Файл: Сущность и методика анализа финансовой деятельности предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

83 бюджетирования вопросы кредитования предприятия не рассматривались.
Потребность в дополнительном финансировании должна обнаружиться при составлении отчета о денежных средствах. В этом смысле вариант планового отчета о прибыли, помещенный в таблице 18, следует считать предварительным, так как в процессе бюджетирования денег, возможно, обнаружится потребность взять банковскую ссуду, и тогда величина чистой прибыли уменьшится.
Бюджет денежных средств является итоговым и наиболее важным во всей схеме бюджетирования. В нем собираются вместе итоговые числовые финансовые показатели каждого частного бюджета. Бюджет денежных средств отражает все «хорошие и плохие новости» предприятия. Хорошие новости – это поступления денег, плохие – уплаты денег. Итог есть денежное сальдо, которое может быть положительным и отрицательным. В таблице 19 приведен бюджет денежных средств для рассматриваемого примера.
Таблица 19 – Бюджет денежных средств (без дополнительного финансирования)
Периоды
Показатели
Квартал
1
Квартал
2
Квартал
3
Квартал 4
Денежные средства на начало периода
146
(1 420,314)
(1 365,598)
(855,982)
Поступление денежных средств от потребителей
2 290,8 3 240 4 020 4 620
Денежные средства в распоряжении
2 436,8 1 819,686 2 654,402 3 764,018
Расходование денежных средств на основные материалы
3 122,4 1 875 2 437,5 2 812,5 на оплату труда основного персонала
153,23 226,8 281,4 235,2 затраты на управление
365 467 675 475 налог на прибыль
116,484 116,484 116,484 116,484 покупка оборудования
100 500
-
-
Всего денежных выплат
3 857,114 3 185,284 3 510,384 3 639,184
Избыток (дефицит) денег
(1 420,314)
(1 365,598)
(855,982)
(124,834)

84
Отметим ряд особенностей данного бюджета. Это, во-первых, упрощенный характер схемы уплаты налога на прибыль, принятый в данном примере. Величина налога на прибыль, определенная в рамках планового отчета о прибыли, делятся на четыре равные части, каждая часть учитывается в бюджете денежных средств каждого квартала. Усложнить эту схему и сделать ее адекватной реальному состоянию дел не представляется сложным.
Этот вопрос рассматривается в рамках анализа деловой ситуации. Во-вторых, заявленный в общей процедуре бюджетирования инвестиционный бюджет, представлен в таблице 19 одной строкой затрат на покупку оборудования.
Как видно из анализа данных таблицы 19, полученный бюджет во всех рассматриваемых кварталах является дефицитным. В этом случае необходимо предусмотреть дополнительные источники финансирования, которые в рамках рассматриваемого примера сводятся к банковскому кредитованию.
Технологически, в таблицу бюджета вводится дополнительный блок – «финансирование», в котором финансовый менеджер должен предусмотреть получение кредита и его возврат, а также выплату банку процентного вознаграждения.
Работа финансового менеджера по обоснованию суммы кредитования предусматривает подбор данных в блоке «финансирование» так, чтобы реализовать принцип разумного избытка денежных средств, т.е. планировать денежный счет на некотором допустимом уровне. Особенностью этой работы является необходимость обеспечить согласование данных бюджета денежных средств с плановым отчетом о прибыли. Эта необходимость связана с тем, что сумма процентных платежей оценивается в бюджете денежных средств и подставляется в отчет о прибыли. В то же время, сумма налоговых платежей оценивается в отчете о прибыли и подставляется в бюджет денежных средств.
Такой подбор
«вручную» сделать затруднительно, и следует воспользоваться заранее разработанным программным средством.
В таблицах 20 и 21 приведены согласованные плановый отчет о


