Файл: Вопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 540

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тревога Авраама – реакция человека на переживание фактически собственного одиночества в мире людей.

  1. Когнитивная карта как знаковая система. Семиотика – наука о знаковых системах. Категория структурного инварианта.

Когнитивная карта (субъективная реальность), будучи своеобразной моделью реальности, состоит из знаков (слов, идей, образов) и их отношений между собой, и является знаковой системой.

Система (от греч. sýstēma – целое, составленное из частей; соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство.

Существуют знаковые системы первого рода – модели реальности, которые мы строим в своем субъективном психическом мире, и знаковые системы второго рода – модели, которые мы создаем в объективном мире из существующих в нем материалов.

Пример: наши знания правил дорожного движения – знаковая система первого рода, а напечатанные на бумаге ПДД – знаковая система второго рода.

Знаковая система – это модель реальности. Как всякая модель, она:

  1. Проще реальности

  2. Отражает только важную для нас информацию о реальности.

Примером знаковой системы может служить простой глобус, или эскиз чертежа ноутбука.


  1. Разные аспекты знаковых систем изучает наука семиотика.

  2. Она состоит из трех основных «поднаук»:

    1. Синтактика – раздел семиотики, который изучает правила построения знаков и правила составления их комбинаций (синтаксис знаковых систем).

    2. Семантика - раздел семиотики, который изучает смысловое содержание знаков и их комбинаций.

    3. Прагматика - раздел семиотики, который изучает особенности использования знаков в процессе коммуникации, устанавливает правила действия получателя знака в той или иной знаковой ситуации.




  1. Базовые культурные тексты (сказки, мифы, легенды) содержат информацию, определяющую жизненный сценарий человека.

  2. В основе трансляции сценария лежит механизм структурного инварианта текстов.

  3. Структурный инвариант – то, что объединяет структуру разных сообщений. Другими словами, это сообщение, изложенное на более высоком уровне абстракции.

  4. Ребенок в детстве воспринимает структурный инвариант, который содержится в его любимых сказках и историях, и позже пытается реализовать его в своем жизненном сценарии.

  5. Дополнительно: способность выделять структурные инварианты (закономерности) и переносить их на новый материал является одной из главных способностей, на оценке которой строятся задания для тестов интеллекта.

  6. Ребенок в детстве воспринимает структурный инвариант, который содержится в его любимых сказках и историях, и позже пытается реализовать его в своем жизненном сценарии.

  7. Красная Шапочка! Это те девочки, которые так и не выросли, живут рядом с мамой, несут, так сказать, свои обязательства. То отнести бабушке пирожки. А волк! Волк (ассоциация с мужчиной) – это ужасно! Он однозначно съест! Лучше жить женской коммуной. Мама, бабушка, дочь. И никаких волков! Только охотники, надо полагать в нашем мире это сантехники, и все и еже с ними следующие, могут иногда приходить на помощь.

  8. Пример структурного инварианта для мифов об Илье Муромце, сказки про Емелю и им подобных: герой мужского пола – долгая неподвижность – чудесный подарок/угроза – превращение/открывающиеся возможности – успех/победа.


Примеры:Сказки 1. «Колобок»-женщина зло; 2. «Золушка»-надо быть последней; 3. «Спящая красавица»-надо ждать принца.

  1. Категория знака. Виды знаков. Структура знака.

      1. Любая знаковая система состоит из знаков и отношений между ними.

      2. Знак – категория, отражающая связь между элементами субъективной реальности, когда один элемент замещает, репрезентирует другой, является его полным или частичным «представителем».

    1. Стол и слово «стол»

    2. Красный свет светофора и запрет ехать

    3. Улыбка и хорошее настроение и т.п.


1. Виды знаков (подробнее см. http://textb.net/51/18.html)

    1. Иконические. Обладают натуральным сходством с объектом, к которому он относится

Пример: рисунок льва схож с сами животным львом, план сражения является иконическим знаком сражения — они подобны. А икона святого прямо изображает лик святого (отсюда и название — иконические

    1. Индексальные. Действие основано на смежности означающего и означаемого.

