Файл: Сборник тезисов участников Территориальной педагогической конференции работников дошкольных образовательных организаций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
161
Цель: создание условий для успешного развития ребенка дошкольного возраста, как поддержку детской инициативы в условиях дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Основная общеобразовательная программа
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 17 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников», направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Основная образовательная программа дошкольного образования
«Вдохновение» предусматривает построение образовательного процесса учитывая интерес детей, их желания познавать мир и даже рисовать, заниматься творческой деятельностью. В рамках реализации образовательной деятельности пополняется предметно-развивающая среда, родители являются активными участниками образования: участие выставках: «Как я провел лето» – выставка рисунков;
«Осень Золотая» – выставка творческих работ детей;
«День Папы. Я – папино отражение»: оформление фотографии детей с папами во время совместной творческой деятельности дома, также изготовленных подарков для пап. дополняют предметно-пространственную среду: приобретены для группы игровые наборы PLAY-DOH, созданы творческие уголки для работы с природным материалом, наглядным материалом; участвуют в онлайн олимпиадах, в конкурах во всех уровнях и фестивалях с творческими изделиями, проектами получают призовые места.
Принимают участие в оформлении тематических альбомов для совместного просмотра творческих работ и жизни группы.
Занятия предполагают использование фронтальных, индивидуальных и групповых форм обучения.
Рекомендуется использовать следующие методы обучения:
1. Словесный (беседа, рассказ, диалог).
162 2. Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).
3. Репродуктивный (воспроизводящий).
4. Мотивации и стимулирования (формирование интереса к занятиям).
5. Проблемный (проблему перед детьми ставит педагог, дети решают с помощью педагога).
6.Частично-поисковый (самостоятельный поиск ответа на поставленную задачу).
Процесс обучения строится с учетом следующих принципов: дифференциации, вариативности, непрерывности, адаптивности, культуросообразности, природосообразности, практической направленности.
Программа предусматривает использование элементов следующих образовательных технологий: игровые, метод проектов, проблемное обучение, развивающее обучение. В содержание программы включена проектная деятельность, позволяющая включить обучающихся в творческий процесс по разработке творческих и исследовательских проектов (самостоятельный поиск информации и воплощение её в иллюстрирование книги). Творческие и исследовательские проекты выполняются обучающимися как индивидуально, так и коллективно.
Формы проведения занятий.
Занятия предполагают использование фронтальных, индивидуальных и групповых форм обучения. Наряду с традиционными формами, направленными на развитие творчества, используются и нетрадиционные формы проведения занятий: театрализация, сказка, праздник, экскурсия, игра, викторина, путешествие, творческая мастерская – используются выставки.
Воспитанники вовлекаются в следующие виды деятельности: рисование
(предметное, сюжетное, декоративное, с натуры), лепка, аппликация (с разными материалами), обсуждение (произведений искусства и работ воспитанников), игра, инсценирование, прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Список литературы
1.
Основная образовательная программа дошкольного образования
«Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. – М.:
Издательство «Национальное образование», 2019.
2. Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно- эстетического развития детей в изобразительной деятельности. – М.: ИД
«Цветной мир», 2014.
3. Каплунова И.М, Новоскольцева И.А. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Издательство
«Невская нота Санкт-Петербург» 2015.
163
Шашмурина Анна Владимировна, музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР – детский сад, городской округ Красноуфимск
Шашмурина А.В. Современные образовательные технологии. Новые
подходы музыкального воспитания
С 1 сентября вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
В МАДОУ ЦРР – детский сад разработана примерная рабочая программа воспитания. Одним из направлений программы является этико- эстетическое воспитание. Цель эстетического воспитания – становление у ребёнка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребёнка.
Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника. Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, в своей работе с детьми использую следующие образовательные технологии:
- информационно-коммуникативные
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15
технологии;
- эвритмия;
- технология проектной деятельности;
- технология коммуникативных игр и танцев;
- игровая технология.
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети более активны в совместном обсуждении музыкального
произведения.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.