85 прибыли и бюджет денежных средств, как результат работы финансового менеджера по подбору бюджетных показателей.
Таблица 20 – Плановый отчет о прибыли (окончательный вариант)
Статьи отчета
Сумма, тыс. руб.
Выручка от реализации продукции
14 170,8
Себестоимость реализованной продукции
10 247,4
Валовая прибыль
3 923,4
Общие и маркетинговые затраты
1 982
Прибыль до процентов и налога на прибыль
1 941,4
Проценты за кредит
175
Прибыль до выплаты налогов
1 766,4
Налог на прибыль
423,936
Чистая прибыль
1 342,464
Таблица 21 – Бюджет денежных средств (окончательный вариант)
Периоды
Показатели
Квартал
1
Квартал
2
Квартал
3
Квартал
4
Денежные средства на начало периода
146 190,186 355,402 219,518
Поступление денежных средств от потребителей
2 290,8 3 240 4 020 4 620
Денежные средства в распоряжении
2 436,8 3 430,186 4 375,402 4 839,518
Расходование денежных средств на основные материалы
3 122,4 1 875 2 437,5 2812,5 на оплату труда основного персонала
153,23 226,8 281,4 235,2 затраты на управление
365 467 675 475 налог на прибыль
105,984 105,984 105,984 105,984 покупка оборудования
100 500
-
-
Всего денежных выплат
3 846,614 3 174,784 3 299,884 3 628,684
Избыток (дефицит) денег
(1 409,814)
255,402 1 075,518 1 210,834
Финансирование:
Получение ссуды
1 600 100
Погашение ссуды
(800)
(900)
Выплата процентов
(56)
(119)
Итого, денежный поток
1 600 100
(856)
(1 019)
Денежные средства на конец периода
190,186 355,402 219,518 191,834

86
Завершает систему бюджетов плановый баланс предприятия. Он представляет собой описания состояния активов и пассивов компании на конец планового периода. Таблица 22 иллюстрирует плановый баланс предприятия.
Таблица 22 – Баланс предприятия на начало и конец планового периода
Активы:
1 января
31 декабря
Денежные средства
146 191,834
НДС
1 477 1 652
Счета дебиторов
610,8 900
Запасы сырья
8 670 9 311,364
Всего оборотные активы
10 903,8 10 211,364
Сооружения и оборудование
1 210 1 810
Нематериальные активы
1,2 1,2
Незавершенное строительство
541 541
Сооружения и оборудования нетто
1 752,2 2 352,2
Итого активы:
12 656 12 563,564
Пассивы:
Счета к оплате
2 372,4 937,5
Банковский кредит
-
-
Уставный капитал
9,6 9,6
Нераспределенная прибыль
10 274 11 616,464
Итого обязательства и капитал:
12 656 12 563,564
Проверка баланса
OK
OK
Опишем формирование каждой статьи баланса. Статья денежные средства берется в виде итогового значения бюджета денежных средств.
Дебиторская задолженность определяется как 30 % выручки четвертого квартала, на которую предприятие планирует предоставить отсрочку


87 платежа. Запасы сырья и материалов определяются как произведение остатков сырья на конец года на себестоимость готовой продукции. Статья
«сооружения и оборудование» рассчитывается путем прибавления к начальному значению этой статьи суммы закупок оборудования.
Величина кредиторской задолженности получается в виде 50% от стоимости закупок четвертого квартала. Наконец, сумма нераспределенной прибыли на конец года получается с помощью следующей формулы:
Нераспределенная прибыль на начало года + Чистая прибыль за год.
Отметим, что сумма активов и пассивов баланса совпадает, что является подтверждением правильности составления бюджета. Для специалиста, который составляет бюджет первый раз, и этот бюджет оказывается достаточно сложным (несколько видов продукции, сложная структура затрат), факт совпадения сумма активов и пассивов выглядит как
«финансовое чудо», хотя это чудо является результатом использования системы двойной записи, принятой в бухгалтерии.
Отметим также тот факт, что в рассматриваемом случае предприятие планирует закончить год без финансовых долгов. Это условие вовсе не является обязательным. Предприятие может закончить год с частично не погашенным банковским кредитом, и тогда в статье баланса «банковский кредит» появится некоторое значение, которое «не разбалансирует» баланс.
3.2. Анализ безубыточности и целевое планирование прибыли
ООО «ДАБ»
Практическая ценность анализа безубыточности и целевого планирования прибыли состоит в том, что этот подход позволяет:
- оценить сравнительную прибыльность отдельных видов продукции, что дает основания для выбора оптимального портфеля продукции,
- установить запас «прочности» предприятия в его текущем состоянии и спланировать объем реализации продукции, который обеспечивает желаемое