Пример: стон является индексом ранения, болезни; веселый, жизнерадостный смех – индексом радости, счастья. Индексальные знаки также могут указывать на объект пальцем, стрелкой, окриком, след на песке, дым от огня, симптомы болезни — это признаки явлений, к которым индексные знаки привязаны причинно-следственной связью, чистая тарелка – скрип.

    1. Конвенциональные (символы). Действие основано на условной, установленной «по соглашению» связи означаемого и означающего.

Пример: кивок головой, как правило, означает утвердительный ответ, однако, у некоторых народов это движение характеризуется как ответ отрицательный. (Мужское и женское в биологии – знаки)

Структура знака:

    1. Ф. де Соссюр рассматривал знак как двустороннее психическое образование, соединяющее понятие (означаемое) и акустический образ (означающее).

    2. Ч. Пирс использовал три составляющие знака:

  1. Объект (денотат)

  2. Знаковая форма (репрезентамен)

  3. Смысл (интерпретант)

  1. Семантика. Механизмы семантической связки и семантического переноса. Объекты-доноры и объекты-реципиенты.

Смысл – сущность объекта в соотношении с потребностями человека. Например, дверь может иметь смысл «защиты от грабителей» (препятствие), а может – «источника сквозняка» (угроза).


  1. Смысл знака определяется контекстом – знаковой системой (текстом), которая содержит этот знак. Так, например, окружность может восприниматься как цифра «ноль» или как буква «о» в зависимости от того, «красный» или «синий» контекст мы выбираем для интерпретации.

2




3

О

Н

Т

7




3-может быть цифрой,
3- может быть буквой.

2. Первичные, минимальные частицы смысла называются семами. Любое понятие представляет собой набор сем («семантическое облако»). В семантическом облаке выделяют:

    1. центральные семы (атомы смысла, обязательные для определения понятия). Ключевая сема, которая определяет содержание понятия, называется архисемой.

    2. периферические семы (атомы смысла, необязательные, которые могут определять, а могут и не определять понятие).




      1. Семантический перенос – один из механизмов, с помощью которых знак приобретает смысл.

      2. Это механизм формирования смысла, подразумевающий передачу смысла с известного процесса или объекта на новый.

Пример 1: в нашей культуре мы читаем и пишем слева направо. Соответственно, в этих базовых процессах левая сторона символизирует начало, а правая – окончание. Привыкнув к этому, мы бессознательно связываем смысл «начало» с левой стороной пространства, а смысл «конец» - с правой стороной. И любое изображение слева будет восприниматься как более раннее, чем справа. Таким образом, базовый процесс (письмо, чтение) связывает смысл (начало) со знаковой формой-носителем (левая сторона). Происходит процесс семантического связывания: знаковая форма как бы «заряжается», «инфицируется» этим смыслом. Теперь эта знаковая форма будет восприниматься вместе со смыслом, которым она заряжена/инфицирована. Возникает символическое значение знаковой формы («левая сторона означает начало»). Теперь на любой объект, расположенный слева, перенесётся смысл, которым заряжена/инфицирована эта область пространства, и он будет восприниматься как более ранний, чем тот, что расположен справа. Это и есть семантический перенос.

Пример 2: каждый цвет для нас прежде всего ассоциируется с неким базовым объектом. Например, красный цвет ассоциируется с кровью и огнем. Огонь для нас одновременно красный (знаковая форма) и опасный (смысл). Происходит семантическое связывание этих двух понятий. Возникает символическое значение красного цвета: опасность. И всякий раз, когда мы увидим красный цвет, объект, им окрашенный, будет восприниматься как опасный. Произойдет семантический перенос: цвет переносит связанный с ним смысл на новый объект.


  1. Семантика цвета. Базовые объекты и семы для основных цветов.

