Файл: Вопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 539

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Социальный фильтр восприятия реальности. Язык как один из механизмов «социальной фильтрации».

Социальный фильтр – механизм, определяющий восприятие человеком окружающей действительности, источником которого является культура и социум.

В социальной фильтрации участвуют множество продуктов культуры: культурные нормы, традиции, ценности, обряды. Но особое значение имеют такие механизмы, как язык и культурные тексты.

Язык – это набор знаков и правил их использования для описания реальности. Это строительный материал для создания когнитивной карты.

Язык может быть:

    1. Естественным (созданным спонтанно в процессе эволюции человеческого сообщества для коммуникации в рамках этого сообщества).

Пример: русский, английский, немецкий.

    1. Искусственным (созданным специально для описания реальности в какой-то области деятельности).

Пример: язык операционной системы, математический язык, язык глухонемых, шрифт (язык) Брайля.

      1. Язык содержит не только знаки и правила их использования, но и имплицитную (скрытую) модель реальности, которую он предназначен описывать.

      2. Все, что выходит за границы этой модели, не описывается языком, а соответственно, не существует для его носителя. Людвиг Витгенштейн: "Границы моего языка означают границы моего мира".

      3. Таким образом, язык становится фильтром, определяющим, что будет, а что не будет воспринимать человек в окружающей реальности.

      4. Разные субкультуры пользуются разными языками описания реальности => находятся в разных воспринимаемых реальностях (например, людям ортодоксально верующим и атеистам во многом поэтому сложно понимать друг друга). Или человек, который не в совершенстве знает английский язык, некоторые выражения не сможет понять, поэтому для него это останется чем-то непонятным. Или человек, которые не полностью смотрел фильм в некоторые моменты не сможет понять собеседника.

Примеры:

    1. В начале двадцатого века антрополог Franz Boas писал, что у эскимосов есть четыре корня, обозначающих снег, и, в сочетании со всякими приставками и окончаниями, это количество огромно (плюс к этому в этом языке прилагательные и существительные сливаются в цельное слово). А в 1997 году Phil James опубликовал сотню слов, которые означают «снег» в языке эскимосов.

    2. В английском языке нет разделения местоимений «ты» и «вы». Причем в английском языке до XVII века было слово ты - thou. Сегодня его можно встретить в поэзии, молитвах и другой литературе, но не в обиходном общении.


  1. Культурные тексты (сказки, мифы, продукты массовой культуры) как эталонные модели в фильтрах восприятия

  1. Базовые культурные тексты (сказки, мифы, легенды) содержат информацию, определяющую жизненный сценарий человека.

  2. В основе трансляции сценария лежит механизм структурного инварианта текстов.

  3. Структурный инвариант – то, что объединяет структуру разных сообщений. Другими словами, это сообщение, изложенное на более высоком уровне абстракции.

  4. Ребенок в детстве воспринимает структурный инвариант, который содержится в его любимых сказках и историях, и позже пытается реализовать его в своем жизненном сценарии.

  5. Дополнительно: способность выделять структурные инварианты (закономерности) и переносить их на новый материал является одной из главных способностей, на оценке которой строятся задания для тестов интеллекта.

  6. Ребенок в детстве воспринимает структурный инвариант, который содержится в его любимых сказках и историях, и позже пытается реализовать его в своем жизненном сценарии.

  7. Красная Шапочка! Это те девочки, которые так и не выросли, живут рядом с мамой, несут, так сказать, свои обязательства. То отнести бабушке пирожки. А волк! Волк (ассоциация с мужчиной) – это ужасно! Он однозначно съест! Лучше жить женской коммуной. Мама, бабушка, дочь. И никаких волков! Только охотники, надо полагать в нашем мире это сантехники, и все и еже с ними следующие, могут иногда приходить на помощь.

  8. Пример структурного инварианта для мифов об Илье Муромце, сказки про Емелю и им подобных: герой мужского пола – долгая неподвижность – чудесный подарок/угроза – превращение/открывающиеся возможности – успех/победа.

