Файл: Введение Вопрос первый Диалектикоматериалистическая парадигма познания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме того, анализ и синтез в организме осуществляет нервная система, биоорганизм осуществляет интегративную деятельность. Причем нейрофизиологи давно доказали, что в этой интегративной деятельности первое место занимает мозг. Более того, мозг выполняет эту работу, используя диалектическую схему «анализ - синтез». Поэтому деятельность мозга в диалектической терминологии так и называется – «аналитико-синтетическая деятельность мозга».
Авторы учебника «Физиология человека» (2002) приводят пример глубокого научного отношения нашего отечественного нейрофизиолога, академика И.П. Павлова к диалектичес-кому материализму. Прежде всего, говорил И.П. Павлов, «выживаемость организма зависит от степени его приспособления к окружающей среде. Она тем выше, чем совершеннее свойство анализа и синтеза». Во-вторых, «под свойством анализа и синтеза понимается способность нервной системы анализировать, т.е. выделять из внешней среды большее или меньшее количество раздражителей, действующих на организм, и синтезировать, т.е. объединять те из них, которые в данный момент совпадают с какой-либо его деятельностью» (Смирнов, с.520).
Кора головного мозга (КГМ) осуществляет аналитико-синтетическую деятельность.
Примеры:
- условный рефлекс: проходит через ряд стадий, главные из которых –генерация (синтез) и специализация (анализ).
- динамический стереотип: это модель системной деятельности КГМ, как высшей формы аналитико-синтетической деятельности, осуществляющей взаимосвязи. Так в опытах Э.А. Асратяна у собак вырабатывали условный рефлекс. В результате, в КГМ «создавались условия для включения последующих (подпороговая интеграция), которые воспроизводились автоматически».
Надо сказать и о том, что опытным путем было доказано, что модели «динамического стереотипа», создаваемые мозгом, тормозят творческое начало.
Именно поэтому психологи утверждают, что человека легче научить чему-нибудь заново, чем его переучить. По их мнению переучивание (устранение стереотипа) – это физиологически нервное напряжение (стресс). Хотя в жизни человека стереотип играет важную роль: жизнь начинается у ребенка, прежде всего, с овладения стереотипами (через подражание, научение общечеловеческим моделям поведения).
Примером разрыва связей в организме является глаукома. Плохие сосуды – это плохой кровоток (нарушение связи). Эмбриональные стволовые клетки сохраняют в себе потенцию связи и способны воспроизводить до 50 объектов (органов). ДНК и РНК – это тоже связи: информация переводится из РНК в белки, а белки – архивны. Вирус – это «почтальон» в природе (переносит и сохраняет связи). Шизофрения : нарушен ген «С4» на шестой хромосоме (латентно сохраняется и проявляется в юности). В онкологии также имеются наследственные связи и др.
в) Принципы тождества (единства) диалектики, логики, теории познания
Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление , и общество. Этот принцип приводил в некоторое смущение марксистских диалектиков. В гегелевской диалектике этот принцип воплотился (как принцип тождества мышления и бытия) со всей возможной последовательностью. В материалисти-ческой диалектике возникли трудности с его применением. Его другая формулировка – единство диалектики объективной, диалектики природы и диалектики субъективной, диалектики мышления. В такой формулировке различие разных форм диалектики признается, но не раскрывается. Когда же появляются названия трех различных теоретических дисциплин – диалектики, логики и теории познания, то становится очевидным и «принципиальным» существование развития в различных формах. Один из предлагаемых ответов заключается в следующем: диалектика изучает проявление развития в природе, это диалектика объективного; логика изучает особенности развития в человеческом мышлении; теория познания пытается связать диалектику объективную и субъективную с помощью принципа отражения.
