Файл: Вопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 678
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тревога Авраама – реакция человека на переживание фактически собственного одиночества в мире людей.
-
Когнитивная карта как знаковая система. Семиотика – наука о знаковых системах. Категория структурного инварианта.
Когнитивная карта (субъективная реальность), будучи своеобразной моделью реальности, состоит из знаков (слов, идей, образов) и их отношений между собой, и является знаковой системой.
Система (от греч. sýstēma – целое, составленное из частей; соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство.
Существуют знаковые системы первого рода – модели реальности, которые мы строим в своем субъективном психическом мире, и знаковые системы второго рода – модели, которые мы создаем в объективном мире из существующих в нем материалов.
Пример: наши знания правил дорожного движения – знаковая система первого рода, а напечатанные на бумаге ПДД – знаковая система второго рода.
Знаковая система – это модель реальности. Как всякая модель, она:
-
Проще реальности -
Отражает только важную для нас информацию о реальности.
Примером знаковой системы может служить простой глобус, или эскиз чертежа ноутбука.
-
Разные аспекты знаковых систем изучает наука семиотика. -
Она состоит из трех основных «поднаук»:
-
Синтактика – раздел семиотики, который изучает правила построения знаков и правила составления их комбинаций (синтаксис знаковых систем). -
Семантика - раздел семиотики, который изучает смысловое содержание знаков и их комбинаций. -
Прагматика - раздел семиотики, который изучает особенности использования знаков в процессе коммуникации, устанавливает правила действия получателя знака в той или иной знаковой ситуации.
-
Базовые культурные тексты (сказки, мифы, легенды) содержат информацию, определяющую жизненный сценарий человека. -
В основе трансляции сценария лежит механизм структурного инварианта текстов. -
Структурный инвариант – то, что объединяет структуру разных сообщений. Другими словами, это сообщение, изложенное на более высоком уровне абстракции. -
Ребенок в детстве воспринимает структурный инвариант, который содержится в его любимых сказках и историях, и позже пытается реализовать его в своем жизненном сценарии. -
Дополнительно: способность выделять структурные инварианты (закономерности) и переносить их на новый материал является одной из главных способностей, на оценке которой строятся задания для тестов интеллекта. -
Ребенок в детстве воспринимает структурный инвариант, который содержится в его любимых сказках и историях, и позже пытается реализовать его в своем жизненном сценарии. -
Красная Шапочка! Это те девочки, которые так и не выросли, живут рядом с мамой, несут, так сказать, свои обязательства. То отнести бабушке пирожки. А волк! Волк (ассоциация с мужчиной) – это ужасно! Он однозначно съест! Лучше жить женской коммуной. Мама, бабушка, дочь. И никаких волков! Только охотники, надо полагать в нашем мире это сантехники, и все и еже с ними следующие, могут иногда приходить на помощь. -
Пример структурного инварианта для мифов об Илье Муромце, сказки про Емелю и им подобных: герой мужского пола – долгая неподвижность – чудесный подарок/угроза – превращение/открывающиеся возможности – успех/победа.
Примеры:Сказки 1. «Колобок»-женщина зло; 2. «Золушка»-надо быть последней; 3. «Спящая красавица»-надо ждать принца.
-
Категория знака. Виды знаков. Структура знака.
-
Любая знаковая система состоит из знаков и отношений между ними. -
Знак – категория, отражающая связь между элементами субъективной реальности, когда один элемент замещает, репрезентирует другой, является его полным или частичным «представителем».
-
Стол и слово «стол» -
Красный свет светофора и запрет ехать -
Улыбка и хорошее настроение и т.п.
1. Виды знаков (подробнее см. http://textb.net/51/18.html)
-
Иконические. Обладают натуральным сходством с объектом, к которому он относится
Пример: рисунок льва схож с сами животным львом, план сражения является иконическим знаком сражения — они подобны. А икона святого прямо изображает лик святого (отсюда и название — иконические
-
Индексальные. Действие основано на смежности означающего и означаемого.
