Файл: Сущность и методика анализа финансовой деятельности предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

73
В зависимости от направления вложения средств, формы привлечения капитала, а также целей расчета используют различные показатели рентабельности. Рассмотрим основные из них.
Таблица 10 – Анализ рентабельности ООО «ДАБ»
Показатели
01.01.15 01.04.15.
01.07.15 01.10.15 01.01.16 1
2 3
4 5
6 1. Балансовая прибыль, тыс. руб.
628 745 520 495 762 2. Объем продаж, тыс. руб.
17985 18035 19207 25128 23119 3. Валюта баланса, тыс. руб.
8058 7875 10568 9805 10547 4. Собственный капитал, тыс. руб.
6052 6795 7317 7812 8570 5. Заемный капитал, тыс. руб.
2014 1080 3251 1993 1977 6. Долгосрочные обязательства, тыс. руб.
0 0
0 0
0 7. Внеоборотные активы, тыс. руб.
1191 1324 1219 1311 1460 8. Оборотные активы, тыс. руб.
6867 6551 9349 8494 9087
КОЭФФИЦИЕНТЫ:
9. Рентабельность продаж, %
(стр.1 / стр.2)
3,49 4,13 2,71 1,97 3,30 10. Рентабельность (доходность) капитала, % (стр.1 / стр.3)
7,79 9,46 4,92 5,05 7,22 11. Рентабельность собственного капитала, % (стр.1 / стр. 4)
10,38 10,96 7,11 6,34 8,89 12. Рентабельность заемного капитала, % (стр.1 / стр. 5)
31,31 68,98 16,00 24,84 38,54 13. Рентабельность перманентного капитала, % (стр.1 / стр. 6)
31,31 68,98 16,00 24,84 38,54 14. Рентабельность внеоборотных активов, % (стр.1 / стр. 7)
52,73 56,27 42,66 37,76 52,19 15. Рентабельность оборотных активов, % (стр.1 / стр. 8)
9,15 11,37 5,56 5,83 8,39
Данные таблицы 10 позволяют сделать следующие выводы. Особый

74 интерес для анализа представляет динамика показателя рентабельности продаж. На каждый рубль реализованной продукции предприятие к концу года получило на 19 копеек меньше прибыли, чем в начале. Хотя сама по себе разница невелика, важно проанализировать факторы, повлиявшие на рентабельность продукции. Ими могут быть изменения в структуре реализации, цен на оказываемые услуги, удельные веса прочих доходов и расходов, а также внереализационных результатов, в структуре финансирования, ставок налогообложения, учетной политики предприятия.
Рентабельность всего капитала также к концу года снизилась на 0,57 процентных пункта, т.е. эффективность использования всего имущества предприятия сократилась. Отдача с каждого рубля собственного капитала на начало 2015 года составила 10 копеек, в первом квартале – 11 копеек, во втором, третье и четвертом – 7, 6 и 9 копеек соответственно. Эффективность использования заемного капитала в хозяйственной деятельности предприятия повысилась на 7,23 процентных пункта к концу года по сравнению с началом. В последнем периоде съем прибыли с каждого рубля заемного капитала составил 38,5 копеек. Рентабельность перманентного капитала совпадает с рентабельностью заемных средств в связи с отсутствием на рассматриваемом предприятии долгосрочных заемных средств. За счет увеличения внеоборотных активов рентабельность их снизилась на 0,54 процентных пункта. Съем выручки с каждого рубля оборотных активов в последнем периоде сократился на 0,76 копейки по сравнению с началом 2015 года и составил 8 копеек.


