муравей… | 2,2 |
9. | Июнь, июль… | 2,4 |
10. | Дерево, цветок… | 2,2 |
Обработка результатов
-
Каждый ответ оценивается баллами, проставленными справа от задания, максимальная сумма баллов при правильном выполнении всех заданий – 100 баллов.
-
Максимальная сумма баллов распределена по субтестам:
1,2 субтесты – по 26 баллов
3 субтест – 23 балла
4 субтест – 25 баллов
-
По сумме набранных баллов выделяются три группы детей:
1 группа – 75-100 баллов (высший уровень умственного развития).
2 группа – 50-74 балла (средний уровень умственного развития).
3 группа – 25-49 баллов (низкий уровень развития).
Методика «Узнай фигуры»
Эта методика - на узнавание. Методика «Узнавание фигур» была предложена Т. Е. Рыбаковым. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения. В методике детям предлагаются картинки в сопровождении следующей инструкции: «Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку». Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10. Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.