Файл: Введение актуальность работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Неравенство в производстве и в других областях жизни оказывает влияние на неравенство в уровне развития людей. Например, если сопоставить число лиц, имеющих высшее и среднее (полное и неполное) образование по соответствующим производственным группам, то среди рабочих на тысячу будет 500 человек, среди крестьян — 330, а среди специалистов и служащих — 928 человек12. Это еще довольно большой разрыв, хотя тенденция развития в нашем обществе ведет к его сокращению. Подобное же соотношение можно наблюдать между городским и сельским населением. Поскольку индустриальный труд более механизирован, чем труд сельскохозяйственный, он требует работников более подготовленных в культурном отношении. Среди жителей городов на тысячу населения приходится с высшим образованием 32, а среди жителей деревни — 5,6 человека; со средним и неполным средним — соответственно 344 и 188.

Как показывают исследования, во всех социалистических странах рабочее время женщин, особенно занятых в общественном производстве, поскольку они вынуждены к тому же заниматься домашним хозяйством, значительно больше, чем у мужчин; иногда эта разница доходит до 50 процентов. Соответственно их свободное время значительно меньше. Это значит, что женщины не имеют еще равных условий с мужчинами, они не имеют возможности в такой же степени, как мужчины, приобщаться к знаниям, к культурно-просветительной деятельности. Поэтому их сознательность и культурный уровень в целом ниже, чем у мужчин, о чем говорит хотя бы тот факт, что религиозность в их среде распространена значительно больше, чем среди мужчин.

Указывая, что трудящуюся женщину порабощает домашнее хозяйство, Ленин заявлял: «Настоящее освобождение женщины, настоящий коммунизм начнется только там и тогда, где и когда начнется массовая борьба (руководимая владеющим государственной властью пролетариатом) против этого мелкого домашнего хозяйства, или, вернее, массовая перестройкаего в крупное социалистическое хозяйство».

Все это означает, что с переходом общества к первой фазе коммунизма не устраняется еще полностью неравенство людей, пережитки старого капиталистического общества в быту, в положении людей, в их сознании. Особенно живучи индивидуалистические пережитки, воспитанные веками господства частнособственнических отношений.


Какая тенденция у того или иного человека преобладает и побеждает — коллективистская или индивидуалистическая — это зависит от условий индивидуального развития данного человека, от множества факторов, как объективных, так и субъективных. Здесь важную роль играют прошлые условия формирования человека, уровень его материальной жизни, степень его участия в общественном труде, в общественно-политической деятельности, сила влияния на него коллектива, уровень культурного развития, наконец, и его субъективные качества. Перекрещиваясь и иногда действуя в различных направлениях, все эти условия вызывают как бы равнодействующую, которая определяет поведение каждого человека. Но так как на него влияют и коллективистские (преобладающие) и индивидуалистические (отживающие) стороны бытия, то даже при преобладании социалистического сознания у каждого человека в той или иной степени обычно еще сохраняются остатки индивидуалистических взглядов

Социальное самочувствие - эмоциональный аспект оценки представителями социальной группы своего общественного положения, уровня удовлетворения социально-экономических и духовных потребностей, интересов. В С. с. выражается общая тональность общественных настроений группы(экономического, политического, идеологического, национального и др.). С. с. формируется в процессе социального сравнения, сопоставления социального вознаграждения, возможностей для удовлетворения своих потребностей, реализации интересов с аналогичными возможностями (условиями) других людей. Важнейшая роль в процессе сравнения принадлежит групповым представлениям о справедливом распределении приоритетов социального вознаграждения, складывающимся под влиянием господствующих в общественной идеологии оценок социального статуса. С. с. непосредственно проявляется в характере отношения представителей социальных групп к «своей» и «чужим» группам, а также в направленности иинтенсивности их социальных перемещений. Для изучения С. с. используют методы регистрации и совместного анализа субъективных (самооценка общественного положения, удовлетворенность групповой принадлежностью) и объективных (интенсивность мобильности социальной) групповых показателей.