75 3. РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ООО «ДАБ»
3.1. Бюджетирование как механизм составления долгосрочной финансовой политики ООО «ДАБ»
Бюджетирование – это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.
Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.
К числу основных задач бюджетирования относится следующее:
- обеспечение текущего планирования;
- обеспечения координации, кооперации и коммуникации подразделений предприятия;
- обоснование затрат предприятия;
- создание базы для оценки и контроля планов предприятия;
- исполнение требований законов и контрактов.
Выгоды качественного составления бюджетов и контроля за их исполнением с излишком окупают затраты на их внедрение и разработку.
Безусловно, очень многое зависит от специфики деятельности предприятия, но даже небольшим фирмам рекомендуется применение бюджетирования
(например, в сокращенном варианте).
Итак, пусть на предприятии начата подготовка финансового плана на следующий плановый год. В соответствии со сложившейся традицией финансовый менеджер составляет систему бюджетов на ежеквартальной основе, получив из отдела маркетинга данные о прогнозных объемах сбыта.
Совокупность собранной информации представлена ниже. Следует отметить, что исходные данные обычно представляются по блокам в соответствии со

76 списком бюджетов, которые разрабатываются финансовым менеджером предприятия.
В качестве первого блока исходных данных используется прогноз объемов продаж и цен таблица 11.
Таблица 11 – Прогноз объемов продаж и цен ООО «ДАБ»
Прогноз сбыта и цен
Квартал 1 Квартал 2 Квартал 3 Квартал 4
Ожидаемый объем (шт.)
4 000 6 000 7 000 8 000
Ожидаемая цена (руб. / шт.)
600 600 600 600
Доля оплаты деньгами в данном квартале составляет 70% от объема выручки, оставшиеся 30% оплачиваются в следующем квартале. Оплата поставщику производится на следующих условиях: доля оплаты за услуги, оказанные в конкретном квартале, составляет 50% от общей стоимости. На оставшиеся 50% поставщик предоставляет отсрочку платежа, которая должна быть погашена в следующем квартале.
Таблица 12 – Планируемые объемы постоянных административных и управленческих затрат
Статья расходов
Квартал 1 Квартал 2 Квартал 3 Квартал 4
Реклама
180 180 180 180
Зарплата управляющих
185 185 185 185
Страховка
-
102 310
-
Налог на недвижимость
-
-
-
110
Всего:
365 467 675 475
Предприятие планирует закупку оборудования на сумму 100 тыс. руб. в первом квартале и 500 тыс. руб. – во втором квартале.
Предприятие имеет возможность брать банковскую ссуду под 14% годовых. Причем выплата процентов производится одновременно с частичным погашением основной суммы долга при начислении процента только на погашаемую часть ссуды.


77
Ставка налога на прибыль составляет 20%.
Состояние активов и пассивов предприятия на начало планового периода представлено в виде баланса.
Таблица 13 – Начальный баланс предприятия (тыс. руб.)
Активы:
Обязательства и капитал:
Денежные средства
146
Счета к оплате
2 372,4
НДС
1 477
Счета дебиторов
610,8
Уставный капитал
9,6
Запасы сырья и материалов
8 670
Резервный фонд
-
Сооружения и оборудование
1 210
Добавочный капитал
-
Нематериальные активы
1,2
Нераспределенная прибыль
10 274
Незавершенное строительство
541
Итого обязательства и капитал:
12 656
Итого активы:
12 656
Проверка баланса
ОК
На основании приведенных данных необходимо построить систему бюджетов предприятия. Рассчитываемая система бюджетов включает:
1. Бюджет продаж.
2. Бюджет затрат на основные материалы.
3. Бюджет затрат на оплату труда основного персонала.
4. Бюджет административных и маркетинговых затрат.
5. Плановый отчет о прибыли.
6. Бюджет денежных средств.
7. Плановый баланс.
Бюджет продаж с графиком получения денег от потребителя. Данный бюджет составляется с использованием прогноза продаж, цен на готовую продукцию и коэффициентов инкассации. Для рассматриваемого примера бюджет продаж представлен в таблице 14.

