Файл: Вопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 625
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отрицательное подкрепление – любой стимул, полученные в процессе или сразу после поведенческого акта и понижающий вероятность повторения этого акта в будущем
Подкрепление имеет два отличия от поощрения и наказания:
-
Поощрение и наказание может быть и через много времени после поведенческого акта, а подкрепление только вовремя или сразу после. -
Поощрение и наказание имеют прежде всего социальный смысл, значение для окружающих (поставить ребенка в угол – это наказание, даже если ребенок этим гордится и будет после этого нарушать правила чаще).
-
Относительность подкрепления. Три фактора, определяющие относительность подкрепления.
Относительность подкрепления зависит от:
-
Биологической значимости подкрепления; -
Потребности, испытываемой организмом; -
Положения, связанной с подкреплением, потребности в иерархии потребностей; -
Влияния индивидуальных особенностей животного и его раннего опыта.
Следует всегда помнить об относительности биологической значимости подкрепления. Так для совершенно сытого животного вряд ли значимым будет пищевое подкрепление, как для некоторых собак ласковое слово или поглаживание хозяина бывает безразличным и, следовательно, не воспринимается подкреплением.
-
Относительность подкрепления также связана с потребностью, испытываемой организмом. Если ваша собака очень хочет погнаться за кошкой, то ваш кусочек сыра вряд ли будет подкреплением команде подхода.
-
Потребности организма -
Сравнение с предыдущим уровнем подкрепления -
Сравнение с ожидаемым уровнем подкрепления
Ловушка градиент – степень изменения
-
Принципы использования подкрепления для изменения поведения: объективность,
своевременность и минимальная достаточность. Последствия нарушения каждого принципа.
В целом есть несколько главных принципов использования подкрепления для формирования поведения.
-
Принцип объективности (подкрепляется только поведение, но не ваши галлюцинации на его счет). -
Принцип своевременности (подкрепляется именно то, что происходит в момент подкрепления или сразу перед этим). -
Принцип минимальной достаточности (подкрепление должно быть сигналом, а не полным удовлетворением потребности). -
Принцип «одного критерия» (в один промежуток времени нужно формировать только один аспект поведения). -
Принцип «малого шага» (не нужно ждать больших изменений, чтобы подкрепить их, подкрепляется любая, даже малая подвижка в нужном направлении). -
Принцип «один шаг вперед, два шага назад» (пока формируется один навык, нужно ослабить требования к остальным).
Последствия нарушения каждого принципа.
-
Нарушения принципа объективности (если подкреплять все что делает животное, то он не поймет, что от него хотят). -
Нарушения принципа своевременности (если подкреплять животного после его правильного поведения, то он может забыть за что ему дали эту еду). -
Нарушения принципа минимальной достаточности (если подкреплять животное большим количеством пищи, то он быстро наестся и ему ничего не нужно будет). -
Нарушения принципа «одного критерия» (в один промежуток времени нужно формировать только один аспект поведения, если же больше, то он запутается). -
Нарушения принципа «малого шага» (не нужно ждать больших изменений, чтобы подкрепить их, подкрепляется любая, даже малая подвижка в нужном направлении, а не ждите, когда животное сделает весь трюк безукоризненно). -
Нарушения принципа «один шаг вперед, два шага назад» (пока формируется один навык, нужно ослабить требования к остальным, а не накидывать на него все и сразу. Он запутается).
-
Отрицательное подкрепление, проблемы использования. «Синдром Герострата». Эффективный механизм использования отрицательного подкрепления.
Использование отрицательного подкрепления приводит к двум проблемам:
-
Отрицательно подкрепляется не только нежелательное поведение, но и все, что делает человек в этот момент (не только то, что он достает шпаргалку, но и то, что пришел на экзамен). В результате с помощью отрицательного подкрепления человек отучается от чего-то реально важного (ходить в школу, общаться с родителями и т.д.) -
Отрицательное подкрепление может быть субъективно выгодным для человека (накричав на ребенка, можно вызвать у него искреннюю радость «мама обратила на меня внимание»). Тогда «якобы отрицательное» подкрепление на самом деле становится положительным и фиксирует нежелательное поведение.