В чем заключаются условия подлинной свободы человека, которые создает коммунизм? Маркс и Ленин дали на этот вопрос ясный ответ. Люди за многие тысячелетия своего существования до такой степени переделали внешние условия своего бытия, что общество наконец получает возможность полностью удовлетворить истинно человеческие потребности каждого своего индивида. Человек, с самого своего возникновения вступивший в борьбу за приспособление внешней природы к своим развивающимся потребностям, наконец одерживает в этой борьбе решающую победу, обеспечивая для себя возможность всестороннего развития. Социализм, а в полной мере коммунизм, коммунистическое преобразование общества превращают эту возможность в действительность.


При коммунизме общество достигает такой ступени своего развития, когда прямая экономическая необходимость требует свободы и всестороннего развития каждого человека. Поэтому в такой же мере, в какой когда-то общество, исходя из материальной необходимости, экономически закрепостило своих индивидов, теперь оно в силу той же необходимости раскрепощает их.

Общественные закономерности, диктующие необходимость свободы и всестороннего развития всех индивидов при коммунизме, заложены в самом характере современных производительных сил, точнее, тех орудий труда, с помощью которых осуществляется производство в настоящее время.

Современное производство, писал К. Маркс, требует «частичного рабочего, простого носителя известной частичной общественной функции, заменить всесторонне развитым индивидуумом, для которого различные общественные функции суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности».

Как известно, в развитии техники существуют три крупных этапа: 1) орудия ручного труда, 2) машины, 3) автоматика. Если в мануфактуре рабочий приводит в движение средства труда, то в машинном производстве он должен следовать за движением машины. Рабочий превращается в часть механизма. В автоматизированном производстве работник не зависит от машин. Происходит диалектическое отрицание отрицания. Человек становится вновь полным господином орудий труда, но на новой, несравненно более высокой основе. Если раньше он был им в силу того, что орудия труда являлись крайне примитивными, то в развитом коммунистическом обществе человек станет полным господином орудий труда благодаря их гигантскому развитию, при котором сохранение прежнего разделения труда было бы тормозом в прогрессе производительных сил.

Развитие техники достигло такой ступени, о которой не могли и мечтать люди античности. Появились «умные» кибернетические машины, которые решают сложнейшие математические задачи, переводят тексты с одного языка на другой и т. п. И это становится условием уничтожения какого бы то ни было технического закрепощения человека.

При коммунизме труд в любой отрасли деятельности по своему объективному содержанию будет требовать высококвалифицированных и всесторонне развитых работников, знающих как весь производственный процесс в целом, так и отдельные его области. Практически все производство предметов, необходимых людям для жизни, притом в любых размерах, будет совершаться машинами-автоматами. За людьми же сохранится функция качественного совершенствования этих предметов. Труд во всех его звеньях станет в полном смысле творческим. Для этого потребуются работники-ученые, работники — изобретатели и рационализаторы. Наукой станет заниматься каждый член общества, так что можно сказать, что коммунизм — это «общество ученых».


Новая техническая база производства по-новому ставит вопрос о соотношении между специализацией производства и разделением труда. Известно, что специализация производства — это объективный, постоянно углубляющийся и бесконечный процесс. Она, как указывал Ленин, «по самому существу своему, бесконечна — точно так же, как и развитие техники» 17Но увеличение специализации не только не противоречит всестороннему развитию человека, но и содействует ему, так как, чем многообразнее способности людей (при свободе выбора), тем более полное применение получают они. Далее, рост специализации отраслей производства не означает, что и деятельность человека должна бесконечно дробиться, что человеческий труд будет приобретать все более частичный характер.