88 значение прибыли.
Как показывает практика, наиболее эффективны те предприятия, которые обеспечивают загрузку производственных мощностей на уровне близком к уровню полной мощности. Однако, несмотря на это предприятия могут быть убыточными. Причин для этого может быть очень много, например, задержки в реализации, дефицит комплектующих элементов, плохое качество сырья; недостаточный объем рынка; плохое качество продукции; ценовая система и т. д.
Если предприятие функционирует на более низком уровне использования производственных мощностей, т.е. выпускает продукции существенно меньше по сравнению с полной производительностью, доходы зачастую не могут покрыть все издержки. Когда уровень использования производственных мощностей возрастает, то можно надеяться, что будет достигнута ситуация, когда общие доходы будут равны общим издержкам. В этой точке нет ни прибыли, ни убытков. Такая ситуация называется ситуаци- ей безубыточности. Таким образом, мы подходим к понятию безубыточности.
Анализ безубыточности или анализ издержек, прибыли и объема производства (CVP-анализ), как его иногда называют – это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходам при различных уровнях производства.
В процессе проведения анализа безубыточности в его стандартном
(классическом варианте) принимаются следующие допущения.
1. Используется классификация издержек по характеру их поведения при изменении объема реализации продукции (услуг). Издержки подразделяются на постоянные и переменные
2. Предполагается, что вся произведенная продукция (услуги) будет продана в течение планового периода времени.
3. В качестве критерия для анализа принимается прибыль до выплаты налогов, т.е. операционная прибыль, а не чистая прибыль.


89
Все последующие вопросы анализа безубыточности будут рассматриваться в основном в рамках этих допущений.
Следует особенно остановиться на практической философии CVP- анализа. В практике финансового менеджмента различают два базиса анализа и планирования: 1) ресурсный и 2) денежный. В соответствии с ресурсным базисом объектом анализа и планирования являются выручка, как поток входных ресурсов предприятия, и валовые издержки, как поток выходных ресурсов. Разница между потоком входных и выходных ресурсов рассматривается как конечный результат анализа. И в рамках CVP-анализа этот результат измеряется операционной прибылью. Следует подчеркнуть, что величина операционной прибыли лишь косвенно отражает суммарный денежный поток вследствие операционной деятельности. Оценка и планирование этого денежного потока есть предмет анализа, который проводится с использованием денежного базиса. Наличие операционной прибыли в конкретный период времени еще не означает, что предприятие будет иметь адекватный денежный поток, так его величина определяется динамическим состоянием оборотных средств и задолженностей предприятия. Но если предприятие в течение ряда периодов не в состоянии генерировать операционную прибыль, то ожидать положительного денежного потока не приходится. Говоря языком математики, наличие операционной прибыли является необходимым, но не достаточным условием способности предприятия генерировать деньги. Таким образом, в дальнейшем в рамках данной главы предметом анализа является это
«необходимое условие».
В рамках CVP-анализа используется формат отчета о прибыли, который отличается от традиционного. Традиционный формат следует основой классификации издержек на производственные (прямые материалы, прямой труд и производственные накладные издержки) и непроизводственные
(административные и издержки, связанные с продажей). Эти издержки последовательно вычитаются из выручки, в результате чего получается