Пример: стон является индексом ранения, болезни; веселый, жизнерадостный смех – индексом радости, счастья. Индексальные знаки также могут указывать на объект пальцем, стрелкой, окриком, след на песке, дым от огня, симптомы болезни — это признаки явлений, к которым индексные знаки привязаны причинно-следственной связью, чистая тарелка – скрип.
-
Конвенциональные (символы). Действие основано на условной, установленной «по соглашению» связи означаемого и означающего.
Пример: кивок головой, как правило, означает утвердительный ответ, однако, у некоторых народов это движение характеризуется как ответ отрицательный. (Мужское и женское в биологии – знаки)
Структура знака:
-
Ф. де Соссюр рассматривал знак как двустороннее психическое образование, соединяющее понятие (означаемое) и акустический образ (означающее). -
Ч. Пирс использовал три составляющие знака:
-
Объект (денотат) -
Знаковая форма (репрезентамен) -
Смысл (интерпретант)
-
Семантика. Механизмы семантической связки и семантического переноса. Объекты-доноры и объекты-реципиенты.
Смысл – сущность объекта в соотношении с потребностями человека. Например, дверь может иметь смысл «защиты от грабителей» (препятствие), а может – «источника сквозняка» (угроза).
-
Смысл знака определяется контекстом – знаковой системой (текстом), которая содержит этот знак. Так, например, окружность может восприниматься как цифра «ноль» или как буква «о» в зависимости от того, «красный» или «синий» контекст мы выбираем для интерпретации.
2 | | ||
3 | О | Н | Т |
7 | |
3-может быть цифрой,
3- может быть буквой.
2. Первичные, минимальные частицы смысла называются семами. Любое понятие представляет собой набор сем («семантическое облако»). В семантическом облаке выделяют:
-
центральные семы (атомы смысла, обязательные для определения понятия). Ключевая сема, которая определяет содержание понятия, называется архисемой. -
периферические семы (атомы смысла, необязательные, которые могут определять, а могут и не определять понятие).
-
Семантический перенос – один из механизмов, с помощью которых знак приобретает смысл. -
Это механизм формирования смысла, подразумевающий передачу смысла с известного процесса или объекта на новый.
Пример 1: в нашей культуре мы читаем и пишем слева направо. Соответственно, в этих базовых процессах левая сторона символизирует начало, а правая – окончание. Привыкнув к этому, мы бессознательно связываем смысл «начало» с левой стороной пространства, а смысл «конец» - с правой стороной. И любое изображение слева будет восприниматься как более раннее, чем справа. Таким образом, базовый процесс (письмо, чтение) связывает смысл (начало) со знаковой формой-носителем (левая сторона). Происходит процесс семантического связывания: знаковая форма как бы «заряжается», «инфицируется» этим смыслом. Теперь эта знаковая форма будет восприниматься вместе со смыслом, которым она заряжена/инфицирована. Возникает символическое значение знаковой формы («левая сторона означает начало»). Теперь на любой объект, расположенный слева, перенесётся смысл, которым заряжена/инфицирована эта область пространства, и он будет восприниматься как более ранний, чем тот, что расположен справа. Это и есть семантический перенос.
Пример 2: каждый цвет для нас прежде всего ассоциируется с неким базовым объектом. Например, красный цвет ассоциируется с кровью и огнем. Огонь для нас одновременно красный (знаковая форма) и опасный (смысл). Происходит семантическое связывание этих двух понятий. Возникает символическое значение красного цвета: опасность. И всякий раз, когда мы увидим красный цвет, объект, им окрашенный, будет восприниматься как опасный. Произойдет семантический перенос: цвет переносит связанный с ним смысл на новый объект.
-
Семантика цвета. Базовые объекты и семы для основных цветов.