Средства новых информационных технологий включаю во все виды
музыкальной деятельности. Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные видео-презентации. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания,вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Музыкально-
дидактические игры также провожу с применением красочных озвученных презентаций, таких: «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кого встретил колобок?»,
«Путешествие
к
радужным
звёздам»,
- эвритмия;
- технология проектной деятельности;
- технология коммуникативных игр и танцев;
- игровая технология.
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети более активны в совместном обсуждении музыкального
произведения.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.
Средства новых информационных технологий включаю во все виды
музыкальной деятельности. Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные видео-презентации. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания,вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Музыкально-
дидактические игры также провожу с применением красочных озвученных презентаций, таких: «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кого встретил колобок?»,
«Путешествие
к
радужным
звёздам»,
164
«Мультвикторина» и т. д. При обучении игре на детских музыкальных
инструментах
использую видео-презентации по временам года:
«Ритмические загадки про Осень», «Шумовой оркестр Огородный», «Ритмы
Зимы», «Ромашковый ритм» и другие, объясняю, что такое оркестр.
Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.
2. Эвритмия
В настоящее время всё более активно в музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия.
Эвритмия – это искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно – коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который благотворно влияет на культуру движения детей.
Благодаря эвритмии, ребёнок знакомится с ритмом, мелодией, тактом, учится гармонично двигаться под музыку. В первую очередь, необходимо научить ребят чувствовать ритм. Для этого использую сочетание простейших движений (хлопки, отбивание ритма ногой, прыжки и др.). Технология эвритмия не предусматривает специальной подготовки, то есть разучивание песен, стихов и движений. Дети двигаются и повторяют текст игры в силу своих желаний, возможностей и возрастных особенностей.
3. Технология проектной деятельности
Основная задача педагога – приобщить ребенка к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей. Мною разработаны и реализованы проекты«Сказка в музыке», «Широкая масленица» и другие, в том числе в рамках реализации программы воспитания «Копилка фольклорных традиций Урала».
Работая над творческим проектом «Сказка в музыке», дети знакомятся с жизнью и с творчеством композитора П. И. Чайковского, с его
музыкальными произведениями. Не смотря на сложность данных
музыкальных произведений, дети проявляют интерес и узнают
музыкальные персонажи сказок в музыке. С воспитателем на занятиях художественного творчества дети рисовали рисунки по пройденному материалу. В реализации проекта «Широкая Масленица» у детей формируется познавательный интерес к окружающему миру, родной культуре, о первоначальных представлениях, истории и культуре русского народа.
Воспитываю у детей эмоциональное, положительное отношение к традициям.
Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление,
165 умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания.
4. Технология коммуникативных игр и танцев
Коммуникативный танец – это несколько несложных танцевальных
движений, включающихся элементы невербального общения и
импровизации,
направленных
на
формирование
и
развитие
взаимоотношений с партнёрами и группой. Коммуникативные танцы и игры можно использовать в самых разнообразных формах работы с дошкольниками: на музыкальных занятиях, на занятиях хореографии, ритмики, развлечениях, совместной деятельности в процессе режимных моментов, на прогулке и т. д.
В работе с детьми использую всем известные и любимые танцы
«Лавата», «Руку правую вперед», «Буги – вуги», некоторые танцы А.
Бурениной из «Ритмической мозаики», танцы – игры для малышей
Железновой. Сейчас в современном мире появилось большое количество подобных танцев. Это, например, всем полюбившийся танец «Помогатор» из
«Фиксиков» и др. В коммуникативных играх и танцах могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
5. Игровая технология
Игра – основной вид деятельности ребёнка.
На своих занятиях использую следующие типы дидактических игр: сюжетно-ролевые, подвижные, настольные. Музыкально-дидактические пособия и игры применяю: в процессе пения, слушания музыки, музыкально- ритмических движений, в процессе игры на детских музыкальных
инструментах, в театральной деятельности – навыки и эталоны поведения, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
Игры с движением или игры со словами:
- стимулирует развитие речи;
- развивает пространственное мышление;
- развивает внимание, воображение;
- воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность
Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.