г) Принцип восхождения от абстрактного к конкретному
Принцип восхождения от абстрактного к конкретному аккумулирует в себе познавательную возможность законов и категорий диалектики, он организует процесс познания. «Абстрактное» и «конкретное» имеют несколько значений. Чаще всего в повседневности абстрактное понимают как синоним понятийности, в отличие от чувственности, образности, которая, соответственно, и есть конкретное. Кроме того,
Df: абстрактное – это отвлечение от ряда несущественных свойств и выделение основных.
В этом смысле познание всегда абстрактно, поскольку оно обобщает, отвлекается от индивидуального, оперируя понятиями. Конкретное, соотносимое так понимаемым абстрактным, есть сама объективная действительность, где существенное и несущественное не разделены.
Абстрактное и конкретное как этапы познавательного процесса имеют другой смысл.
Конкретное – это отражение объективной действительности в системе понятий, это теоретическое воспроизведение единства проявлений
, свойств, связей предмета.
Абстрактное – это вырванное из общей связи, общей логики развития предмета, воспроизведение какой-то одной его сторон и противопоставляющее одну сторону другим.
Высшая форма конкретного – научная теория, типичное проявление абстрактного – «житейские» суждения. Познание происходит как движение от конкретного в действительности и конкретному в познании.
д) Принцип единства логического и исторического
Принцип единства логического и исторического помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании.
Логическое – это теоретическое воспроизведение закономерностей реального развития.
Историческое – процесс развертывания действительности во времени во всем многообразии ее конкретных форм.
Помимо тривиального смысла этого принципа нет прямого совпадения предмета и его реальной истории; теория – это история, очищенная от случайностей, в нем заключены идеи, связанные с пониманием возможности познания прошлого, характером предвосхищения будущих событий, способом существования общего («логического») в нашей жизни.
Научный анализ избирает путь, противоположный объективному развитию предмета: развитая форма исследуемого объекта позволяет судить об истоках возникновения этого объекта, «анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны». Развитая, «классическая» форма объекта – это достижение полной выявленности его структуры, доступности, «прозрачности» его внутренних связей. Предмет как бы сам «показывает» себя, открывает нам то общее, «логическое», что является законом его развития. Для своих прошлых состояний высшая стадия предмета становится своеобразной «целью». Для исследователя предмет как своеобразная осуществленность возможностей, заложенных в нем, как достижение «цели» становится инструментом изучения стадий его развития, поиском момента его возникновения. Логическое помогает нам «опознать» прошлое, в результате чего логика развития предмета и его реальная история совпадают.
Этот принцип неотделим от принципа тождества бытия и мышления в его гегелевской интерпретации: общее («логическое») начинает жить своей самостоятельной жизнью в ткани истории, на определенной стадии оно начинает рефлектировать над собой и возвращается к своим истокам с помощью рефлектирующего мышления. И хотя в материалистической диалектике этот принцип лишь указывает пути человеческому познанию истории, исследователи, пытаясь воспроизвести этот принцип во всем объеме своих смысловых оттенков, пришли к идее объективного существования логического как идеального в истории (Э.В. Ильенков).
Другой нетривиальный вывод из принципа единства логического и исторического – обращенность диалектики в прошлое, но не в будущее. «Сова Минервы вылетает в полночь» - человек не может уловить пути, направления трансформаций предмета в будущем, поскольку закономерности, «логика» его еще не сформировалась, она еще тонет в бесчисленных внешних связях – возможностях. Судить можно только о прошлом, когда мы уже имеем путеводительную нить в виде результата процесса, достигшего своего предельного смыслового развития. Попытка предвидения будущего на основе наших знаний еще не развившегося предмета, еще не устоявшейся целостности неизбежно ведет к произволу мышления. Такой вывод никак не согласовался с пафосом обращенности материалистической диалектики в будущее. Система Гегеля неотделима от его метода, идеалистическая система «притягивала» диалектику к себе, не давала ей возможности жить жизнью материального мира.