В антагонистических формациях, когда люди непосредственно зависят от орудий труда, приспосабливаются к ним, когда отдельные индивиды и целые социальные группы закрепляются за определенными видами деятельности, специализация производства по существу совпадает с дроблением труда, притом с непрерывно сужающимися родами деятельности человека. В коммунистическом обществе этого совпадения быть не может, так как здесь все углубляющаяся специализация производства будет связана со специализацией отдельных машин, их комплексов, а также отдельных машинных операций, в то время как человек должен будет руководить этим комслексом.

Любая область производительного труда объективно станет творческой, будет требовать высоких нравственных качеств и эстетических вкусов, так как все вещи будут производиться по законам красоты. Именно в этом, а не в чем-либо другом, и, конечно, не в возможности одного человека делать все на свете, видит марксизм-ленинизм преодоление ограничивающего и порабощающего человека разделения труда.

Нелепо, конечно, представлять, что при коммунизме один человек будет знать в одинаковой мере все науки, которые потребуются для развития производства, что он будет компетентен во всем. Это под силу лишь целому обществу. «Современное универсальное общение не может быть подчинено индивиду никаким иным путем, как только тем, что оно будет подчинено всем им вместе» .

Вслед за коренным изменением отношений людей к средствам производства, достигаемым при социализме, т. е. изменением в распределении средств производства, завершится изменение и второй стороны производства — распределение людей в производстве, распределение труда между людьми. Это будет тем коренным изменением, которое совершит коммунизм в области производства, в этой главной сфере человеческих отношений. Вместе с этим последуют соответствующие изменения и во всех других областях производственных отношений: в распределении, обмене и потреблении. Коммунистическая форма распределения людей в производстве не будет закрепощать их, прикреплять помимо их воли к одному какому-либо виду деятельности, ограничивать свободу жизнедеятельности людей, как это наблюдается во всех антагонистических формациях, создавать социальное неравенство между людьми, общественными группами, не будет, следовательно, вызывать те неисчислимые противоречия в обществе, которые создавались стихийным разделением труда.


Этого не будет потому, что, во-первых, механизация и автоматизация всех производственных процессов устранит неравенство условий труда. В каждой области деятельности индивид сможет проявить все свои способности—умственные, физические, нравственные, эстетические. И в какой бы отрасли человек ни работал, он по своей объективной значимости станет равен любому другому члену общества и получит все необходимое, как любой другой. Во-вторых, в связи с неуклонным и прогрессирующим научно-техническим развитием характер производственной деятельности людей постепенно изменится и обусловит их всестороннее развитие. В-третьих, будет обеспечена реальная и полная свобода выбора рода деятельности и каждый человек благодаря политехнической подготовке сможет со знанием дела выбирать для себя род деятельности, который позволит ему в наибольшей степени проявить свои способности в производительном труде, свои дарования и склонности. В-четвертых, так как необходимое рабочее время в общественном производстве должно быть сведено к минимуму, люди одновременно будут заниматься многими другими видами деятельности (наука, искусство и т. д.), притом опять-таки по своей склонности. Все это означает, что каждый индивид сможет заниматься всем тем, чем он захочет заниматься. Старое разделение труда уступит место разумному распределению его, проводимому на основе равноценности всех видов труда (в смысле их механизированности и возможности доставить наслаждение людям) и самих индивидов (в отношении их подготовки, знаний, понимания своей роли в обществе).

Это должно привести не только к полной ликвидации неравенства в производстве в узком смысле этого слова, т. е. внутри предприятий (профессии, квалификация, разряды и т. д.), но и к полной ликвидации социального неравенства внутри всего общества. Исчезнут все остатки былого неравенства между городом и деревней, основанного на разделении труда между ними. Полностью будут устранены существенные различия между умственным и физическим трудом.

Говоря об отмирании государства, которое произойдет при коммунизме, В. И. Ленин указывал: «Экономической основой полного отмирания государства является такое высокое развитие коммунизма, при котором исчезает противоположность умственного и физического труда, исчезает, следовательно, один из важнейших источников современного общественногонеравенства и притом такой источник