Знаковая форма

Базовые объекты

Смысл

Красный

Кровь, огонь

Опасность, энергия, агрессия, возбуждение, разрушение границ, правил, стереотипов

Желтый

Солнце, птенцы птиц

Легкость, тепло, эмоциональность, детскость

Зеленый

Растения в пору роста

Рост, развитие, эволюция

Синий

Небо, море

Безграничность, мечта, полет

Фиолетовый

Нет природных

Искусственность, творчество, альтернативность

Черный

Ночь, закрытое пространство

Темная сила, старость, порок, смерть

Белый

Свет, открытое пространство, свежий снег

Светлые силы, юность, непорочность, смерть

Серый

«Серая мышь»

Отсутствие, незаметность, непубличность



Семы – первичные, минимальные частицы смысла. Любое понятие представляет собой набор сем. (кусочек, кирпичик смысла)

  1. Семантика пространства: лево и право, верх и низ, «впереди» и «сзади». Семантика центра.

Разные зоны пространства нагружены для большинства людей примерно следующим смыслом:




ВЕРХ

Доминирование

Победа

Сила

Свет

Святое




ЛЕВО

Начало

Прошлое

Хаос

Нарушение закона

Женское


ЦЕНТР

Настоящее время

Проекция собственной личности

Фокус внимания


ПРАВО

Конец

Будущее

Порядок

Закон

Мужское




НИЗ

Подчинение

Поражение

Слабость

Тьма

Грешное




При размещении рисунка в центральной части листа можно судить о желании и определенном умении найти равновесие между своими
эгоистическими потребностями и желаниями других, умении находить компромиссы, отстаивать свои интересы.

Если рисунок, расположенный в центре, занимает практически весь лист бумаги, то это свидетельствует о выраженном эгоцентризме, возможно, агрессивности и завышенной самооценке. Так же можно говорить и о человеке, размещающем свой рисунок в верхней части листа. Такое размещение изображения свидетельствует о желании доминировать, соответствовать высокому социальному стандарту.

С левой стороны размещают рисунки те, кто все хорошее в жизни связывает с прошлым. У таких людей доминирует эмоциональная сфера. В большинстве это мечтательные интроверты, склонные к бездеятельности.

Рисунки в правой части листа по большей части принадлежат тем, у кого преобладает выражение интеллектуальной сферы, устремления направлены в будущее. Такие люди деятельны, активны.

Размещенное в нижней части листа изображение выдает человека со сниженной самооценкой, который постоянно неудовлетворен собой и своей жизнью, чувствует себя зависимым, угнетенным и подавленным. У таких личностей нередко бывают депрессивные настроения, ощущения небезопасности, иногда повышенный уровень тревожности.

  1. Семантика направления: вертикаль, горизонталь, крест.

  • Определенный смысл заложен в знаковых формах вертикали и горизонтали.

  • Вертикаль (преобладания вертикальных линий) обозначает силу, энергию, доминирование, мужское начало. Горные пики, высокие волны во время шторма несут угрозу. Власть правителя манифестируется множеством «вертикальных» символов: императорский скипетр, маршальский жезл, палочка волшебника, копье вождя. Номады (кочевники) Средней Европы также использовали в своем знаковом письме вертикальный штрих как символ мужского поведения, как призыв к своим соплеменникам держаться своих убеждений, не сдаваться. Пирамиды, обелиски, кристаллы, сталагмиты обычно выступают в качестве знаков связи или стремления к сфере божественного.

  • Горизонталь (преобладание горизонтальных линий) напротив, выражает слабость, спокойствие, подчинение, умиротворение, женское начало. Море в состоянии штиля – спокойствие, умиротворенность. Лечь, перейти в горизонтальное положение – поза подчинения, слабости, состояние отдыха.

  • Пересечение горизонтали и вертикали – крест. Один из древнейших символов мировой культуры, обозначающий единство противоположностей. Крест объединяет вертикальное с горизонтальным, положительное с негативным, высшее с нижним, жизнь со смертью. Средоточие энергии, гармония альтернатив. Крест обозначает отношения между двумя мирами, небесным и земным. В античности на перекрестках дорог приносили жертвы Гермесу, чтобы он передал сообщение другим богам.