Примеры:Сказки 1. «Колобок»-женщина зло; 2. «Золушка»-надо быть последней; 3. «Спящая красавица»-надо ждать принца. Цветик семицветик, гуси-лебеди

  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Личностный фильтр. Личностный опыт как источник развития. Формирование позитивных и негативных эталонов, границ «Я», базового доверия. Варианты «анального» характера.

Гендерная идентичность: «комплекс Эдипа» и «комплекс Электры».

Личностный фильтр – это механизм восприятия, источником которого является уникальный личностный опыт человека. Даже братья, растущие в одной семье, имеют принципиально разный личностный опыт: один – опыт старшего, а другой – младшего брата.


  1. Соответственно, когнитивные карты у разных людей разные еще и из-за специфики личностного опыта каждого. Например, ребенок, которого глубоко и искренне любили в семье, будет иметь в своей карте совершенно иное значение категории «любовь», чем ребенок, выросший в рамках холодных и неприязненных отношений. Или опыт взаимоотношений с собаками, как за ними ухаживать и как их дрессировать.

  2. В последнем случае ребенок может знать слово «любовь», но не иметь личностного опыта – что это такое. И, соответственно, в его когнитивной карте любовь принципиально отсутствует.

  3. На каждом этапе развития личности личностный опыт создает ключевые новообразования личности ребенка, такие как границы «Я», гендерную идентичность и т.п.


Формирование позитивных и негативных эталонов

  1. Самые первые новообразования, которые получает ребенок в результате переживания личностного опыта – это формирование позитивного и негативного эталонов. Когнитивная карта получает «+» и «-» полюса.

  2. Существование ребенка во внутриутробном периоде, когда полностью и автоматически удовлетворяются все его потребности, создает у человека «абсолютный позитивный эталон», образец спокойствия и умиротворенности.

  3. В процессе рождения ребенок получает не только физическую, но и эмоциональную травму, которая впоследствии может восприниматься как абсолютный негативный эталон, образец запредельного переживания отрицательных эмоций.

  4. В случае, если страх, возникающий во время рождения, не вытеснен в бессознательное, он может служить основой для различных невротических реакций и расстройств характера.


Формирование границ «Я»

  1. У новорожденного ребенка в картине мира еще не различаются «Я» и «не-Я». Мир для него = мама, «отдельность» от которой он осознает не сразу.

  2. Для того, чтобы произошел процесс «сепарации» (отделения), прежде всего необходим позитивный физический и эмоциональный контакт с матерью. Телесный контакт с матерью. В этом случае формируется первоначальное физическое ощущение границы собственного тела и собственной личности.

  3. Нет рядом мамы – нет позитивного телесного взаимодействия – граница «Я не формируется = склонность к симбиотическим отношениям.

Формирование базового доверия и недоверия

  1. Происходит в процессе вскармливания грудного ребенка («оральная стадия» в концепции психоанализа).

  2. Если кормление проходит нормально, формируется инвариант «Я ОТКРЫВАЮСЬ ЧЕМУ-ТО И МНЕ ОТ ЭТОГО ХОРОШО». На основе этого инварианта позже формируются ощущение доверия в отношениях.

  3. Если пища или сам процесс вызывают негативную реакцию, формируется инвариант «Я ОТКРЫВАЮСЬ ЧЕМУ-ТО И МНЕ ОТ ЭТОГО ПЛОХО». На основе этого инварианта позже формируются ощущение недоверия в отношениях.


Управление стулом, приучение ребенка к горшку – еще один ключевой этап, формирующий когнитивную карту ребенка. В зависимости от личностного опыта, связанного с этими процессами, могут формироваться два разных типа характера.