78
Таблица 14 – Бюджет продаж предприятия и график поступления денег
(тыс. руб.)
Периоды
Показатели
Квартал
1
Квартал
2
Квартал
3
Квартал
4
За год
Ожидаемый объем
(шт.)
4 000 6 000 7 000 8 000 25 000
Ожидаемая цена
(руб. / шт.)
600 600 600 600
Выручка за оказанные услуги, тыс. руб.
2 400 3 600 4 200 4 800 15 000
График поступления денежных средств, тыс. руб.
Счета дебиторов на начало года
610,8 610,8
Приток денег от продаж 1 кв.
1 680 720 2 400
Приток денег от продаж 2 кв.
2 520 1 080 3 600
Приток денег от продаж 3 кв.
2 940 1 260 4 200
Приток денег от продаж 4 кв.
3 360 3 360
Итого поступление денег
2 290,8 3 240 4 020 4 620 14 170,8
Первые две строки таблицы 14 просто переписываются из исходных данных. Строка выручка получается перемножением объема реализации на цену. При составлении графика поступления денег учитывается, что выручка от продаж текущего периода приходит в виде денег только на 70%, оставшаяся часть поступает в следующем периоде.
В первом периоде предприятие планирует получить деньги по счетам дебиторов в размере 610,8 тыс. руб. Дополнительно, в первом периоде предприятие получает деньгами 70% выручки первого периода в объеме 2 400 тыс. руб., что составляет 1 680 тыс. руб. В итоге, ожидаемая сумма поступлений в первом периоде составляет 2 290,8 тыс. руб. Во втором периоде предприятие ожидает получить 30% от выручки первого квартала и
70% процентов от выручки второго периода. В сумме это составляет 3240 тыс. руб. Аналогичным образом рассчитываются все остальные показатели


79 бюджета. В соответствии с этим бюджетом предприятие не получит в плановом году 30% выручки четвертого квартала, что составляет 1 440 тыс. руб. Эта сумма будет зафиксирована в итоговом прогнозном балансе предприятия на конец года.
Бюджет затрат на основные материалы с графиком выплат представлен в таблице 15.
Таблица 15 – Бюджет затрат на основные материалы с графиком выплат
Периоды
Показатели
Квартал
1
Квартал
2
Квартал
3
Квартал
4
За год
Ожидаемый объем (шт.)
4 000 6 000 7 000 8 000 25 000
Цена закупки (руб. / шт.)
375 375 375 375 375
Общая стоимость закупок (тыс. руб.)
1 500 2 250 2 625 3 000 9 375
График денежных выплат
Счета кредиторов на начало года (тыс. руб.)
2 372,4 2 372,4
Оплата за материалы
1 квартала (тыс. руб.)
750 750 1 500
Оплата за материалы
2 квартала (тыс. руб.)
1 125 1 125 2 250
Оплата за материалы
3 квартала (тыс. руб.)
1 312,5 1 312,5 2 625
Оплата за материалы
4 квартала (тыс. руб.)
1 500 1 500
Платежи всего (тыс. руб.)
3 122,4 1 875 2 437,5 2 812,5 10 247,4
Данный бюджет базируется на плане продаж. Расчет графика выплат производится аналогично графику получения денег. В первом квартале предприятие планирует погасить кредиторскую задолженность, имевшую место на начало года (см. начальный баланс), которая составляет 2 372,4 тыс. руб. В соответствии с договоренностью с поставщиком сырья (см. блок исходных данных) предприятие должно оплатить за поставки сырья первого квартала 50% стоимости закупок, что составляет 750 тыс. руб. В итоге, в

80 первом квартале планируется заплатить 3 122,4 тыс. руб. Во втором квартале предприятие планирует погасить задолженность по закупке сырья в первом квартале и уплатить 50% стоимости сырья, приобретенного во втором квартале и т.д. При планировании четвертого квартала мы предполагаем кредиторскую задолженность на конец года в объеме 50% от стоимости сырья, планируемого к закупке в четвертом квартале. Эта сумма составляет
1500 тыс. руб. и помещается в итоговом балансе предприятия в статье кредиторская задолженность.
Бюджет затрат на оплату труда основного персонала составляется исходя из принятой на предприятии системы оплаты. Как бы сложна ни была система оплаты, ее плановый расчет всегда можно формализовать в виде соответствующих таблиц. В настоящем примере используется простейшая сдельная система оплаты. В соответствии с этой системой каждому торговому представителю оплачивается 1 % от проданной им продукции. В итоге, планируется бюджет денежных затрат на оплату прямого труда, который представлен в таблице 16. В том случае, когда бюджетирование проводится на более детальном временном базисе, например, каждый месяц, суммы денег, которые учтены как издержки (начислены) и суммы денег, которые будут уплачены, не обязательно совпадают. В частности, если оплата труда производится, например, 10 числа каждого месяца, то сумма заработной платы, которая начисляется в феврале, будет запланирована к выплате в марте.
Таблица 16 – Бюджет затрат прямого труда
Периоды
Показатели
Квартал
1
Квартал
2
Квартал
3
Квартал
4
За год
Ожидаемый объем (шт.)
4 000 6 000 7 000 5 000 22 000
Ожидаемый объем, тыс. руб.
2 189 3 240 4 020 3 360 12 809
Количество работников
7 7
7 7
7
Оплата за проданную продукцию, %
1 1
1 1
1
Оплата основного персонала, тыс. руб.
153,23 226,8 281,4 235,2 896,63