Негативное подкрепление — это то, чего субъект хотел бы избежать: шлепок, нахмуривание бровей, неприятный звук.
«Синдром Герострата».
Герострат сжег храм в честь Артемиды для того, чтобы его заметили. Сегодня комплекс Герострата – термин, которым принято описывать добивающихся общественного признания любой ценой, не глядя на законы и принятые нормы поведения.
«Синдром Герострата» - культурное явление, когда негативное поведение фиксируется от повышенного отрицательного внимания. Герострат – гипотетический исторический персонаж, который в стремлении к славе и для того, чтобы остаться в памяти потомков, сжег храм Артемиде в Эфесе. Одно из положений бихевиоризма заключается в том, что эффективная форма отрицательного подкрепления – это временное снижение уровня положительного. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Герострат).
В более простых вариантах, например, мама приучает детей громко орать, потому что только громкий крик позволяет им привлечь ее внимание. Её возмущение и даже наказания становятся для них положительным подкреплением («нас заметили»)
Синдром Герострата – желание прославиться путем вредоносной деятельности.
Эффективный механизм использования отрицательного подкрепления.
Одно из положений бихевиоризма заключается в том, что эффективная форма отрицательного подкрепления – это временное снижение уровня положительного (рассказать подробно).
Пример: 1. для животных используют электропастух — изгородь, которая, если животное к ней подойдет и дотронется ударит его током. Но действие изгороди моментально кончается, как только животное перестало с ней каким-либо образом соприкасаться.
2. взрослый мужчина вынужден был выступать публично, однако выступление был неудачным, его подвергли сильный критики (негативное подкрепление)
В дальнейшем этот мужчина боялся выступать публично, избегал посещения подобных мероприятий (сформировалась реакция избегания).
-
Алгоритмы формирования поведения с использованием подкрепления: простой и развернутый. Постоянное и вариабельное подкрепление.
Простой алгоритм выглядит просто: дождаться поведения и подкрепить. Либо положительно - что бы закрепить, либо отрицательно – что бы устранить данное поведение
В отличие от него, развернутый алгоритм – это система повторяющихся циклов:
-
Сформулировать цель в терминах поведения -
Выбрать адекватное подкрепление -
Разбить путь к цели на отдельные отрезки (задачи) -
Подкреплять постоянно решение первой задачи (пока поведение не сформируется) -
Перейти на вариабельный режим подачи подкрепления (пока поведение не закрепится) -
Начать подкреплять в постоянном режиме решение задачи №2 (и так далее)
-
Шаг. (формирования цели на уровне действий, а не на уровне галлюцинаций) -
Шаг. (Разбить путь цели на этапы) -
Шаг. (Подобрать адекватное подкрепление) -
Шаг. (Подкрепляем поведения, соответствующим критериям) -
Шаг. (Повышаем критерий)
Пример:
Цель: приучит немецкую овчарку приносить пустую миску к крыльцу дома. (Или голубя ходить восьмеркой)
Разбить путь: должна взять миску в зубы, принести ее к крыльцу и т.д.
Адекватное подкрепление: взяла пустую миску в рот – молодец (на мяса), полную – нет....
Подкрепить поведения: принесла миску, на, кусочек мяска
Повышения критерия: принесла миску, лай…
Постоянное и вариабельное подкрепление.
-
Постоянное подкрепление.
При постоянном подкреплении желаемое поведение поощряется каждый раз при его проявлении. Обычно этот алгоритм используется на начальной стадии обучения, чтобы установить сильную связь между поведением и результатом. Как только формируется условный рефлекс, происходит переход на алгоритм частичного подкрепления.
-
Вариабельное (частичное) подкрепление.
При частичном подкреплении желаемое поведение поощряется только периодически. При использовании этого вида алгоритма навыки приобретаются медленнее, но зато они менее подвержены угасанию.