  1. Анально-удерживающий (анально-педантичный) тип формируется тогда, когда родители слишком жестко подходят к задаче приучения ребенка к туалету. Ребенок формирует инвариант «КОГДА ЧТО-ТО ИЗ МЕНЯ ВЫХОДИТ, ОСОБЕННО БЕСКОНТРОЛЬНО – ЭТО ПЛОХО». В результате доминирующими чертами становятся потребность в контроле и самоконтроле, упрямство, скупость, методичность, скрупулёзность, пунктуальность.

  2. Анально-выталкивающий (анально-компульсивный) тип представляет собой другую противоположность. Ребенок побеждает родителей в борьбе за право делать это когда и где угодно, формируя инвариант «КОГДА ЧТО-ТО ИЗ МЕНЯ ВЫХОДИТ, ОСОБЕННО БЕСКОНТРОЛЬНО – ЭТО ХОРОШО». В результате формируется личность с одной стороны – спонтанная, творческая, с другой стороны – хаотичная, бессистемная, импульсивная. В клинических случаях такой человек может испытывать радость от очернения других, удовольствие от того, что доставил другому неприятности.


Комплекс «Эдипа» Зигмунд Фрейд - (древнегреческий миф) Оракул предсказал Лаю, что умрет от руки своего сына) Эдип – загадка Сфинкс – отгадал. ВЛЕЧЕНИЕ К РОДИТЕЛЮ (
СЫНА К МАТЕРИ) И РЕВНОСТЬ К ОТЦУ (3-5 ЛЕТ). Мать-Иокаста. Эдип снял серьги с матери и выколол ими глаза.

Комплекс «Электры» (брат – Орест) Карл Юнг - ВЛЕЧЕНИЕ К РОДИТЕЛЮ (ДОЧЕРИ К ОТЦУ) И РЕВНОСТЬ К МАТЕРИ (3-5 ЛЕТ).

      1. К 4-5 годам ребенок вступает в новую стадию развития. Она во многом соответствует Эдиповой стадии развития, хотя и в современном понимании. Если максимально упростить этот крайне сложный механизм, то для мальчика он выглядит так.

      2. Мальчик в этом возрасте начинает испытывать интерес к противоположному полу. Самая близкая женщина для него – мать, поэтому интерес фиксируется именно на ней. Одновременно с этим он испытывает ревность по отношению к отцу. У многих мальчиков в этот период существуют неосознанные фантазии о том, что «вырасту и женюсь на маме».

      3. Эдипова стадия – нормальная стадия развития ребенка. В процессе ее реализации ребенок получает четкую гендерную идентификацию «я – мальчик». Он стремится быть похожим на отца (ведь отец заслужил любовь матери). Он учится уважительному отношению к противоположному полу и т.д.

      4. Эдипова стадия заканчивается в момент осознания мальчиком факта, что когда он вырастет, мама уже состарится. В этот момент принимается ключевое для половой идентификации решение по отношению к отцу: «Если я не могу быть вместо него, я стану таким как он и найду себе женщину, похожую на маму».

      5. Так происходит в «нормальных» семьях, реализующих классическую структуру: мать – объект влечения, отец – объект идентификации. Однако при разрушении такой структуры Эдипова ситуация превращается в Эдипов комплекс. Например, если в это время отец умирает, мальчик начинает испытывать бессознательное чувство вины («я хотел ему зла – и вот он умер»). В этом случае он может отказаться от своей мужской идентичности. То же, хотя и в более мягкой степени происходит, если отец в это время уходит из семьи (особенно если мать запрещает ребенку видеться с отцом) – на бессознательном уровне для ребенка смерть отца и развод родителей – бесконечная разлука.

      6. Комплекс Электры – вариант Эдиповой ситуации, реализуемый для девочки.

Подробнее http://depressio.ru/slovar-terminov/672-kompleks-elektry.html


  1. Личностный фильтр. Родительские послания как источник развития. Семь базовых ограничивающих родительских посланий. Вербальные и невербальные послания.

Личностный фильтр – это механизм восприятия, источником которого является уникальный