Знаковая форма | Базовые объекты | Смысл |
Красный | Кровь, огонь | Опасность, энергия, агрессия, возбуждение, разрушение границ, правил, стереотипов |
Желтый | Солнце, птенцы птиц | Легкость, тепло, эмоциональность, детскость |
Зеленый | Растения в пору роста | Рост, развитие, эволюция |
Синий | Небо, море | Безграничность, мечта, полет |
Фиолетовый | Нет природных | Искусственность, творчество, альтернативность |
Черный | Ночь, закрытое пространство | Темная сила, старость, порок, смерть |
Белый | Свет, открытое пространство, свежий снег | Светлые силы, юность, непорочность, смерть |
Серый | «Серая мышь» | Отсутствие, незаметность, непубличность |
Семы – первичные, минимальные частицы смысла. Любое понятие представляет собой набор сем. (кусочек, кирпичик смысла)
-
Семантика пространства: лево и право, верх и низ, «впереди» и «сзади». Семантика центра.
Разные зоны пространства нагружены для большинства людей примерно следующим смыслом:
| ВЕРХ Доминирование Победа Сила Свет Святое | |
ЛЕВО Начало Прошлое Хаос Нарушение закона Женское | ЦЕНТР Настоящее время Проекция собственной личности Фокус внимания | ПРАВО Конец Будущее Порядок Закон Мужское |
| НИЗ Подчинение Поражение Слабость Тьма Грешное | |
При размещении рисунка в центральной части листа можно судить о желании и определенном умении найти равновесие между своими
эгоистическими потребностями и желаниями других, умении находить компромиссы, отстаивать свои интересы.
Если рисунок, расположенный в центре, занимает практически весь лист бумаги, то это свидетельствует о выраженном эгоцентризме, возможно, агрессивности и завышенной самооценке. Так же можно говорить и о человеке, размещающем свой рисунок в верхней части листа. Такое размещение изображения свидетельствует о желании доминировать, соответствовать высокому социальному стандарту.
С левой стороны размещают рисунки те, кто все хорошее в жизни связывает с прошлым. У таких людей доминирует эмоциональная сфера. В большинстве это мечтательные интроверты, склонные к бездеятельности.
Рисунки в правой части листа по большей части принадлежат тем, у кого преобладает выражение интеллектуальной сферы, устремления направлены в будущее. Такие люди деятельны, активны.
Размещенное в нижней части листа изображение выдает человека со сниженной самооценкой, который постоянно неудовлетворен собой и своей жизнью, чувствует себя зависимым, угнетенным и подавленным. У таких личностей нередко бывают депрессивные настроения, ощущения небезопасности, иногда повышенный уровень тревожности.
-
Семантика направления: вертикаль, горизонталь, крест.
-
Определенный смысл заложен в знаковых формах вертикали и горизонтали. -
Вертикаль (преобладания вертикальных линий) обозначает силу, энергию, доминирование, мужское начало. Горные пики, высокие волны во время шторма несут угрозу. Власть правителя манифестируется множеством «вертикальных» символов: императорский скипетр, маршальский жезл, палочка волшебника, копье вождя. Номады (кочевники) Средней Европы также использовали в своем знаковом письме вертикальный штрих как символ мужского поведения, как призыв к своим соплеменникам держаться своих убеждений, не сдаваться. Пирамиды, обелиски, кристаллы, сталагмиты обычно выступают в качестве знаков связи или стремления к сфере божественного. -
Горизонталь (преобладание горизонтальных линий) напротив, выражает слабость, спокойствие, подчинение, умиротворение, женское начало. Море в состоянии штиля – спокойствие, умиротворенность. Лечь, перейти в горизонтальное положение – поза подчинения, слабости, состояние отдыха. -
Пересечение горизонтали и вертикали – крест. Один из древнейших символов мировой культуры, обозначающий единство противоположностей. Крест объединяет вертикальное с горизонтальным, положительное с негативным, высшее с нижним, жизнь со смертью. Средоточие энергии, гармония альтернатив. Крест обозначает отношения между двумя мирами, небесным и земным. В античности на перекрестках дорог приносили жертвы Гермесу, чтобы он передал сообщение другим богам.