Файл: Госудасртвенное автономное профессиональное образовательное учреждение саратовской области энгельсский колледж профессиональных технологий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Проведение дидактической игры:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания  и преставления детей о них);19

  • объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

  • показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью;

  • дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

  • подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом пользоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов педагог подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

2.2. Содержание работы по развитию умственных способностей детей с использованием дидактических игр
Важнейшая задача современного образования состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем умственной активности, способной эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей в дошкольном возрасте становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности. Известно, что умственное воспитание и развитие детей заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности.

Ребенок умственно развивается тогда, когда ему предоставляется возможность открывать, творить, рассуждать, спорить. Многие педагоги предлагают учитывать при обучении собственную активность ребёнка. В частности, Л.И.Божович подчёркивает, что "полноценное формирование человеческой личности решающим образом зависит от того, какие именно потребности приобретут форму самодвижения..."
20.

Умственное развитие дошкольника происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни.

Козлова С.А. говорит о том, что игра и возникла в процессе труда, а игрушки возникли, взяв за образец орудия труда.

Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества. Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний. "Ядром" умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей.

Умственные способности - это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения задач. Чтобы правильно организовать воспитание умственной активности дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. С их учетом определяются задачи, содержание, организация и методы умственного воспитания.
Содержание умственного воспитания детей дошкольного возраста составляет часть социально-исторического опыта, включающего сферы окружающей действительности, которые могут быть освоены ребенком в период дошкольного детства посредством разных видов деятельности. Познание ребенком окружающего мира осуществляется в процессе приобщения к тем объектам, предметам и явлениям, которые являются доступными в соответствии с возможностями его возрастного и индивидуального психического развития.
Содержание умственного воспитанияпредставляет собой совокупность знаний, интересов, потребностей, познавательных способностей, которыми ребенок овладевает в организованном педагогическом процессе, и определяется для каждой возрастной группы по разным образовательным областям.



В обобщенном виде содержание представлено в образовательных программах дошкольного образования. Целенаправленная организация умственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении предполагает формирование знаний:

  • 1) о многообразии предметного, природного и социального мира; свойствах и качествах предметов и объектов фауны и флоры; специфике взаимодействия человека с окружающим миром; общественных явлениях;

  • 2) о физической культуре, ее значении в физическом развитии; разных видах спорта, достижениях отечественных спортсменов; здоровом образе жизни, использовании различных средств его организации, способствующих становлению познавательного интереса к физической культуре и потребности к использованию имеющихся знаний в разных видах деятельности, и т.д.;

  • 3) об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

  • 4) о правилах безопасного для человека и окружающего мира поведения;

  • 5) об особенностях развития ребенка, правилах его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, способствующих формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;

  • 6) о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, способствующих формированию положительного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

  • 7) о целостной картине мира, художественно-эстетической ценности музыкального и изобразительного искусства.

Работа по формированию выше перечисленных знаний через различные способы познавательной деятельности, в том числе и в дидактических играх.

Дидактическая игра в дошкольном образовательном учреждении рассматривается как способ познавательной деятельности, как инструмент решения познавательных задач, система логических и практических операций. (Приложение В Картотека дидактических игр по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста )

К концу дошкольного возраста у детей накапливается достаточно большой запас элементарных знаний об окружающем, они владеют основными мыслительными операциями (сравнением, обобщением и др.), способны выделять существенные и несущественные признаки предметов и явлений, устанавливать некоторые причинно-следственные связи, у них формируются зачатки учебной деятельности.


Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задача педагогов заключается как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребенка.

Воспитание умственной активности - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

Заключение

В работах отечественных и зарубежных учёных дошкольное детство определяется как период, оптимальный для развития умственных способностей. Ребёнок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладеть способами анализа и решения разнообразных задач.

По данным учёных генетиков и психологов предпосылками умственных способностей являются задатки, заложенные в природе ребёнка на 50-80%.

Причём подчёркивается, что умственные свойства ребёнка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получает должное развитие. Оказывается, от воспитателя зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем, более – какое, направление они получат. Условия воспитания, отношения родителей, педагогов к самому ребёнку и к его деятельности – вот факторы, от которых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа.

Умственные способности и их развитие зависят от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и обучение.

В трудах российских и зарубежных психологов и педагогов проблема умственного развития детей дошкольного возраста изучена основательно и глубоко, представлена в развивающих играх. Но, к сожалению, на практике достижения учёных используются не в полной мере.

В дошкольных образовательных учреждениях педагогам необходимо накапливать определенную систему игровых материалов, пополнять и обновлять новым содержанием. Эти игры должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Особенно хотелось бы увидеть серию развивающих игр Никитиных, Л.А. Венгера и других авторов, а также пособия для детей по классификации, обобщению и сравнению предметов.


Игры интеллектуального развития должны вестись в определенной системе, последовательно. При выборе игровых упражнений необходимо исходить из полученных диагностических данных, которые педагог должен выполнять ежегодно, желательно в начале, середине и конце года.

Чтобы работа приносила ощутимые результаты, необходимо в образовательный процесс вовлекать родителей. Их необходимо убеждать в важности и необходимости интеллектуальных игр для успешной подготовки детей дошкольного возраста к школе, в их умственном развитии и в целом. Давать конкретные практические рекомендации по их использованию.

Следует отметить, что наша гипотеза подтвердилась: формирование умственных способностей дошкольников будет наиболее успешным, если педагоги в своей деятельности будут опираться на знание уровня развития способностей дошкольников, выявленных в процессе диагностики; предоставлять разнообразные методы и приемы развития обучения: учитывать способности каждого ребенка в процессе обучения; использовать в своей работе игры Никитиных.

Считаем, что цель изучить дидактическую игру как средство умственного развития дошкольников, была достигнуты.

  1. Задачи, которые заключались в : изучиении теоретической и методической литературе по проблеме, выявить особенности развития умственных способностей у детей дошкольного возраста, рассмотреть дидактическую игру как средство развития умственных способностей у детей дошкольного возраста, проанализировать методику организации и проведения дидактических игр, изучить содержание работы по развитию умственных способностей детей с использованием дидактических игр. , нами решены.

Гипотеза, которая заключалась в том, что если в работе с детьми и с детьми старшего дошкольного возраста  использовать развивающие дидактические игры, то формирование умственных способностей будет происходить быстрее и эффективнее. подтверждена.

Также считаем, что рекомендации по педагогическому руководству умственного развития дошкольников посредством использования дидактических игр, имеют большую практическую значимость и могут быть использованы студентами и педагогами для применения на практике.