-
Использование сформированных якорей как формы подкрепления.
Якорь - стимул, сформированный одним-двумя повторениями и вызывающий нужную ассоциативно связанную с ним эмоциональную реакцию или состояние. По-другому, якорь — метка или ассоциативная связь в сознании человека, которая отвечает за вызов у него конкретного состояния.
В технике якорения можно с помощью незаметного внешнего стимула привести человека практически в любое состояние (страха, доверия, веселья, уныния). Соответственно, используя эти состояния как позитивное или негативное подкрепление, можно формировать у человека любые поведенческие реакции.
В одной супружеской паре весь жизненный опыт мужа состоял в том, что он создавал сконструированные образы некоторых возможностей, функция же жены состояла в том, что она вызывала эйдетические образы чего-то подобного, а потом говорила мужу, как это плохо. Например, он говорит: «Хорошо бы сделать в нашей спальни дневной свет», а она отвечает: «Помнишь мы были в гостях у таких-то, и у них лампы дневного света постоянно ломались». В другого рода коммуникацию они никогда не вступали! Я проводил терапию с этой парой в моей гостиной. Я зашел, сел и сказал: «Знаете, я вырос в городе, поэтому здесь в деревне меня многое простое поражает. Представляете, вчера я обнаружил в доме гремучую змею, вот здесь она проползла, прямо через ту гостиную! Ужасно!» Сказав это, я посмотрел на пол за их креслами и медленно проследил глазами, как она ползет.
Затем начали беседовать. Когда супруги начали спорить, я всякий раз смотрел в пол, и они спорить переставали. Я начал прикреплять их ужас перед змеями к данному разговору. По истечению часа времени они перестали разговаривать таким образом, так как это было неприятно потому, что их чувства к змеям ассоциировались со спором. Если вы собираетесь с кем-то разговаривать, и существует возможность еще того, что вам понадобится собеседника прервать, вы должны обеспечить себе эту возможность еще до начала сеанса.
Вы можете прервать бихевиорально, как в этом приеме со змеями или вербально: «Ой, подождите! Что же… „ или: «Страдаете ли вы аллергией на укусы пчел? «(посмотрев на ее руку) Это повлечет внимание. Или: «Стоп. Я вспомнил кое о чем, что забыл записать“.
Р.Бендлер, Дж. Гриндер «Из лягушек в принцы»
Подробнее: http://zigmund.ru/biografiya.html
-
Оценка и подкрепление в практике современного образования.
Оценка и подкрепление в практике современного образования.
С точки зрения бихевиоризма, современное российское образование имеет две основные проблемы:
-
Ориентация на награду и наказание вместо положительного и отрицательного подкрепления. -
Ориентация на поиск и исправление ошибок, а не на культивирование успеха.
Позитивные модели оценивания учащихся на основе бихевиорального подхода: модель равномерного движения и модель поиска успешных решений.
Модель равномерного движения – оценка выставляется путем сравнения результатов ученика с его собственным предыдущим результатом. Таким образом, мотивируется рост результатов даже самых малоуспевающих.
Модель поиска успешных решений – оценка выставляется, опираясь на количество успешно выполненных заданий, без учета ошибочных.
Самоподкрепление и его использование в самообразовании и саморазвитии.
Одним из наиболее полезных практических применений подкрепления является самоподкрепление. Мы им часто пренебрегаем, отчасти потому, что это не приходит нам в голову, отчасти, потому что склонны требовать от себя гораздо больше, чем от других. Как сказал один мой знакомый министр: «Немногие имеют столь низкие критерии, что по ним легко жить». В результате мы часто по несколько дней не расслабляемся, переходя от одной задачи к другой, от нее к третьей, не замеченные и не отблагодарённые даже самими собой. Не говоря уже о подкреплении себя за изменение какой-либо привычки или приобретение нового навыка, какое-либо подкрепление необходимо и просто для будничной жизни; лишение себя подкреплений, мне кажется, — один из факторов повышения нервозности и депрессий.