81
Бюджет административных и маркетинговых затрат содержится в таблице 17.
Таблица 17 – Бюджет административных и маркетинговых издержек
Периоды
Показатели
Квартал
1
Квартал
2
Квартал
3
Квартал
4
За год
Ожидаемый объем
(шт.)
4 000 6 000 7 000 5 000 22 000
Переменные затраты на 1 кв.м. (руб.)
375 375 375 375 375
Планируемые переменные затраты
(тыс. руб.)
1 500 2 250 2 625 1 875 8 250
Зарплата рабочих, тыс. руб.
153,23 226,8 281,4 235,2 896,63
Итого переменных расходов, тыс. руб.
1 653,23 2 476,8 2 906,4 2 110,2 9 146,63
Реклама (тыс. руб.)
180 180 180 180 720
Зарплата управляющих (тыс. руб.)
185 185 185 185 740
Налог на недвижимость (тыс. руб.)
-
-
-
110 110
Страховка
-
102 310
-
412
Итого постоянных затрат (тыс. руб.)
365 467 675 475 1 982
Всего планируемые затраты (тыс. руб.)
2 018,23 2 943,8 3 581,4 2 585,2 11 128,63
В методическом смысле данный бюджет не вызывает проблем. Сложнее всего обосновать конкретные суммы затрат на рекламу, зарплату менеджмента и т.п. Здесь возможны противоречия, так как обычно каждое функциональное подразделение старается обосновать максимум средств в бюджете. В то же время, бюджет всего может «не выдержать», говорят
«бюджет не резиновый». Методическая проблема состоит в том, как оценить результат бюджета для различных вариантов объемов финансирования всех

82 функциональных подразделений предприятия. Здесь на помощь приходит сценарный анализ, который, исповедуя по существу идеологию гибкого планирования, рассматривает возможные варианты бюджета для различных составляющих финансирования. Из всех вариантов выбирается тот, который наиболее приемлем исходя из стратегии руководства предприятия.
Плановый отчет о прибыли. Ранее отмечались два базиса планирования предприятия: ресурсный базис и денежный базис. В рамках ресурсного базиса происходит планирование прибыли предприятия, наличие которой является необходимым условием способности предприятия генерировать деньги. Отчет о прибыли вставлен в общую систему именно для целей проверки этого необходимого условия. Помимо этого, в отчете о прибыли оценивается величина налога на прибыль, которая затем используется в составе отчета о движении денег. Отчет о прибыли для рассматриваемого примера помещен в таблице 18.
В этом отчете выручка от реализации получается путем умножения общего объема за год (22 000 шт.) на цену за единицу продукции. Общие и маркетинговые затраты были рассчитаны в таблице 17.
Таблица 18 – Плановый отчет о прибыли (без дополнительного финансирования)
Статьи отчета
Сумма, тыс. руб.
Выручка от реализации продукции
14 170,8
Себестоимость реализованной продукции
10 247,4
Валовая прибыль
3 923,4
Общие и маркетинговые затраты
1 982
Прибыль до процентов и налога на прибыль
1 941,4
Проценты за кредит
-
Прибыль до выплаты налогов
1 941,4
Налог на прибыль
465,936
Чистая прибыль
1 475,464
В данном отчете о прибыли величина процентов за кредит принята равной нулю. Это справедливо, так как в процессе предшествующего