Вопрос третий. Система законов диалектики в медико-биологическом исследовании
Диалектическая методология познания - это всеобщая (универсальная от слова «универсум» фундаментальная база научно-исследовательской деятельности всех конкретных наук - естественных и социально-гуманитарных. Появление кибернетики с её механизмами самоорганизации, саморегуляции и самовоспроизводства стало конкретизацией в дальнейшем развитии диалектико-материалистического метода в научном анализе объектов живой природы включая (биоорганизм).
В лице кибернетики материалистическая диалектика пополнила свою концепцию развития тезисами «самодвижение», «саморазвитие», «саморегуляция», «самоорганизация», «самовоспроизводство» и т.п. Все три закона диалектики расширили свою методологическую базу и фундаментальные векторы научного анализа во всех конкретных науках, в том числе и в медицине.
Все три закона диалектики имеют фундаментальное методологическое значение - всеобщей матрицы - как для всех наук и всех видов частнонаучного знания, так и медицинского познания - анализа патогенеза, этиологии и клинической картины болезни, физиологических состояний биоорганизма. Диалектико-материалистический подход в медицинском исследовании является основой формирования клинического мышления врача и студентов и аспирантов-медиков.
Так, миссия Первого закона – «Закона противоречия» («Закона единства и борьбы противоположностей») методологически раскрывать (вскрывать, находить) источники формирования и дальнейшего развития любых процессов в природе, обществе, психике (мышлении, сознании). Теория данного закона указывает на то, что любое новообразование (любых видов материи) возникает в результате взаимодействия двух противоположностей (в физике: материя – антиматерия, гравитация – антигравитация; в химии: оксиданты –антиоксиданты, распад - синтез веществ; в биологии: наследственность – среда, энтропия – негэнтропия, гуморальные - нервные явления и т.п.).
Поскольку вся живая природа функционирует и управляется одними и теми же фундаментальными (всеобщими, диалектическими) законами, то по этой же логической схеме болезнь (как живое, развивающееся явление биоорганизма) возникает также в результате взаимодействия двух противоположностей – повреждающего фактора и защитно- приспособительных сил организма. Более того, в случае врачебной деятельности врач должен знать конкретные характеристики обеих противоположностей (степень патогенности микроорганизмов, состояние иммунитета и т.д.). Также необходимо учитывать и тот фактор, что лекарства тоже имеют противоположное действие (терапевтическое и токсическое), что должно учитываться врачом (возможные аллергии, индивидуальная непереносимость - ещё одно противоречие между силой лекарства и непереносимостью его данным организмом).
В медицине закон противоречия - это теоретико-методологическая схема антагонистической регуляции функции механизма поддержания гомеостаза всего биоорганизма.
Второй закон диалектики - это «Закон развития» («Закон перехода количественных изменений в качественные) - имеет дело уже с процессами развития (в любых сферах живой материи) в соответствии с рождением новообразования по первому закону диалектики.
В биоорганизме этот закон «работает» с развивающимися патологическими процессами, а диалектические категории «количество» и «качество» дифференцируют состояние биоорганизма, соответственно, на «болезнь» и «здоровье», что указывает на различные его качества «норму» и «патологию».
В философской теории данного закона количественно-качественные изменения – это всегда результат взаимодействия «вещей и процессов», в которых количественные «накопление» изменения предшествуют качественным (осложнение в биоорганизме). Студент-медик должен знать, что врач руководствуется этим диалектическим знанием для понимания степени и динамики развития патологического процесса с целью предупреждения самого момента перехода данного состояния в другое качество (то есть, предупреждения осложнения).
Необходимо также вспомнить и фармакологический аспект терапии (философское количественно-качественное понятие «мера», в фармакологии – «доза»), где имеет место во врачебном мышлении феномен действия лекарственных препаратов и дозы, а также всевозможные их комбинации и схемы.
Например, малые дозы фенобарбитала действуют успокаивающие, средние дозы – как снотворное, а большие дозы – наркотически. Это уже переход от одного состояния (из количества) в другое состояние (в качество), всецело зависящее от количественно-качествен-ного биохимического баланса (меры) лекарства.