Файл: "Проблемы определения признака злостности при квалификации уклонения от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей".rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Начальным моментом формирования сложного фактического состава, создающего признак злостности уклонения, является вынесение судебного решения о ежемесячном взыскании алиментов, которые являются составной частью сложного понятия "средства на содержание". Судебное решение о взыскании алиментов вступает в законную силу сразу после провозглашения и в соответствии со ст. 211 ГПК РФ подлежит немедленному исполнению. Этим подчеркивается приоритетное значение и необходимость безусловного исполнения судебного решения на всей территории страны в соответствии со ст. 13 ГПК РФ, что уже само по себе является государственным предупреждением должника о возможных неблагоприятных последствиях в случае его неисполнения. Дополнительное указание об этом в предупреждении судебного пристава представляется вторичным, производным и явно излишним.
Однако этого недостаточно для привлечения к уголовной ответственности, так как судебное решение должно быть предъявлено взыскателем к исполнению. В соответствии со ст. 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. Нередко для ежемесячной, но добровольной уплаты средств на содержание (в понимании ст. 157 УК РФ) достаточно факта вынесения судебного решения об этом. После этого взыскатель может не предъявлять судебное решение к исполнению, так как должник исправно и ежемесячно уплачивает средства в том размере, который определен судебным решением.
Поэтому вторым элементом сложного фактического состава, порождающим основание уголовной ответственности, является факт предъявления взыскателем вынесенного судебного решения к исполнению. Никто, кроме взыскателя, не может вмешаться в эту процедуру, так как именно он является заинтересованным лицом по охране материальных интересов лица, нуждающегося в содержании. Дата принятия приставом-исполнителем судебного решения к исполнению является датой начала государственного контроля за ежемесячными платежами со стороны должника. Поэтому вызывает сомнения обоснованность вывода о том, что "начало срока злостного уклонения от уплаты алиментов во всех случаях органами дознания исчислялось со дня вынесения судебного решения о взыскании алиментов" <15>.
<15> Козаченко И., Курченко В. Спорные вопросы понятия злостного уклонения от уплаты алиментов // Уголовное право. 2014. N 6. С. 27.
С момента принятия судебного решения к исполнению начинается течение временного периода, исчисляемого в месяцах, окончание которого позволяет считать уклонение от уплаты средств на содержание злостным. Очень верно охарактеризовала этот период Т.Г. Понятовская: "С технико-юридической точки зрения граница между одними и другими правонарушениями может определяться по качественным или количественным критериям. Количественный критерий - накопление общественной опасности" <16>.
<16> Есаков Г.А., Понятовская Т.Г., Рарог А.И. и др. Уголовно-правовое воздействие: Монография / Под ред. А.И. Рарога. М.: Проспект, 2012. С. 243.
Именно длительность уклонения от уплаты средств на содержание (количество месяцев), а не число предупреждений об уголовной ответственности и есть объективный критерий накопления общественной опасности. Накопление этих месяцев позволит провести грань между гражданско-правовыми обязанностями (задолженность по алиментам) и уголовно-наказуемым деянием. В том случае, если после даты принятия судебного решения к исполнению и по истечении месяца с этой даты (ежемесячный порядок уплаты определен судебным решением) должник не выплатит определенную судебным решением сумму, образуется задолженность. Истечение третьего месяца неуплаты будет заключительным элементом сложного фактического состава, создающим правовое основание для возбуждения уголовного дела. Подчеркнем, что предусмотренный судебным решением ежемесячный срок платежей, в отличие от произвольных сроков объявления предупреждения, установлен законом, а не судебным приставом. Кроме того, обязанность ежемесячной выплаты средств соотносится со всеми ежемесячными социальными выплатами - ежемесячной заработной платой, ежемесячным получением пенсий, пособий и других видов дохода. Отсутствие алиментного содержания по окончании месяца существенно ущемляет иждивенца в праве на ежедневное полноценное питание, лишает возможности приобретать жизненно необходимые предметы обихода и т.п.
Полагаем, что предлагаемый нами период в три месяца неуплаты средств на содержание (алиментов) правильно отражает общественную опасность преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ, характеризует злостность уклонения от уплаты и позволяет взыскателю ожидать алименты в обозримом будущем. Одновременно этот срок достаточен для погашения должником задолженности. Если он, действуя в границах такого накопительного периода, смог устранить проблемы с трудоустройством, переменой места жительства и обеспечить выплату средств на содержание по решению суда, то основания для возбуждения уголовного дела не появится. Такой же трехмесячный срок (но только после объявление предупреждения) предусматривает уже упоминавшийся законопроект группы депутатов Государственной Думы от 9 июля 2014 г. N 564952-6. Количественный показатель в три месяца неуплаты, на наш взгляд, наиболее подходит для наступления уголовной ответственности. Меньший срок повлечет преждевременную криминализацию гражданско-правовых отношений задолженности по уплате, а более длительный срок умалит правовое значение законодательно предусмотренной обязанности по ежемесячной уплате алиментов.
В настоящее время установить моменты совершения преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ, а также его окончания весьма затруднительно по следующим причинам. Во-первых, государственным контролем не фиксируется период уклонения от уплаты алиментов с момента последней их уплаты до объявления предупреждения. Во-вторых, сложно определить, продолжает ли совершаться преступление, если оно не пресечено после первого и последующих предупреждений, шестого или восьмого по счету. Все это существенно затрудняет квалификацию преступления и создает благоприятные условия для продолжения уклонения от исполнения соответствующей обязанности. Об этом свидетельствует судебная практика, которая временем начала преступления признает дату и судебного решения о взыскании алиментов, и возбуждения исполнительного производства, и выдачи исполнительного листа, и увольнения виновного или снятия его с учета в центре занятости населения <17>.
<17> Обобщение практики рассмотрения судами Республики Карелия дел о преступлениях, предусмотренных ст. 157 УК РФ // СПС "КонсультантПлюс".17>17>16>16>15>14>13>13>12>12>11>11>10>10>9>9>8>7>6>5>4>8>7>6>5>4>3>2>3>2>1>1>