90 чистая операционная прибыль. Формат этого отчета представлен в таблице
23. Следует отметить, что использованные в данном формате издержки включают как переменную, так и постоянную компоненты. Данный формат не может быть использован для целей планирования, поскольку не позволяет проследить изменение издержек в связи с изменением объема реализации товара.
Таблица 23 – Традиционный формат отчета о прибыли
Статьи отчета
Сумма, тыс. руб.
Выручка от реализации услуг (без НДС)
13 200
Минус производственные издержки
9 146,63
Валовый доход
4 053,37
Минус непроизводственные издержки
1 982
Реализационные
1 189,2
Административные
792,8
Прибыль до выплаты налогов
2 071,37
Для целей планирования используется так называемый формат отчета о прибыли на основе «вложенного дохода» (Contribution Format), который представлен в таблице 24.
Таблица 24 – Формат отчета о прибыли на основе «вложенного дохода»
Статьи отчета
Сумма, тыс. руб.
Выручка от реализации услуг (без НДС)
13 200
Минус переменные издержки:
7 854,23
Производственные
3 534,40
Реализационные
2 748,98
Административные
1 561,85
Вложенный доход
5 345,77
Минус постоянные издержки:
3 274,4
Производственные
1 244,27
Реализационные
1 146,04
Административные
884,09
Чистая прибыль
2 071,37
Конечный результат получился закономерно таким же, как и в


91 предыдущем случае. Но теперь у нас появляется возможность планировать величину прибыли, так как с изменением объема реализации изменяются только переменные издержки, в то время как фиксированные остаются неизменными. В данном формате появился новый элемент – вложенный доход (Contribution Margin). По смыслу этой характеристики вложенный доход должен покрыть все постоянные издержки и обеспечить заданное значение прибыли. Многие авторы используют другие переводы этого термина: «вклад на покрытие», «маржинальный доход», «валовая маржа».
Для целей детального анализа используется более подробный формат, представленный таблице 25. Здесь появляется новый элемент для анализа – вложенный доход на единицу продукции, который остается постоянным, пока не изменится цена единицы продукции и переменные затраты на единицу продукции.
Таблица 25 – Аналитический формат отчета о прибыли на основе вложенного дохода
Статьи отчета
Всего, тыс. руб.
На единицу продукции
Процентное соотношение
Выручка от реализации услуг
(5 тыс. шт)
3 000 600 100 %
Минус переменные издержки:
2 100 420 70 %
Вложенный доход
900 180 30 %
Минус постоянные издержки:
540
Чистая прибыль
360
Если объем реализации услуг составляет 3 тыс. шт., отчет о прибыли на основе вложенного дохода имеет следующий вид:
Из приведенных численных данных следует, что если предприятие произведет 3 000 единиц продукции, оно получит нулевую прибыль (ни прибыли, ни убытков). Этот объем продаж и носит название «точки безубыточности» (break-even point).

92
Таблица 26 – Отчет о прибыли на основе вложенного дохода
Статьи отчета
Всего, тыс. руб.
На единицу продукции
Процентное соотношение
Выручка от реализации услуг
(3 тыс. шт.)
1 800 600 100%
Минус переменные издержки:
1 260 420 70%
Вложенный доход
540 180 30%
Минус постоянные издержки:
540
Чистая прибыль
0
Точка безубыточности объем продаж, при котором выручка равна суммарным издержкам, или объем продаж, при котором вложенный доход равен постоянным издержкам.
Как только достигнута точка безубыточности, каждая дополнительно проданная единица продукции (услуги) приносит дополнительную прибыль, равную вложенному доходу на единицу продукции.
Для расчета точки безубыточности используются простые соотношения, основанные на балансе выручки:
Выручка = Переменные издержки +
+Постоянные издержки + Прибыль (47)
Пусть для примера исходные данные имеют следующий вид:
Таблица 27 – Исходные данные для расчета точки безубыточности
Показатели
На единицу продукции
Процентное соотношение
Цена, руб.
600 100 %
Переменные издержки, руб.
420 70 %
Единичный вложенный доход, руб.
180 30 %
Постоянные издержки составляют 540 тыс. руб. в квартал.
Если X – точка безубыточности в единицах продукции, то с помощью