Файл: Госудасртвенное автономное профессиональное образовательное учреждение саратовской области энгельсский колледж профессиональных технологий.docx
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАСРТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЭНГЕЛЬССКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
УМСТЕВННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
по МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раненого и дошкольного возраста
КУРСОВАЯ РАБОТА
ГАПОУ СО «ЭКПТ» КР. 44.02.01.538 14 00
Выполнил студент группы: ДО-369 Иргискина Алена Алексеевна
Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование
Форма обучения: очная
Руководитель: Данилова Надежда Петровна
Энгельс 2022 г.
Содержание
Введение | 4 |
Глава 1 Теоретические основы развития умственных способностей детей дошкольного возраста | |
1.1 Сущность и структура умственных способностей | 5 |
1.2 Особенности развития умственных способностей у детей дошкольного возраста | 8 |
1.3 Дидактическая игра: структура, особенности, виды 1.4 Дидактическая игра как средство развития умственных способностей у детей дошкольного возраста | 14 16 |
Глава 2 Методические аспекты использования дидактической игры как средства умственного развития дошкольников | 19 |
2.1. Методика организации и проведения дидактических игр в детском саду 2.2 Содержание работы по развитию умственных способностей детей с использованием дидактических игр | 23 25 |
Заключение | 34 |
Список использованных источников | 36 |
Приложения Приложение А Технологическая карта дидактической игры «Парные картинки» во второй младшей группе | |
Приложение Б Технологическая карта дидактической игры «Как звери готовятся к зиме?» в старшей группе | |
Приложение В Картотека дидактических игр по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста | |
Введение
Актуальность исследования. Проблема развития умственных способностей очень важна для современной системы образования. Ученые предсказывают, что третье тысячелетие, в котором хорошо информированные и образованные люди будут рассматриваться как настоящее национальное богатство, будет ознаменовано информационной революцией. Необходимость грамотного управления растущим объемом знаний предъявляет к умственному развитию подрастающего поколения иные требования, чем 30-40 лет назад. Подчеркивается задача формирования способности к активной умственной деятельности.
Один из ведущих специалистов в области интеллектуального развития дошкольников Н.Н. Поддяков справедливо отметил, что в настоящее время необходимо дать детям ключ к познанию реальности, а не стремиться к исчерпывающему знанию, как в традиционной системе умственного развития.
В настоящее время во многих странах мира на всех уровнях системы образования, от дошкольных учреждений до университетов, наблюдается, с одной стороны, рост содержания знаний, с другой - снижение общего качества знаний и умственного развития учащихся.
В работах российских и зарубежных ученых дошкольный возраст определяется как оптимальный период развития умственных способностей. Таково было мнение учителей, создавших первые системы образования: М. Монтессори, Ф. Фребеля. В то же время А.П. Усова, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и Н.Н. Поддяков в своих исследованиях показали, что умственные способности дошкольников в области развития значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок, как он представлен в системах М. Монтессори, Ф. Помимо изучения внешних визуальных характеристик объектов и представлений, Фребель может усваивать идеи об общих связях, отношениях, лежащих в основе социальной жизни, овладевать методами анализа и решать различные проблемы.
Психические особенности ребенка с рождения преимущественно творческие, но не все получают надлежащее развитие. Развивают ли они умственные способности, зависит от условий воспитания, взаимоотношений родителей, учителей с самим ребенком и его деятельностью – все это факторы, от которых зависит, насколько реализуются у ребенка те вещи, которые были даны ему природой.
Умственные способности и их развитие зависят от ряда социальных и биологических факторов
, среди которых умственное образование играет ведущую, систематизирующую и обогащающую роль.
В целом проблема развития умственных способностей чрезвычайно сложна и многогранна. И это очень актуально в данное время, потому что часто приходится наблюдать проявления скованности детского мышления, желание мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослых.
Взрослые предлагают ребенку средства и способы, разработанные человечеством и закрепленные в культуре, для познания, преобразования и переживания мира. Овладение ими приводит к развитию специфических человеческих способностей.
Объект исследования – игровая деятельность дошкольников.
Предмет исследования – дидактическая игра как средство умственного развития дошкольников.
Цель исследования – изучить дидактическую игру как средство умственного развития дошкольников.
Задачи исследования:
-
Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме. -
Выявить особенности развития умственных способностей у детей дошкольного возраста. -
Рассмотреть дидактическую игру как средство развития умственных способностей у детей дошкольного возраста. -
Проанализировать методику организации и проведения дидактических игр; -
Изучить содержание работы по развитию умственных способностей детей с использованием дидактических игр.
Гипотеза: том, что, если в работе с детьми и с детьми старшего дошкольного возраста использовать развивающие дидактические игры, то формирование умственных способностей будет происходить быстрее и эффективнее.
Методы исследования: содержательный анализ научных источников, учебных и учебно-методических материалов, наблюдение.
Глава 1 Теоретические основы развития умственных способностей детей дошкольного возраста
-
Сущность и структура умственных способностей
Умственные способности человека – это психологические качества, определяющие скорость восприятия, усваивания новой информации и навыков. Умение адаптироваться к разным ситуациям и использовать имеющиеся знания (навыки) на практике так же носят название умственных способностей. Они включают в себя практически все познавательные способности человека, а именно:
- представление;
- ощущение;
- мышление;
- восприятие;
- воображение1
На уровень умственных способностей влияют такие факторы, как:
- Память. Сюда относиться умение быстро запоминать и воспроизводить необходимую информацию в нужный момент.
- Умение четко отличить хорошее от плохого носит название здравого смысла. Умение трезво оценить ситуацию и принять объективное решение.
- Понимание является еще одним решающим фактором. От того насколько человек способен воспринимать услышанную, прочитанную и увиденную информацию прямо зависят его умственные способности2.
Многие психологи при определении условий и движущих сил развития психики придерживались метафизической теории двух факторов (наследственности, и внешней среды), которые предопределяют ход развития психики. При этом одни из них считали опережающее значение, имеет фактор наследственности, другие приписывали ведущую роль среде, наконец, третьи полагали, что оба фактора взаимодействуют.
Отечественные психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев пришли к выводу, что врожденные свойства организма и его созревание являются необходимыми условиями психики: они создают анатомо-физиологические предпосылки для формирования различных видов психической деятельности, но не определяют ни их содержания, ни их структуры. Они обосновали идею о дошкольном значении социального опыта в развитии психики, воплощающего материального и духовного производства. В процессе усвоения детьми этого опыта не только приобретаются отдельные знания и умения, но и развиваются способности, формируется личность ребёнка3.
Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и тому подобное, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Умственные способности и их развитие зависят от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и обучение.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти
процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга4.
Умственное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.
Умственное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.
Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний5.
Чтобы правильно организовать воспитание умственной активности дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. С их учетом определяются задачи, содержание, организация и методы умственного воспитания. Отечественная психология и педагогика занимаются изучением закономерностей и возможностей умственного развития в дошкольном возрасте, чтобы найти пути оптимального решения задач воспитания умственной активности: максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки, которая может вызвать общее угнетение организма, - с другой.
Ученые исследуют многие вопросы умственного развития и воспитания. Изучаются закономерности развития ощущений, восприятия, что необходимо для разработки содержания и методов сенсорного воспитания как основы умственного воспитания дошкольников; исследуется формирование наглядно-действенного, наглядно-образного и понятийного, логического мышления детей; выясняются особенности формирования познавательных способностей; разрабатываются содержание и методы умственного воспитания в разные периоды дошкольного детства и др.